Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 12:53, курсовая работа
Автомобильный транспорт играет ключевую роль в развитии транспортной системы страны. Сейчас автомобильный транспорт развиваясь в условиях, когда наметилась тенденция к оживлению и восстановлению реального сектора экономики, он способствует нормализации положения в финансовой и кредитной сфере и в настоящее время значительно увеличился спрос на услуги автомобильного транспорта, в связи с чем начаты важные структурные преобразования, активно идет процесс совершенствования организационно-правовых, финансово-экономических механизмов, регулирующих транспортную деятельность. Вместе с тем, в системе обеспечения безопасности дорожного движения и эксплуатации транспортных средств имеется целый ряд серьезных проблем социально-экономического, административно-правового, уголовно-правового характера, которые диктуют необходимость принятия государственных мер с целью снижения негативных последствий автомобилизации на развитие государства и общества .
Введение 3
1. Общая характеристика преступного нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств 5
1.1 Понятие и общая характеристика транспортных преступлений 5
1.2 Преступления, связанные с использованием транспортных средств 8
1.3 Преступления в сфере функционирования транспорта 10
2. Объективная и субъективные стороны транспортного преступления 14
2.1 Объективные стороны транспортного преступления 14
2.2 Субъективная сторона преступления 20
Заключение 26
Список литературы 27
Содержание
Введение
Автомобильный транспорт играет ключевую роль в развитии транспортной системы страны. Сейчас автомобильный транспорт развиваясь в условиях, когда наметилась тенденция к оживлению и восстановлению реального сектора экономики, он способствует нормализации положения в финансовой и кредитной сфере и в настоящее время значительно увеличился спрос на услуги автомобильного транспорта, в связи с чем начаты важные структурные преобразования, активно идет процесс совершенствования организационно-правовых, финансово-экономических механизмов, регулирующих транспортную деятельность. Вместе с тем, в системе обеспечения безопасности дорожного движения и эксплуатации транспортных средств имеется целый ряд серьезных проблем социально-экономического, административно-правового, уголовно-правового характера, которые диктуют необходимость принятия государственных мер с целью снижения негативных последствий автомобилизации на развитие государства и общества1.
С начала автомобилизации Республики Казахстан проблема объективной квалификации преступлений связанных с транспортными средствами является особенно актуальной. Далеко не секрет, что в преступлениях, в которых нарушаются правила дорожного движения и правила эксплуатации транспортных средств ежегодно получают ранения разной степени тяжести погибает огромное количество человек.
Ученые-юристы уже более полувека направляют свои усилия на выявление подлинных причин дорожно-транспортных и других преступлений связанных с техническими устройствами различного назначения.
В настоящее время значительную угрозу общественной безопасности представляют нарушения в сфере использования транспортных средств, так называемые транспортные преступления. Высокие мощности используемых источников, большие скорости движения, сложность технических систем предъявляют особые требования к лицам, работающим с транспортными средствами, и к тем, кто оказался в сфере их действия. Нарушения установленных правил безопасности управления транспортными средствами и их эксплуатации приводят к гибели и травмированию людей, материальным потерям, дезорганизации транспортного и пешеходного движения, работы организаций и предприятий. Тем самым усложняется обеспечение порядка и безопасности движения на автомобильных дорогах и улицах городов и других населенных пунктов.
Вопросы обеспечения безопасности движения автомобильного транспорта постоянно состоят в компетенции не только отдельных ведомств и организаций, но и всей общественности нашей страны. Данная работа посвящена исследованию такой проблемы, как понятие и виды транспортных преступлений.
Актуальность изучения выбранной темы обуславливается тем, что значительное внимание, уделяемое проблемам дорожной безопасности, крайне необходимо. Дело в том, что механический транспорт, в том числе и автомобильный, - при неправильной эксплуатации или несоблюдении правил дорожного движения, является источником тяжелых, а подчас и трагических последствий.
Объектом исследования данной работы является правовая природа транспортных преступлений, а также методы предупреждения данного вида преступлений.
Предметом исследования являются транспортные преступления, как один из источников повышенной общественной опасности, изучение их классификации (видов).
Изучение выбранной темы - «Транспортные преступления» предполагает достижение следующей цели - рассмотреть транспортные преступления, с точки зрения современного уголовного права Республики Казахстан. В соответствии с определенной целью в работе были поставлены и решены следующие задачи:
-
рассмотреть понятие
-
выяснить правовую природу
- определить основания классификации транспортных преступлений;
-
охарактеризовать виды
- обобщить в работе полученный материал, сделать выводы.
При написании данной работы были использованы следующие методы: сравнительный метод (сравнению подвергаются виды транспортных преступлений), типологический (выделяются и рассматриваются виды преступлений на транспорте), аналитический (проводится анализ нескольких видов транспортных преступлений по основным признакам).
Структура
данной работы – состоит из введения,
2- х глав, заключения, списка использованной
литературы.
1. Общая характеристика преступного нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств
1.1
Понятие и общая характеристика
транспортных преступлений
Преступления, посягающие на безопасное функционирование транспортных средств, впервые выделены в казахстанском законодательстве в самостоятельную главу в Уголовном кодексе РК, вступившем в силу с 16 июля 1997 года № 168-1 с 1 января 1998 года. Это объясняется тем, что на современном этапе развития общества, то есть с ростом количества транспортных средств, в том числе и автомобильных, значительно увеличивается распространенность и опасность преступлений, посягающих на безопасное для людей и общества функционирование транспорта.
Глава, объединяющая данные преступления расположена в Особенной части УК РК: «Транспортные преступления». Таким образом, отношения, обеспечивающие безопасность движения и эксплуатации транспорта являются неотъемлемой составной частью всего комплекса отношений, реализующих и охраняющих безопасность в обществе.
В главе предусмотрены такие транспортные преступления, как:
- нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта;
- нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств лицами, управляющими транспортными средствами;
- оставление места дорожно-транспортного происшествия;
- недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями, допуск к управлению транспортным средством лица, находящегося в состоянии опьянения;
- умышленное приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения;
- нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта;
- самовольная без надобности остановка поезда;
- нарушение действующих на транспорте правил;
-
нарушение правил безопасности
при строительстве,
-
повреждение или разрушение
- неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие;
- нарушение правил международных полетов2.
Объединение транспортных преступлений в самостоятельную главу Уголовного кодекса РК обусловлено их посягательством на единый родовой объект, каковым являются общественные отношения, обеспечивающие безопасность движения и эксплуатации железнодорожного, водного, автомобильного, воздушного и трубопроводного транспорта.
По
объективной стороне
Сложность и многообразие правил безопасности вынудили законодателя сделать нормы об ответственности за транспортные преступления бланкетными. Таким образом, особенностью преступлений, посягающих на безопасность использования транспортных средств, является то, что диспозиции норм уголовного закона, определяющие их признаки, являются бланкетными. Поэтому для установления наличия состава конкретного преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта всякий раз необходимо обращаться к законам и другим нормативным актам, регламентирующим правила безопасности движения и эксплуатации морского, речного, воздушного, железнодорожного, автомобильного и трубопроводного транспорта.
Для характеристики объективной стороны транспортных преступлений важно также, что, как правило, имеет место материальное описание составов преступлений. Условием уголовной ответственности в этих случаях является наступление указанных в законе общественно опасных последствий в виде причинения тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека или крупного ущерба. Причинение при нарушении правил безопасности движения и эксплуатации транспорта легкого вреда здоровью человека, а также ущерба влечет не уголовную, а административную ответственность.
Составы двух преступлений – неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие и нарушение правил международных полетов5 сконструированы, как формальные. Так, например, в диспозиции ст. 306 УК РК нет указания на возможный вред при нарушении правил международных полетов и такой вред может вообще не наступить.
При совершении некоторых преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта предусмотрена повышенная ответственность за причинение таких последствий, как смерть человека или гибель двух и более лиц. Усиление ответственности за такие деяния обусловлено тяжестью последствий и их распространенностью.
Субъективная сторона транспортных преступлений – это всегда преступная неосторожность (кроме ст. 305 и 306 УК РК) в форме самонадеянности или небрежности по отношению к последствиям, о чем свидетельствует содержащееся указание в самом законе. Констатация же умышленного причинения вреда жизни, здоровью, имуществу с использованием транспортного средства (для наезда, тарана и т.д.) должна влечь квалификацию деяния по соответствующим статьям Уголовного кодекса об ответственности за преступления против личности или собственности.
Субъект рассматриваемых деяний в большинстве случаев специальный, а именно лица, управляющие транспортным средством или иные лица, профессионально обязанные соблюдать правила безопасности движения и эксплуатации транспорта, в том числе, обеспечивать его безопасную эксплуатацию. Возраст уголовной ответственности за транспортные преступления – с 16 лет. Хотя несовершеннолетние в возрасте 16-17 лет могут быть учеником машинистов, водителей автотранспорта, слесарей-ремонтников либо обучаться профессии соответствующего профиля в учебных заведениях, либо управлять мотоциклом, но в подавляющем большинстве случаев лица, виновные в транспортных преступлениях, по крайней мере, из числа лиц, управляющих транспортом или его обслуживающих, уже достигли совершеннолетия.
Субъектами преступления, предусмотренного ст.299 УК - приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения - могут быть лица, достигшие к моменту совершения преступления 14-летнего возраста.
Таким образом, преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта представляют собой «предусмотренные уголовным законом общественно опасные деяния, посягающие на общественные отношения по поводу обеспечения безопасности жизни и здоровья людей, сохранности материальных ценностей в процессе движения и эксплуатации морского, речного, воздушного, железнодорожного, автомобильного и трубопроводного транспорта».
В учебной литературе по курсу уголовного права предложена следующая классификация транспортных преступлений, включающая разделение их на две группы:
Информация о работе Транспортные преступления Республики Казахстан