Следует отметить, что
у мирового сообщества уже имеется
определенный опыт совместной борьбы
с терроризмом, а именно68:
- на международных
конференциях по унификации уголовного
законодательства в 1930, 1931, 1934 годах были приняты резолюции по
противодействию терроризму. В 1937 году
такую же конвенцию выработала Лига Наций;
- начиная с середины
70-х годов XX столетия на каждой
сессии Комитета ООН по предупреждению
преступности и борьбы с ней
в той или иной степени интерпретации ставился вопрос
о терроризме вообще и о международном
терроризме в частности (например, на V
и VI сессиях, состоявшихся в 1980 и 1982 гг.;
на XI сессии комитета в 1990 году было одобрено
решение 11/III “Террористическая преступная
деятельность”, показывающее отношение
экспертов в области борьбы с общеуголовной
преступностью к проблеме международного
терроризма);
- начиная с 1970-х
годов ООН приняла свыше десятка
антитеррористических документов;
- созданы и действуют
международные структуры, функциями которых полностью
или частично является противодействие
терроризму (к примеру, Международная
организация уголовной полиции (ИНТЕРПОЛ),
Европейское полицейское ведомство (ЕВРОПОЛ),
Антитеррористический центр СНГ (АТЦ СНГ)
и др.);
- на 13-ой сессии Совета министров внутренних
дел Лиги арабских государств был принят
проект “Кодекса поведения” в борьбе
с терроризмом. Он запрещает предоставлять
национальную территорию для планирования
и проведения террористических акций,
оказывать финансовую, материальную и
иную помощь террористическим организациям.
- Россия подписала
межправительственные меморандумы
о взаимопонимании и сотрудничестве
в области гражданской авиации,
в которых предусматриваются
формы двустороннего оперативного
взаимодействия в кризисных ситуациях, создаваемых акциями
террористов на гражданских авиалиниях.
Развивается плодотворное сотрудничество
в вопросах борьбы с терроризмом с США,
Великобританией, Турцией, Францией, Германией.
Особого внимания заслуживает
сотрудничество России в области борьбы с терроризмом со странами-участницами
Содружества Независимых государств69.
Государства Содружества,
в частности Россия, Таджикистан,
Кыргызстан, совместно с другими
государствами СНГ предприняли
конкретные меры по координации усилий
в борьбе с международным терроризмом на территории
бывшего СССР. Результатом этого стало
решение Совета глав государств СНГ от
21 июня 2000 г. о создании Антитеррористического
центра государств – участников Содружества
Независимых Государств (АТЦ СНГ)70. В августе 2001 года в Киргизской республике
создана Оперативная группа АТЦ СНГ по
Центрально-азиатскому региону, которая
осуществляет мониторинг оперативной
обстановки в сфере противодействия международному
терроризму на южных рубежах Содружества
и работает в тесном контакте с компетентными
органами по борьбе с терроризмом Казахстана,
Киргизской Республики, России и Таджикистана.
В результате заседаний
Совета глав государств СНГ, прошедших
в Москве 25 января 2000 г. и 21 июня 2000 г.,
была принята Программа государств-участников СНГ по борьбе с международным
терроризмом и иными проявлениями экстремизма
на период до 2003 г.
Таким образом, практика
показывает, что разрозненные действия
отдельных стран не достаточны для
эффективного противостояния терроризму.
Борьба с терроризмом требует участия всех стран
мирового сообщества, тем более в условиях
глобализации мировых процессов, и приводит
к необходимости разработки комплексных
международных подходов и единых методик
противостояния различным террористическим
проявлениям.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Терроризм по объективным
признакам имеет сходство с некоторыми
преступлениями, в частности с: диверсией
(ст. 281 УК), приведением в негодность транспортных
средств или путей сообщения (ст. 267 УК),
умышленным уничтожением или повреждением имущества (ст. 167 УК). Их отличие в том,
что они наносят ущерб иным объектам, иным
общественным отношениям и в различной
направленности общественно опасного
деяния. Терроризм от диверсии отличается
по целям: цель терроризма — нарушение
общественной безопасности, устрашение
населения либо оказание воздействия
на принятие решений органами власти;
цель диверсии — подрыв экономической
безопасности и обороноспособности государства.
Основные выводы проведенного
по теме квалификационной работы исследования сводятся к следующему.
1. Терроризм представляет
собой сложное, многомерное явление.
Кроме правовых, он затрагивает
целый ряд других проблем –
психологические, исторические, технологические
и т.д. Все это обуславливает
то обстоятельство, что мировому
сообществу до сих пор не удалось выработать
общеприемлемое юридическое определение
терроризма.
2. В настоящее время
существует достаточно разнообразное
количество форм проявления терроризма,
которые изучаются криминологами,
социологами, политологами и специалистами других наук. Вместе с тем, появляются
новые, более изощренные формы терроризма,
связанные с развитием научно-технического
прогресса (например, компьютерный терроризм).
3. На наш взгляд, правовое
понятие терроризма должно быть
уже философского и социально-политического, поэтому главным
в его анализе должны быть: оценка насилия,
анализ целей, характеристика возможных
субъектов и оценка его последствий.
4. Мы разделяем мнение
ученых, которые считают, что необходимо
уточнить уголовно-правовое понятие
терроризма в Уголовном кодексе России (например,
А.И. Долгова, В.П. Емельянов, А.Э. Жалинский
и др.). При этом терроризм можно определить
лишь посредством установления системы
признаков, характеризующих в своем неразрывном
единстве его специфику.
5. По нашему мнению, необходима грамотная превентивная
политика по борьбе с терроризмом. Предупреждение
должно заключаться в выявлении, устранении,
нейтрализации, локализации и минимизации
воздействия тех факторов, которые либо
порождают терроризм, либо ему благоприятствуют.
Профилактика терроризма должна осуществляться
на допреступных стадиях развития негативных
процессов, то есть на этапах, когда формируется
мотивация противоправного поведения.
Для противодействия
терроризму, в основе которого лежит
религиозный фанатизм, необходима массовая разъяснительная
работа среди населения с привлечением
специалистов в области теологии, обществоведения,
психологии, юриспруденции, средств массовой
информации.
6. Необходимо дальнейшее
проведение научных исследований
по проблеме терроризма, с учетом современных тенденций
развития мирового сообщества, которые
существуют в настоящее время и оказывают
свое влияние на современный терроризм.
При этом нужно привлекать специалистов
различных областей знаний: юристов, политологов,
психологов, медиков, философов и др.
7. Целесообразно было
бы выработать универсальные
принципы проведения контртеррористических
операций, тщательно регламентировать
порядок освещения в средствах
массовой информации ситуаций, связанных
с актами терроризма, рассмотреть вопрос о создании единого банка
данных о проявлении различных форм терроризма.
8. Следует обратить
особое внимание на сотрудничество
силовых ведомств (ФСБ России, МВД
России, Генеральная Прокуратура
России), занимающихся борьбой с
терроризмом, в целях повышения эффективности их взаимодействия
и координации при проведении совместных
контр- и антитеррористических операций.
Целесообразно усилить информационный
обмен между указанными органами.
9. Необходимо дальнейшее
консолидированное международное
сотрудничество государств-членов мирового
сообщества в целях борьбы с терроризмом
и выработки мер его предупреждения. Чем
ближе будут правовые оценки терроризма
со стороны различных стран, чем единообразнее
подход к вопросам его предупреждения
и пресечения, чем активнее и шире взаимодействие
в этой области, тем, как нам представляется,
будет меньше возможностей для маневра
и реализации своих намерений у террористов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно-документальные
материалы
- Конституция Российской Федерации 1993 г. – М.: “Новая волна”, 1997.
- Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации, 17 июня 1996 г., N 25, ст. 2954. С изменениями и дополнениями по состоянию на 01.04.2002 г.
- Федеральный закон Российской Федерации “О борьбе с терроризмом” от 25.07.1998 г. № 130-ФЗ. // Собрание Законодательства Российской Федерации, 1998. № 31. Ст. 3808.
- Федеральный закон Российской Федерации “О противодействии экстремистской деятельности” от 25.07.2002 г. № 114-ФЗ. // Собрание законодательства Российской Федерации, 2002. № 30. Ст. 3031.
- Федеральный закон РФ “О внесении изменений и дополнения в Уголовный кодекс Российской Федерации” от 9.02.1999 г. № 26-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации, № 7. 1999. Ст. 873.
- Федеральный закон Российской Федерации “О внесении дополнений в законодательные акты Российской Федерации” от 24.07.2002 г. № 103-ФЗ. // Собрание законодательства Российской Федерации, 2002. № 30. Ст. 3020.
- Информация о некоторых результатах деятельности ФСБ России в 2002 году. - 16.12.2002.
- Сборник документов Совета Европы в области защиты прав человека и борьбы с преступностью. – М.: “Спарк”, 1998.
Специальная литература
- Адельханян Р. Признаки террористического преступления по международному праву. // Российская юстиция, 2002. № 8.
- Алексенко Д.М. Актуальность новых подходов в борьбе с терроризмом. // Мировое сообщество против глобализации преступности и терроризма. – М.: “Междунар. отношения”, 2002.
- Алиев Х. Борьба с преступлениями террористической направленности. // Законность, 2002. № 4.
- Антитеррор. Адекватна ли правовая база? // Журнал российского права, 2004. № 1.
- Антонов В.Н. Современный терроризм: теория и реальность. // Азиатско-Тихоокеанский регион. Экономика. Политика. Право, 2003. № 2.
- Антонян Ю.М. Кудрявцев В.Н., Эминов В.Э. Личность преступника. С-Пт, «Юридический центр» 2004. -366 с.
- Артамонов И.И. Терроризм: способы предотвращения, методика расследования. – М.: Изд-ль Шумилова И.И., 2002.
- Асанов Т.Б., Федоров В.В. Формы терроризма и методы (способы) реализации террористических акций. // Терроризм: современные аспекты. Сб. науч. статей. – М., 2004.
- Бойко А., Ушаков С. Компьютерная форма терроризма и ее легализация. - http://www.crime-research.org/library/kiber1.htm (04.01.2003).
- Бойнов Ю.И. Ядерный терроризм: аспекты, типология, профилактика. // Терроризм: современные аспекты. Сб. науч. статей. – М., 2004.
- Бутгер М. Электронный терроризм угроза XXI века. - http://www.crime-research.org/library/kiber.htm (04.01.2003).
- Василенко В. Методологические подходы к организации борьбы с терроризмом. // Мировое сообщество против глобализации преступности и терроризма. – М.: “Междунар. отношения”, 2004.
- Величко В. Некоторые аспекты проблемы борьбы с терроризмом в России. // Мировое сообщество против глобализации преступности и терроризма. – М.: “Междунар. отношения”, 2002.
- Вилкс А. Политические и криминологические проблемы современного терроризма. // Мировое сообщество против глобализации преступности и терроризма. – М.: “Междунар. отношения”, 2002.
- Голубев В., Сайтарлы Т. Проблемы борьбы с кибертерроризмом в современных условиях. - http://www.crime-research.org/library/e-terrorism.htm (04.01.2003).
- Гончаров С. Актуальные проблемы борьбы с терроризмом. // Мировое сообщество против глобализации преступности и терроризма. – М.: “Междунар. отношения”, 2002.
- Гордиенко Д.В. Опыт борьбы Вооруженных сил с терроризмом в Российской Федерации. // Государство и право, 2001. № 1.
- Даниленко Н.Н. О проблеме терроризма в Российской Федерации. // Мировое сообщество против глобализации преступности и терроризма. – М.: “Междунар. отношения”, 2002.
- Долгова А.И. Совершенствование системы уголовно-правовых норм Особенной части УК, направленных на борьбу с терроризмом. // Проблемы правовой и криминологической культуры борьбы с преступностью. – М., Российская криминологическая ассоциация, 2002.
- Долгова А.И. Совершенствование уголовно-правовой основы борьбы с организованной преступностью, коррупцией и терроризмом. // Проблемы правовой и криминологической культуры борьбы с преступностью. – М., Российская криминологическая ассоциация, 2002.
- Евдокимов А. Средства массовой информации в противодействии терроризму. // Мировое сообщество против глобализации преступности и терроризма. – М.: “Междунар. отношения”, 2002.
- Емельянов В.П. Терроризм и преступления террористической направ-ленности. – Харьков: “Рубикон”, 1997.
- Емельянов В.П. Террористический акт и акт терроризма: понятие, соотношение, разграничение. // Законность, 2002. № 7.
- Емельянов В.П. Терроризм и преступления с признаками терроризирования: уголовно-правовое исследование. – СПб.: Издательство “Юридический центр Пресс”, 2002.
- Емельянов В.П. К вопросу о создании унифицированного понятийного аппарата в антитеррористическом законодательстве. // Мировое сообщество против глобализации преступности и терроризма. – М.: “Междунар. отношения”, 2002.
- Кабанов П.А. Политический терроризм: криминологическая характе-ристика и меры сдерживания. – Нижнекаменск: ИПЦ “Гузель”,1998.
- Кириллов И.А. О проблеме причин терроризма. // Сибирский юридический вестник, 2002. № 2.
- Ковалев Н.Д. Актуальные проблемы международного сотрудничества в борьбе с терроризмом. // Мировое сообщество против глобализации преступности и терроризма. – М.: “Междунар. отношения”, 2003.
- Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. Расширенный уголовно-правовой анализ / Под общ. ред. В.В. Мозякова. – М.: Издательство “Экзамен”, 2003.
- Комментарий к УК РФ. / Под ред. проф. Н.Ф. Кузнецовой. –М., 1997.
- Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. Особенная часть. / Под общей ред. Ю.И. Скуратова, В.М. Лебедева. –М., 1995.
- Комиссаров В.С. Терроризм, бандитизм, захват заложника и другие тяжкие преступления против безопасности общества. По новому УК РФ. – М.: Издательство “Кросна-Лекс”, 1997.
- Короткова М. Региональное сотрудничество стран СНГ в области борьбы с терроризмом. // Мировое сообщество против глобализации преступности и терроризма. – М.: “Междунар. отношения”, 2002.
- Корчагин А.Г., Иванов А.М. Политико-правовые проблемы коррупции в странах АТР (сравнительные <sp