Следователь как участник уголовного судопроизводства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2014 в 17:31, контрольная работа

Краткое описание

Процессуальная самостоятельность следователя заключается в следующем. Прокурор уполномочен требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания или предварительного следствия. Однако когда следователь не согласен с направленным в его адрес требованием прокурора, он обязан представить свои письменные возражения руководителю следственного органа. Последний информирует прокурора об обжаловании следователем его требования и приступает к рассмотрению требования прокурора, а также письменных возражений следователя на указанные требования.

Вложенные файлы: 1 файл

Следователь2.doc

— 136.00 Кб (Скачать файл)

Хотя статья 37 УПК РФ помещена в Общей части УПК, она содержит правовые нормы, характеризующие процессуальное положение прокурора главным образом в досудебном производстве по уголовным делам и регулирует его правоотношения со следователем и дознавателем.

Право прокурора знакомиться с материалами уголовного дела, находящегося в производстве следователя следственного органа любого ведомства (часть 2.1 статьи 37 УПК РФ), означает, что в ответ на его мотивированный письменный запрос в адрес соответствующего руководителя следственного органа прокурору на его рабочее место, в его распоряжение, на время, необходимое ему, прокурору, должны быть незамедлительно любым способом представлены все надлежащим образом оформленные материалы следственного производства. Такая трактовка этих отношений вытекает из того факта, что прокуратура - орган надзора, а следственный орган, независимо от его ведомственной принадлежности, - поднадзорный.10

Через все содержание статьи 37 УПК РФ красной нитью проходит идея существенного различия в отношениях прокурора со следователем и руководителем следственного органа, с одной стороны, и с дознавателем - с другой. Если общий смысл нынешних отношений прокурора с сотрудниками следственных подразделений независимо от их ведомственной принадлежности может охарактеризоваться понятиями «проверять», «выносить мотивированное постановление о направлении», «требовать», то для отношений прокурора с дознавателем применяются прежние, хорошо известные понятия: «давать письменные указания», «давать согласие», «отменять», «отстранять», «изымать», «утверждать». Сосредоточение прокурорского надзора на дознании, т.е. на производстве по делам о преступлениях небольшой и средней тяжести (см. статью 223 УПК) в теоретическом отношении - одно из самых вольных и труднообъяснимых законодательных решений, тем более что за деятельностью дознавателя осуществляют процессуальный контроль и начальник органа дознания (пункт 17 статьи 5 УПК), и начальник подразделения дознания (пункт 17.1 статьи 5 УПК).

Пункт 12 части второй статьи 37 УПК РФ содержит два положения, определяющих полномочия прокурора по отношению к органам предварительного следствия любой ведомственной принадлежности:

1) исправляя ошибку следователя  в определении законной подследственности, установленной статьей 151 УПК, изъять у него уголовное дело и передать органу предварительного следствия другого ведомства в точном соответствии с требованиями упомянутой статьи;

2) руководствуясь соображениями качества  расследования, изъять любое уголовное  дело из любого органа предварительного следствия и передать его следователю Следственного комитета с обязательным указанием оснований такой передачи. Это позволяет прокурору, как и прежде, властно влиять на ход и качество предварительного следствия по конкретному уголовному делу, поручая его более опытному или более надежному следователю (через руководителя следственного органа).

 

  • 2.3. Судебный надзор за деятельностью следователя

 

В общей массе таких полномочий суда (иногда их с известной долей условности называют контрольными полномочиями) четко просматриваются два относительно самостоятельных вида:

  • один из них включает полномочия по принятию решений о совершении действий, связанных с предварительным расследованием уголовных дел, а по сути - по проверке законности и обоснованности намерения соответствующих должностных лиц правоохранительных органов осуществить такого рода действия, как правило, до того, как они начинают претворяться в жизнь реально (т.н. предварительный судебный контроль),
  • а другой - полномочия по проверке законности и обоснованности уже совершенных действий или принятых решений соответствующих должностных лиц (т.н. последующий судебный контроль).11

Первый вид контрольных полномочий реализуется путем вынесения судом (судьей) решений (определений, постановлений) о производстве значительного числа конкретных процессуальных действий. В соответствии с ч. 2 ст. 29 УПК к решениям такого рода отнесены решения:

  • об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу либо в виде домашнего ареста;
  • о продлении срока содержания под стражей;
  • о помещении подозреваемого, обвиняемого, не находящегося под стражей, в медицинский или психиатрический стационар в связи с производством экспертизы;
  • об осмотре жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц;
  • об обыске и (или) выемке в жилище;
  • о выемке предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах в банках и иных кредитных организациях;
  • об аресте корреспонденции и выемке ее в учреждениях связи;
  • о личном обыске, за исключением случаев, когда такой обыск производится в отношении подозреваемого, обвиняемого, подвергнутого задержанию или заключению под стражу, либо лица, находящегося в помещении, где производится обыск, и скрывающего при себе разыскиваемые предметы или документы (ч. 2 ст. 184 УПК);
  • о наложении ареста на имущество, включая денежные средства физических и юридических лиц, находящиеся на счетах и во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях;
  • о временном отстранении обвиняемого от должности, за исключением случаев отстранения от должности руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ (ч. 5 ст. 114 УПК);
  • о контроле и записи телефонных и иных переговоров.12

Приведенный перечень случаев, когда судебный контроль должен предшествовать совершаемому следственному действию, однако, не является исчерпывающим.

Законодательство предусматривает и другие правила, в соответствии с которыми процессуальные действия в ходе досудебного производства по уголовным делам должны совершаться только с согласия, с разрешения или по заключению суда. В качестве примеров могут послужить, в частности, следующие правила:

  • уголовное дело в отношении судьи может быть возбуждено только при наличии заключения коллегии из трех судей вышестоящего суда о том, что в действиях привлекаемого к ответственности судьи имеются признаки преступления (п. 2-5 ч. 1 ст. 448 УПК);
  • уголовное дело в отношении прокурора может быть возбуждено с согласия районного суда по месту совершения деяния, содержащего признаки преступления (п. 10 ч. 1 ст. 448 УПК);
  • без разрешения суда не допускается эксгумация трупа в случаях, когда против такого действия возражают родственники покойного (ч. 3 ст. 178 УПК);
  • в соответствии с ч. 3 ст. 8 Закона об адвокатской деятельности и адвокатуре проведение оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий в отношении адвоката (в том числе в жилых и служебных помещениях, используемых им для осуществления адвокатской деятельности) возможно только на основании судебного решения;
  • судья по ходатайству следователя решает вопрос об ограничении срока, в течение которого обвиняемый и его защитник могут знакомиться с материалами дела по окончании предварительного расследования (ч. 3 ст. 217 УПК);
  • по ходатайству прокурора судья вправе принять решение о переводе заключенного под стражу лица, у которого обнаружилось психическое заболевание, в психиатрический стационар (ч. 1 ст. 435 УПК);
  • по ходатайству эксперта или комиссии экспертов судья вправе продлить срок пребывания в медицинском стационаре лица, подвергаемого судебно-психиатрической или судебно-медицинской экспертизе (ст. 30 Федерального закона «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации»);
  • требуется решение судьи (по сути, его согласие) и в тех случаях, когда возникает необходимость в допросе нотариуса по поводу обстоятельств, которые стали ему известны в связи осуществлением его профессиональной деятельности.13

При анализе специфики полномочий суда (судьи) в уголовном судопроизводстве важно учитывать, что ему отведена достаточно активная роль не только в досудебных стадиях, при разбирательстве дел по первой инстанции либо при проверке дел в вышестоящих судебных инстанциях, но и в стадии исполнения приговоров и иных судебных решений, когда он уполномочен принимать такие важные решения, как решения, к примеру, о замене наказания в случае злостного уклонения от его отбывания, об условно досрочном освобождении от отбывания наказания, освобождении от наказания в связи с болезнью осужденного.

Второй вид контрольных полномочий суда охватывает полномочия, которые касаются разбирательства жалоб, в той или иной мере вызванных несогласием заинтересованных лиц с состоявшимися следственными действиями или уже вынесенными решениями при производстве по уголовным делам.

На досудебных стадиях уголовного процесса суд имеет реальную возможность активно устранять негативные последствия незаконных и необоснованных действий и решений, которые «способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затруднить доступ граждан к правосудию» (ч. 1 ст. 125 УПК). Он вправе не только признать такого рода решения и действия незаконными и необоснованными, но и обязать соответствующий орган или соответствующее должностное лицо устранить допущенное нарушение.14

Что касается судебных стадий (включая и стадии проверки дел в апелляционном, кассационном и надзорном порядках, ввиду вновь открывшихся и новых обстоятельств), то на этих этапах уголовного процесса суду предоставлены еще более широкие возможности активно реагировать на представления прокуроров или жалобы других участников судопроизводства. Здесь в арсенале предоставленных ему средств закон предусматривает и такие, например, как изменение либо отмена незаконного, необоснованного или несправедливого приговора, иного судебного решения.

 

 

 

Заключение

 

Следователь - это должностное лицо органа предварительного следствия, правомочное рассматривать сообщения о преступлениях, принимать с решение о возбуждении уголовного дела и проводить по нему предварительное расследование в форме предварительного следствия.

Следователи правомочны также, производить предварительное расследование в форме дознания по уголовным делам, по которым предварительное следствие не обязательно. Таким образом, в отличие от дознавателей они уполномочены осуществлять досудебное производство в любой форме.

Основной формой, в которой следователи проводят предварительное расследование - это предварительное следствие.

Из принципиальных положений, заложенных в гл. 1,2 УПК, вытекает, что следователь - это государственный орган уголовного преследования. Следователь относится к участникам уголовного судопроизводства, входящим в сторону обвинения. Он выполняет процессуальную функцию обвинения (п. 45, 47, 55 ст. 5 УПК) и входит в состав «обвинительной власти».

Таким образом, можно сделать вывод, что в какой бы форме следователь не проводил предварительное расследование, основной его функцией является уголовное преследование.

Гарантиями процессуальной самостоятельности следователя являются его полномочия, закрепленные в п. 1-6 ч. 2 статьи 38 УПК РФ.

Только следователь уполномочен выносить постановление о возбуждении уголовного дела и постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в порядке, установленном УПК.

Следователь уполномочен принимать уголовное дело к своему производству или передавать его руководителю следственного органа для направления по подследственности, последний вправе направить его прокурору для решения вопроса о подследственности органу дознания или иному органу следствия.

Следователь вправе самостоятельно направлять ход расследования, принимать решение о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда в соответствии с УПК требуется получение судебного решения или согласия руководителя следственного органа.

Следователь уполномочен давать органу дознания в случаях и порядке, установленных УПК, обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении.

Следователь правомочен обжаловать с согласия руководителя следственного органа в порядке, установленном ч. 4 ст. 221 УПК, решение прокурора, вынесенное в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 221 УПК.

В обязанности следователя входит принятие мер процессуального принуждения к участникам процесса, чьи действия создали или могут создать препятствия для нормального производства по делу. Следователь должен принять меры по возмещению вреда, причиненного преступлением, в случае предъявления гражданского иска. Установление же характера и размера вреда, причиненного преступлением, является его постоянной обязанностью (п. 4 ч. 1 ст. 73 УПК).

Полномочия следователя позволяют ему самостоятельно проводить предварительное следствие, направлять ход расследования, принимать решение о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда требуется получение судебного решения (в соответствии с со ст. 29, 165 УПК) или согласия руководителя следственного органа (согласно с п. 4, 9, 10 ч. 1 ст. 39 УПК).

 

Список использованной литературы

 

Нормативно-правовые акты

 

  1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года // Российская газета. 25 декабря 1993 года.
  2. Уголовно-процессуальный кодекс РФ: ФЗ от 18.12.2001 № 174-ФЗ (с изменениями от 30 декабря 2012 г.) // СЗ РФ. 2001. № 52. Ст. 4921.

Информация о работе Следователь как участник уголовного судопроизводства