Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июля 2014 в 01:16, реферат
Для осуществления надзора за исполнением законов прокуроры наделены определенными полномочиями. Эти полномочия реализуются в результате конкретных действий и, актов, которые именуются средствами прокурорского надзора.
Отмечают, что правовые средства можно подразделить на два уровня. Первый уровень составляют первичные правовые средства, предоставленные прокурору государством полномочия, используемые им с целью выполнения поставленных перед прокуратурой задач. первичные правовые средства обусловливают формирование правового инструментария, всей системы правовых средств прокуратуры, т.е. фактически являются абстрактными правами и обязанностями прокурора.
НОУ ВПО «НИЖЕГОРОДСКАЯ ПРАВОВАЯ АКАДЕМИЯ» (ИНСТИТУТ)
КАФЕДРА УГОЛОВНОГО ПРЦЕССА И КРИМИНАЛИСТИКИ
РЕФЕРАТ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР»
НА ТЕМУ
Нижний Новгород
2013
Для осуществления надзора за исполнением законов прокуроры наделены определенными полномочиями. Эти полномочия реализуются в результате конкретных действий и, актов, которые именуются средствами прокурорского надзора.
Отмечают, что правовые средства можно подразделить на два уровня. Первый уровень составляют первичные правовые средства, предоставленные прокурору государством полномочия, используемые им с целью выполнения поставленных перед прокуратурой задач. первичные правовые средства обусловливают формирование правового инструментария, всей системы правовых средств прокуратуры, т.е. фактически являются абстрактными правами и обязанностями прокурора.
Второй уровень - операционный, регламентированные законом действия прокурора в процессе реализации его функций. Правовые средства обоих уровней перманентно взаимодействуют друг с другом.
Правовые средства прокурора представляют собой регламентированные законом и опосредованные его полномочиями действия, осуществляемые в процессе реализации своих функций для достижения целей и решения задач, стоящих перед органами прокуратуры РФ [5, с.11].
Средства прокурорского надзора по целевому назначению можно классифицировать на:
средства выявления нарушений законности;
средства реагирования на нарушения законности.
Как средства выявления, так и средства реагирования имеют важное значение для пресечения правонарушений, их предупреждения и профилактики. Применение правовых средств прокурорского надзора влечет за собой возникновение прокурорско-надзорных правоотношений. В соответствии с законодательством о прокурорском надзоре прокуроры принимают меры к выявлению нарушений законности. Для этого они наделены правовыми средствами, которые закреплены в законе [4].
Средствами реагирования на нарушение закона являются, протест прокурора (на нарушающее закон решение или нормативный акт), представление прокурора (на устранение нарушений закона), постановление прокурора (о возбуждении уголовного дела, административного дела), предостережение прокурора (при возможном нарушении закона со стороны субъектов правовых отношений - мера профилактического воздействия) [4].
К числу важнейших средств выявления правонарушений, относятся истребование актов управления для проверки их соответствия законодательству, требование от органов управления проведения проверок и ревизий, проведение прокурорских проверок, рассмотрение предложений, заявлений и жалоб граждан; и должностных лиц. Кроме того, выявление нарушений закона зачастую производится прокурором при его участии в производстве дознания и предварительного следствия, а также участии в рассмотрении дел судами.
Истребование актов управления производится прокурорами в связи с наличием сведений о нарушениях законности. Данное средство может быть использовано как в устной, так и в письменной форме.
Письменная форма предполагает вынесение прокурором постановления об истребовании конкретного акта управления для проверки его соответствия закону. Как правило, истребование актов управления применяется в процессе производства прокурорских проверок [6, с.41].
Выявлению нарушений законодательства служит требование прокурора от органов управления проведения проверок и ревизий в подведомственных им учреждениях. Оно применяется в тех случаях, когда прокурор приходит к выводу, что получение данных, необходимых для правильного решения по поступившим сведениям о правонарушениях, находится за пределами его компетенции.
проверка
Закон "О прокуратуре РФ" закрепил право прокурора требовать от руководителей и других должностных лиц проведения проверок и ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных предприятий, учреждений, организаций и подчиненных им должностных лиц. Качество проведения проверок и ревизий во многом зависит от точности и четкости, сформулированных прокурором вопросов, которые должны быть выяснены в ходе проверки или ревизии.
Важнейшим правовым средством выявлений нарушений законов являются прокурорские проверки. Они проводятся на основании имеющихся сведений о нарушении законности, требующих непосредственного прокурорского вмешательства. Поводами для проведения проверок являются прямые обращения граждан, материалы гражданских, уголовных и арбитражных дел, контролирующих органов, средств массовой информации, результаты анализа статистики, прокурорской и правоприменительной практики, а также другая информация, содержащая данные о правонарушениях.
В процессе прокурорской проверки прокурор знакомится со всеми необходимыми документами и материалами, истребует дополнительные документы, вызывает должностных лиц и иных граждан, требует от них письменных или устных объяснений по поводу нарушений закона. Выявив нарушения закона и обстоятельства, способствовавшие им, прокурор с помощью правовых средств, принимает меры к устранению правонарушений и их предупреждению.
Правовые средства реагирования прокурора на выявленные правонарушения определяются законодательством для каждой отрасли прокурорского надзора. К данной группе правовых средств прокурорского надзора относятся:
1) протест прокурора на противоре
2) представление об устранении допущенных нарушений закона;
3) постановление прокурора о возбуждении уголовного дела либо производства об административном правонарушении;
4) предостережение о
Протест прокурора - акт реагирования на противоречащий закону акт управления (законодательный акт) должностного лица (законодательного органа), в котором содержится юридически обоснованное требование об отмене незаконного акта либо приведение его в соответствие с законом.
Протест прокурора приносится на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством РФ. Данный протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее, чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления - на ближайшем заседании.
При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.
При рассмотрении протеста коллегиальным органом о дне заседания сообщается прокурору, принесшему протест. Протест до его рассмотрения может быть отозван принесшим его лицом.
Представление прокурора - акт реагирования прокурора на выявленные правонарушения, в котором содержится обоснованное требование об устранении данных правонарушений. Внесение представлений направлено на устранение выявленных правонарушений и обстоятельств, способствующих им, и их предупреждение в будущем.
Представление прокурора об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения. Оно подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих. О результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме. При рассмотрении представления коллегиальным органом прокурору сообщается о дне заседания данного органа.
Постановление прокурора - акт реагирования прокурора на общественно опасное деяние или административный проступок, в котором содержится юридически обоснованное мотивированное постановление о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении. Решение о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении исходя из характера нарушения закона должностным лицом.
Постановление о возбуждении производства об административном правонарушении подлежит рассмотрению уполномоченным на то органом или должностным лицом в срок установленный законом. Постановление о возбуждении производства об административном правонарушении прокурор направляет в тот орган или тому должностному лицу, которые вправе принимать решение о применении соответствующего взыскания. О результатах рассмотрения сообщается прокурору в письменной форме.
Постановление о возбуждении уголовного дела выносится в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством.
Предостережение - акт реагирования прокурора на наличие сведений о готовящихся противоправных действиях, в котором содержится юридически обоснованное требование о недопущении нарушения закона. Предостережение о недопустимости нарушения закона выносится в целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях. Данное предупреждение объявляется в письменной форме должностным лицам, в отношении которых оно вынесено.
В случае неисполнения требований, изложенных в указанном предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке
Предостережение может быть сделано правонарушителю наряду с постановкой вопроса о его материальной, дисциплинарной или административной ответственности. При несогласии с предостережением оно может быть обжаловано лицом, которому объявлено предостережение, вышестоящему прокурору. О вынесении предостережения прокурор вправе сообщить администрации по месту работы, учебы, по месту жительства лица, которому оно объявлено [6, с.43-44].
Корешникова Н.Р. рассматривает правовые средства реагирования прокурора как систему, по функциональной принадлежности правовых средств, т.е. соотнесение того или иного из них к определенной функции прокуратуры. Функции прокуратуры имеют естественное деление на надзорные и ненадзорные, следовательно, в зависимости от этих функций прокуратуры правовые средства выступают как надзорные (применяемые при осуществлении функции надзора) и ненадзорные (применяемые при осуществлении других функций) [5, с.12].
Совокупности общих правовых средств прокуратуры системность, внутреннюю согласованность и взаимообусловленность придают следующие признаки:
1) все правовые средства
2) логически существование всех
правовых средств органов
3) правовые средства прокурора, используемые при реализации ненадзорной функции, вытекают из надзорных правовых средств и производны от них [5, с.14].
Информация о работе Средства реагирования прокурора на нарушения законов