Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 15:49, курсовая работа
Целью работы является анализ и характеристика полномочий прокурора в уголовном судопроизводстве в ходе осуществления уголовного преследования и надзора за исполнением законов в различных стадиях уголовного процесса.
В данной работе поставлены следующие задачи:
- раскрыть содержание принципов организации и деятельности прокуратуры, обозначенные законом о прокуратуре;
- раскрыть содержание, сущность понятия - «уголовное преследование», отсутствовавшего в УПК РСФСФ, отметить его цели и формы;
- показать роль, функции, полномочия прокурора в различных стадиях;
- показать значение и задачи прокурорского надзора за процессуальной деятельностью в уголовном процессе.
Введение………………………………………………………………………..
3
1.Деятельность прокуратуры
1.1.Цели и задачи прокурорской деятельности………………………….......
5
1.2.Принципы организации работы прокуратуры…………………………...
7
2.Участие прокурора в основных стадиях уголовного процесса
2.1.Досудебная стадия уголовного процесса………………………………...
13
2.2.Суды первой инстанции………………………………………………..
22
2.3.Кассационные и апелляционные инстанции………………………….
41
2.4.Прокурорский надзор в обеспечении законности исполнения приговора ……………………………………………………………………...
45
Заключение……………………………………………………………………..
49
Библиографический список…………………
Негосударственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Челябинский институт экономики и права им. М.В. Ладошина»
Факультет Предпринимательства и права
Направление 030900 Юриспруденция
Курсовая работа по предмету
Уголовно-процессуальное право
ПРОКУРОР В УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ: ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ В СТАДИЯХ
Выполнил студент гр. Ю-321
А. Р. Бартош
Научный руководитель:
С.Л. Микрюкова
Дата защиты «__» _____ 20__г.
Оценка____________________
___________________________
(подпись руководителя)
Челябинск
2013
Оглавление
Введение………………………………………………………… |
3 |
1.Деятельность прокуратуры |
|
1.1.Цели и задачи прокурорской деятельности…………………………....... |
5 |
1.2.Принципы организации работы прокуратуры…………………………... |
7 |
2.Участие прокурора в основных стадиях уголовного процесса |
|
2.1.Досудебная стадия уголовного процесса………………………………... |
13 |
2.2.Суды первой инстанции……………………………………………….. |
22 |
2.3.Кассационные и апелляционные инстанции…………………………. |
41 |
2.4.Прокурорский надзор в обеспечении законности исполнения приговора ……………………………………………………………………... |
45 |
Заключение…………………………………………………… |
49 |
Библиографический список…………………………………………………... |
53 |
Введение
Прокуратура РФ играет важную роль в охране и защите прав и свобод граждан, интересов общества и государства, укреплении законности и правопорядка, способствуя становлению и развитию демократического правового государства.
Осуществляя государственный надзор за исполнением законов на всей территории РФ, органы прокуратуры в Центре и на местах принимают меры, направленные на обеспечение единства законности и незыблемости правопорядка, устранение нарушений законности и привлечение виновных к ответственности, восстановление нарушенных прав граждан, предприятий, учреждений, организаций.
Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры определяются Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации". В Законе нашли отражение и развитие конституционные положения о прокуратуре, установленные ст. 129 Конституции. По существу, это новый закон о прокуратуре, в нем определены все стороны организации и деятельности прокуратуры.
Целью работы является анализ и характеристика полномочий прокурора в уголовном судопроизводстве в ходе осуществления уголовного преследования и надзора за исполнением законов в различных стадиях уголовного процесса.
В данной работе поставлены следующие задачи:
- раскрыть содержание принципов организации и деятельности прокуратуры, обозначенные законом о прокуратуре;
- раскрыть содержание, сущность понятия - «уголовное преследование», отсутствовавшего в УПК РСФСФ, отметить его цели и формы;
- показать роль, функции, полномочия прокурора в различных стадиях;
- показать значение и задачи прокурорского надзора за процессуальной деятельностью в уголовном процессе.
Объектом исследования данной
работы являются нормы федерального
закона о прокуратуре и уголовно-
Предметом исследования в данной курсовой работе являются полномочия прокурора в уголовном судопроизводстве; понятие, сущность, значение уголовного преследования и прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия.
По своему назначению, принципам организации и деятельности, формам и методам работы прокуратура РФ занимает в системе государственной власти Российской Федерации самостоятельное место. Это специфический орган государственной власти, что позволяет ей успешно осуществлять возложенные на нее Конституцией РФ и Законом о прокуратуре, задачи и функции по обеспечению законности и правопорядка в государстве.
Прокуратура осуществляет от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на территории РФ законов. Работу по надзору, т.е. по выявлению и устранению нарушений закона, восстановлению нарушенных прав, прокуратура выполняет в целях обеспечения верховенства закона, единства, соблюдения и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.[1] Как видно, приоритетным направлением деятельности прокуратуры является защита прав и свобод человека и гражданина, что предопределено положениями ст. 2 Конституции о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью: признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.[2] В этой правозащитной деятельности состоит принципиально новое назначение прокуратуры. В ранее действовавших законах о прокуратуре на первое место ставились охрана и защита интересов государства.
В указанных выше целях прокуратура РФ осуществляет:
- надзор за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;
- надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; [8, с. 382]
- надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно - розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
- надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;
- уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно - процессуальным законодательством Российской Федерации;
- координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.
В более сжатом виде, целями
прокурорской деятельности, в том
числе и в уголовном
Исходя из общих целей
прокурорской деятельности и с учетом
специфики уголовного судопроизводства,
перед прокурором поставлены следующие
задачи: на него как на должностное
лицо в пределах его компетенции,
установленной уголовно-
Осуществляя уголовное преследование от имени государства, прокурор тем самым является его полномочным представителем в области уголовного судопроизводства.
При этом прокурор, исполняя возложенные на него Законом полномочия, обязан не только защищать интересы общества и государства, но и обеспечивать законность в деятельности других должностных лиц, также наделенных полномочиями на уголовное преследование. А это связано не столько с необходимостью вести уголовное преследование, сколько с потребностью исключить при этом нарушения права и свобод человека и гражданина, вовлеченного в сферу уголовного судопроизводства.
Правовое государство должно обеспечивать такой порядок регламентации складывающихся процессуальных отношений, который бы обеспечивал защиту человека, общества, государства от преступлений и устанавливал гарантии от ошибок, злоупотреблений, некомпетентности со стороны органов следствия и дознания, и в то же время, гарантировал неотвратимость справедливой уголовной ответственности виновному за совершенное преступление.[15, С. 25]
Достижение этих целей
возможно путем обеспечения верховенства
закона и расширения, процессуальных
прав, полномочий прокурора в уголовном
преследовании и при
В соответствии со ст. 4 Закона о прокуратуре принципами организации и деятельности органов прокуратуры являются централизация, независимость, законность, гласность.
В соответствии с конституционным
положением о том, что прокуратура
РФ составляет единую централизованную
систему с подчинением
Принцип централизации органов прокуратуры означает, что эти органы составляют единую централизованную систему, возглавляемую Генеральным прокурором РФ.[11]
Систему прокуратуры России
составляют Генеральная прокуратура
Российской Федерации, прокуратуры
субъектов Федерации и
Единство системы органов прокуратуры находит свое выражение в том, что все прокуроры наделены одинаковыми по характеру полномочиями, за исключением отдельных случаев, определенных законом. Каждый прокурор действует от имени всей системы прокурорских органов, имеет право и обязан принять предусмотренные законом меры для выявления и устранения любого нарушения закона. Едины также формы, методы и акты прокурорского реагирования на нарушения закона (проверки, протесты, представления, постановления). Решения прокурора, принятые в соответствии с законом и в пределах своей компетенции, имеют одинаковую юридическую силу и обязательны к исполнению надлежащими органами и должностными лицами. В пределах своей компетенции прокуроры вправе приносить протесты на судебные решения и приговоры. Вышестоящий прокурор может поручить нижестоящему прокурору выполнение отдельных своих обязанностей (кроме специально оговоренных в законе) и вместе с тем вправе взять на себя осуществление обязанностей нижестоящего прокурора.
Централизация системы органов
прокуратуры выражается, прежде всего,
в том, что все нижестоящие
прокуроры подчиняются
Назначение Генерального прокурора РФ на должность и освобождение его от должности Советом Федерации Федерального Собрания по представлению Президента РФ указывают на особую государственную значимость должности Генерального прокурора и возглавляемой им системы органов прокуратуры, призванных осуществлять надзор за исполнением законов на всей территории РФ.
Назначение прокуроров субъектов РФ Генеральным прокурором по согласованию с этими субъектами, согласно ст. 129 Конституции, а именно с органами государственной власти субъектов Федерации, с одной стороны, подтверждает уже изложенное конституционное положение о единстве и централизации системы прокуратуры России, а с другой - отражает специфику России как федеративного государства, определенную Конституцией известную самостоятельность субъектов Федерации, указывает на необходимость учета их интересов в данном вопросе.[7] В ст. 11 Конституции установлено, что государственную власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы государственной власти. Сложилась разнообразная система органов государственной власти в субъектах Федерации. Вопрос о том, с каким из этих органов должно согласовываться назначение прокуроров субъектов Федерации, подлежит разрешению в практической деятельности Генерального прокурора.[24, С. 18]
Принцип независимости в
организации и деятельности прокуратуры
состоит в том, что ее органы осуществляют
свои полномочия независимо от федеральных
органов государственной
Информация о работе Прокурор в уголовном судопроизводстве: процессуальное положение в стадиях