Система наказаний в уголовном праве РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 14:13, курсовая работа

Краткое описание

Уголовное право является наукой, включающей в себя множество актуальных тем. Данная курсовая работа посвящена такой теме, как
“ Наказание”. Проблема уголовного наказания является одной из наиболее сложных и многогранных в уголовно – правовой науке.
В статье 2 Конституции РФ прямо предусмотрено, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Эта норма конкретизируется в статье 45 Конституции, которая устанавливает: "Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется". Совершение любого преступления нарушает права и свободы. Следовательно, раз государство не смогло предупредить совершение данного преступления, оно должно наказать преступника, в необходимых случаях оградить его от общества и тем самым предупредить совершение возможных новых преступлений.

Содержание

Введение ……………………………………………………………… 3 - 4
Глава I Институт наказания в Российском уголовном праве…………4
§1 Понятие и признаки уголовного наказания…………………… 4 - 9
§2 Цели наказания в уголовном праве…………………………… 9 - 14
§3 Отграничение наказания от иных видов государственного принуждения……………………………………………………… … 14 - 19
Глава II Система и виды уголовного наказаний………………… …20
§ 1 Система наказаний…………………………………………… 20 - 23
§2Характеристика отдельных видов наказаний …….....................23 - 33
§3Уголовное наказание в законодательстве зарубежных стран….33 - 40
Заключение …………………………………………………………….40-41
Список используемой литературы……………………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по Уг. праву (3).docx

— 77.48 Кб (Скачать файл)

В истории  Российского государства на разных этапах его становления и развития перед уголовным наказанием ставились  различные цели, которые отражали общий уровень цивилизованности общества, стремление политических деятелей решить те, либо иные социальные задачи, озабоченность государства состоянием преступности и общественной нравственности. Возникая вслед за идеей преступления, мысль о наказании должна тушить преступное желание, предотвращать, уничтожать или парализовать стремление к преступлению. При этом наказание должно оказывать указанное действие, как на преступников, так и на остальных граждан.

Эта профилактическая цель и сегодня остается основной. Но что делать, если предупредить преступление угрозой применения наказания не удалось и оно совершено. Оставлять  наказанию только цель предупредить совершение новых преступлений лицом, осужденным за предыдущее преступное деяние, либо поставить перед ним  дополнительные цели по ресоциализации преступника и воздаянию обществом  за содеянное.

Действующее уголовное законодательство решило эту проблему следующим образом. В части 2 ст. 43 УК РФ предусмотрено  положение о том, что наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений.7

Из приведенного текста уголовного закона следует, что  перед наказанием поставлены три  взаимосвязанные цели:

— восстановление социальной справедливости;

— исправление осужденного;

— предупреждение совершения новых преступлений.

Рассмотрим  содержание каждой из перечисленных  в законе целей.

- Восстановление социальной справедливости как цель уголовного наказания начинает реализовываться, когда преступление уже совершено, социальное равновесие этим фактом нарушено и требуется восстановить его путем применения адекватного наказания.

Что следует  понимать под социальной справедливостью  в уголовном законодательстве и  практике его применения относительно наказания, законодатель определяет в  статье 6 УК РФ, закрепляющей принцип  справедливости: наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, должны быть справедливыми, т.е. соответствовать характеру и  степени общественной опасности  преступления, обстоятельствам его  совершения и личности виновного.

Исходя  из сформулированного принципа, наказание  будет признано справедливым, т.е. обеспечивающим достижение цели восстановления социальной справедливости, если оно отвечает одновременно трем критериям:

— характеру  и степени общественной опасности  совершенного преступления;

— обстоятельствам  совершения преступления;

— личности виновного.

Соответствие  наказания характеру и степени  общественной опасности совершенного преступления означает, что, во-первых, в санкциях и при назначении наказания  учтен характер совершенного преступления, в котором скрыта качественная характеристика его общественной опасности (убийство, причинение тяжкого вреда здоровью человека, кража, грабеж, разбой, терроризм  и т.д.); во-вторых, отражена степень  общественной опасности преступления (количественная характеристика общественной опасности, к примеру убийство простое  или квалифицированное, кража простая  или квалифицированная и т.п.).

Соответствие  наказания обстоятельствам совершения преступления предполагает: учет обстановки совершения преступного деяния (обычная  обстановка, обстановка стихийного бедствия, военное или чрезвычайное положение); наличие обстоятельств, смягчающих или отягчающих наказание. Например, совершение преступления в силу стечения тяжелых жизненных обстоятельств (п. д ч. 1 ст. 61 УК РФ) либо, напротив, совершение преступления с особой жестокостью, садизмом, издевательством, а также  мучениями для потерпевшего (п. и  ч. 1 ст. 63 УК РФ).

Соответствие  наказания личности виновного предусматривает  учет при назначении наказания социально-демографический (пол, возраст, состояние здоровья, занятие трудовой деятельностью, социальное положение и др.), уголовно-правовой (судим ли ранее, находится ли в состоянии судимости, применялось ли условное осуждение и др.) и уголовно-исполнительный (какой вид наказания отбывал, поведение в период отбывания наказания, наличие поощрений и взысканий, применялось ли условно-досрочное освобождение от отбывания наказания и др.), характеристик личности преступника, а также относящихся к ним обстоятельств, смягчающих и отягчающих наказание.

Кроме указанных  критериев, принцип справедливости (ч. 2 ст. 6 УК РФ) предусматривает положение  о том, что никто не может нести  уголовную ответственность дважды за одно и то же преступление.

В связи  с этим Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. № 162-ФЗ из статей Особенной  части Уголовного кодекса был  исключен квалифицирующий признак, усиливающий уголовную ответственность  ранее судимых лиц, поскольку  он противоречил рассматриваемому принципу.

Цель  исправления осужденного предусматривает во время отбывания назначенного судом наказания осуществление его ресоциализации, т.е. педагогического процесса, направленного на приучение преступника к соблюдению действующих в обществе правовых и нравственных норм. Исправление преступника состоит в попытке улучшить его личность за период отбывания наказания, особенно такого, как лишение свободы, с тем, чтобы не допустить с его стороны рецидива преступных деяний (юридическое исправление), обогатить внутренний мир человека, сформировать у него нравственные принципы и правила, полезные для жизни в обществе (нравственное исправление).

В уголовно-исполнительном законодательстве вопросы регламентации  понятия и процесса достижения цели исправления осужденного во время  отбывания наказания регламентированы более подробно.

Например, согласно статье 9 УИК РФ под исправлением осужденных понимается формирование у  них уважительного отношения  к человеку, обществу, труду, нормам, правилами и традициям человеческого  общежития. Основными средствами исправления  признаются: установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим), воспитательная работа, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональная подготовка и общественное воздействие. Средства исправления осужденных применяются с учетом вида наказания, характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности осужденного и его поведения.8

Предупреждение  совершения новых преступлений — традиционная цель уголовного наказания.

Указанную цель можно условно разделить на две  цели:

— предупреждение совершения новых преступлений лицами, отбывающими уголовное наказание (специальное предупреждение или  специальная превенция);

— предупреждение совершения преступлений иными лицами, кроме осужденных (общее предупреждение или общая превенция).

Специальное предупреждение новых преступлений состоит в профилактическом воздействии, надзоре за лицами, отбывающими наказание, с тем, чтобы таким образом  не дать им возможности совершить  новое преступление. Оно ограничено в сфере своего действия: а) по кругу  лиц (воздействию подвергаются только осужденные); б) по времени (воздействие  осуществляется лишь в период отбывания  наказания). При исполнении наказания  в виде лишения свободы для  реализации рассматриваемой цели предназначены  специальные службы режима, надзора, в той либо иной мере задействован весь персонал тюрьмы, исправительного  или воспитательного учреждения.

Общая превенция  имеет по сфере своего действия лишь одно ограничение — по кругу лиц (не распространяется на осужденных, отбывающих наказание).

Цель  общего предупреждения достигается  двумя путями:

—наказание  за нарушение уголовно-правовых запретов;

— реальным применением наказания за совершенные  преступные деяния.

Наличие уголовного закона, предусматривающего наказание за совершение конкретных преступлений, само по себе содержит такую  угрозу, которой достаточно, чтобы  не допустить совершения преступлений определенной частью населения. Между тем одного существования уголовного закона недостаточно, чтобы сдерживать от совершения преступлений основную массу населения. Граждане должны регулярно получать впечатляющую информацию о реальном применении наказания к виновным в совершении преступлений. Основная масса населения имеет слабое представление о включенных в Уголовный кодекс составах преступлений и наказаниях за их совершение. Однако, когда в средствах массовой информации демонстрируются эпизоды из повседневной жизни осужденных в тюрьмах и колониях, воровской субкультуре и других малопривлекательных атрибутах отбывания наказания, для многих угроза наказанием становится намного эффективнее с точки зрения предупреждения их возможного преступного поведения.

 

  §3.Отграничение наказания от иных видов государственного 
                                                принуждения

        -  Отличие уголовного наказания от проступков.

Для того, чтобы непосредственно перейти  к рассмотрению этого вопроса, необходимо сначала вспомнить основы права. Как известно, любое антиобщественное деяние, причиняющее вред обществу и наказываемое в соответствии с  законом является правонарушением. Все правонарушения подразделяются на преступления и проступки. Преступления – это общественно опасные  правонарушения, запрещенные уголовным  законодательством. Общественная опасность  состоит в том, что они наносят  ущерб самим условиям существования  общества, его общественному и  государственному строю, основным правам и свободам граждан и т.д. Противоправные деяния, прямо не предусмотренные  УК, относятся к другому виду правонарушений - проступкам.

Противоправные  проступки, в зависимости от объекта  правонарушения, характера наносимого вреда и особенностей соответствующих  им правовых санкций, подразделяются на административные, дисциплинарные и  гражданские правонарушения, предусмотренные соответствующими отраслями права.

Четырем вышеперечисленным видам правонарушений соответствуют четыре вида юридической  ответственности: уголовная, административная, дисциплинарная и гражданско-правовая.

Поскольку далее  речь пойдет об отличии наказания  от других мер государственного воздействия, необходимо заметить очень важный нюанс: наказание и уголовная ответственность  – это не тождественные понятия. Такой вывод вытекает из анализа  законодательства.

 УК предусматривают  уголовную ответственность без  назначения наказания и судимости  и уголовную ответственность  с назначением наказания и  судимостью. Такой вывод вытекает  из ст. 92 ч.1 УК, в которой говорится,  что несовершеннолетний, осужденный  за совершение преступления небольшой  или средней тяжести, может  быть освобожден судом от наказания  с применением принудительных  мер воспитательного воздействия,  предусмотренных частью второй  ст. 90 УК.9 Здесь речь идет об освобождении несовершеннолетнего только от наказания. Суд в таких случаях выносит обвинительный приговор, но не назначает наказание. Вместо наказания назначаются принудительные меры воспитательного воздействия. Но раз есть обвинительный приговор суда, вступивший в законную силу, то, значит, на лицо возложена уголовная ответственность, хотя наказание и не назначено.

Такое осуждение  не влечет судимости, поскольку в  соответствии со ст. 86 ч.2 УК лицо, освобожденное  от наказания, не считается судимым.

Значит, уголовная ответственность и  наказание – понятия нетождественные, т.к. уголовная ответственность может быть без наказания. Но наказание не может быть без уголовной ответственности. Следовательно, понятие уголовной ответственности шире, чем понятие наказания.

Итак, наказание  отличается от других мер государственного принуждения по следующим параметрам:

  -   По источнику права.

Наказание как мера государственного принуждения  устанавливается уголовным законом, т.е. Уголовным Кодексом Российской Федерации. Конечно, юридическим основанием уголовного законодательства являются Конституция РФ и нормы международного права, ратифицированные РФ. Но непосредственно  наказания устанавливаются только в УК РФ. Все новые законы, устанавливающие  уголовную ответственность, подлежат включению в этот кодекс.

Источником  же права при назначении мер государственного принуждения за проступки могут  быть как законы, так и подзаконные  акты.

Например, при  назначении мер административной ответственности  источниками права будут законы (федеральные конституционные и  федеральные), в которых содержатся административно-правовые нормы; соответствующие  кодексы (Кодекс об Административных Правонарушениях, Таможенный Кодекс и др.); постановления  Федерального Собрания, содержащие административно-правовые нормы; нормативные акты Президента, Правительства, федеральных министерств  и иных федеральных органов исполнительной власти.

- По основаниям ответственности.

Уголовные наказания назначаются за совершение деяния, содержащего состав преступления. Другие меры государственного принуждения  назначаются за совершение деяний, содержащих составы соответственно административного, дисциплинарного, гражданско-правового правонарушения.

Меры  административной ответственности  применяются за совершение административных проступков. Административные проступки  – это правонарушения, посягающие главным образом на порядок государственного управления (нарушение правил уличного движения, противопожарной безопасности, санитарных правил и др.).

Меры  дисциплинарной ответственности (дисциплинарные взыскания) применяются к совершившим  дисциплинарный проступок, т.е. противоправное нарушение трудовой, служебной или учебной дисциплины.

Гражданско-правовая ответственность наступает за гражданские  правонарушения, которые состоят  в неисполнении или ненадлежащем исполнении взятых обязательств, в  причинении тем или иным субъектом  того или иного имущественного вреда, в заключении противоправных сделок и т.д.

Информация о работе Система наказаний в уголовном праве РФ