Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 14:57, реферат
Смертная казнь – одно из самых древних наказаний, известных уголовному праву России. Изначально эта мера наказания применялась в качества возмездия преступнику, а так же для устрашения других членов общества.1 В дальнейшем смертная казнь была мерой способной лишить преступника возможности совершить новое преступление, а в отношении других членов общества была устрашающим фактором. Неоднозначность этого наказания очевидна. Существует огромное количество разных точек зрения, касающихся смертной казни, с одной стороны защищающих ее, как необходимую меру наказания, с другой – выступающих за ее отмену. Автор данной работы придерживается последней точки зрения.
Смертная казнь – одно из самых древних наказаний, известных уголовному праву России. Изначально эта мера наказания применялась в качества возмездия преступнику, а так же для устрашения других членов общества.1 В дальнейшем смертная казнь была мерой способной лишить преступника возможности совершить новое преступление, а в отношении других членов общества была устрашающим фактором. Неоднозначность этого наказания очевидна. Существует огромное количество разных точек зрения, касающихся смертной казни, с одной стороны защищающих ее, как необходимую меру наказания, с другой – выступающих за ее отмену. Автор данной работы придерживается последней точки зрения.
Во-первых, «наличие, как и отсутствие смертной казни на уровень убийств воздействия не оказывает». Так еще в начале ХХ века криминологическая наука накопила огромный массив данных, свидетельствующих о неэффективности смертной казни. Английские исследователи 40 лет назад доказали, что отмена смертной казни не влияет на динамику совершения преступлении. Американский криминолог Т. Селлин и английский исследователь Н. Уолкер привели свидетельства того, что наличие смертной казни или ее отсутствия не оказывают влияния на совершение преступлений.2 Человек, решивший совершить преступление, в большинстве случаев либо надеется на безнаказанность, либо рассчитывает, что никто не узнает или вообще ни о чем не задумывается. К. Маркс так же писал: «история и такая наука, как статистика, с исчерпывающей очевидностью доказывают, что со времен Кана, мир никогда не удавалось не исправить, не устрашать наказанием, как раз наоборот!».3
Во-вторых, право человека на жизнь дается ему от рождения и является так называемым естественным правом человека. Конституция РФ подтверждает его в ч. 1 ст. 20. Приговор суда о применении к осужденному смертной казни выносится от имени государства, но как государства может лишить человека права, которое оно ему не довало? Таким образом, с точки зрения правовых принципов государство не вправе лишать человека жизни. Из положений теории общественного договора, из работ Ж.Ж. Руссо следует, что люди, вступающие в договорные отношения с государством, не уступают ему право на распоряжение жизнью.4
В-третьих, смертная казнь имеет необратимый характер, а судебные ошибки неизбежны. Они всегда были, есть и будут иметь место, следовательно, жизнь одного человека может прекратиться вследствие случайной, неисправимой ошибки другого человека.
В-четвертых, исполнение смертной казни вызывает ужасные переживания человека, подвергает его к страданиям, как утверждает А.С. Михлин, осужденные к смерти по-разному переживают ее ожиданпие, сохраняют спокойствие, впадают в глубокую депрессию, проявляют агрессию, обращаются к религии или кончают жизнь самоубийством.
В-пятых, если посмотреть на рассматриваемую проблему с точки зрения этики, то жизнь, по выражению А.С. Пушкина, - «дар бесценный», она дарована человеку свыше и земные силы не вправе ее отнимать, государство может установить в какой степени ограничить свободу лица, но лишить человека жизни не может.
В-шестых, многие ученые выступают против отмены смертной казни, так как утверждают о необходимости наличия условий, таких как: формирование гражданского общества и правовой государственности. В 1867 году профессор А. Кистяковский написал: «Почти все приверженцы смертной казни защищают ее не в принципе, а ради временной ее необходимости и полезности, и ради того, что общество еще не доросло до отмены». И по сей день, этот тезис сохраняет свою актуальность.5
Отмена смертной казни предрешена, так как ч. 2 ст. 20 Конституции РФ гласит о данном виде наказания как о временной мере, так же ее отмена предусмотрена международными соглашениями (вступление РФ в Совет Европы, обязывающая РФ ратифицировать Протокол № 6 от 28.04.1983 года к Конференции о защите прав человека и основных свобод). Так же Конституционный суд РФ вынес определение от 19 ноября 2009 года касающиеся длительного моратория на применение смертной казни. Суд пояснил, что на свете формирования конституционно-правового режима сформировались гарантии права человека не быть подвергнутым смертной казни, так же необходимо учитывать международно-правовые тенденции и взятые на себя обязательства РФ, а именно подписание Протокола № 6 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод 16.04.1997 года, ратификация которого должна была быть произведена до 28 февраля 1999 года. Исходя из вышесказанного Конституционный суд РФ в определении от 19 ноября 2009 года определил, что ведение суда с участием присяжных заседателей на всей территории РФ не дает применение смертной казни.6
На основании вышеизложенного, автор данной работы считает необходимым произвести отмену смертной казни в РФ, которая должна сопровождаться исключением из ст. 44, 45, 78, 83 УК РФ упоминания о смертной казни; признание утратившей силу ст. 59 УК РФ, включающей в себя основные положения ее на территории РФ; положение санкций 105, 277, 295, 317, 357 устанавливающих ответственность в виде смертной казни за совершение преступлений, предусмотренных этими статьями.
Закончить данную работу, хотел бы цитатой великого русского классика – Ф.М. Достоевского, который будучи приговоренным к смертной казни был помилован за секунду до исполнения приговора, и который как нельзя лучше, через уста своего персонажа передал ощущения и мысли «смертника»: «Убийство по приговору несоразмерно ужаснее, чем убийство разбойничье. Тот кого убивают разбойники, режут ночью, в лесу, как-нибудь, непременно еще надеется, что спасется, до самого последнего мгновения. Примеры бывали, что уж горло перерезано, а он еще надеется, или бежит, или просит. А тут, всю эту последнюю надежду, с которой умирать, в десять раз легче наверно; тут приговор, и в том, что на верно не избегнешь, вся ужасная мука и сидит, и сильнее этой муки нет на свете!»7
1 Михлин А.С. Способы применения смертной казни: история и современность// Государство и право. 1997. № 1
2 Квашис В.Е. Смертная казнь и общественное мнение: мифы и реальность// Журнал российского права 1998. № 12
3 Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. Т. 8 стр. 530
4 Вицин С. Время казнить в России закончилось?// Российская юстиция. 1999. № 3
5 Буянский С.Г. Смертная казнь: за и против// Юрист. 1999. № 9
6 Конституционный суд Российской Федерации. Определение от 19 ноября 2009 года. №1344-О-Р.
7 Ф.М. Достоевский. Идиот// Азбука. СПб 2012. Стр. 24-25