Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2014 в 19:26, курсовая работа
Система уголовно-правовой безопасности России сложилась в середине 90-х годов прошлого века, когда вступил в силу Уголовный кодекс Российской Федерации 1996 г. (далее УК РФ). Ее элементы настроены на регулирование общественных отношений, очевидных в начальный период становления современной российской государственности. Произошедшее в последнее десятилетие укрепление конституционного строя, обретение государством и обществом стабильного развития потребовали переосмысления уголовно-правовых механизмов и средств обеспечения сохранности государственной тайны, и, собственно, системы составов преступлений, предусмотренных ст. 275, 276 УК РФ. Свидетельством тому является широкая дискуссия, развернутая в СМИ[1],- большой общественный резонанс вызывают уголовные дела в отношении государственных изменников, шпионов и лиц, разгласивших государственную тайну. Пришло время ученным органов безопасности обозначить свою позицию и выработать предложения, направленные на системное совершенствование рассматриваемых предписаний уголовного закона.
Введение
Глава 1. Общая характеристика государственной измены и шпионажа
§1.1 Исторический аспект развития уголовной ответственности за государственную измену и шпионаж в России
§1.2 Понятие государственной измены и шпионажа
Глава 2. Уголовно-правовая характеристика государственной измены и шпионажа
§2.1 Объективные признаки государственной измены и шпионажа
§2.2 Субъективные признаки государственной измены и шпионажа
Глава 3. Разграничение составов государственной измены и шпионажа от смежных составов преступлений
Заключение
Список использованной литературы
Существует точка зрения, согласно «лица с двойным гражданством – РФ и иностранного государства… должны отвечать за шпионаж по совокупности преступлений – ст. 275 и 276 УК РФ»[30]. Аналогичные действия гражданина Российской Федерации квалифицируется как государственная измена в форме шпионажа либо в форме иного оказания помощи в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности Российской Федерации[31]. Так, шпионаж считается оконченным с момента сбора сведений, составляющих государственную тайну.
Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Лицо осознает характер своих действий, их направленность в ущерб внешней безопасности Российской Федерации и желает совершить эти действия. Мотивы и цели шпионажа значения не имеют и учитываются при назначении наказания. Они могут быть корыстными, политическими, националистическими и т.д.[32] Ответственность за собирание и передачу сведений, наступает при наличии двух условий: 1) эти действия должны совершаться по заданию иностранной разведки; 2) они предназначены для использования в ущерб внешней безопасности России. В ч. 2 ст. 62 Конституции РФ установлено, что наличие гражданства другого государства не освобождает гражданина РФ от его обязанностей, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором. Поэтому шпионаж, совершенный лицом, являющимся одновременно гражданином России и другого государства (бипатридом), влечет ответственность за государственную измену (ст. 275).
Вопрос о субъективной стороне преступления является дискуссионным. Все согласны с тем, что формой вины может быть только умысел, однако некоторые авторы считают, что он обязательно должен быть прямым[33], другие же - что возможен также и косвенный умысел[34]. Спорной является, например, ситуация, когда виновный, передавший иностранному государству сведения, составляющие государственную тайну, осознавал, что причиняет вред внешней безопасности, но безразлично относился к такому результату, ибо единственной целью было получение вознаграждения.
государственный измена шпионаж уголовный правовой
ГЛАВА 3. Разграничение составов государственной измены и шпионажа от смежных составов преступлений
Закон относит к государственной измене шпионаж, выдачу государственной тайны либо иное оказание помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности Российской Федерации. Первым видом государственной измены является шпионаж. Его объективные признаки совпадают с описанными в диспозиции состава шпионажа как самостоятельного преступления (ст. 276) и заключаются в передаче, а равно собирании, похищении или хранении в целях передачи иностранному государству, иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, а также передаче или собирании по заданию иностранной разведки иных сведений для использования их в ущерб внешней безопасности РФ.
Следовательно, речь идет о двух разновидностях шпионажа, которые различаются главным образом по предмету (государственная тайна или иные сведения).[35]
Первая разновидность шпионажа. Предметом первой разновидности являются сведения, составляющие государственную тайну. Основные положения, касающиеся государственной тайны, содержатся в Законе РФ от 21 июля 1993 г. "О государственной тайне" (с послед. изм. от 01.12.2007 г.)[36].
В соответствии со ст. 2 Закона носителями государственной тайны являются материальные объекты, в том числе физические поля, в которых сведения, составляющие государственную тайну, находят свое отображение в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов. Право относить конкретные сведения к государственной тайне предоставляется руководителям органов государственной власти, указанным в специальном перечне должностных лиц, наделенных полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, утверждаемой Президентом РФ.
Таким образом, признаками, на основании которых сведения относятся к государственной тайне, являются, во-первых, их важность, значимость для обеспечения безопасности государства; во-вторых, включение их в специальный перечень (засекречивание) на основе предусмотренной законом процедуры.
Обязательным признаком состава является определенный получатель сведений - иностранное государство, иностранная организация или их представители, причем имеются в виду любые зарубежные организации (государственные, общественные, частные). Передача или собирание сведений для российских организаций или граждан без цели дальнейшей передачи их в другие страны (например, для использования в производственной деятельности и т.д.) не являются шпионажем, ибо при этом не создается угроза внешней безопасности. Такие действия могут квалифицироваться как разглашение государственной тайны (ст. 283 УК РФ), похищение документов (ст. 325 УК РФ) и т.п.
Вторая разновидность шпионажа. Предметом второй разновидности шпионажа являются иные сведения, т.е. не составляющие государственную тайну, но предназначенные для использования в ущерб внешней безопасности России. Это могут быть любые, в том числе вообще несекретные, сведения, которые необходимы иностранному агенту для пребывания на территории России (о порядке получения документов, трудоустройства и т.д.), для вербовки российского гражданина, обладающего государственной тайной (о его моральном облике, вкусах, привычках), и т.д. [37]
Отличие данной разновидности шпионажа от первой заключается еще и в том, что способами действий являются только передача или собирание сведений, а также в том, что указанные действия совершаются по заданию иностранной разведки. Собирание иных сведений по собственной инициативе с дальнейшей передачей их иностранному государству не содержит признаков шпионажа, но при определенных условиях может рассматриваться как другой вид государственной измены - оказание иностранному государству помощи в проведении враждебной деятельности.
Выдача государственной тайны. Второй вид государственной измены - выдача государственной тайны. Она очень близка к шпионажу, особенно в форме передачи сведений. Отличие же состоит в том, что выдачу осуществляет лицо, располагающее сведениями (по службе и т.д.), а при шпионаже сведения передаются иными лицами, которые, как правило, предварительно их собирают или похищают. Выдача считается оконченной, когда сведения получены теми, кому они предназначались.
Субъектом государственной измены может быть только гражданин РФ. Иностранцы и лица без гражданства не подлежат ответственности по этой статье, так как они не могут совершить измену государству, гражданами которого не являются. При шпионаже субъектом выступает только иностранный гражданин либо лицо без гражданства, вот, в чем отличие.
Разглашение государственной тайны (ст. 283 УК РФ). Объективная сторона преступления заключается в разглашении сведений, составляющих государственную тайну, если эти сведения стали достоянием других лиц, при отсутствии признаков государственной измены[38].
Способы разглашения могут быть различными: посредством устных рассказов, показа письменных документов, чертежей, образцов продукции, а также путем бездействия, когда, например, материалы хранятся в условиях, при которых посторонние получили возможность ознакомиться с ними. Состав разглашения сконструирован как формальный - деяние окончено в момент разглашения; причинения вреда интересам государства не требуется.
В то же время необходимо, чтобы сведения стали достоянием посторонних лиц, в противном случае при наличии прямого умысла речь может идти о покушении (например, сведения содержались в письме, которое не дошло до адресата и не стало известно другим лицам). Умышленное разглашения указанных сведений отличается от государственной измены содержанием и направленностью умысла, т.е. отсутствием намерения причинить ущерб внешней безопасности РФ.[39]
Субъект преступления специальный, обладающий двумя признаками. Первый из них - лицо имеет допуск к государственной тайне. Порядок допуска регулируется Законом РФ "О государственной тайне"[40], в ст. 21 которого говорится, что допуск осуществляется в добровольном порядке и предусматривает принятие на себя обязательств перед государством по нераспространению сведений, составляющих государственную тайну, ознакомление с нормами об ответственности за нарушение законодательства РФ о государственной тайне и соблюдение некоторых других правил.
Второй признак субъекта - тайна была доверена или стала известна ему по службе. Это могут быть авторы документов, изобретений, их пользователи и т.д., а также технический персонал (курьеры, машинистки и др.), в том числе работники, которым данные сведения прямо не были доверены, но стали известны в связи с работой в данной организации (например, из оброненного кем-то документа). Лица, не имеющие допуска, а также все иные лица, которые ознакомились с секретными сведениями случайно, не в связи со службой и затем разгласили их, не являются субъектами данного состава и не подлежат ответственности по ст. 283 УК РФ. Они могут отвечать за государственную измену (ст. 275 УК РФ) при наличии ее признаков. Субъективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 283 УК РФ, выражается в форме умысла, когда лицо осознает, что разглашает государственную тайну, и желает, чтобы ее содержание стало известно посторонним, либо безразлично к этому относится (например, громко разговаривает в публичном месте). В ст. 283 УК РФ специально указано, что она применяется, если в содеянном отсутствуют признаки государственной измены. Это связано с тем, что разглашение имеет общие черты с таким способом государственной измены, как выдача государственной тайны. Главное различие в том, кому сообщаются сведения: при измене они передаются представителям иностранного государства или их агентам, при разглашении -иным лицам (знакомым, родственникам и т.д.)[41]. Кроме того, у этих составов разные субъекты (при измене - общий, при разглашении - специальный). Преступление окончено с момента восприятия разглашаемых сведений посторонними лицами. При этом не требуется детального восприятия всей совокупности разглашаемых сведений, а достаточно общего понимания смысла предаваемой огласке информации. Если по каким-либо причинам, не зависящим от воли виновного, умышленно разглашаемые сведения не восприняты посторонними лицами, налицо покушение на преступление. Например, разглашаемые сведения не были восприняты вследствие незнания национального языка, глухоты, сильного опьянения и т.п.[42]
Субъективная сторона разглашения сведений характеризуется и умышленной формой вины, неосторожностью. При прямом умысле лицо, сознавая общественно опасный характер действий, связанных с разглашением государственной тайны, предвидит, что оглашаемые сведения воспримут посторонние лица, и желает этого (например, в доверительном разговоре с родственниками и близкими людьми). Так, работая на строительстве специального объекта, техник О. разгласил в частной беседе своей знакомой девушке-студентке К. сведения о дислокации, назначении и конструктивных параметрах режимного объекта, желая показать свою солидность и осведомленность. Действуя с косвенным умыслом, субъект сознает общественно опасный характер своих действий, предвидит, что сведения, составляющие государственную тайну, могут стать достоянием посторонних лиц, и допускает факт восприятия сведений посторонними людьми. Мотивами совершения разглашения чаще всего выступает бахвальство, а целью - показать постороннему свою осведомленность, компетентность, важность и значимость своей персоны. В основе мотивации могут быть и иные побудительные стимулы: "помочь" близкому человеку в выполнении научной работы, выступлении с лекцией и т.д.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исходя из всех выше изложенных определений и исторических аспектов, относящихся к теме данной курсовой работы можно сделать следующие выводы:
Относительно правового регулирования и значимости данного состава преступления для законодателя, основываясь на литературе, использованной при рассмотрении данной темы, можно сказать, что такой состав преступления как государственная измена и шпионаж достаточно полно урегулирован в законодательстве Российской Федерации, при том, что место, уделяемое рассмотрению данной проблемы в научной и учебной литературе сравнительно не велико.
Законодатель сознательно вводит строгую санкцию за совершение данного преступления, здесь нужно совершенствовать законодательство ни путём ужесточения наказания, а путём уменьшения степени гласности, к примеру запрещая средствам массовой информации во обеспечении права на свободу слова собирать информацию составляющую государственную тайну или не составляющую таковой, но способную нанести ущерб внешней безопасности России. Положительной чертой касательно данного состава преступления является то, что в УК РФ в отличие от УК РСФСР расширен список, составляющий объективную сторону данного преступления.
Итак, исходя из Уголовного законодательства шпионаж понимается в широком и узком смысле, при первом это общее понятие как государственная измена в субъект которого входит только гражданин РФ ст. 275 УК, и узкий смысл это как отдельный вид преступления закрепленная в отдельной статье, отличие составит лишь то что субъектом шпионажа выступает иностранный гражданин. Но не смотря на все это многие авторы различных литератур определяют эти два понятия как тождественные. История шпионажа начинает своё развитие ещё в древности.
Являясь одним из наидревнейших искусств, методы добычи информации при шпионаже совершенствовались на протяжении веков, и дошли до нашего времени в совершенно изменённой форме. Но преступление остаётся преступлением, и искусство шпионажа будет существовать до тех пор, пока есть государство, секретная информация и люди способные производить подобную информацию.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно-правовые акты:
1. Консультант плюс: Конституция
РФ от 12 декабря 1993 г. // Российская
газета. 21.01.2009 № 7, 21.01.2009, Собрание законодательства
РФ, 26.01.2009, N 4, ст. 445, “Парламентская
газета”, N 4, 23-29.01.2009.(с учетом
2. Уголовный Кодекс Российской Федерации; от 13.06.1996 N 63-ФЗ (с изм. и доп. от 13.02.2009г. № 20-ФЗ)
3. Федеральный закон от 31.05.1996 г.
N 61-ФЗ «Об обороне» // Собрание
законодательства Российской
4. Закон РФ от 21 июля 1993 г. «О государственной тайне» // "Российская газета", 21.09.1993, № 182. (с изм. и доп. от 01.12.2007 г. № 318-ФЗ).
5. Закон РФ от 01.04.1993 N 4730-1. "О государственной границе РФ" // Российская газета. 04 мая 1993. № 84. (с изм. и доп. от 30.12.2008 г.)
6. СУ. 1649. 1934. № 30.
Судебная практика
7. Консультант плюс: Определение Верховного Суда РФ от 17.09.2002 № 5-О02-144 // (Документ опубликован не был)
Специальная литература:
8. Анашкин Г.З. Ответственность за измену Родине и шпионаж. – М.: 1964. – 360 .
9. Беляев А.Е., Воронцов В.М. Уголовная
ответственность за призывы, образующие
преступления против
10. Политическая преступность // Государство и право. 1994. № 7. С. 107- 121.
11. Дьяков С., Самойленко П. Изменения
и дополнения Закона “Об
12. Дьяков С.В., Игнатьев А.А., Карпушин
М.П. Ответственность за
13. Дьяков С.В. Государственные преступления
(против основ
14. Игнатов А. Н., Красиков Ю. А. Курс российского уголовного права: В 2 т. Т. 2. Особенная часть. – М.: Издательство НОРМА, 2002. – С. 748 – 960 с.
Игнатьев А.А. Статьи 275 и 276 УК РФ нуждаются в совершенствовании // Уголовное право. 2002. № 1. С. 26-32
15. Есиков С.А., Попов В.И. История отечественного государства и права. Методические рекомендации к изучению курса. - Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2004. – 410 с.
16. Кузьмин Э.Л. О государственном
суверенитете в современном