Судебные и правоохранительные органы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 20:31, реферат

Краткое описание

Цель реферата – дать характеристику судебных и правоохранительных органов в Российской Федерации.
Поставлены следующие задачи:
охарактеризовать судебные органы России;
дать понятие и перечислить функции правоохранительных органов Российской Федерации.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….
3
1 Судебная система России……………………………………………………..
4
2 Понятие и функции правоохранительных органов………………………….
7
Заключение……………………………………………………………………….
10
Список использованных источников……………………

Вложенные файлы: 1 файл

судебные и правоохранительные органы.doc

— 119.50 Кб (Скачать файл)

Как подчеркивают К. Ф. Гуценко, М. А. Ковалев, «кое-кто из тех, кто не видит разницы между правоохранительной  деятельностью  и деятельностью по борьбе с преступностью, добавляет к доводам такого рода ещё и ссылку на то, что суд – орган правосудия, основная функция которого состоит в объективном  и беспристрастном  разбирательстве дел, а не в борьбе с какими-то негативными явлениями…» [1, с. 23].

В подобных рассуждениях есть определенный резон. Однако, сторонники данной точки зрения упускают из виду то, что, во-первых, отнесение того или иного органа к числу правоохранительных отнюдь не означает лишения его независимости и подчинения другим однородным органам. Во-вторых, исключение судов из числа правоохранительных органов неизбежно ведет к отрицанию того, что они уполномочены, должны заниматься охраной права. Но суд был и остается органом, олицетворяющим судебную власть, которая в значительно большей  мере и более эффективно, чем другие ветви государственной власти, способна охранять право [1, с. 25].

Из сказанного, К. Ф. Гуценко, М. А. Ковалев делают вывод, что «принадлежность судов к самостоятельной ветви государственной власти следовало бы рассматривать, как обстоятельство, в силу которого за ними признается особый статус среди иных органов, стоящих на страже права, как веское основание для утверждения, что они – вершина пирамиды всей системы правоохранительных органов» [1, с. 25].

В-третьих, стремление исключить суды из числа правоохранительных органов вполне можно расценивать, как результат весьма упрощенного понимания сущности правоохранительной деятельности, практически необъяснимого отождествления ее с деятельностью по борьбе с преступностью, охране порядка в общественных местах  и т. п. [1, с. 25]

В таблице 1 приведена классификация правоохранительных органов в соответствии с видами правоохранительной деятельности [6, с. 31].

Таблица 1 – Классификация правоохранительных органов

Классификация 
правоохранительных органов РФ

Виды правоохранительной деятельности

Конституционный Суд РФ;

Конституционные суды

республик РФ

конституционный контроль

Суды общей юрисдикции

правосудие

Министерство юстиции РФ

организационное обеспечение деятельности судов

Прокуратура РФ

прокурорский  надзор;

выявление и  расследование преступлений

Органы внутренних дел

выявление и расследование преступлений

Адвокатура

оказание юридической помощи и  защита по уголовным делам

Министерство внутренних дел РФ

непосредственное обеспечение  правопорядка в стране


Функции, присущие правоохранительному  органу, определяют его организацию, структуру и компетенцию: конституционный контроль, осуществление правосудия, расследование преступлений, исполнение судебных решений, оперативно-розыскная деятельность, административная деятельность, прокурорский надзор.

Конкретные правоохранительные функции  имеют право осуществлять только определенные органы. Например, функцию прокурорского надзора могут осуществлять только органы прокуратуры. Другие же функции могут быть возложены на несколько правоохранительных органов. Оперативно-розыскная деятельность осуществляется и органами внутренних дел, и органами Федеральной службы безопасности, и органами налоговой полиции, и еще некоторыми другими органами.

Наиболее значимой является функция  осуществления правосудия. Соответственно, и суд занимает в системе правоохранительных органов главенствующее место. Именно суду принадлежит право принимать окончательные решения по уголовным и гражданским делам. Многие другие функции являются обслуживающими по отношению к функции осуществления правосудия [4, с. 215].

Заключение

Итак, государство создает специальные органы, основной целью которых является защита права от нарушений, выявление, пресечение и предупреждение правонарушений, применение к правонарушителям мер принуждения.

Судебная  власть, согласно доктрине разделения властей, есть сфера публичной и  разновидность государственной власти, одна из трех ее ветвей, призванная самостоятельно и независимо осуществлять правосудие.

Судебная система – совокупность всех судов государства, имеющих общие задачи, организованных и действующих на единых принципах и связанных между собой отношениями по осуществлению правосудия. Каждое из звеньев судебной системы представляет собой совокупность судов одинаковой компетенции. В России судебная система устанавливается Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 г.

В основу построения российской судебной системы положены следующие принципы: ее единство; зависимость  структуры от национально-государственного устройства и административно-территориального деления страны; двухинстанционность.

Правоохранительные органы – это органы, осуществляющие правоохранительную деятельность, обладающие соответствующей компетенцией и необходимыми для этого материальными ресурсами.

Правоохранительный орган уполномочивается законом для осуществления правоохранительной деятельности. Как правило, это закон, специально посвященный задачам организации и деятельности этого органа.

Правоохранительный орган осуществляет свою деятельность не в произвольной форме, а с соблюдением установленных законом правил и процедур.

Правоохранительные органы в процессе своей деятельности имеют право применять меры государственного принуждения к лицам, допустившим правонарушение. Эти меры различаются в зависимости от компетенции органа и тяжести совершенного правонарушения.

Функции, присущие правоохранительному органу, определяют его организацию, структуру и компетенцию: конституционный контроль, осуществление правосудия, расследование преступлений, исполнение судебных решений, оперативно-розыскная деятельность, административная деятельность, прокурорский надзор.

 

 

Список использованных источников

 

  1. Гуценко К. Ф. Правоохранительные органы: учебник / К. Ф. Гуценко, М. А. Ковалев; под ред. К. Ф. Гуценко. – М.: ИКД «Зерцало-М», 2010. – 469 с.
  2. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (с изм. от 30.12.2008 № 6-ФКЗ и от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Российская газета. – 1993. – № 237; 2008. – 31 дек.; 2009. – 21 янв.
  3. О судебной системе Российской Федерации: федеральный конституционный закон от 31.12.1996 г. (ред. от 25.12.2012) // Собрание законодательства РФ. – 1997. – № 1. – Ст. 1; 2012. – № 53 (ч. 1). – Ст. 7572.
  4. Государственное управление: основы теории и организации: учебник. В 2 т. Т. 2 / под ред. В. А. Козбаненко. – М: Статут, 2009. – 592 с.
  5. О Конституционном Суде Российской Федерации: федеральный конституционный закон от 21.07.1994 г. (ред. от 05.04.2013) // Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 13. – Ст. 1447; 2013. – № 14. – Ст. 1637.
  6. Авдонкин В. С. Правоохранительные органы в схемах с комментариями: учеб. пособие. – М.: Эксмо, 2011. – 320 с.
  7. О статусе судей в Российской Федерации: федеральный закон от 28.06.1992 г. (ред. от 04.03.2013)  // Ведомости Съезда нар. депутатов и Верхов. Совета РСФСР. – 1992. – № 30. – Ст. 1792; Собрание законодательства РФ. – 2013. – № 9. – Ст. 872.
  8. О государственной гражданской службе Российской Федерации: федеральный закон от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ (с изм. и доп.) // Российская газета. – 2004. – 31 июля (№ 162); 2009. – 2 апр. (№ 70)

 

 

 

Приложение А

 

Судебная система  Российской Федерации


 



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение  Б

Основные  правоохранительные органы Российской Федерации

Название 
органа

Его сущность

Структура

Основные 

направления

деятельности

Прокуратура РФ

Единая  централизованная система федеральных органов, осуществляющих надзор за точным и единообразным исполнением законов

  • Генеральная прокуратура РФ. 
  • Прокуратуры субъектов РФ.
  • Военные и специализированные прокуратуры.
 

Прокуратуры городов и районов

  • Надзор за исполнением законов 
  • Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. 
  • Уголовное преследование в соответствии с полномочиями. 
  • Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. 
  • Участие прокурора в рассмотрении судами уголовных, гражданских, административных дел в качестве государственного обвинителя. 
  • Опротестование противоречащих закону решений, приговоров, определений и постановлений суда. 
  • Осуществление расследования преступлений, предусмотренных законом

Министерство  внутренних дел РФ

Федеральный орган исполнительной власти, который осуществляет государственное управление в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, охраны правопорядка, обеспечения общественной безопасности

  • Служба криминальной милиции.
  • Федеральная служба по экономическим и налоговым преступлениям.
  • Служба милиции общественной безопасности.
  • Следственный комитет.
  • Федеральная миграционная служба.
  • Служба собственной безопасности.
  • Внутренние войска и др.
  • Разработка и принятие в пределах своей компетенции мер по защите прав и свобод человека и гражданина, защите объектов независимо от форм собственности, обеспечению общественного порядка и общественной безопасности. 
  • Организация и осуществление мер по предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений, выявлению, раскрытию и расследованию преступлений (оперативно-розыскная и экспертно-криминалистическая деятельность).
  • Обеспечение исполнения уголовных наказаний.
  • Руководство органами внутренних дел и внутренними войсками.
  • Совершенствование нормативной правовой основы деятельности органов внутренних дел и внутренних войск, обеспечение законности в их деятельности.
  • Совершенствование работы с кадрами органов внутренних дел.
  • Развитие и укрепление материально- технической базы органов внутренних дел и внутренних войск

Министерство юстиции (Минюст) РФ

Федеральный орган исполнительной власти, проводящий и осуществляющий управление в сфере юстиции, а также координирующий деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти

— Центральный аппарат.

— Территориальные органы и учреждения Минюста РФ.

— Территориальные органы и учреждения уголовно-исполнительной системы Минюста РФ.

— Учреждения и организации, обеспечивающие деятельность Минюста РФ (например, Российский федеральный центр судебной экспертизы, Научный центр правовой информации и др.)

— Участие в правовом обеспечении нормотворческой деятельности Президента РФ и Правительства РФ (разработка проектов нормативных актов, экспертиза законов РФ и др.).

— Создание необходимых условий проведения судебной реформы, функционирования судов общей юрисдикции и военных судов.

— Государственная регистрация нормативных актов центральных органов федеральной исполнительной власти.

— Регистрация уставов общественных и религиозных объединений.

— Организация и развитие системы юридических услуг.

— Повышение квалификации кадров учреждений и организаций юстиции.

— Осуществление международно-правовой деятельности по охране прав и законных интересов граждан.

— Организация уголовно-исполнительной системы, обеспечение исполнения законодательства РФ по вопросам деятельности данной системы


 

 

 


Информация о работе Судебные и правоохранительные органы