Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 21:35, курсовая работа
Целью данной работы является исследование конституционно-правового статуса Президента Российской Федерации, с точки зрения его становления и развития; дать характеристику его положению в современном государственном устройстве России.
Задачи:
• Исследовать процесс разработки российской модели института Президентства и определить причины, обусловившие появление его должности в РФ
• Проанализировать положения действующей Конституции РФ, иных нормативно-правовых актов, регулирующие правовой статус Президента
1. Введение.....................................................................................................3-5
1.1. актуальность темы...............................................................................3-4
1.2. цели и задачи исследования...............................................................4-5
1.3. объект и метод исследования.................................................................5
1.4. основные источники исследования.......................................................5
2. Конституционно-правовой статус Президента РФ в системе государственной власти РФ......................................................................
2.1. Становление института Президента в России..............................
2.2. Полномочия Президента как главы государства
3. Заключение...................................................................................................
4. Библиография...............................................................................................
На Президента возложена
очень важная функция в системе
органов государственной
Президент Российской Федерации может использовать согласительные процедуры для разрешения конфликтов и разногласий, во-первых, между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации и, во-вторых, между органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В Конституции не конкретизировано понятие согласительных процедур. И это имеет принципиальное значение, поскольку Президент свободен в выборе большого диапазона согласительных процедур, суть которых состоит в выдвижении компромиссных вариантов и, в конечном счете, в достижении консенсуса.
Суть согласительных процедур состоит именно в достижении взаимного согласия сторон, между которыми возникли какие-то разногласия. Согласительные процедуры призваны обеспечивать решение проблемы без элементов принуждения. Естественно, что в процессе согласования Президент выступает не как одна сторона, а как общенациональный авторитет.
Наиболее частой формой решения спора, к которой прибегают стороны, - это непосредственные переговоры. Значение их особенно велико потому, что при их помощи имеется возможность не только найти выход из спорной ситуации, но и предотвратить сам конфликт.
Переговоры не исключают и применение других согласительных процедур: создание третейских судов и др.
Для достижения консенсуса Президент организует переговоры с участием спорящих сторон и образует согласительные комиссии.
В качестве примера действенности согласительных процедур под руководством Президента можно привести переговоры о достижении общих целей в деятельности федеральных государственных органов субъектов Российской Федерации, партий, профсоюзов, общественных и религиозных объединений, в результате чего 28 апреля 1994 года был открыт для подписания Договор об общественном согласии. Договор был подписан более чем 800 участниками, что, несомненно, стабилизировало политическую ситуацию в стране.
Образование согласительных комиссий и организация переговоров сторон уже использовались Президентом для достижения согласия сторон. В последнем случае нередко переговоры проводятся либо им лично, либо с участием представителей Президента. Проводились переговоры об урегулировании спорных вопросов о правовом положении города Норильска и находящихся в нём предприятий между Красноярским краем и Таймырским (Долгано-Ненецким) автономным округом. После того, как на завершающей стадии в переговорах принял участие помощник Президента Российской Федерации, между спорящими сторонами 2 ноября 1995 года был заключён Договор «О бюджетных отношениях между органами государственной власти Красноярского края и органами государственной власти Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа».
Если применение согласительных процедур не приведёт к согласованному решению, Президент, в соответствии с Конституцией, может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда. В соответствии со Ст.125 Конституции, Конституционный Суд Российской Федерации, в частности, вправе разрешать споры о соответствии Конституции ряда нормативных актов субъектов Российской Федерации.
Возможность обращения Президента в суд в случаях, представлены Ст.85 Конституции, установлена и в других федеральных законах. Так, в Ст.116 ГПК указано, что Верховный Суд Российской Федерации по первой инстанции рассматривает дела «по разрешению споров, переданных ему Президентом Российской Федерации в соответствии со Ст.85 Конституции Российской Федерации, между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации».
Согласительные процедуры, как следует из Ст.85 Конституции, могут применяться Президентом практически во всех случаях обнаружившихся разногласий. Президент уполномочен Конституцией лично принять необходимые меры, не прибегая к согласительным процедурам непосредственно, выступая как гарант Конституции.
Формально, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Президент не обязан ни с кем согласовывать своё мнение о политических линиях развития государства. Но в реальности Президент не может не считаться ни с положением в стране, ни с общественным мнением, ни с расстановкой сил в парламенте. Учёт этих факторов, так сказать, «мета конституционная обязанность» Президента, вытекающая из самой природы его статуса, из совокупности основных его функций.
Правовое положение Президента охватывает несколько сфер:
Таким образом, Президент Российской Федерации является главой государства и обладает большим объемом весьма существенных полномочий в законодательной, исполнительной и судебных сферах.
Заключение
Согласно проанализированной
работе по определению конституционно-
Россия, как государство формировалась на протяжении столетий. История государственности России говорит о том, что роль главы государства была всегда очень высокой. Именно от деятельности этого института власти зависели все прогрессивные преобразования в стране, и наоборот, когда по прямым распоряжениям правителей Россия втягивалась в смутные времена, когда в стране царили хаос и беззаконие.
В этот работе мы обсуждали нынешнее положение главы государства, которое закреплено волей народа и подтверждено мировой практикой демократических стран. Безусловно, что полномочия Президента Российской Федерации сегодня чрезвычайно высоки, его правовой статус как главы государства наделяет его широкими полномочиями. Правовой статус Президента России основан на учете мирового опыта организации президентской власти. Вместе с тем устройство президентской власти в России весьма специфично, отражает российские условия политической жизни и не дает оснований говорить о меланхолическом копировании опыта какой-либо страны. Необходимо отметить, что сегодня России необходим этот институт власти, поскольку на нынешнем этапе развития нашего государства общество требует серьезных реформаторских преобразований во всех сферах деятельности. Учитывая то, что многие законы, срочно необходимые России сейчас блуждают в комитетах и комиссиях Парламента многие месяцы, а иные уже устаревают к моменту выхода, институт президентства необходим. Пока в России не сформировались прочные устои разделения властей, пока каждая из ветвей власти не укрепится профессионально, до тех пор нельзя –говорить о России как о полноценном демократическом государстве.
Вместе с тем следует отметить, что деятельность Президента нуждается в тщательном контроле со стороны всех ветвей власти. К сожалению, прецеденты злоупотребления властными полномочиями в истории нашей страны не счесть. Это говорит о том, что персональная ответственность Президента весьма высока и должна жестко контролироваться. Исходя из этого важно отметить необходимость совершенствования нормативно-правового регулирования статуса Президента РФ. Я считаю, что особого внимания заслуживают высказывания в научной литературе о разработке специального закона о Президенте РФ, о разработке отдельного акта о неприкосновенности главы государства, о гарантиях действующему Президенту РФ.
Я считаю, что наше государство должно исторически прийти к тем демократическим устоям, которые провозгласила. Поскольку мировые цивилизации вынашивали свою демократию веками и тысячелетиями, поэтому нельзя сегодня говорить о том, что мы пришли к законченному типу развития общественных отношений. Главное придерживаться того пути, который избрали.
Библиография
Нормативные акты:
Научная литература:
1 Елисеев Б.П. «Нормативно-методическое обеспечение деятельности государственного органа». Москва.,1997г.
2 Дёгтев Г.В. «Становление и развитие института президентства в России». Москва. Юристъ. 2005 г. стр.26
3 Огородников А.А. «Институт президентства России как институт высшей центральной государственной власти». Москва. «Современный мир». 2001 г.стр.19
4 Енгибарян Р.В., Тадевосян Э.В. «Конституционное право». Москва. Юристъ.2002 г. стр.403
5 Сахаров И.А. «Институт президентства в современном мире». Москва. 1994 г. стр.4
6 Дёгтев Г.В. «Конституционно-правовой статус Президентов Российской Федерации и США: сравнительно-правовой анализ». Москва. Юристъ.2003г. стр.39
7 Окуньков Л.А. «Президент Российской Федерации: Конституция и политическая практика: Как избирается Президент. Президент и разделение властей. Полномочия главы государства. Президент и его команда». Москва. 1996 г. стр.11-19
8 Чиркин В.Е. «Президентская власть». Государство и право. 1997 г. №5. стр.15
9 Воеводин Л.Д., Златопольский Д.Л. «Государственное право зарубежных социалистических стран».Москва.1984 г. стр.318-326
10 Заседания Верховного Совета СССР: Стенографический отчёт. Заседание8-е.Докладчик- Кудрявцев В.Н. 27 февраля 1990 г.Москва. 1990 г.
11 Дёгтев Г.В. «Становление и развитие института президентства в России». Москва. Юристъ. 2005 г. стр.55
12 Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации.1991 г.№17.стр.512
13 Дёгтев Г.В. «Конституционно-правовой статус Президентов Российской Федерации и США: сравнительно-правовой анализ». Москва. Юристъ.2003г. стр.7
14 Окуньков Л.А. «Президент РФ. Конституция и политическая практика: Как избирается Президент. Президент и разделение властей. Полномочия главы государства. Президент и его команда». Москва. 1996 г. стр.12
15 Конституционное совещание. Стенограммы, материалы, документы. Том 2.Москва.1995 г. стр.7
16 ч. ст. 81 Конституции РФ(принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года).Москва.1993г.
17 ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» №19-ФЗ. 10.01.2003(в ред. 21.07.05).СЗ РФ №2.
18 ч.2 ст.110, ч.1 ст.111, ст.113 Конституции РФ
19 ** Ст.83 Конституции РФ(принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года).Москва.1993г.
20 ст. 84 Конституции РФ(принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года).Москва.1993г.
21 ч.3 ст.81 Конституции РФ(принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года).Москва.1993г.
22 ч.2, 3 ст.92 Конституции РФ(принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года).Москва.1993г.
23 ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» №19-ФЗ. 10.01.2003(в ред. 21.07.05).СЗ РФ №2.
Информация о работе Статус Президента Российской Федерации и его место в системе народовластия