Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2015 в 16:45, контрольная работа
Из 13 видов наказаний, предусмотренных в ст. 44 УК РФ, к несовершеннолетним правонарушителям могут применяться только следующие шесть:
• штраф;
• лишение права заниматься определенной деятельностью;
• обязательные работы;
• исправительные работы;
• ограничение свободы;
• лишение свободы на определенный срок.
Система и виды наказаний несовершеннолетних ( в сравнении со ст. 44 УК РФ).
2. Особенности назначения наказания несовершеннолетним.
3. Принудительные меры воспитательного воздействия.
4. Задачи
5. Список использованной литературы
Поэтому можно с уверенностью сделать вывод о том, что если несовершеннолетний, совершивший в возрасте до 16 лет преступление небольшой или средней тяжести впервые, а также другой несовершеннолетний, совершивший преступление небольшой тяжести впервые, осуждается к обязательным работам и начинает злостно уклоняться от их отбывания, то ему вполне можно заменить это наказание лишением свободы.
Исправительные работы.
В системе мер уголовного наказания значительное место принадлежит исправительным работам без лишения свободы. Исправительные работы назначаются несовершеннолетним на срок до 1 года (ч.4 ст.88 УК РФ). Наказание это применяется только к работающим несовершеннолетним. Данное наказание по возможности не должно препятствовать социальному развитию несовершеннолетнего, например поступлению в учебное заведение. Существенно уступая лишению свободы, исправительные работы представляют собой реальное и в определенной степени суровое уголовное наказание. Кара в этом виде наказания заключается в следующем:
1. осуждении;
2. удержании от 5 до 20% заработка осужденного в доход государства;
3. определенных ограничениях, касающихся стажа работы и ряда трудовых льгот;
4. наличии судимости и связанных с ней правоограничений.
Таким образом, имеется целый ряд особенностей, требующих ограниченного применения исправительных работ без лишения свободы к несовершеннолетним. Вместе с тем применение названного вида уголовного наказания к несовершеннолетним вызывает ряд вопросов, требующих своего разрешения. Так, в настоящее время согласно ч.3 ст.50 УК РФ, как для взрослых, так и несовершеннолетних осужденных установлены одинаковые размеры удержания заработка - от 5 до 20%. Думается, это не соответствует принципам гуманизма, дифференциации уголовной ответственности и наказания. Поэтому логично предусмотреть на законодательном уровне сокращение минимального размера удержаний из заработка несовершеннолетних, он не должен превышать 10%. Другой вопрос, связанный с денежным удержанием при применении этого вида уголовного наказания, касается несоответствия терминологии в УК и УИК РФ. Согласно ч.3 ст. 50 УК речь идет о заработке осужденного, который включает в себя помимо заработной платы и другие денежные выплаты. В соответствии с ч.2 ст.40 УИК РФ удержания в размере, установленном приговором суда, производятся только из заработной платы осужденных. Очевидно, что подход, сформулированный в УИК РФ, является более гуманным и соответствует интересам несовершеннолетних. Время, в течение которого осужденный не работал по уважительным причинам, в срок отбывания исправительных работ не засчитывается. Подобное решение, думается, было принято без учета интересов несовершеннолетних. Нельзя признать социально обусловленным изменение, внесенное в ч.1 ст.50 УК РФ, в соответствии с которым исправительные работы могут назначаться только осужденному, не имеющему основного места работы. Это значительно сузило возможности применения этого вида наказания к несовершеннолетним. Представляется, что исправительные работы при их правильном применении, проведении с осужденными несовершеннолетними воспитательной работы, надлежащем контроле за их поведением, могут выступать более эффективным видом уголовного наказания, чем, например, штраф. Вместе с тем необходимо определиться с ограничениями на применение этого вида уголовного наказания в отношении несовершеннолетних. В ч.5 ст.50 УК РФ запрещено назначать исправительные работы лицам, признанным инвалидами первой группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет и т.д. Этот запрет рассчитан в основном на взрослых лиц. А как быть в отношении лиц, совершивших преступления небольшой или средней тяжести впервые и не достигших к моменту вынесения приговора 16 лет?
Согласно ч.6 ст.88 УК РФ осужденным лицам этой категории назначать наказание в виде лишения свободы нельзя. Следовательно, в арсенале у суда остаются только наказания, не связанные с изоляцией от общества. Согласно ч.4 ст.50 УК в случае злостного уклонения от наказания в виде исправительных работ, данное наказание заменяется лишением свободы из расчета 1 день лишения свободы за 3 дня исправительных работ. Минимальная продолжительность наказания в виде лишения свободы на определенный срок составляет 2 месяца. Следовательно, при злостном уклонении от наказания в виде исправительных работ назначенных на срок менее 6 месяцев, нет возможности заменить наказание в соответствии с ч.4 ст. 50 УК РФ, так как нельзя применять более строгую меру и степень чем прямо указано в законе. Необходимо отметить, что практика применения данного наказания постепенно расширяется.
Из всего сказанного можно сделать вывод, что специфические особенности наказания в виде исправительных работ требуют особенно вдумчивого подхода в случае применения этой меры к подросткам. К сожалению, приходится отмечать, что в судебной практике допускаются еще ошибки при назначении несовершеннолетним данной меры воздействия.
Из сказанного становится очевидным, что существует ряд проблем назначения несовершеннолетним осужденным исправительных работ. На данном этапе моей курсовой работы мне бы хотелось поподробнее изложить данный вопрос. Рассмотрим их.
Как известно, вопрос о применении исправительных работ к названной категории лиц широко дискутируется в юридической литературе. Одни авторы полагают, что применение исправительных работ к несовершеннолетним вообще следует отменить. По мнению М. Журавлева и П. Ильина, исправительные работы не достигают своей цели тогда, когда они назначаются лицам, которые не могут их отбывать. Среди этих лиц авторы называют несовершеннолетних.
Одним из аргументов сторонников отказа от применения исправительных работ к подросткам является то, что широкий круг льгот и правовых гарантий, предоставляемых им трудовым законодательством, фактически несовместим с правоограничениями, связанными с применением данной меры наказания.
Таким образом, назначение данной меры наказания не аннулирует всю систему льгот и гарантий, обеспечиваемых трудовым законодательством. При ее назначении временно ограничивается лишь часть льгот, которыми пользуется работающий подросток, а это совместимо с его общим правовым статусом.
По мнению Г.В. Дровосекова, исправительные работы являются наиболее целесообразными и эффективными мерами наказания, которые могут применяться к несовершеннолетним. Другие исследователи считают, что наказание в виде исправительных работ в силу его специфических особенностей не может и не должно широко применяться к несовершеннолетним. Но это не означает, что его следует вообще отменить в отношении несовершеннолетних.
Таким образом, особенности правовой природы исследуемого вида наказания не устраняют, но ограничивают возможность его применения к несовершеннолетним. Какие же предложения можно внести в действующее законодательство для повышения эффективности назначения исправительных работ несовершеннолетним? Прежде всего, представляется уместным привести точку зрения Г.А. Маршина. Он предлагает опыт Нижегородской области по трудоустройству осужденных к исправительным работам. В соответствии с ним предприятия обязаны предусматривать определенную квоту для приема на работу наиболее социально незащищенных граждан. В данном случае целесообразнее установить срок, в течение которого несовершеннолетний должен будет трудоустроиться. По истечении данного срока исправительные работы заменялись бы на другой более строгий вид наказания.
Еще одним направлением совершенствования уголовного закона в части регламентации исправительных работ, на наш взгляд, является уточнение перечня лиц, к которым они могут назначаться. Согласно ст.50 УК РФ исправительные работы назначаются лицам, не имеющим основного места работы. В научных работах отмечается, что нецелесообразно применять исправительные работы к учащимся несовершеннолетним, так как это неизбежно связано с прекращением учебы, если осужденный не в состоянии совмещать обучение с работой, что крайне нежелательно для несовершеннолетнего. Существенные возражения имеются и против широкого применения исправительных работ в отношении работающих подростков. Несовершеннолетние в большинстве случаев не имеют достаточной квалификации, поэтому их заработки невелики. При таких условиях применение исправительных работ, связанных с удержанием в доход государства определенной части заработка создает ситуацию, при которой эффект наказания может оказаться обратным желаемому. Поэтому в каждом конкретном случае необходимо тщательно изучать материальные условия жизни .
Подытоживая вышесказанное можно сделать вывод - исправительные работы представляют собой достаточно суровое наказание и обладают определенными возможностями по исправлению осужденных несовершеннолетних в тех случаях, когда характер и степень общественной опасности совершенного преступления и личности виновного свидетельствует о том, что подросток не нуждается в изоляции от общества и его исправление может быть достигнуто на свободе в процессе трудовой деятельности.
Виды наказаний, которые связаны с лишением и ограничением свободы несовершеннолетних.
Федеральным законом от 27 декабря 2009г. № 377-ФЗ изменена редакция ст.88 Уголовного кодекса Российской Федерации, в связи, с чем введен такой вид наказания, как ограничение свободы. В соответствии с ч.5 ст.88 УК РФ ограничение свободы назначается несовершеннолетним осужденным в виде основного наказания на срок от двух месяцев до двух лет. Ограничение свободы заключается в установлении судом осужденному следующих ограничений: не уходить из дома (квартиры, иного жилища) в определенное время суток, не посещать определенные места, расположенные в пределах территории соответствующего муниципального образования, не выезжать за пределы территории соответствующего муниципального образования, не посещать места проведения массовых и иных мероприятий и не участвовать в указанных мероприятиях, не изменять места жительства или пребывания, место работы или учебы без согласия специализированного государственного органа, осуществляющего надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы.
При этом суд возлагает на осужденного обязанность являться в специализированный государственный орган, осуществляющий надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы, от одного до четырех раз в месяц для регистрации. Установление судом осужденному ограничений на изменение места жительства или пребывания без согласия указанного специализированного государственного органа, а также на выезд за пределы территории соответствующего муниципального образования является обязательным.
В период отбывания ограничения свободы суд по представлению специализированного государственного органа, осуществляющего надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы, может отменить частично либо дополнить ранее установленные осужденному ограничения.
Надзор за осужденным, отбывающим ограничение свободы, осуществляется в порядке, предусмотренном уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации, а также издаваемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти..
При отбывании ограничения свободы к несовершеннолетним возможно применение мер поощрения за хорошее поведение и добросовестное отношение к учебе. В соответствии со ст.57 УИК РФ уголовно-исполнительная инспекция может применять к осужденным следующие меры поощрения:
1. благодарность;
2. досрочное снятие ранее наложенного взыскания;
3. разрешение на проведение
за пределами территории
4. разрешение на проведение
отпуска с выездом за пределы
территории соответствующего
За нарушение порядка и условий отбывания наказания в виде ограничения свободы и за уклонение от его отбывания на несовершеннолетних возлагается ответственность. Так, УИК РФ закрепляет положение о том, что в случае злостного уклонения осужденного от отбывания ограничения свободы, суд по представлению специализированного государственного органа, осуществляющего надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы, может заменить неотбытую часть наказания лишением свободы из расчета один день лишения свободы за два дня ограничения свободы.
На основании вышеизложенного, мы можем сказать, что ограничение свободы - это вид наказания. Основной целью данного вида наказания является восстановление социальной справедливости, исправление осужденного, предупреждение совершения им новых преступлений. Это возможно только при тщательном и неукоснительном исполнении требования действующего законодательства. Как полагают правозащитники, подобное наказание будет особенно эффективным для подростков.
Минимальный размер данного вида наказания является единым, не зависит от возраста осужденного, а его максимальный размер в отношении подростков снижен в два раза. Надо иметь в виду, что ограничение свободы в отношении указанной категории лиц не может быть назначено в качестве дополнительного наказания . В целом, надо сказать, что введение ограничения свободы - это большой шаг вперед в деле либерализации нашей судебной системы, который позволит отделить лиц, впервые совершивших преступление, от профессиональных криминальных элементов.
Лишение свободы на определенный срок
Лишение свободы занимает среди других уголовно-правовых мер, применяемых судами в отношении несовершеннолетних, хотя и не всегда одинаковое, но достаточно заметное место. Лишение свободы - самое строгое уголовное наказание для несовершеннолетних. Поэтому в отношении названной категории преступников лишение свободы должно назначаться в основном за тяжкие и особо тяжкие преступления. Суд вправе применять решение о назначении несовершеннолетним наказания в виде лишения свободы только тогда, когда исправление и перевоспитание его невозможно без изоляции от общества. Согласно ч.6 ст.88 УК РФ наказание в виде лишения свободы не может быть назначено несовершеннолетнему осужденному, совершившему в возрасте до 16 лет преступления небольшой или средней тяжести впервые, а также остальным несовершеннолетним осужденным, совершившим преступления небольшой тяжести впервые. Следует заметить, что в данный перечень можно включить и несовершеннолетних, совершивших тяжкие преступления. Об этом свидетельствует содержание ч.2 ст. 92 УК РФ, согласно которой несовершеннолетний, осужденный к лишению свободы за совершение преступления средней тяжести, а также тяжкого преступления, может быть освобожден судом от наказания и помещен в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образованием. Уместно упомянуть новое положение, содержащееся в ч.5 ст.92 УК, в соответствии с которым в случае совершения несовершеннолетним некоторых преступлений (как правило, тяжких и особо тяжких) он не может быть освобожден от наказания. Таким образом, можно предположить, что в случае совершения иных преступлений несовершеннолетний может быть освобожден от лишения свободы. Представляется, что будут способствовать тенденции сокращения применения судами лишения свободы в отношении несовершеннолетних некоторые новации, коснувшиеся такого института уголовного права, как условное осуждение. Законодатель определил основания применения лишения свободы условно. В соответствии с ч.1 ст.73 УК РФ суд вправе назначить условно до 8 лет лишения свободы. Лишение свободы назначается осужденным, совершившим преступления в возрасте до 16 лет, на срок не свыше 6 лет. Этой же категории несовершеннолетних, совершивших особо тяжкое преступление, а также остальным несовершеннолетним осужденным наказание назначается на срок не свыше 10 лет. Отбывается оно в воспитательных колониях. Получается, что несовершеннолетним, не достигшим 16 лет, совершившим любые преступления, кроме особо тяжких, должно назначаться лишение свободы на срок до 6 лет. В данном случае не вполне понятно, как должно обстоять дело тогда, когда лицо, не достигшее возраста 16 лет, совершит, к примеру, не одно, а два и более тяжких преступления.
Информация о работе Система наказаний в отношении несовершеннолетних