Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 18:46, доклад
Основным юридическим последствием для лица, отбывшего уголовное наказание, является сохранение у него особого правового состояния, именуемого в уголовном и уголовно-исполнительном праве судимостью. Состояние судимости в соответствии со ст. 86 УК РФ возникает со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу и сохраняется на весь период отбывания наказания, а также в течение определенного законом срока после его отбытия.
Последствия судимости носят как уголовно-правовой, так и общеправовой характер.
Основным юридическим последствием для лица, отбывшего уголовное наказание, является сохранение у него особого правового состояния, именуемого в уголовном и уголовно-исполнительном праве судимостью. Состояние судимости в соответствии со ст. 86 УК РФ возникает со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу и сохраняется на весь период отбывания наказания, а также в течение определенного законом срока после его отбытия.
Последствия
судимости носят как уголовно-
Последствия
уголовно-правового характера
К общеправовым последствиям судимости относятся следующие:
1) судимость вызывает ограничения в праве занимать некоторые должности или быть принятым на службу, а в случае приема этих лиц на работу трудовой договор может быть расторгнут на основании ст. 77,84 Трудового кодекса (с изменениями от 27 апреля 2004 г.) за нарушение установленных правил заключения трудового договора. Так, согласно ст. 53 Закона РФ «Об образовании» (с изменениями от 30 июня 2004 г.) к педагогической деятельности в образовательных учреждениях не допускаются лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления; в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ «О судебных приставах» (с изменениями от 29 июня 2004 г.) на должность судебного пристава не может быть назначен гражданин, имеющий судимость. Статья 7 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» (с изменениями от 29 июня 2004 г.) и ст. 3 Федерального закона от 2 января 2000 г. № 37-Ф3 «О народных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» (с изменениями от 14 ноября 2002 г.) запрещают соответственно принятие на службу в таможенные органы или прохождение такой службы и участие в суде в качестве народных заседателей граждан, имеющих не снятую или не погашенную в установленном законом порядке судимость. Согласно ст. 40' Федерального закона от 17 января 1992 г. «О прокуратуре Российской Федерации» лицо не может быть принято на службу в органы и учреждения прокуратуры и находиться на указанной службе, если оно имело или имеет судимость. Аналогичный подход закреплен и в ст. 19 Закона РСФСР от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 «О милиции» (с изменениями от 23 декабря 2003 г.). В соответствии со ст. 9 Положения о службе в органах внутренних дел (утверждено Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. № 4202-1, в редакции от 30 июня 2002 г.), действие которого до настоящего времени распространяется и на сотрудников уголовно-исполнительной системы Минюста России, гражданин не может быть принят на службу, если имел или имеет судимость;
Таким образом, под судимостью понимается правовое состояние лица, возникающее вследствие его осуждения к уголовному наказанию, сохраняющееся на весь срок отбывания наказания, а также на установленный законом период после его отбытия и заключающееся в совокупности установленных федеральным законодательством ограничений правового статуса гражданина.
Содержание специального статуса лиц, отбывших наказание, во многом обусловливается видом последнего. Так, контракт о прохождении военной службы не может быть заключен с гражданами, отбывавшими наказание в виде лишения свободы (ст. 34 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»); на основании ст. 19 Семейного кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 1 января 2000 г. № 32-Ф3) предусмотрен упрощенный порядок расторжения брака, которое производится в органах записи актов гражданского состояния по заявлению одного из супругов независимо от наличия у них несовершеннолетних детей, если другой супруг осужден за совершение преступления к лишению свободы на срок свыше трех лет.
Правовым последствием отбытия наказания является и оказываемое им влияние на определение трудового стажа. В частности, согласно ст. 1 Закона РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (в редакции Федерального закона от 10 января 2003 г. № 8-ФЗ) его действие распространяется лишь на лиц, работающих по найму либо проживающих в указанных районах и местностях. Конкретизируя положения Закона, Министерство труда и социального развития в Постановлении от 17 июня 2003 г. № 35 разъясняет, что трудовой стаж, дающий право на получение процентных надбавок к заработной плате, не суммируется при поступлении на работу после прекращения трудового договора вследствие осуждения работника к наказанию, исключающему продолжение прежней работы, в соответствии с приговором суда, вступившим в законную силу. К таким наказаниям относятся лишение свободы, арест, ограничение свободы, исправительные работы, и лишение права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью. Аналогично решается вопрос и в отношении непрерывного трудового стажа, предоставляющего ряд льгот лицам определенных профессий и в определенных отраслях промышленности.
Кроме того, срок наказания в виде ареста полностью не включается в общий трудовой стаж отбывших его лиц. В общий трудовой стаж лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы, не включается период их систематического уклонения от выполнения работы во время отбывания наказания (ст. 104 УИК РФ). Время отбывания ареста осужденными военнослужащими также не засчитывается в общий срок их военной службы и в выслугу лет для присвоения очередного воинского звания (ст. 154УИК РФ).