Убийство, совершенное при превышении пределов необходимой обороны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 22:22, курсовая работа

Краткое описание

Известно, что наиболее тяжкие и особо тяжкие преступления совершаются в основном с помощью огнестрельного оружия. Отличительным признаком самых кровавых банд является то, что практически все преступления проводились с использованием огнестрельного оружия. Причем это оружие чаще всего достается с помощью его хищений в силовых структурах или служащие этих структур сами состоят в преступных группировках.

Содержание

Введение -3
Глава 1. Понятие небрежного хранения оружия 4-6
Глава 2. Объективная сторона и объект преступления 7-9
Глава 3. Субъективная сторона, субъект преступления 10-12
Глава 4. Актуальность исследуемой темы 13-16
Заключение 17
Список использованной литературы 18-20

Вложенные файлы: 1 файл

ОГЛАВЛЕНИЕ.docx

— 37.96 Кб (Скачать файл)

В соответствии со ст. 5 УК уголовной ответственности подлежат только виновные лица, умышленно или неосторожно совершившие общественно опасное деяние, содержащее признаки какого-либо преступления.

Российское уголовное право рассматривает преступление как социальное явление и признает, что субъектом преступления может быть только человек, обладающий разумом и волей. Это принципиальное положение нашло отражение в ст. 19 УК, которая в качестве условия уголовной ответственности определяет субъекта преступления только как физическое лицо, обладающее способностью осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) и руководить ими, т.е. вменяемые лица..

Рассмотрев состав и предмет данного вида преступления, можно сделать вывод, что субъект-специальный, вменяемое лицо, которому в соответствии с действующим законодательством выдана лицензия на хранение и ношение огнестрельного нарезного или гладкоствольного охотничьего оружия либо оружия самообороны без права его ношения, т.е. лицо, на законных основаниях владеющее огнестрельным оружием. Лицо, на которое были возложены обязанности по охране оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, ненадлежащее исполняющее свои служебные обязанности, если это повлекло наступление тяжких последствий.

 

Глава 4. Актуальность исследуемой темы

Перестройка в политической, социально-экономической и правовой сферах российского общества, происходившая на рубеже столетий, сформировала в нашей стране демократическое общество с рыночными отношениями, в котором важное значение придается охране прав и свобод граждан, собственности, охране окружающей среды, общественного порядка и общественной безопасности, а также предупреждению преступлений.

С принятием нормативных актов, в том числе регулирующих законный оборот огнестрельного оружия, в России численно возросло количество единиц этого вида оружия. Так, если в 1999 году на руках у населения страны было 3 млн. 670 тысяч единиц огнестрельного оружия, то в 2001 году - уже более 4 млн. Это способствовало не только позитивным преобразованиям но и росту преступлений, непосредственно связанных с применением огнестрельного оружия.5

За последнее время увеличилось -количество тяжких телесных повреждений, связанных с применением огнестрельного оружия, боевых припасов или взрывчатых веществ.2

На сегодняшний день государство не в полной мере обладает информацией об обороте оружия на своей территории. В совокупности с рядом других факторов, без создания единого органа, осуществляющего общее руководство оборотом оружия, не может быть в полной мере решена одна из основных задач уголовного права - предупреждение преступлений, в том     числе     связанных     с     небрежным     хранением оружия.

Динамика регистрации преступлений, связанных с небрежным хранением огнестрельного оружия, свидетельствует о их прогрессирующем росте.

 

С принятием в 1996 году федерального закона «Об оружии», который предусматривает порядок оборота гражданского, служебного, боевого стрелкового и холодного оружия, подписанием конвенции о контроле за приобретением и хранением огнестрельного оружия, принятием нового Гражданского кодекса Российской Федерации возникла необходимость внесения ряда изменений в нормативные документы, что могло бы в свою очередь помочь избежать многих противоречий и неоднозначности толкования статей, связанных с небрежным хранением оружия, в том числе огнестрельного.

Вместе с тем вопросы, связанные с принятием мер уголовно-правового воздействия на лиц, допускающих небрежное хранение оружия, в законодательстве и правоприменительной практике не находят достаточного отражения. В частности, за пределами уголовного законодательства остались вопросы ответственности за небрежное хранение других видов оружия, а также патронов к нему. Недостаточно проработаны вопросы, касающиеся субъекта уголовной ответственности за данный вид преступлений.

При оценке степени общественной опасности содеянного и определении меры наказания необходимо учитывать цели и мотивы действий виновного, источник и способ завладения, вид, количество, боевые свойства и стоимость похищенного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ.

Следует реагировать в установленном Законом порядке на каждый факт небрежного отношения к сбережению оружия должностными лицами, которым оно вверено по службе, оставления без охраны или надлежащего оборудования мест хранения оружия, боевых припасов и взрывчатых веществ, нарушения порядка их учета, выдачи, транспортировки, неправильного их использования и применения.

Общими причинами и условиями совершения указанного вида преступления являются:

-. несовершенство национального законодательства по вопросам, связанным с оборотом оружия, противоречие его международным нормам;

 

  • отсутствие единой информационной базы владельцев оружия;
  • -нарушение  правил  хранения  оружия,  утвержденных Правительством Российской Федерации;
  • слабая правовая культура населения;

-антиобщественные взгляды лиц, выражающие безразличие к общественной безопасности, жизни и здоровью людей;

-потеря бдительности и халатное отношение к своим служебным обязанностям сотрудников правоохранительных органов, правомерно владеющих огнестрельным оружием;

-недостатки в работе органов внутренних дел по профилактике правонарушений в сфере оборота оружия,

-несвоевременное привлечение к административной ответственности виновных лиц с целью недопущения совершения преступлений с небрежно хранящимся огнестрельным оружием;

-безразличное отношение окружающих к известным фактам нарушения правил хранения оружия;

  • непрофессионализм кадров лицензионно-разрешительной системы;
  • недостаток нормативной базы по вопросам небрежного хранения оружия, в том числе огнестрельного и патронов.

В качестве мер, направленных на предупреждение совершения преступлений, совершаемых с небрежно хранящимся оружием, можно назвать:

  • обобщение следственной и судебной практики в целях выявления оснований необоснованного прекращения уголовных дел, связанных с небрежным хранением оружия и патронов;
  • возобновление работы по правовому обучению и правовому воспитанию населения, в этих целях целесообразно внести дополнения в ст.2 закона "О милиции", обязывающие сотрудников милиции проводить профилактическую работу с правонарушителями и участвовать в правовом воспитании населения;

 

- усиление контроля со стороны органов внутренних дел, направленных на проверку условий хранения зарегистрированного оружия и патронов, в этих целях в ст.58 постановления Правительства РФ от 21 июля 1998 года N'814 "О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и правоохранительных органов по месту жительства владельцев оружия имеют патронов к нему на территории Российской Федерации" слова "сотрудники право проверять условия хранения зарегистрированного оружия" заменить на слова "...обязаны проверять...".

- для осуществления контроля за условиями хранения огнестрельного оружия и патронов, а также иных видов оружия необходимо создать единую информационную базу, содержащую сведения о владельце оружия, его месте жительства, номере лицензии на ношение или хранение оружия и иных необходимых данных;

- нормативно оформить взаимодействие органов здравоохранения и внутренних дел, в частности, подразделений лицензионно-разрешительной системы, по взаимообмену информацией о лицах, желающих приобрести оружие;

- осуществлять прогноз распространения оружия среди населения и на его основе строить систему мер упреждающего характера.

Названные обстоятельства предопределили выбор и актуальность темы исследования.

 

Заключение

В связи с распространением гражданского огнестрельного, а также служебного и боевого оружия, и ростом тяжких и иных преступлений, совершенных с применением огнестрельного оружия, возникает необходимость надзора за исполнением законодательства об оружия.

В соответствии со ст. 10 ФЗ № 150 от 13 декабря 1996 г. «Об оружии» граждане РФ имеют право на приобретение оружия, а, следовательно, это оружие нужно учитывать, разрешить к приобретению гражданами только определенных типов оружия и тщательно следить, чтоб недобросовестные граждане не пользовались этим правом для совершения тяжких преступлений.

Поэтому необходимо очень внимательно отслеживать производство, распространение, продажу и использование огнестрельного оружия; знать особенности каждого типа оружия и предпринимать серьёзные меры по сокращению числа преступлений, совершенных с применением огнестрельного оружия.

Кроме того, законодательным органам необходимо рассмотреть вопрос о введении уголовной ответственности юридических лиц за причинение опасных и вредных последствий обществу вследствие небрежного хранения огнестрельного оружия, в частности, юридических лиц, законно осуществляющих сделки по продаже оружия, за нарушение правил хранения оружия.

Общество в целом в должной мере должно учитывать опасность деяний данного вида преступления и понимать, что борьба с ними имеет важное значение в предупреждении более тяжких преступлений.

 

Список используемой литературы Нормативно-правовые акты:

  1. Конституция Российской Федерации./Принята всенародным голосованием на референдуме 12.12.1993. М. Известия. 1995.
  2. Уголовный кодекс Российской Федерации, по состоянию на 01.10.2010. М. Проспект. 2010.
  3. Кодекс об административных правонарушениях, (с изм., внесенными Федеральными законами от 24.07.2007 N 212-ФЗ, от 22.12.2008 N 272-ФЗ). Новосибирск: Сиб.унив.изд-во.2008.
  4. Федеральный закон от 13.12.1996 №150 -ФЗ «Об оружии» ( с изм. от 21, 31 июля, 17 декабря 1998, 19.11.1999, 10.04.2000, 26 июля, 8 августа, 27 ноября 2001, 25 июня, 25 июля 2002, 10 января, 30 июня, 8 декабря 2003, 26 апреля, 29 июня 2004, 18 июля 2006).
  5. Правила оборота гражданского и служебного оружия, утвержденные Постановлением Правительства РФ .от 21.07.1998 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории РФ».

 

 

Учебная литература, комментарии:

  1. Альдеханян Р.А.Уголовное право России: практический курс. М. 2005.
  2. Белкин Р.С. Криминалистика. Учебник для вузов./Аверьянова Т. В., Белкин Р. С, Корухов Ю. Г., Россинская Е. - М; Издательство НОРМА, 2005.

 

  1. Бриллиантов А.В. Практикум по уголовному праву. Общая и особенная части/А.В.Бриллиантов, А.Н.Караханов, И.А. Клепицкий. М. Проспект. 2009.
  2. Ветров Н.И. Уголовное право. Общая и особенная части: учебник / Н.И.Ветров, Ю.И.Ляпунов. М. Юриспруденция. 2008.
  3. Дагель П.С., Котов Д.П. Субъективная сторона преступления и ее установление. Воронеж, 2006.

 

  1. Дуюнов В.К. Уголовное право России. Общая и Особенная части/под ред. В.К.Дуюнова - М. РИОР. 2008.
  2. Журавлев М.П. Уголовное право. Общая и особенная части/под ред. МЛ.Журавлева, С.И.Никулина. М. Норма. 2008.
  3. Кадникова Н.Г. Уголовное право. Общая и особенная части: учебник для вузов. М. 2006.
  4. Кудрявцев В.Н. Объективная сторона преступления. СПб: Изд.профессора Малинина. 2005.
  5. Кудрявцев В.Н. Уголовное право России. Общая часть/под ред. В.Н.Кудрявцева, В.В.Лунеева, А.В.Наумова. М. Юристъ, 2006.

Ю.Кузнецова Н.Ф. Курс уголовного права. Общая часть. Учение о преступлении/под ред. Н.Ф.Кузнецовой, И.М.Тяжковой. М. Зерцало. 2006.

  1. Кригер Г.А. Понятие и содержание вины в советском уголовном праве / Вестник Моск. ун-та. 1983. N 5
  2. Малинин В.Б., Шаргородский М.Д. Причинность и современность / Российское уголовное право. СПб.: издательский дом Санкт-Петербургского государственного университета. 2005.
  3. Рарог А.И. Уголовное право России. Общая часть /под ред. А.И.Рарога. М. Эксмо. 2009.

Н. Шелковникова Н.Д. Теоретические и правовые основы деятельности органов внутренних дел по контролю за оборотом оружия: Монография. М., 1998.

15. Яблоков Н.П. Криминалистика. Учебник. - 2-е издание, перераб. и доп. - 
М.; ЮРИСТЬ, 2005.

16. Комментарий к Уголовному кодексу РФ (постатейный), 2-е издание, 
перераб. И доп./под ред. А.И. Чучаева. Контракт, Инфра-М, 2010.

 

 

 

 

 

 

Судебная практика:

  1. Сборник Постановлений Пленума и определений коллегии Верховного суда   СССР по уголовным делам. 1959-1971 гг. М. 1973. - С.158. Цит.Иногамова-Хегай Л. В. Российское уголовное право. Общая часть / под ред. Л.В.Иногамовой-Хегай, А.И.Рарога, А.И.Чучаева - М.: Проспект, 2009. - С. 416.
  2. Судебная практика по уголовным делам // Вестник Верховного Суда СССР.-1991.- №1.-С27.
  3. Судебная практика по уголовным делам // Бюллетень Верховного суда РСФСР. 1984. №2. С.8.
  4. Судебная практика по уголовным делам // Бюллетень Верховного суда РФ. 1997. № 11.С.18.
  5. Судебная практика по уголовным делам // Бюллетень Верховного суда РФ. 2003. № 6. С.15.

 

 

 

 

 

 

 

1 Ст. 1 Федерального закона от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ "Об оружии" (с изменениями от 21, 31 июля, 17 декабря 1998 г., 19 ноября 1999 г., 10 апреля 2000 г., 26 июля, 8 августа, 27 ноября 2001 г., 25 июня, 25 июля 2002 г., 10 января, 30 июня, 8 декабря 2003 г., 26 апреля, 29 июня 2004 г., 18 июля 2006 г.). См. там же.

Информация о работе Убийство, совершенное при превышении пределов необходимой обороны