Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2014 в 15:00, реферат
Одной из самых актуальных и социально значимых задач, стоящих перед нашим обществом сегодня, безусловно, является поиск путей снижения роста преступлений среди молодежи и повышения эффективности их профилактики. Необходимость скорейшего решения этой задачи обусловлена не только тем, что в стране продолжает сохраняться достаточно сложная криминогенная обстановка, но, прежде всего тем, что в сферы организованной преступности втягивается все больше и больше несовершеннолетних; криминальными группировками, созданными подростками, совершаются опасные преступления, и число их неуклонно растет. Преступность молодеет и принимает устойчивый рецидивный характер, а такая криминализация молодежной среды лишает общество перспектив установления в скором будущем социального равновесия и благополучия.
Однако метод нельзя признать достаточно надежным. При неудавшейся попытке разобщения группы связь подростков может укрепиться, а их поведение приобретает при этом более выраженный антиобщественный характер.
Иным способом профилактического воздействия является переориентация. Суть этого способа заключается в том, что группа в основном сохраняет свой состав, но ее направленность изменяется с помощью предупредительных мер, принимаемых в отношении группы в комплексе.
Превентивное воздействие на каждого участника осуществляется влиянием на всю группу путем:
- переориентации с помощью лидера. Непременное условие данного метода – выделение лидера, который поддается положительному воздействию со стороны органов внутренних дел и способен влиять на других, склоняя их к отходу от преступных замыслов;
- переориентации группы за счет нового лидера с одновременной дискредитацией старого, в результате чего влияние последнего уменьшается;
- включения всех или нескольких членов группы в коллектив с социальнопозитивной направленностью.
Методы разобщения и переориентации следует дополнять контролем за деятельностью профилактируемых, чтобы не допустить возрождения группы на новой основе.
Имеет место быть и еще одна форма предупредительного воздействия на неформальные группы с криминальной направленностью. Это профилактическая изоляция группы. Изоляция группы необходима в тех случаях, когда есть информация о готовящихся массовых драках, беспорядках и когда на это есть необходимое время. Такая изоляция на практике осуществляется двумя способами:
- через родителей подростков, с которыми проводятся беседы, в ходе которых сообщается, что их ребенок участвует в деятельности криминальной группы и есть необходимость отправить его на определенное время в другое место, к родственникам, в спортивно-оздоровительный лагерь, если имеется такая возможность;
- путем административного задержания наиболее активных членов группы.
С нашей позиции, основная часть работы в области предупреждения не исчерпывается деятельностью органов внутренних дел. Предупреждение, осуществляемое органами внутренних дел, следует рассматривать в тесной связи с такой же деятельностью органов юстиции, прокуратуры и суда. Предупреждение, осуществляемое ими, также относится к числу задач этих органов, решение которых связано с реализацией ими своих функций. Решающим звеном всякой деятельности является ее организация. Предупреждение групповых преступлений требует комплексного подхода, объединения усилий многих субъектов, постоянного сочетания мер общего и индивидуального предупреждения на всех этапах превентивной работы.
Чтобы наглядно увидеть
работу ПДН по профилактике
преступлений и правонарушений,
можно привести следующий
В ОДН ОУУПДН УМВД Росси по г.о. Домодедово по штату числится 13 инспекторов ПДН. В сфере их обслуживания 8 городских и 24 сельских школ. На профилактическом учете на конец 1 квартала 2014 года состоит 264 несовершеннолетних. Основная масса, порядка 80% за употребление спиртных напитков. За первый квартал инспекторами ПДН в целях профилактики правонарушений и преступлений было проведено порядка 36 оперативно–профилактических рейдов, в результате котолрого было выявлено 42 факту административного правонарушения, составлено 42 административных протокола, из них: по ст. 20.22 КРФоАП – 21, по ст. 7.27 КРФоАП – 2, по ст. 20.21 КРФоАП – 13, по ст. 20.20 ч.1 КРФоАП – 2, по ст. 20.20 ч.2 КРФоАП – 1, по ст. 20.1 КРФоАП – 2.
Было проведено 25 профилактических лекций и бесед в учебных заведениях, направленных на разъяснение несовершеннолетним ответственности за совершение противоправных действий.
Заключение
Заканчивая рассматривать деятельность подразделений органов внутренних дел по делам несовершеннолетних в качестве предложений общего и частного характера по комплексному улучшению стержневой составляющей их работы, представляется целесообразным рекомендовать:
- с целью дальнейшего эффективного внедрения новых форм контроля за деятельностью инспекторов по делам несовершеннолетних органов внутренних дел следует осуществлять на плановой основе совместные с прокуратурой контрольные выезды руководителей горрайорганов внутренних дел на территории, обслуживаемые инспекторами по делам несовершеннолетних органов внутренних дел;
- по всем фактам нарушений в организации деятельности инспекторов по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, ущемления прав и законных интересов несовершеннолетних, ухудшении криминогенной ситуации в образовательном учреждении, изложенным в представлениях прокуроров, качественно проводить служебные проверки, по результатам которых в случае выявления нарушений привлекать к дисциплинарной ответственности виновных должностных лиц – как самих инспекторов по делам несовершеннолетних, так и руководителей, обязанных осуществлять должный контроль;
- с нашей позиции, целесообразно ежегодно проводить конкурс на звание лучшего инспектора по делам несовершеннолетних органов внутренних дел в органах внутренних дел субъектов Российской Федерации, в процессе которого проверять профессиональные знания по нормативной документации, регламентирующей деятельность подразделений по делам несовершеннолетних, навыки владения табельным оружием, специальными средствами, боевыми приемами борьбы, анализировать умение инспектора применять имеющиеся навыки в смоделированных нештатных ситуациях. По результатам конкурса целесообразно вручать участникам грамоты, поощрять наиболее отличившихся инспекторов;
- крайне важно разработать новейшие методические рекомендации по организации деятельности инспекторов по делам несовершеннолетних органов внутренних дел и обеспечить ими территориальные органы внутренних дел;
Решение сложнейшей проблематики подростковой преступности – это задача всех государственных органов, общественных организаций и объединений, следовательно, органам внутренних дел целесообразно расширять сотрудничество с общественными и благотворительными организациями и иными структурами гражданского общества для перспективного использования их позитивного потенциала в интересах несовершеннолетних, протекции их интересов и законных прав.
В завершение еще раз стоит отметить, что узловыми причинами и условиями правонарушений несовершеннолетних является совокупность следующих факторов: социально-экономических, организационно-правовых (состояние законодательства и уровень его соответствия социальной жизни общества), социально-демографических и субъективных (возрастные психологические особенности, мотивация поведения). Кроме того, одной из ключевых причин, порождающих противоправное поведение несовершеннолетних, является их беспризорность, бродяжничество и как следствие попрошайничество. Несмотря на принимаемые меры по профилактике данных асоциальных явлений в подростковом сегменте, состояние и динамика административных и иных правонарушений несовершеннолетних дают основание сделать вывод о ранее невиданных негативных процессах, протекающих в молодежной среде, и необходимости формирования новой парадигмы превенции правонарушений несовершеннолетних в Российской Федерации.
Эффективность профилактики
правонарушений среди несовершеннолетних
сотрудниками подразделений по делам
несовершеннолетних зависит от следующих
условий.
1. Своевременность. Несвоевременное принятие
профилактических мер может повергнуть
подростка в неблагоприятные социальные
и психологические условия, способствующие
изменению его сознания, ценностного отношения
к окружающим людям, самому себе.
Своевременность позволяет предупредить
неблагоприятное развитие личности, оздоровить
с помощью организационно-педагогических
и правовых мер условия жизни и воспитания,
положение несовершеннолетнего в коллективе
до того, как неблагоприятная ситуация
скажется на поведении личности.
2. Упреждаемость. Данный параметр имеет
непосредственное отношение к самому
поступку, совершение которого можно было
предвидеть. Так, педагог, зная о склонности
подростка к алкоголю, может предвидеть,
что в день своего рождения он попытается
выпить. Спрогнозировать, вовремя провести
необходимую профилактическую работу
- залог предупреждения асоциального поведения
подростка.
3. Дифференцированность. В процессе профилактической
работы важен дифференцированный подход
к субъекту воздействия, подбор форм организации
и содержания индивидуального подхода
к каждому подростку, с которым проводятся
профилактические мероприятия с учетом
особенностей личности причин неблагоприятной
жизненной или воспитательной ситуации.
4. Последовательность. Последовательное
применение различных средств с нарастающим
элементом обязательности воздействия
на личность несовершеннолетнего. Алгоритм
последовательных мер следующий: сначала
используются методы убеждения, рассчитанные
на самосознание субъекта, на его потенциальные
возможности самому критически осмысливать
и корректировать свое поведение. Эти
методы также анализируются педагогами,
родителями, представителями государственно-общественных
организаций и другими заинтересованными
лицами. Если такие формы не оказывают
существенного влияния, то следует использовать
меры, реализующие общественную, дисциплинарную,
административную ответственность.
5. Комплексность. Способствует интеграции
нравственного, трудового, правового,
эстетического и физического воспитания
несовершеннолетних, а также обязательно
взаимодействие в предупредительной работе
семьи, общественно-государственных учреждений,
правоохранительных органов, образовательных,
культурных и научных центров.
6. Соблюдение компетенции. Данное требование
предполагает обеспечение своевременности,
достаточности, законности профилактических
мер.
Перечисленные требования к профилактической
работе среди несовершеннолетних требует
организации оптимальных психолого педагогических
условий:
-опору на положительные стороны
подростка;
- участие ученического коллектива (через
общественные органы и органы самоуправления);
- планирование и программирование как
обязательный элемент организации профилактической
работы;
- обязательный контроль за подростками
(несовершеннолетними), посещающими занятия
в учебных заведениях;
- неотвратимость общественного воздействия
на каждый случай нарушения дисциплины
Профилактика правонарушений
среди несовершеннолетних сотрудниками
ПДН рассматривается не как изолированный комплекс мер (правовых), а как
неотъемлемая часть воспитательной работы,
призванная обеспечить решение общих
задач воспитания, использующая средства
образовательных, культурных и общественно-государственных
учреждений.
Проведение совместных мероприятий службами
профилактики правонарушений несовершеннолетних
должно идти по следующим направлениям
профилактической работы:
- обеспечение сотрудничества правоохранительных
органов с культурными, образовательными,
научными центрами, общественно-государственными
учреждениями в планировании, организации
и содержании профилактических мер;
- разработка и использование правильных
критериев оценки такой работы с обозначенными
учреждениями;
- профессиональная подготовка специалистов,
работающих с несовершеннолетними, вооружение
их всем комплексом педагогических средств
борьбы с правонарушениями;
- совместная организация родительского
всеобуча;
- организация и методическое обеспечение
правового воспитания подростков;
- организация непрерывного информационного
взаимодействия между всеми субъектами
профилактической деятельности;
- проведение совместных мероприятий на
уровне индивидуальной профилактики,
включая оздоровление среды органов в
предупреждении и коррекции правонарушающего
поведения учащихся.
Работа над указанными направлениями
будет способствовать достижению следующих
результатов:
- преодолению педагогической запущенности
подростков;
- формированию у них интереса к избранной
профессии;
- воспитанию активной жизненной позиции;
- вовлечению подростка в общественно-полезную
деятельность;
- направлению подростка к осознанным
действиям посредством переключения его
интересов (занятия спортом, туризмом,
художественной самодеятельностью, компьютерные
клубы, военно-патриотическая работа,
интеллектуальные игры и другие виды деятельности);
- участию подростков в органах ученического
самоуправления;
- работе в общественных организациях.
Таким образом, совместная воспитательно-профилактическая
работа правоохранительных органов и
государственно-общественных организаций
по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних
направлена, прежде всего, на включение
подростков в общественно-полезную деятельность
в сфере труда и свободного времени.
Осуществляя действия по выявлению и устранению
причин и условий, способствующих совершению
правонарушений, они также стимулируют
профилактическую деятельность государственно-общественных
организаций, культурных и образовательных
учреждений, которые решают частные задачи
предупреждения правонарушений среди
несовершеннолетних.
Список литературы
Нормативно-правовые акты
1. Конвенция о правах ребенка 1989г. // Система «Консультант – Плюс»
2. Конституция Российской Федерации // Система «Консультант – Плюс».
3. Уголовный кодекс Российской Федерации // Система «Консультант – Плюс»
4. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации// Система «Консультант – Плюс»
5. Кодекс об административных правонарушениях// Система «Консультант – Плюс»
6. Федеральный закон Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции"// Система «Консультант – Плюс».
7. Федеральный закон от 24 июня 1999г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушения несовершеннолетних» // Система «Консультант – Плюс»
8. Приказ МВД России от 15 октября 2013 г. № 845 “Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации”
Учебная литература.
1. Алмазов Б.Н. Психология отклоняющего поведения. М.: 2013
2. Актуальные проблемы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: Учебн. пособие // Под ред. А.С. Бланков. М.: 2013
3. Бакаев А.А. Система профилактики правонарушений несовершеннолетних: Учеб. пособие. - М.: Логос, 2012.
4. Вершинина Г.В., Михайловская И.Б. Трудные ступени: профилактика антиобщественного поведения. М., 2012г.
5. Каневский Л.Л. Расследование и профилактики преступлений несовершеннолетних. - М., 2012.
6. Захаров Н.С., Лысов М.Д., Волков Б.С. Правонарушения несовершеннолетних и их предупреждение. М., 2013
7. Канаевский Л.Л. Расследование и профилактика преступлений несовершеннолетних. - М., 2012.
8. Минина С.П. Преступность несовершеннолетних. С-Пб., 2012
9. Нечаева А.М. Правонарушения в сфере личных семейных отношений. - М.: 2012.
Информация о работе Причины и тенденции правонарушений несовершеннолетних