Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2014 в 21:35, контрольная работа
Органы, отправляющие правосудие, – третья ветвь государственной власти, которая играет особую роль, как в механизме государственной власти, так и в системе сдержек и противовесов. Особая роль суда определяется тем, что он – арбитр в спорах о праве. Только судебная власть, но никак не законодательная или исполнительная, отправляет правосудие. В этом гарантии и независимости суда, и прав и свобод граждан и государственности в целом.
Введение …………………………………………………………………..3
1. Понятие судебной системы……………………………………………7
2. Судебная система РФ …………………………………………………9
2.1. Конституционный суд ………………………………………………9
2.2. Суды общей юрисдикции …………………………………………11
2.3. Арбитражные суды РФ ……………………………………………13
2.4. Мировые судьи …………………………………………………….18
2.5. Судейское сообщество …………………………………………….21
Заключение………………………………………………………………23
Список использованной литературы ………………………………….25
Контрольная работа
Дата ______________ |
Содержание
Введение ………………………………………………………
1. Понятие судебной системы………………
2. Судебная система РФ …………………………
2.1. Конституционный суд …………………………
2.2. Суды общей юрисдикции ……………………
2.3. Арбитражные суды РФ …………………………
2.4. Мировые судьи …………………………………………
2.5. Судейское сообщество ………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы ………………………………….25
Органы,
отправляющие правосудие, – третья ветвь
государственной власти, которая играет
особую роль, как в механизме государственной
власти, так и в системе сдержек и противовесов.
Особая роль суда определяется тем, что
он – арбитр в спорах о праве. Только судебная
власть, но никак не законодательная или
исполнительная, отправляет правосудие.
В этом гарантии и независимости суда,
и прав и свобод граждан и государственности
в целом. Важно, что суд реализует принцип
справедливости в правоприменительной
практике. Суд, обращаясь к толкованию
конституции и права, может использовать
аналогию закона и аналогию права, т.е.
принимать решения, руководствуясь не
только буквой, но и духом закона, аксиомами
и принципами права. Речь идет, прежде
всего, об экстремальных, исключительных
ситуациях, особенно в процессах, обеспечивающих
такое распределение и баланс двух других
ветвей власти, которые, в конечном счете,
гарантировали бы господство права и справедливости
в обществе.
В РФ в постановлениях и
иных решениях Конституционного суда
проводиться идея самостоятельности
каждой из ветвей власти и недопустимости
вторжения одной ветви власти
в компетенцию других властей. Принципиальный
характер имеет решение Конституционного
суда о том, что принцип разделения
властей определяет их соотношение
не только на федеральном уровне, но и
распространяет свое действие на организацию
и осуществление государственной власти
в субъектах федерации.
Необходимо отметить, что в советском
обществе суд рассматривался лишь как
орган, призванный охранять социалистическое
общество, государство и граждан от неправомерных
действий, ответственности же государства
перед своими гражданами не придавалось
должного значения. Прерогативы суда были
ограничены точным применением закона,
суд был не вправе устранить даже вполне
очевидные недостатки издаваемых нормативных
актов, особенно подзаконных актов в сфере
прав и свобод личности.
Существенная особенность судебной власти,
которая и определяет ее справедливость,
состоит в особой процедуре (методах) осуществления.
Она сводится к тому, чтобы, как писал видный
русский государствовед Б.Н. Чичерин, держать
весы, равные для обеих сторон, разобрать
права и требования каждой и окончательно
постановить свой приговор. Отсюда такие
признаки судебной власти, как гласность,
состязательность, независимость, коллегиальность.
Судебная власть, таким образом, – специфическая
независимая ветвь государственной власти,
осуществляемая путем гласного, состязательного,
как правило, коллегиального рассмотрения
и разрешения в судебных заседаниях споров
о праве. Роль судебной власти в механизме
разделения властей состоит в сдерживании
двух других властей в рамках конституционной
законности и права прежде всего путем
осуществления конституционного надзора
и судебного контроля за этими ветвями
власти. Систему органов правосудия могут
составлять судебные органы, действующие
в сфере конституционной, общей, хозяйственной,
административной и других юрисдикции.
Судебная система Российской
Федерации устанавливается
Основным условием организации
системы судов признается стабильность
утверждаемой законом системы. Эта
задача может быть решена установлением
принципа создания и упразднения
судов исключительно путем
Определяя
общие контуры организации системы судов,
Федеральный конституционный закон "О
судебной системе Российской Федерации"
(от 31 декабря 1996 г., 1-ФКЗ) имеет своей задачей
укрепление независимости судей, обеспечение
стабильности организации и деятельности
судебных органов страны. Гарантией устойчивости
правового регулирования основных институтов
судоустройства является утвержденная
Конституцией РФ процедура принятия федеральных
конституционных законов, требующая согласия
квалифицированного большинства обеих
палат Федерального Собрания (ч. 2 ст. 108
Конституции РФ). Федеральный конституционный
закон учел и многолетние традиции российского
судопроизводства (преемственность судоустройственного
законодательства) и специфические исходные
данные той системы отношений, в рамках
которой он должен работать в российской
действительности. Федеральный конституционный
закон «О судебной системе» служит дальнейшему
утверждению концепции судебной власти,
закрепленной в Конституции РФ. Признание
этой концепции и ее полная реализация
являются непременным условием формирования
в России демократического правового
государства.
Закон о судебной системе РФ содержит
ряд новых для законодательства о судоустройстве
положений, предусматривает установление
некоторых организационных механизмов:
- установление порядка назначения председателей судов общей юрисдикции и их заместителей;
- включение в судебную систему четвертого звена в виде мировой юстиции;
-законодательное закрепление возможности учреждения
специализированных судов;
- создание исполнительного аппарата для обеспечения функционирования судебной власти - Судебного департамента при Верховном Суде РФ и его местных органов и др.
Наиболее существенным из этих нововведений представляется включение в судебную систему Российской Федерации мировых судей, о которых будет сказано позднее.
Тема судебной системы в современной России очень актуальна, поскольку суд среди других органов государственной власти занимает особое место. Только суд своим решением может положить конец спору истца и ответчика, только суд может признать человека виновным в совершении преступления. Суд реализует права граждан на обжалование действий должностных лиц, рассматривает материалы о некоторых видах административный правонарушений. Никакой другой орган власти не правомочен выполнять эти задачи.
1. Понятие судебной системы
Судебная власть – это
самостоятельная и независимая
ветвь государственной власти, созданная
для разрешения, на основе закона, социальных
конфликтов между государством и гражданами,
самими гражданами, юридическими лицами;
контроля за конституционностью законов;
защиты прав граждан в их взаимоотношениях
с органами исполнительной власти и должностными
лицами; контроля за соблюдением прав
граждан при расследовании преступлений
и проведении оперативно-розыскной деятельности;
установления наиболее значимых юридических
фактов.
Правосудие
в РФ как важнейшая функция судебной власти
осуществляется от имени государства
судами посредством рассмотрения в судебных
заседаниях гражданских, уголовных и других
дел в установленной законом процессуальной
форме. Правосудие строится на закреплённых
в Конституции РФ демократических принципах,
отражающих сущность и задачи правового
государства. Одни из важнейших принципов
правосудия в РФ осуществление его только
судом. Создание судов, не предусмотренных
законом, не допускается.
Совокупность всех судов, осуществляющих судебную власть посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства, образует судебную систему РФ.
Судебная система РФ едина. Это единство обеспечивается путем соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства, применения всеми судами Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и между народных договоров РФ: признания обязательности исполнения на всей территории РФ судебных постановлений, вступивших в законную силу: финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.
В РФ действуют федеральные
суды, конституционные (уставные) суды
и мировые судьи субъектов
РФ. К федеральным судам относятся:
Конституционный суд РФ: Верховный
суд РФ, верховные суды республик,
краевые и областные суды, суды
городов федерального значения, суды
автономной области и автономных
округов, районные суды, военные и
специализированные суды, составляющие
систему федеральных судов
В соответствии со ст. 17 Федерального
Конституционного закона «О судебной
системе РФ» от 31.12.1996г. № 1 ФКЗ
Конституционный Суд Российской
Федерации, Верховный Суд Российской
Федерации, Высший Арбитражный Суд
Российской Федерации, созданные в соответствии
с Конституцией Российской Федерации,
могут быть упразднены только путем внесения
поправок в Конституцию Российской Федерации.
Другие федеральные суды создаются и упраздняются
только федеральным законом. Должности
мировых судей и конституционные (уставные)
суды субъектов Российской Федерации
создаются и упраздняются законами субъектов
Российской Федерации. Помимо этого, никакой
суд не может быть упразднен, если отнесенные
к его ведению вопросы осуществления правосудия
не были одновременно переданы в юрисдикцию
другого суда.
Компетенция каждого суда определяется
законом; судебная власть осуществляется
им, как правило, на территории определенного
государственно - административного образования
(или структурного образования - в отношении
военных судов). Этими пределами ограничивается
его юрисдикция, т.е. право решать правовые
вопросы, осуществлять правосудие. Право
граждан на судебную защиту, на обращение
в суд не должно пострадать от упразднения
конкретного судебного органа. Поэтому
Закон о судебной системе РФ специально
обязывает государственные органы позаботиться
о своевременной передаче относящихся
к ведению упраздняемого суда вопросов
в юрисдикцию другого суда.
2. Судебная
система РФ
2.1. Конституционный суд
Особое место в системе судебной
власти занимает Конституционный суд
РФ. Порядок его образования и принципы
деятельности определены Конституцией
РФ и Федеральным конституционным законом
«О Конституционном суде РФ» (1994). Конституционный
суд РФ осуществляет контроль за конституционностью
законов и других нормативных актов Президента
РФ, Правительства РФ, конституций (уставов)
субъектов РФ.
Он не вправе решать вопрос о конституционности
нормативных актов по собственной инициативе,
принимает к рассмотрению только запросы
соответствующих государственных органов,
должностных лиц, судов и жалобы отдельных
граждан в случаях, предусмотренных Конституцией
РФ и Законом о Конституционном суде. В
действующей правовой системе не предусматривается
право конституционного суда РФ начать
производство по делу без соответствующего
обращения со стороны управомоченных
субъектов (так называемая связанная инициатива).
Конституционный суд РФ по запросам Президента
РФ, Совета Федерации, Государственной
думы, одной пятой членов Совета Федерации
или депутатов Государственной думы, Правительства
РФ, Верховного суда РФ и Высшего арбитражного
суда РФ, органов законодательной и исполнительной
власти субъектов РФ разрешает дела о
соответствии Конституции РФ федеральных
законов, нормативных актов Президента
РФ, Совета Федерации, Государственной
думы, Правительства РФ; конституций республик,
уставов, а также законов и иных нормативных
актов субъектов РФ, изданным по вопросам,
относящимся к ведению органов государственной
власти РФ и совместному ведению федеральных
органов государственной власти и органов
государственной власти субъектов РФ;
договоров между федеральными органами
государственной власти и органами государственной
власти субъектов РФ, договоров между
органами государственной власти субъектов
РФ; не вступивших в силу международных
договоров РФ. Конституционный суд РФ
разрешает споры о компетенции между федеральными
органами государственной власти, между
органами государственной власти РФ и
органами государственной власти субъектов
РФ, между высшими государственными органами
субъектов РФ. Одним из важнейших полномочий
Конституционного суда РФ с 1994 года стало
толкование Конституции РФ, осуществляемое
по обращению достаточно узкого круга
субъектов - Президента РФ, Совета Федерации,
Государственной думы, Правительства
РФ, а также органов законодательной власти
субъектов РФ.