Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июля 2014 в 16:47, курсовая работа
Цель работы: раскрыть сущность современной уголовной политики России.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи: рассмотреть понятие уголовной политики; охарактеризовать содержание современной уголовной политики; анализировать развитие уголовной политики России.
Методологической основой исследования явились труды российских и зарубежных ученых, статьи журналов, посвященные проблемам развития уголовной политики. Для решения задач, поставленных в работе, использованы сравнительный и системный анализ, классификации и другие общенаучные методы.
Введение………………………………………………………………………...…..........3
Глава 1 Понятие и содержание уголовной политики......................................................5
Глава 2 Проблема эффективности уголовного закона в условиях формирования правового государства......................................................................................................19
Заключение………………………………………………………………….…..............34
Глоссарий………………………………………………………………….....….............36
Список использованных источников…………
Но если система заочного осуждения будет введена, дело состоит в розыске виновного. Зачем для этого объявлять его вне закона? А с предложением расстреливать виновного в течение 24 часов после идентификации вступает в противоречие тот факт, что смертная казнь у нас, как известно, не применяется. Суть предложения остается неясной.
Мотивация у тех, кто говорит о необходимости «уничтожать по спискам», и у тех, кто предлагает вносить изменения в действующий УПК РФ, одна и та же – внутренний протест против моратория на смертную казнь в условиях разгула терроризма, бандитизма и тяжких преступлений против личности. Действительно, нет никакой логики в том, что государство может убивать без приговора суда (при задержании преступника, при отражении нападения, при проведении контртеррористической операции и т.д.), когда даже тяжесть преступления не определена, а ликвидация проводится только по подозрению, – и не может делать этого по приговору суда в отношении лиц, совершивших особо тяжкие преступления, в виде исключительной меры наказания.
Если идти на радикальные меры, то надо отказываться от международных обязательств. Но это уже вопросы не уголовной, а большой политики. Одни международные обязательства связаны с мораторием на смертную казнь, другие – с реализацией комплекса антимафиозных и антитеррористических мер. Именно с их помощью победу в борьбе с мафией можно одержать и без применения радикальных средств. Действующее российское законодательство должно быть отремонтировано не в духе популистских лозунгов, а по международно-правовым чертежам. В первую очередь необходимо приведение его в соответствие с положениями конвенций ООН и Совета Европы, причем не только уголовного, уголовно-процессуального, оперативно-разыскного и административного характера. Например, в Конвенции ООН против коррупции содержатся в числе прочих требования к государствам-участникам принять надлежащие меры по обеспечению прозрачности и отчетности в управлении публичными финансами. Такие меры должны охватывать процедуры утверждения национального бюджета, своевременное предоставление отчетов о поступлениях и расходах, систему стандартов бухгалтерского учета и аудита и связанного с этим надзора.
Однако российский законодатель пошел вразрез с международно-правовыми стандартами, демонстрируя правовой изоляционизм. Трудно оценить иначе изменения в УК РФ, принятые в конце 2003 года, то есть тогда же, когда была подписана Конвенция ООН против коррупции. Одновременно с введением положений по либерализации уголовного законодательства был отменен такой институт наказания, как конфискация имущества. Она заменена на штрафы от 500 тысяч до 1 миллиона рублей.
Отмена положения УК о конфискации имущества нарушает обязательства России по международным договорам: в ратифицированной нашей страной Конвенции Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности под доходом понимается любая материальная выгода, полученная в результате совершения уголовных преступлений. В конвенциях ООН против транснациональной организованной преступности и коррупции термин «доходы от преступлений» означает любое имущество, приобретенное или полученное прямо или косвенно в результате совершения какого-либо преступления.
Внесенные в Уголовный кодекс поправки отбросили Россию на обочину международного сотрудничества в борьбе с организованной преступностью и коррупцией.
Восстановление положения о конфискации имущества в УК РФ – одна из ближайших задач российских правоведов, и не такая простая, как может показаться. Она требует пересмотра ряда идеологических установок, связанных с проведением экономических реформ в России.
Уголовная политика - это система принципов, политических и политико-правовых предписаний, правовых и иных социальных норм антикриминального цикла, криминологических программ и программ ресоциализации преступника, выработанных на научной основе и осуществляемых государством совместно с субъектами российского гражданского общества по обеспечению правопорядка, предупреждения и борьбы с преступностью, безопасности личности, в необходимых случаях - национальной безопасности.
Уголовная политика предопределяется национальными и международными условиями борьбы с преступностью и терроризмом; выражается в создании и осуществлении единой и разносторонней системы государственных директивных (политических) указаний, норм уголовного права, уголовно-процессуального права, уголовно-исполнительного права, норм ряда иных социальных предписаний; опирается на принципиальные основы предупреждения преступности, борьбы с ней на национальном и международном уровнях и обращения с правонарушителями.
Основными субъективными факторами, определяющими преступность и уголовную политику, являются: интересы, потребности субъектов уголовной политики и субъектов правоотношений; личностные качества, психические процессы, свойства, состояния и образования общественно-политических и государственных лидеров, субъектов правоотношений; политические решения и действия субъектов уголовной политики; общественное сознание, его уровни и формы, включая правосознание, правовую психологию и правовую идеологию. Ключевым субъективным фактором, определяющим преступность и уголовную политику, является идеология и её правовая форма - правовая идеология. Последняя в силу её сущности и социально незаменимых функций выступает необходимой теоретической базой, составной частью доктринальной стороны уголовной политики, правовой системы, права и законодательства.
На современном этапе существенно изменилась юридическая база уголовной политики, ее главная часть - уголовное законодательство, во многом вобравшая в себя непоследовательность мировоззренческой и методологической основ права. С одной стороны, принятый в 1996 году Уголовный кодекс РФ устранил многие противоречия Уголовного кодекса РСФСР, провозгласил, казалось бы, демократические и гуманные социальные приоритеты - защиту прав и свобод личности. С другой стороны, УК РФ не пошёл дальше деклараций, оставив личность один на один с захлёстывающей общество преступностью.
Таким образом, основная задача правоведов – привести уголовно-правовые нормы в соответствие с международными нормами и принципами, ставящие перед собой главную цель – борьба с преступностью.
№ п/п |
Понятие |
Определение |
1 |
Безопасность государства |
жизненно важное образование социальной устойчивости общества, которое основывается на суверенитете, обороноспособности и территориальной неприкосновенности государства |
2 |
Государственная граница РФ |
линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющая пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) РФ |
3 |
Государственная служба |
профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов |
4 |
Государственный деятель |
лицо, занимающее должности в высших органах законодательной, исполнительной и судебной власти |
5 |
Деньги (валюта) |
российские или иностранные денежные знаки, имеющие хождение, т.е. находящиеся в финансовом обороте |
6 |
Интересы службы |
установленные соответствующими правовыми актами цели данного ведомства, порядок и критерии их реализации, содержание ожидаемых результатов |
7 |
Обороноспособность |
состояние экономического, военного, социально-нравственного потенциала государства, обеспечивающего защиту его суверенитета |
8 |
Суверенитет |
верховенство государственной власти внутри страны и ее независимость во внешнеполитической сфере |
9 |
Халатность |
неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе, если это повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан и организаций, либо охраняемых законом интересов общества и государства |
10 |
Ценная бумага |
документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении |
11 |
Шантаж |
угроза огласить какие-либо позорящие или подрывающие репутацию сведения |
12 |
Шпионаж |
действия, направленные на ознакомление органов иностранного государства с информацией, составляющей государственную тайну РФ |
1 |
Конституция Российской Федерации [Текст]
: принята всенародным голосованием |
2 |
Уголовный кодекс Российской Федерации
[Текст] : кодекс от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ |
3 |
Алексеев, А. И. Российская уголовная
политика: преодоление кризиса [Текст] |
4 |
Бородин, С. В. Преступления против жизни [Текст] / С. В. Бородин. – М. : Юридический центр Пресс, 2003 |
5 |
Гаухман, Л. Д. Квалификация преступлений:
закон, теория, практика [Текст] |
6 |
Жариков, Ю. С. Противодействие незаконному обороту наркотиков и наркотизму: проблемы правового регулирования [Текст] : монография / Ю. С. Жариков. - М. : СГУ, 2008 |
7 |
Жариков, Ю. С. Уголовно-правовое регулирование и механизм его реализации [Текст] : монография / Ю. С. Жариков. - М. : Юриспруденция, 2009 |
8 |
Кадников, Н. Г. Квалификация преступлений и вопросы судебного толкования
[Текст] |
9 |
Сулейманов, Т. А. Механизм и формы реализации норм уголовного права [Текст] : монография / Т. А. Сулейманов, А. Н. Павлухин. - М. : Юнити, 2007 |
10 |
Чередниченко, Е. Е. Принципы уголовного законодательства: понятие, система, проблемы законодательной регламентации [Текст] : монография / Е. Е. Чередниченко. - М. : Волтерс Клувер, 2007 |
А |
|
Б |
|