Система правоохранительных органов РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 14:14, курсовая работа

Краткое описание

Конституция Российской Федерации1 возлагает на государство обязанность защищать права и свободы человека и гражданина. В выполнении этой обязанности государства важная, главенствующая роль принадлежит правоохранительным органам.
За последнее десятилетие в общей сложности принято сотни законов, указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации, которые создали основы функционирования правоохранительной системы страны. Построение системы правоохранительных органов во многом базировалось на ведомственных актах полномочных государственных органов. Во многие акты неоднократно вносились изменения и дополнения, многие на данный момент уже не действуют.

Содержание

Содержание.
I.Введение . 1-2
II.Глава 1. Общая характеристика правоохранительных органов.
1.1 Понятие и задачи правоохранительных органов. 3-5
1.2 Система правоохранительных органов. 6-9
1.3 Правовое регулирование (правовая основа) правоохранительных органов. 10-13
Глава 2. Суды.
2.1 Конституционный Суд РФ. 14-16
2.2 Суды общей юрисдикции. 17
2.2.1Верховный Суд РФ. 17-18
2.2.2Верховный суд республики, краевой (областной) суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа. 19
2.2.3Районный суд. 20-21
2.2.4Мировые судьи в РФ. 21-22
2.3 Система федеральных арбитражных судов. 23-24
Глава 3. Прокуратура и органы безопасности.
3.1 Прокуратура РФ: понятие, задачи, устройство. 25-27
3.2 Система органов безопасности. 28
Глава 4. Министерство внутренних дел, милиция.
4.1 Система органов Министерства внутренних дел. 29-30
4.2 Милиция: ее понятие и виды, задачи. 31-32
III.Заключение. 33-34
IV.Список использованной литературы. 35-37

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ от 02032010.doc

— 217.00 Кб (Скачать файл)

  Во исполнение поставленных задач МВД России наделено широкими полномочиями; обязано в своей деятельности руководствоваться Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, Положением о МВД РФ.МВД России возглавляет систему органов внутренних дел, в которую входят: главные управления МВД России по федеральным округам, министерства внутренних дел, главные управления, управления внутренних дел субъектов Российской Федерации, управления (отделы) внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, управления (отделы) внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах, окружные управления материально-технического и военного снабжения, органы управления внутренними войсками, соединения и воинские части внутренних войск, представительства (представителей) МВД России за рубежом, иные организации и подразделения, созданные в установленном законодательством Российской Федерации порядке для реализации задач, возложенных на органы внутренних дел и внутренние войска. Перечень подразделений (организаций), непосредственно подчиненных Министерству внутренних дел РФ, утвержден приказом МВД РФ от 10 ноября 2004г. №731[38].

  Таким образом, органы внутренних дел и внутренние войска составляют систему МВД России; МВД РФ организовано в соответствии с федеративным устройством России и ее административно-территориальном делением. Высшим звеном системы является непосредственно Министерство внутренних дел России[39]. В тоже время как отмечают исследователи, в звеньях системы органов внутренних дел нет единообразия.

  На практике вся система органов МВД выступают в единстве. Все организационно-тактические формы органов МВД, взаимосвязаны между собой и, соответственно, взаимодополняемы. Один из основных принципов их работы – взаимодействие.

  Таким образом, взаимодействие можно определить как совместную, систематическую, согласованную деятельность.

  Только при взаимодействии со всеми перечисленными группами субъектов возможно полное, объективное и всестороннее решение поставленных перед МВД России задач.

  В действующем законодательстве не содержится подробная регламентация организации взаимодействия. В значительной степени этому служат подзаконные акты, в которых раскрываются задачи, принципы взаимодействия, вопросы разграничения полномочий взаимодействующих сторон, организация и некоторые условия взаимодействия.

  К принципиальным условиям взаимодействия часто относят «разграничение компетенции субъектов взаимодействия» или «осуществление взаимодействия в пределах предоставленных субъектам полномочий». Соблюдение этого положения имеет большое значение. Оно обеспечивает номинальный психологический климат, оптимальное использование сил и средств.

 

 

 

4.2 Милиция: ее понятие и виды, задачи

  Современное легальное определение милиции дано законодателем в ч.1 ст.1 Закона «О милиции»[40]: милиция – система государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права, свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств и наделенных правом применения мер принуждения.

  Правовые основы деятельности милиции определены законодателем в ст.4 Закона «О милиции». Милиция в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, настоящим Законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, конституциями, уставами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, изданными в пределах их полномочий.

  Милиция – компонент системы органов исполнительной власти. Согласно ч.2 ст.1 Закон «О милиции» милиция входит в систему Министерства внутренних дел Российской Федерации. Министр внутренних дел Российской Федерации осуществляет руководство всей милицией в Российской Федерации.

  Согласно ч.1 ст.7 Закона «О милиции», милиция в Российской Федерации подразделяется на криминальную милицию и милицию общественной безопасности.

  В своей деятельности милиция подчиняется Министерству внутренних дел Российской Федерации, а милиция общественной безопасности - также соответствующим органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

  Несмотря на законодательное разграничение криминальной милиции и милиции общественной безопасности, важно подчеркнуть, что они не являются автономными структурами в системе органов внутренних дел. Криминальная милиция и милиция общественной безопасности являются частью единого милицейского аппарата. Это органы призваны работать вместе, совместно решать поставленные перед милицией задачи.

  Структура и состав милиции общественной безопасности утверждены Постановлением Правительства РФ от 7 декабря 2000 г. № 926 «О подразделениях милиции общественной безопасности»[41](с изм. и доп. от 26 июля 2001 г., 10 августа 2005 г.).

  Основными задачами криминальной милиции являются выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия обязательно, организация и осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших и иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Криминальная милиция оказывает содействие милиции общественной безопасности в исполнении возложенных на нее обязанностей (ч.1 ст8 Закона «О милиции»).

Основными задачами милиции общественной безопасности являются обеспечение безопасности личности, общественной безопасности, охрана собственности, общественного порядка, выявление, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, раскрытие преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия не обязательно, розыск отдельных категорий лиц, установление места нахождения которых отнесено к компетенции милиции общественной безопасности. Милиция общественной безопасности оказывает содействие криминальной милиции в исполнении возложенных на нее обязанностей (ч.1 ст.9 Закона «О милиции»).

  Как закреплено в п.1 Инструкции (Приложение №2 к Приказу МВД РФ от 22 ноября 2002 года №1150) новая система оценки вводится в целях получения оперативной информации об эффективности выполнения задач, стоящих перед ОВД, своевременного выявления и устранения недостатков в деятельности МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ, УВД (ОВД) ГУВДРО СОБ МВД России.

 

 

Заключение

  В рамках курсовой работы мы рассмотрели основные государственные органы, занимающиеся правоохраной в качество основной или дополнительной деятельности. Система правоохранительных органов образуется из судебных органов, органов прокуратуры, органов безопасности, органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотиков и таможенных органов. По своей сути все они в различных формах осуществляют государственную власть самостоятельно в пределах своих полномочий, взаимодействуя друг с другом.

  Как известно, не имеется единого нормативного акта, который объединял бы все правоохранительные органы, установил их полномочия, структуру, состав. Более того, законодательно не установлено само понятие «правоохранительные органы» и нет законченного перечня органов, занимающихся правоохраной. Отсюда и расходятся мнения исследователей, прежде всего по поводу включать ли судебные органы в правоохранительные.

  Основными задачами правоохранительных органов страны является восстановление нарушенного права, либо наказание правонарушителя, либо в одновременном наказании и восстановлении прав человека, общества, государства.

  Для осуществления возложенных задач правоохранительные органы наделены государственно-властными полномочиями, официально представляя и действуя от имени государства. Поэтому решения, принимаемые правоохранительными органами, подлежат обязательному выполнению любыми должностными лицами и всеми гражданами. Правоохранительные органы применяют к нарушителям норм права меры правового воздействия, то есть принуждают правонарушителя к соблюдению установленных обязанностей. Однако и применение мер правового воздействия к правонарушителям должно регулироваться только законом.

  Деятельность отельных органов основывается на Конституции российской Федерации, международных договорах, соответствующих Федеральных конституционных законах, федеральных законах, положениях и постановлениях. В них определяются компетенция правоохранительных органов, их задачи, функции и структура. Поэтому данные органы имеют свои методы осуществления деятельности, которые направлены на достижение общей цели — обеспечение правопорядка в государстве. Основными принципами деятельности системы правоохранительных органов являются соблюдение законности, уважение и защита прав человека и гражданина.

  Однако только иметь законную основу, в которой прописаны полномочия и правомочия для эффективной деятельности правоохранительных органов не достаточны. Граждане-обыватели часто не обращаются за помощью в правоохранительные органы в случаях нарушения прав либо просто по причине незнания к кому и куда обращаться, либо по причине недоверия, убежденности в невозможности исправить положение. Гражданское отношение к органам правоохраны часто недоверительное. Нивелируются положительные образы «людей в форме», остаются неприятные эмоции от общения с чиновниками, работающими в различных правоохранительных инстанциях; затягивание поиска правды в судах в целом часто приносит разочарование. Поэтому задача государства не только предоставить законодательную базу для должной деятельности правоохранительной системы, но и создать действенные механизмы реализации ее функций.

  Рассмотрение правоохранительных органов государства требует комплексного подхода, поскольку главное назначение их – охрана прав граждан, юридических лиц и государства невозможно без всеохватывающего, всестороннего взаимодействия всех соответствующих органов исполнительной ветви власти. Все они находятся во взаимосвязи между собой и с органами, содействующими правоохране – правоприменяющими, все они входят в правоохранительную систему государства.

                                                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1.   Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с изменениями от 30 декабря 2008 г. N 6-ФКЗ и от 30 декабря 2008 г. N 7-ФКЗ)// Российская газета.-1993-25 декабря.

2.   Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 24 июля 2002 г. N 95-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 29 июля 2002г. - №30. - Ст. 3012.

3.   Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 25 июля 1994г. №13. - Ст.1447.

4.   Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 г. N 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1 мая 1995г. - №18. - Ст.1589.

5.   Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. N 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 21 декабря 1998 г. - №51 - Ст. 6270.

6.   Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (с изменениями от 19.07.2009 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 26 декабря 1994 г. - № 35 (СЗ РФ от 20 июля 2009 №29) - Ст. 3649

7.   Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (с изменениями от 30.12.1999 №225-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации от 14 августа 1995 г. - №33 - Ст. 3349.

8.   Федеральный закон от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 «О милиции» (с изменениями от 23.12.2003 № 186-ФЗ) // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР – 22 апреля 1991 г. - №16 - Ст. 503.

9.   Федеральный закон от 5 марта 1992 г. № 2446-1 «О безопасности» (с изменениями от 02.03.2007 № 24-ФЗ) // Российская газета от 6 мая 1992 г. - №103.

10.   Федеральный закон РСФСР от 8 июля 1981 г. № 976 «О судопроизводстве РСФСР» (с изменениями от 20.08.2004 N 113-ФЗ) // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР от 16 июля 1981 г. - №28 - Ст. 976.

11.   Указ Президента РФ от 12 февраля 1993 г. № 209 «О милиции общественной безопасности (местной милиции) в Российской Федерации» (с изменениями от 2 декабря 1998 г.) // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации - 15 февраля 1993 г. - № 7 - Ст. 562.

12.   Указ Президента РФ от 13 мая 2000 г. N 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» (с изменениями и дополнениями от 21.03.2005) // Собрание законодательства Российской Федерации от 15 мая 2000 г., - №20 - Ст. 2112

13.   Указ Президента РФ от 19 июля 2004 г. № 927 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» (в ред. Указов Президента РФ от 28.02.2009 №233) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 26 июля 2004г. - №30. - Ст.3149.

14.   Указ Президента РФ от 18 апреля 1996 г. № 567 «О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 22 апреля 1996. - №17. - Ст.1958.

15.   Указ Президента РФ от 19 августа 2003 г. N 969 «Об общей штатной численности органов прокуратуры Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 25 августа 2003г. - №34 - Ст.3360.

16.   Указ Президента РФ от 30 июня 1997 г. №659 «Об утверждении Положения о классных чинах прокурорских работников Российской Федерации» (с изменениями от 1 августа 2007г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 7 июля 1997г. - №27 - Ст. 3185.

Информация о работе Система правоохранительных органов РФ