Самоубийство и доведение до самоубийства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 08:03, дипломная работа

Краткое описание

Развитие в России уголовно-правовых норм об ответственности за доведение до самоубийства свидетельствует, что сопутствующие позитивные процессы и негативные явления, детерминирующие рассматриваемый вид насильственной преступности, всегда зависели от отношения государства к регулированию и охране права на жизнь как явления, формализующего жизнь человека .

Содержание

Введение.
Глава 1. Самоубийство и доведение до самоубийства в историческом и сравнительно-правовом аспекте:
§1. Самоубийство и доведение до самоубийства в оценке философов и юристов прошлого.
§2. Ответственность: от самоубийства к доведению до самоубийства, и её развитие в уголовном праве России, СССР, и Российской Федерации.
Глава 2. Юридический анализ состава преступления доведение до самоубийства:
§1. Объективные признаки состава преступления, доведение до самоубийства.
§2. Субъективные признаки состава преступления, доведение до самоубийства.
§3. Вопросы квалификации доведения до самоубийства и его отграничения от смежных составов преступлений.
Заключение.
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная работа.doc

— 89.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение.

Глава 1. Самоубийство и доведение до самоубийства в историческом и сравнительно-правовом аспекте:

§1. Самоубийство и доведение до самоубийства в оценке философов и юристов прошлого.

§2. Ответственность: от самоубийства к доведению до самоубийства, и её развитие в уголовном праве России, СССР, и Российской Федерации.

Глава 2. Юридический анализ состава преступления доведение до самоубийства:

§1. Объективные признаки состава преступления, доведение до самоубийства.

§2. Субъективные признаки состава преступления, доведение до самоубийства.

§3. Вопросы квалификации доведения до самоубийства и его отграничения от смежных составов преступлений.

Заключение.

Список использованной литературы 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Самоубийство и доведение до самоубийства в историческом и сравнительно-правовом аспекте.

§1. Самоубийство и доведение до самоубийства в оценке философов и юристов прошлого.

Самоубийство, суицид (suicide) – сознательный отказ человека от жизни, связанный с  действиями, направленными на ее прекращение. Является одной из наиболее крайних форм отклоняющегося (девиантного) поведения1.

Ключевым понятием в определении выступает осознанность предпринятых человеком действий. Самоубийство – явление, свойственное только людям. Может показаться, что нечто похожее на самоубийство наблюдается и в животном мире. В литературе описываются случаи, когда животные, попадая в неволю, отказываются от пищи и погибают от голода, также широко известны массовые «самоубийства» китов. Однако во всех этих случаях поведение животных базируется на инстинктах, его ни в коем случае нельзя назвать осознанным.

Научный термин «суицид» впервые начал использовать врач и философ 17 в. Томас Браун, образовав его от латинского sui (себя) и caedere (убивать).

В ходе исторического развития взгляды на сущность добровольного ухода человека от жизни существенно менялись, как и его моральная оценка: у  разных народов и в разные эпохи менялось от безоговорочного осуждения, как в Исламе и других мировых религиях до преклонения перед ними (в Японии).

Все без исключения мировые религии негативно рассматривают обычное «бытовое» самоубийство.

В Исламе кардинально отрицательное отношение к суициду. Единственным исключением являются сумасшедшие, покончившие с жизнью в состоянии помутнения рассудка. Согласно нормам Ислама одним из самых больших грехов является лишение человека жизни, как собственной, так и жизни другого человека. Человеческая жизнь в Исламе является самой большой ценностью2.

Ислам жестко осуждает самоубийц, которые, сознательно отказываясь от жизни, стремились таким образом убежать от судьбы, которая была им предначертана Богом.

В последние десятилетия в общественное сознание был внедрен образ самоубийц-смертников, которые подрывают себя и этим убивают других. Появился термин, абсолютно не соответствующий нормам Ислама - «пояс шахида».

Говоря о такой суицидальной практике, нужно отметить, что, во-первых, данная практика является абсолютно неисламской ("шахид" - воин, погибший в бою с вооруженным врагом, защищая веру, родину или семью; вся ваххабитская демагогия на эту тему не имеет с Исламом ничего общего), а, во-вторых, по предположениям ряда исследователей, она уходит корнями в сектантскую и магическую субкультуру, о происхождении которой высказываются различные гипотезы (республика Йемен, движение тамильских «тигров» и др.).

Самоубийство не соответствует нормам Шариата, ведь если человек погубит себя и заберет с собой чужие жизни, это противоречит самой доктрине Ислама, в которой жизнь человека ставится выше всего.

Иудеи относились к самоубийству отрицательно. Изначально Бог дал человеку свободу принимать решения и следовать им. Иудеи относились к жизни творчески, как к величайшей ценности, а человек в некотором смысле был не соперник Богу, а партнером в продолжающейся работе творения. Закон утверждал, что жизнь надо ценить, не отчаиваться, видя во всех явлениях промысел божий. Самоубийство было непростительной роскошью - у маленького кочевого народа каждая жизнь была ценна3. В Талмуде попытка самоубийства рассматривается, как преступление, подлежащее суду и наказанию. Однако допускалось, что самоубийца мог действовать в состоянии исступления и больше нуждался в жалости, чем в преследовании по закону.

В буддизме, существующем в виде двух вариантов: Махаяны или ламаизм (распространенной на Тибете, среди бурят, тувинцев и монголов) и Хинаяны (малой колесницы, преобладающей в Китае и других странах Южной Азии) суть суицида состоит в вере в бесконечность перерождений («сансару»). Прекратить жизнь в состоянии только Будда, мирянину же это абсолютно не доступно. Самоубийство не может прервать сансару, а только лишь приводит ее к дальнейшему перерождению, но уже не в облике человека, а животного или голодного демона. Истинный буддист категорически отвергает самоубийство, так как перспектива порождения «сансары» его никак не привлекает.

В Христианстве четкое отношение к суицидам сформировалось не сразу. В Евангелии о них сказано лишь косвенно при упоминании о смерти Иуды Искариота. Первым из Отцов Церкви самоубийство осудил в 4 веке Блаженный Августин. Таким образом, он отреагировал на эпидемический рост его случаев. Августин считал суицид одной из форм убийства, нарушающей заповедь «Не убий».

В то время, когда оно достаточно широко распространилось и стало официальной религией Римской империи. Взяв за основу постулат «Кесарю кесарево», а «Богу Богово», согласно которому бессмертной душей мог распоряжаться только тот, кто ее дал - то есть Всевышний, Церковь повела плотное наступление на самоубийство, как явление. В средние века под давлением религии в Австрии, Пруссии, Франции и некоторых других странах самоубийство стали относить к преступлениям.

В 452 году на Арльском соборе самоубийцы были заклеймены, как «объятые дьявольским безумством», в 533 Орлеанский собор отказал в христианском погребении преступников, совершающий самоубийство, поскольку совершив самосуд, они уходили от наказания, в 563 году Бражский собор выступил уже против всех самоубийц, отказав им в отпевании и погребении, и, наконец, в 693 году от церкви отлучались не только самоубийцы, но и те, кто остался жив.

Жесткие установки христианства, закрепленные на Западе постановлением Тридентского собора (1568 г.), официально признавшего на основании заповеди «Не убий» суицид убийством, почти на полтора тысячелетия сформировали в религии и праве соответствующие меры противодействия ему в большинстве государств Европы. В «Канонах» английского короля Эдуарда XI самоубийц приравнивали к разбойникам и ворам. В Дании было запрещено выносить тело самоубийцы через дверь - для этой цели использовали окно, потом тело сжигалось, что должно символизировать вечное горение души в адском огне. В Бордо - самоубийц вешали за ноги и выставляли на всеобщее обозрение, в Обервиле - тащили лицом вниз на рогоже по улице. В законах Людовика Святого (XIII в) имущество самоубийцы конфисковали, если же это был дворянин - его герб ломали, замок разрушали, все остальное становилось достоянием казны.

Часто самоубийц хоронили на перекрестках дорог, забивая в сердце осиновый кол, поскольку по поверьям их души, не найдя успокоения на небесах, бродили по земле, пугая живых. Нередки были случаи, когда просто за подозрение в самоубийстве тело могли выкопать из могилы и выставить на обозрение.

В эпоху античности описания различных типов самоубийств можно встретить практически во всех древнейших рукописных произведениях, в которых отражены не только описания различных случаев и типов самоубийств у разных народов, но и отражение мотивов, которые могли приводить к самоубийству, отношения общества к самоубийству отдельных своих членов или целых групп, способов и видов самоубийств, попыток препятствовать самоубийствам.

В древней Греции, право добровольно покинуть этот мир предоставлялось гражданам лишь в некоторых случаях. Способ самоубийства мог выбрать тот, кого закон приговорил к смерти, и Сократ, выпивший яд не стал исключением. Самоубийство, совершенное без разрешения властей строго осуждалось и каралось посмертным позором.

По религиозным взглядам древних германцев в рай попадали только мужчины, а так же женщины, покончившие жизнь самоубийством после смерти мужа. У многих народов самоубийство считалось предпочтительнее, чем сдача в плен или рабство. В Индии, Китае, Японии оно было относительно распространено и в определенных случаях носило характер социального предписания. Наоборот, в Спарте и Афинах трупы самоубийц сжигали со знаками презрения. Отрицательное обоснование к этому акту можно найти в учениях греческих философов -  Пифагора, Сократа, Платона, Аристотеля и др. В Древнем Риме отношение к суициду было двойственным, одни прославляли суицид, другие осуждали [5].

Пифагор и пифагорейцы полагали, что самоубийство вносит сильный диссонанс во Вселенную, полную гармонии. Аристотель полагал, что смерть приходит в урочный час, а самоубийство есть проявление трусости и малодушия, даже если оно спасает от бедности, безответной любви, душевного или телесного недуга.

Сократ в диалогах «Федон» неоднократно говорит о предпочтительности смерти перед жизнью. Самоубийство недопустимо, ибо жизнь человека зависит от богов «не по своей воле пришел ты в этот мир и не вправе устраниться от собственного жребия». Однако он полагает, что самоубийство может быть целесообразным, если необходимость его указана богами. Платон полагал, что разум дается человеку, чтобы иметь мужество пройти по жизни, полной горестей и страданий. Для стоиков и эпикурейцев самоубийство было приемлемым, считая возможность самоубийства высшим проявлением свободы человека перед лицом трудных жизненных обстоятельств. Например. Плиний младший, считал, что именно в этом - преимущество человека перед богами.

В «Дигестах» Юстиниана, являющимися классическим сводом римского права, осуждается самоубийство «без причины», поскольку «тот кто не жалеет себя, не пожалеет и других». В древнем Риме трупы самоубийц распинали или отдавали на съедение диким зверям, суицид был приравнен к преступлению - за него полагалось конфискация имущества, запрет на траур и предание тела земле. В Древнем Карфагене женские самоубийства пресекались угрозой выставить после смерти их обнаженные тела на всеобщее обозрение. Поскольку Римский император был, по сути, богом на земле, не редки были случаи, когда по его приказу кто-нибудь из граждан кончал с собой (самый известный пример - смерть Сенеки)4.

В новое время первым, решившим посмотреть на самоубийство с другой стороны, был Монтень, писавший об этом «благородном средстве». Давид Юм в 1777, спустя лишь 20 лет после написания, решился, опубликовал свою работу «О самоубийстве». Книга сразу же попала в список запрещенных изданий. Он полагал, что добровольно прекращающий свою жизнь человек вовсе не действует против воли Божьей, его промысла. После нашей смерти, считал философ, элементы из которых состоим мы, продолжают служить мировому прогрессу. Поскольку отношение к самоубийству как явлению постепенно менялось, те кто, его совершал, часто признавались психически ненормальными.

Представитель немецкой классической философии Имануил Кант (1924-1804 гг.) придерживался мнения, что самоубийство является оскорблением человечества. Кант оправдывал абсолютный моральный запрет на самоубийство. Самоубийство – это эгоистический акт и на основании логики является актом поражения, считал он.

Артур Шопенгауэр (1788-1860 гг.) утверждавший, что в жизни торжествует зло и счастье невозможно, писал «… история каждой жизни – это история страданий, ибо жизненный путь каждого обыкновенно представляет собой ряд крупных и мелких невзгод».

Постепенно стали отменять законы, уголовно наказывающие самоубийц. Первым это сделала Франция во время Французской революции. В Америке, еще в 1881 году собрание штата Нью-Йорк определяло срок 20 лет тем, чья попытка самоубийства была неудачной. Дальше всех, наверное, пошли англичане - раньше по английским законам, в случае неудавшегося самоубийства, государство доводило начатое дело до конца. А уголовный преступлением самоубийство перестало считаться в Великобритании не так давно - в 1961 году, а еще в 1955 году состоялся процесс, по итогам которого подсудимого приговорили к двум годам тюрьмы.

 

§2. Ответственность: от самоубийства к доведению до самоубийства, и её развитие в уголовном праве России, СССР, и Российской Федерации.

Понимание сущности доведения до самоубийства как преступления против жизни связано с уяснением закономерностей развития российского уголовного законодательства.

Эволюция уголовного законодательства об ответственности за доведение до самоубийства отражается в четырех исторических периодах: до 1845 г. (некодифицированный период), с 1845 по 1917 г. ("уложенческий" период), с 1917 по 1991 г. (советский период) и с 1991 г. по настоящее время (постсоветский период). При этом два первых исторических этапа можно назвать досоветским периодом.

Дикий обычай самосожжения вдовы на погребальном костре своего мужа, бравший начало в патриархальном культе бога огня – Агни, долгое время был распространен у языческих славян. В Древней Руси до принятия христианства – как свидетельствует Н. М. Карамзин в «Истории государства Российского» - «славянки не хотели переживать мужей и добровольно сжигались на костре с их трупами. Вдова живая бесчестила семейство.

С принятием Христианства в Древнерусском государстве добровольное лишение самого себя жизни считалось тяжким и страшным грехом, и согласно Новому Завету на Божьем суде могут проститься все грехи, кроме греха самоубийства. Самоубийство рассматривалось православием как уголовно-наказуемое деяние, и по церковному праву каралось лишением христианского погребения, если только оно не случалось «вне ума»5. Умерших не по-христиански, (т.е. самоубийством) хоронили по давнему языческому обычаю: отдельно от остальных под порогом, пробив грудь самоубийцы осиновым колом, что являлось защитой от нечистой силы.

Информация о работе Самоубийство и доведение до самоубийства