Рофессионально-психологическая подготовка сотрудников органов внутренних дел к действиям в экстремальных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2012 в 11:57, реферат

Краткое описание

Выполнение служебно-оперативных задач сотрудниками органов внутренних дел при проведении специальных операций связано с повышенным риском для жизни и здоровья.
Безопасность личного состава обеспечивается в первую очередь четкой организацией специальной операции и постоянным контролем за соблюдением личным составом требований безопасности, а так же достигается правильным пониманием сотрудниками поставленных задач; точным и своевременным выполнением команд и распоряжений; твердым знанием и строгим соблюдением правил использования вооружения, техники, специальных средств, служебных животных; дисциплинированностью и боевой выучкой личного состава и его умением действовать на любой местности днем и ночью при любой погоде.

Содержание

Введение
1. Психологические особенности деятельности сотрудников органов внутренних дел
2. Понятие психологическая подготовка сотрудников органов внутренних дел
3. Психологические особенности мобилизационной готовности сотрудника ОВД к действиям в экстремальных условиях
4. Методы профессионально-психологического тренинга сотрудников органов внутренних дел и принципы его организации
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

реферат больше.doc

— 141.50 Кб (Скачать файл)

     Для проведения психологической подготовки используются следующие основные методы профессионально-психологического тренинга:

- тренинг познавательных качеств;

- коммуникативный тренинг;

- ролевой тренинг;

- психорегулирующие тренировки;

- психотехнические игры.

     Методы  профессионально-психологического тренинга позволяют эффективно формировать  и развивать необходимые для  оперативных работников качества, навыки и умения.

     К тренингу познавательных качеств относят тренинги по развитию профессиональной памяти, профессиональной наблюдательности и накоплению опыта профессиональных восприятий, тренировки по развитию профессиональной чувствительности.

     Коммуникативный тренинг заключается в овладении навыками установления психологического контакта и доверительных отношений, осуществления психологического воздействия на лиц, представляющих оперативный интерес.

     В процессе решения оперативно-служебных задач сотрудникам приходится выполнять различные роли. Умение перевоплощаться, маскировать и мотивировать свое поведение - необходимые компоненты профессионального мастерства сотрудников органов внутренних дел и здесь большое значение играет ролевой тренинг для выработки соответствующих качеств. Навыки ролевого поведения развиваются путем осуществления ролевой гимнастики - специальных упражнений в придании речи и неречевым средствам внешне выраженных признаков, соответствующих заданной роли, в развитии способности к импровизации при применении этих средств.

     Для овладения навыками саморегуляции  эмоционально-волевых процессов  используются психорегулирующие тренировки. Эти тренировки направлены на овладение навыками использования простейших методов саморегуляции, позволяющих регулировать эмоциональные состояния личности, снимать излишнее напряжение, создавать определенный положительный настрой в деятельности сотрудника. В эту же группу относят и аутогенную тренировку, овладение приемами волевой саморегуляции.

     Психотехнические  игры - эффективный метод психологической подготовки сотрудников, применяемый для формирования определенных качеств средствами игрового поведения. Психотехнические игры предусматривают выполнение определенных ролей, взаимных действий, на основе которых складываются ситуации, психологически близкие к практическим, имевшим место в действительности.

     К методам психологической подготовки относят и психологическое моделирование условий и трудностей оперативно-служебной деятельности - это комплекс приемов, способов и средств, позволяющих создать внешние и внутренние (психологические) условия, близкие к реальным условиям оперативно-служебной деятельности.

     Среди методов психологической подготовки можно выделить и метод психологического анализа и решения практических задач, достоинством которого является реальная проверка уровня профессионально-психологической подготовленности сотрудников. Решение практических ситуаций позволяет сотрудникам применять полученные практические знания, навыки и умения в оперативно-служебной деятельности.

     Сложность и ответственность задач, а также  содержания и путей осуществления  профессионально-психологического тренинга определяет высокие требования к  организации и методике его проведения.

     При осуществлении профессионально-психологического тренинга необходимо руководствоваться определенными принципами его организации. В качестве общих принципов выступают:

- научная обоснованность и целесообразность тренинга;

- профессиональная направленность тренинга;

- систематичность и последовательность в его проведении;

- сознательность и активность обучаемых;

- доступность подготовки.

     Научная обоснованность и  целесообразность применяемого комплекса средств и методов профессионально-психологического тренинга определяется необходимостью глубоко и тонко разбираться в его психологических тонкостях и следовать рекомендациям юридической психологии и педагогики.

     Профессиональная  направленность тренинга выражается в максимальной конкретизации задач и содержания подготовки, исходя из особенностей профессиональной деятельности сотрудников и испытываемых ими психологических трудностей. Необходимо выбирать также с учетом этого учебные задания, методы, объекты, имитировать условия и действия.

     Систематичность и последовательность в проведении профессионально-психологического тренинга заключается в строгой логической связи прохождения психологической подготовки, когда новые знания, навыки и умения приобретаются на основе предыдущих, а предыдущие требуют дальнейшего развития. Необходимо идти от простого к сложному, от отработанного - к неотработанному, создавать высокие, но всегда посильные трудности с полным учетом реальной обученности тренирующегося и тех результатов, которые были достигнуты на предыдущем занятии. Желательно, чтобы на данном занятии трудность заданий (задачи, темпа, условий и пр.) чуть-чуть превышала предшествующую. Если же тренирующийся, несмотря на старание, не справляется вообще с заданием, трудность следует уменьшить.

     Трудности во время тренировок мобилизуют возможности обучаемых, процесс обучения ускоряется, растут и результаты. Когда же задания просты, легко выполнимы, то интерес к занятиям падает, темпы обучения замедляются.

     Принцип сознательности и активности обучаемых заключается в обеспечении сознательной работы сотрудников по самоусовершенствованию, активизации их познавательной деятельности, формировании устойчивых интересов к занятиям по психологической подготовке. Необходимо, чтобы тренирующийся отчетливо понимал, что и в какой последовательности делать. При этом повышаются темпы и уровень овладения действием, и эффективность выполнения на практике.

     Принцип доступности подготовки требует так организовать и проводить психологическую подготовку, чтобы сотрудники могли сознательно усвоить необходимые знания и требуемые навыки и умения при определенном напряжении своих умственных и физических сил.

     Одним из важных условий эффективной организации  профессионально-психологического тренинга является знание сотрудников своих  собственных резервов, уровня развития профессионально значимых качеств личности. Это позволяет ему правильно определять программу подготовки, концентрировать свои усилия в нужном направлении. Существенную помощь здесь сотруднику может оказать использование определенных простых психодиагностических методик, которые предоставляют ему возможность лучше познать свои психологические возможности. В приложении № 1 к пособию представлен ряд таких психодиагностических методик, которые может использовать любой сотрудник.

 
 

     Заключение

     Деятельность  работников органов внутренних дел осуществляется в условиях, составным и важным аспектом которых объективно выступает психологическая реальность. Сотрудник не только должен быть правым, ему надо добиваться понимания людьми справедливости и гуманности его требований, повышения престижа норм права и собственной деятельности. Невозможно эффективно решать оперативно-служебные задачи, ограничиваясь их "чисто правовой" стороной, как нельзя сознание, мысли, чувства, поступки людей разделить между разными ведомствами. Игнорирование психологического аспекта либо его некомпетентный учет снижают эффективность действий сотрудника.

     Психологию  готовности отдельного сотрудника и  всего личного состава ОВД  к действиям в экстремальных  условиях надо рассматривать как  процесс относительно быстрой активизации и мобилизации профессионального и личностного опыта работника, способность быть психологически надежным в нештатной ситуации.

     Такая подготовка достигается с помощью  различных методов и способов, построенных на закономерностях  функционирования сознания и подсознания человека, современных теориях психологической науки, путем программирования сознания. При соответствующей тренировке предлагаемые методы могут оказать большую услугу в экспресс – готовности действовать достаточно эффективно в любой ситуации, и тем более в нештатной.

     При подготовке сотрудников  важна учитывать  этапность; формирование мотивации ответственности, достижение релаксации, формирование четких установок и задач, программирование данных установок и релаксацию и, наконец, достижение цели выполнения задания. Когда вырабатывается устойчивая связь этих этапов приведенных методов и способов подготовки, можно их «свернуть» в одну цепочку и достигнуть оперативности (гибкости и быстроты) подготовки к действиям в экстремальных условиях.

     Конечно, рамки лекции не позволяют расширять  и осветить другие, тоже важные вопросы  по данной проблеме, такие, например, как  классификация стрессовых ситуаций, диагностика состояний и мобилизованной готовности,  комплектование совместимых  и эффективных команд, роль лидера в экстремальной ситуации и другие. Но, думается, что дальнейшая разработка принесет пользу в деле организации психологической готовности к экстремальным условиям.

     Умение  разобраться во всей гамме психологических  оттенков и зависимостей своей работы характеризуют уровень профессионального мастерства сотрудника органов внутренних дел. Однако подготовка сотрудника к преодолению психологических трудностей не стала еще повседневным явлением. Слабая профессионально-психологическая подготовка сотрудника выступала и выступает хронически болезненным изъяном его профессионального мастерства и деятельности. Когда сотрудник беспомощен в анализе и регулировании человеческих поступков и отношений (а на него давит груз ответственности за решение стоящей служебной задачи), он попадает в ситуацию, подталкивающую его к использованию силовых методов: домогательства, насилия, угроз и других незаконных мер. Отсутствие должной профессионально-психологической подготовленности - одна из важных причин человеческой глухоты и бесчувственности, неиссякаемый источник черствости, формализма, гипертрофированной властности, нарушений законности и серьезных профессиональных просчетов.

Список  литературы

Леонова А.Б., Кузнецова А.С. «Психопрофилактика стрессов» Московского университета, 1993 г.

«Методика проведения занятий по профессионально - психологической подготовке милиционеров, обучающихся в системе первоначальной подготовки». Под. ред. проф. А.М. Столяренко М., УМЦ при ГУКУЗ МВД СССР,

«Методические рекомендации по психологическому обследованию кандидатов на службу в органы внутренних дел на этапе предварительного изучения»., МВД РФ ГУВД Свердловской области., 2006г.

Олейник О.Н. «Основы конфликтологии. Психологические  средства деятельности сотрудников  органов внутренних дел в ситуации конфликтов».

«Организация  профессиональной психологической  подготовки сотрудников органов  внутренних дел»., Методическое пособие..


Информация о работе Рофессионально-психологическая подготовка сотрудников органов внутренних дел к действиям в экстремальных условиях