Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2015 в 12:57, контрольная работа
В нашей контрольной работе мы рассматриваем прокуратуру как неотъемлемую часть государства и современного общества. Мы рассматриваем прокуратуру и прокурорский надзор в современном обществе как одну из самых нужных надзирательных структур в сфере общественной деятельности и общественной жизни.
Место прокуратуры в системе государственно-правовых институтов государства имеет ключевое значение для определения правового статуса прокуратуры, ее организационного построения, форм и методов деятельности
К примеру, концепция судебной реформы в РФ эти проблемы не поднимает,
ограничиваясь указанием на то, что существует внутренний судебный
контроль в виде кассации, ожидаемой апелляции, надзорного порядка
пересмотра приговоров. При этом авторы, естественно, забывают упомянуть
о щадящем характере внутреннего контроля. Вышестоящие суды в судебной
системе всегда были в той или иной мере ответственны за работу
нижестоящих судов и потому заинтересованы в том, чтобы не портить
статистику, обеспечивать «хорошие показатели» качества и стабильности
приговоров. К тому же вышестоящие суды никогда не пользовались правом
проверки судебных приговоров и решений по собственной инициативе -
только по сигналам извне, - т.е. по жалобам и протестам. Внешний
контроль за деятельностью суда осуществляется в той или иной мере
заинтересованными лицами, общественностью и средствами массовой
информации. Но это контроль случайный, эпизодический и не всегда
убедительный Коллектив авторов. Руководитель авторского коллектива
доктор юридических наук профессор Скуратов Ю.И.; Бойков А.Я., Ястребов
В.Б. и др. Прокуратура Российской Федерации (Концепция развития на
переходный период). М, 1999 г., с. 22..
Определяя перспективу развития прокуратуры, необходимо стремиться к
повышению роли прокуратуры в реализации принципа законности в
правосудии. Это можно сделать путем расширения его участия в
гражданском, арбитражном и административном судопроизводстве Кливер И.Я.
Организация планирования работы в органах прокуратуры: Учеб. пособ. М.,
1991 г., с. 19..
Прокурор должен быть ориентирован на то, что при выполнении своей
процессуальной функции (участие в судебном разбирательстве, поддержание
обвинения, опротестование судебных решений и проч.) он должен всегда
реагировать на нарушения законности и принимать доступные ему, как
участнику процесса, меры по их устранению.
Необходимо отвергнуть спекулятивные рассуждения о «поднадзорности суда
прокуратуре». Речь идет о профессиональном взаимодействии прокуратуры и
органов судебной власти в деле обеспечения подчинения закону любого участника судопроизводства.
Надо осознать, что, создавая независимую судебную власть, общество
отнюдь не заинтересовано в появлении некоего монопольного органа по
защите прав граждан, единственно способного решать, что законно, а что
противоречит закону.
Основой взаимодействия и сотрудничества суда и прокуратуры является
реализация правозащитной функции. Противопоставление суда и прокуратуры
началось в свое время с вполне обоснованной критики тех процессуальных
норм, которые формулировали задачи уголовного судопроизводства - быстрое
и полное раскрытие преступлений, изобличение виновных и т.д. - не
выделяя специфику задач, стоящих собственно перед правосудием. «Общность
задач» позволяла органам судебного управления и координации борьбы с
преступностью видеть суд «в одной упряжке» с теми, кто призван пресекать
преступления и изобличать преступников - т.е. с оперативным и
следственным аппаратом и аппаратом прокурорского надзора Козусев А.Ф.
Проблемы прокурорского надзора за исполнением законов в
оперативно-розыскной деятельности. М., 2001 г., с. 61..
Научная юридическая общественность отмечала несуразность такого единения
задач, которое превращало суд в ординарный репрессивный орган, отчуждало
его от населения, формировало отношение к нему, как к казенному,
бюрократическому учреждению, противостоящему интересам рядового
гражданина. Именно в силу понимания этого, первые шаги судебно-правовой
реформы были связаны с критическим переосмыслением задач
судопроизводства, с идеологического обоснования и правового подкрепления
необходимости переориентации суда с репрессивной на правозащитную
функцию.
Но противопоставлять борьбу с преступностью защите общества от
преступлений методологически неправильно. Известно, что уголовный закон
обладает силой индивидуальной и общей превенции, т.е. работает на
предупреждение преступности. Эта превентивная сила закона многократно
возрастает, когда он обоснованно и неотвратимо применяется на практике.
Каждый приговор суда, осуждая противоправное деяние, вносит вклад в дело
борьбы с преступностью или «в защиту общества от преступлений». Спорить
по этому поводу, значит уводить науку и практику в мир схоластики
Ломидзе А.Б. Прокурорский надзор за законностью принимаемых
следователями процессуальных решений: Методич. пособ. М., 2000 г., с.
51..
Таким образом, отвергая тождественность задач «органов уголовной
юстиции», недопустимо переступать ту грань, за которой начинается
противопоставление этих органов друг другу, искусственное нагнетание их
конфронтации. Это - путь разрушения системы борьбы с преступностью и
системы правоохраны.
Цель реформирования и прокуратуры и суда видится в том, чтобы обеспечить
не противопоставление и соперничество их, а взаимодействие и
сотрудничество.
Можно сделать два вывода: о возрастании значения правозащитной функции
прокуратуры, которая для суда является основной, решающей и о
возрастании в числе методов прокурорского реагирования такого средства,
как обращение в суд за разрешением любых правовых конфликтов, которые не поддаются устранению иными традиционно прокурорскими средствами
(представление).
Эти выводы соответствуют расширению судебной юрисдикции - одному из
крупных реальных достижений судебной реформы и свидетельствуют о
сближении судебной власти и прокуратуры. Надо также отметить, что этот
процесс сотрудничества постепенно реализуется на практике.
Дальнейшее развитие взаимодействия прокуратуры и суда видится в
значительном расширении практики заявления прокурорами исков в интересах
неопределенного круга лиц - экологических исков, исков, связанных с
незаконной приватизацией государственных и муниципальных объектов, исков
в защиту прав потребителей. Такого рода иски прокурора, имеющие большое
социальное значение, нуждаются, как правило, в серьезном обосновании,
требуют предварительных проверок и исследований; есть потребность и в
более эффективном правовом их обеспечении - как в законодательстве о
прокуратуре, так и в гражданском процессуальном праве. О значении этой
практики свидетельствует и опыт других стран. Институт предъявления иска
прокурором (либо органом, аналогичным прокуратуре) существует, например,
во Франции, США. В отдельных штатах Америки распространены иски
прокурора в защиту неопределенного круга лиц, либо части населения.
Проведенный анализ социально-политических, правовых и организационных
аспектов функционирования органов прокуратуры рассматриваемых государств
в современных условиях дает основания сделать следующие выводы:
1. Неоправданной и необъективной является характеристика прокуратуры,
как неотъемлемого элемента «тоталитарной системы». В условиях
тоталитарного государства все правоохранительные органы, включая суд,
несли на себе печать беззакония. Одна из многочисленных функций
прокуратуры «отслеживать» нарушения закона и принимать меры к их
устранению, от кого бы они ни исходили, вполне вписывается в систему
высоких стандартов правового государства.
2. Реформирование органов прокуратуры - весьма длительный по времени
процесс, сопровождающий весь период формирования устоев, первичных
признаков демократического правового государства.
3. Есть все основания выделить, по меньшей мере, два этапа
реформирования института прокуратуры в странах СНГ- этап переходного
периода и этап политической и правовой стабилизации. Каждому из них
присущ свой тип прокуратуры, отражающий объективные потребности
обеспечения законности, поддержания правопорядка и борьбы с
преступностью.
4. Реформы прокуратуры должны опираться на широкие обобщения позитивного
зарубежного опыта правоохранительной деятельности. Заимствование
элементов зарубежной практики не должно носить характера механического
перенесения, принудительного использования инородных правовых
образований в государственно-правовую систему общества без учета
сложившихся и не подлежащих безоговорочному измененную отечественных
правовых институтов и традиций.
5. Прокуратура в современных условиях все более является элементом
системы сдержек и противовесов, обеспечивающих не только сдерживание отдельных ветвей (от незаконных, противоправных действий, принятия актов
и т. д.), но и их взаимодействие в целях поддержания режима законности и
правопорядка, обеспечения и защиты прав граждан, усиления роли
прокуратуры в системе правоохранительных органов за счет реализации
функции координации их усилий не только в сфере борьбы с преступностью,
но и в вопросах участия в правотворчестве, обеспечении мер по реализации
договоров по правовой помощи в рамках СНГ.
6. Обеспечение более тесной взаимосвязи и взаимодействия прокуратуры с
судебной властью, в целях объединения их потенциала в защите прав
граждан, утверждения законности и правопорядка, ориентация органов
прокуратуры на обращения в суд, как наиболее эффективную форму защиты
прав граждан.
3) Предмет надзора
Предметом надзора за исполнением законов является:
· а) соблюдение Конституции РФ;
· б) исполнение законов;
· в) законность правовых актов.
Соблюдение Конституции РФ. Это означает, что все перечисленные в данной статье Закона объекты надзора должны строжайшим образом соблюдать Конституцию РФ, а прокурор осуществляет надзор за точным соблюдением ее требований.
Помимо Конституции РФ предметом надзора за исполнением законов является и соблюдение конституций и уставов субъектов РФ.
Исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации. Характеризуя этот элемент предмета надзора, следует иметь в виду, что на территории РФ действуют:
- федеральные конституционные законы;
- федеральные законы;
- законы субъектов РФ.
Предметом надзора является исполнение всех законов независимо от их правовой иерархии.
Определяя этот элемент предмета надзора, законодатель использовал понятие исполнение закона, между тем как в характеристике предыдущего элемента предмета использовалось понятие соблюдение Конституции РФ.
Характеризуя, предмет данного направления прокурорского надзора, следует указать круг юридических и физических лиц (объектов), чье соблюдение Конституции РФ и исполнение законов проверяется прокурором. Перечень этих объектов надзора указан в ст. 21 Закона о прокуратуре. К их числу законодателем отнесены следующие:
1) федеральные министерства;
2) государственные комитеты;
3) федеральные службы;
4) иные федеральные органы
5) представительные (законодательные) органы государственной власти субъектов РФ. Их численность равна числу субъектов РФ. В различных субъектах РФ они именуются как думы, законодательные собрания и др.;
6) исполнительные органы
7) органы местного
8) органы военного управления. В
их число входят Министерство
обороны РФ, его структурные подразделения,
органы военного управления в
военных округах, военных соединениях,
гарнизонах и иных местах
9) органы контроля. К числу этих
объектов надзора относятся
10) должностные лица. Это самый
многочисленный вид объектов, соблюдение
Конституции РФ и исполнение
законов которыми является
11) органы управления
Объектами прокурорского надзора в этих случаях являются коллективные органы управления указанных коммерческих и некоммерческих структур. Их формы, состав, пределы компетенции также чрезвычайно разнообразны. Это советы директоров, правления, советы учредителей, дирекции и т.д
12) руководители коммерческих и
некоммерческих организаций. К этой
категории лиц, относятся лица, выполняющие
управленческие функции в