Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июля 2012 в 16:18, доклад
При привлечении к уголовной ответственности несовершеннолетнего лица, совершившего преступление требуются особые положения по сравнению с совершеннолетним. Это связано с общественно-писхологической особенностью их возраста. В связи с возрастной особенностью несовершеннолетних, свойственны резкость поведения, быстрота, острота, неприязнь, неустойчивость, легкость поведения, недостаточность оценки данной ситуации в зависимости от положения. Именно такая ситуация принуждает необходимость особого привлечения к уголовной ответственности несовершеннолетних по сравнению с общими назначениями уголовной ответственности.
Старший преподаватель кафедры
уголовного права Юридического института
Монгольского Государственного Университета,
докторант Б.Амарбаясгалан
УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, СОВЕРШИВШИХ ПРЕСТУПЛЕНИЯ В МОНГОЛИИ
При привлечении к уголовной ответственности несовершеннолетнего лица, совершившего преступление требуются особые положения по сравнению с совершеннолетним. Это связано с общественно-писхологической особенностью их возраста. В связи с возрастной особенностью несовершеннолетних, свойственны резкость поведения, быстрота, острота, неприязнь, неустойчивость, легкость поведения, недостаточность оценки данной ситуации в зависимости от положения. Именно такая ситуация принуждает необходимость особого привлечения к уголовной ответственности несовершеннолетних по сравнению с общими назначениями уголовной ответственности.
Основными стандартами, применяемыми в области уголовной ответственности несовершенн
олетних являются Конвенция о правах ребенка – 1989 года, Международный акт гражданских и политических правах – 1966 года, Руководящие принципы Организации Объединенных Наций для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы) – 1990 года, Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила) – 1985 года, Правила Организации Обьединенных Наций, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы – 1990 года и так далее.[1]
В статье 2.3 “Минимальных стандартных правил Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила)” даны рекомендации странам-членам ООН: “В рамках национальной юрисдикции следует предпринять усилия для принятия комплекса законов, правил и положений, которые относятся непосредственно к несовершеннолетним правонарушителям и учреждениям и органам, в функции которых входит отправление правосудия в отношении несовершеннолетних”.
Однако при рассмотрении и обновлении Уголовного Кодекса в 2002 году законодатели Монголии не установили специальных правил, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних в соответствии с Конвенцией о правах ребенка и правилам ООН. Точнее, в настоящее время для несовершеннолетних применяются соответствующие формы и виды наказаний, применяемые для совершеннолетних. Это означает, что Монголия как член ООН, не соблюдает общие правила, минимальные стандарты, устанавливаемые ООН. Данное положение указывает на нарушение пункта 2 статьи 10 Конституции Монголии “Монголия добросовестно выполняет обязательства, принятые на себя международными договорами”, а также пункта 3 статьи 10 данной Конституции “Международный договор Монголии действует наравне с внутренним законодательством с момента вступления в силу закона о ратификации или присоединении.”[2]
Хотя не указаны специальные уголовные ответственности для несовершеннолетних, в Уголовном Кодексе Монголии были выделены следующие особые положения и обстоятельства при привлечении к уголовной ответственности несовершеннолетних лицам, например, к особо опасному преступнику (рецидист) не распространяются преступления, совершенные несовершеннолетним лицом – статья 24.2, лишение свободы сроком свыше 15-ти лет не назначается лицам, недостигшим 18-ти лет к моменту совершения преступления – статья 52.3, к лицам, не достигшим 18-ти лет в момент совершения преступления смертная казнь не налагается – статья 53.4, отсрочка исполнения приговора суда, который назначил наказание в виде лишения свободы несовершеннолетнему лицу – статья 62, и указано назначение облегчающего наказания в виде лишения свободы согласно специальным пунктам Уголовного Кодекса – пункт 1 статьи 62, применение принудительных мер воспитательного характера для несовершеннолетних лиц – статья 69. Также суд учитывает смягчающие обстоятельства при назначении наказания, если преступление совершено лицом, не достигшим 18-ти лет – статья 55.1.7.[3]
В мировой правовой системе установлении несовершеннолетнего возраста для назначения уголовной ответственности не рекомендуется устанавливать слишком минимальный возраст с учетом их темперамента, разума и развития мышления. Минимальный возраст для привлечения уголовной ответственности установлен в Уголовном Кодексе Монголии с 14 лет в 8 преступлениях, в остальных случаях - с 16 лет. Лицо в возрасте от 14 – 16 лет несовершеннолетний подлежит уголовной ответственности за преступления, предусмотренные о особенной части Уголовного Закона в статьях 91 (Умышленное убийство), 96 (Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью), 126 (Изнасилование), 145 (Кража чужого имущества), 146 (Грабеж чужого имущества), 147 (Разбой), 153 (Умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества), 181.2, 181.3 (Хулиганство при отягчающих обстоятельствах).[4]
Наказание, назначаемые несовершеннолетним. Санкции наказания для преступлений указанных в Особенной части Уголовного Кодекса Монголии не различают наказания для совершеннолетних и для несовершеннолетних. Иными словами, в Уголовном Кодексе Монголии указано применять для несовершеннолетних и совершеннолетних одинаковые по тяжести наказания. Это противоречит пункту 5.1 “Минимальных стандартных правил Организации Объединенных Наций, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила)“ “Система правосудия в отношении несовершеннолетних направлена в первую очередь на обеспечение благополучия несовершеннолетнего и обеспечение того, чтобы любые меры воздействия на совершеннолетних правонарушителей были всегда соизмеримы как с особенностями личности правонарушителя, так и с обстоятельствами правонарушения”. Далее в пункте 18.1 указано: “В целях обеспечения большей гибкости и во избежание по возможности заключения в исправительные учреждения компетентный орган власти должен располагать при разрешении дела широким комплексом мер воздействия”.
Важным является не смягчающее отношение к несовершеннолетним преступникам, а правильное установление причины, обстоятельства преступления и поведения преступника, поиск эффективного метода воспитания и социализации с учетом их возрастных особенностей.
К несовершеннолетним, признанным виновными в совершении преступления, судом могут быть применены следующие виды наказаний:
1. штраф;
2. лишение права заниматься определенной деятельностью;
3. принудительные работы;
4. арест;
5. лишение свободы на определенный срок.
К несовершеннолетним запрещается возлагать наказания в виде конфискации имущества, занятие определенной должности и смертной казни.
В дальнейшем, необходимы следующие изменения при назначении наказания:
Штраф. Ныне размер штрафа устанавливается в размере от 5 до 500 минимального размера ежемесячной оплаты труда, которая действовала на момент совершения преступления.[5] Предлагается изменение в назначении штрафа в размере от 50 до 200 тысяч тугриков или в размере заработной платы или иного дохода несовершеннолетнего осужденного за период от двух недель до шести месяцев. Штраф назначается независимо от наличия или отсутствия у несовершеннолетнего осужденного самостоятельного заработка или имущества, штраф, назначенный несовершеннолетнему осужденному, по решению суда может взыскиваться с его родителей или иных законных представителей с их согласия.
Принудительные работы. Срок наказания в виде привлечения к принудительным работам составляет от 100 до 500 часов. Продолжительность принудительных работ в день должна быть не менее 3-х часов. Это установлено также, как и у совершеннолетних. В дальнейшем рекомендуем внести изменение следующим образом: Обязательные принудительные работы установить с учётом выполнении работ, посильных для несовершеннолетних, и исполнение должно осуществляться в свободное от учебы или основной работы время, назначит на срок от 40 до 160-ти часов. Продолжительность исполнения данного вида наказания лицами в возрасте до 15-ти лет не может превышать двух часов в день, а лицами в возрасте от 15 до 18-ти лет - трех часов в день.
Лишение свободы. Как было сказано выше, лишение свободы сроком пятнадцати лет не назначается лицам, недостигшим 18-ти лет к моменту совершения преступления. Несовершеннолетний мужчина осужденный, совершивший преступления средней тяжести или тяжкие преступления, а также несовершеннолетние женщины осужденные к лишению свободы отбывают наказание в местах заключения общего режима для несовершеннолетних. Несовершеннолетние мужчины осужденные, ранее отбывавшие наказание в местах заключения или совершившие особо тяжкие преступления отбывают наказание в местах заключения строгого режима для несовершеннолетних.
Согласно ныне действующему Уголовному Кодексу, максимальный срок отбывания наказания несовершеннолетним составляет 15 лет, это слишком длинный период, и нуждается в сокращении на 5 лет.
Наказание в виде лишения свободы предлагается назначать несовершеннолетним осужденным, совершившим преступления в возрасте до 16-ти лет, на срок от 1 месяца до 6-ти лет, несовершеннолетним, совершившим особо тяжкие преступления, а также остальным несовершеннолетним осужденным наказание назначается на срок до 10-ти лет с лишением свободы.
Согласно правилам 68-й Ассамблея Организации Объединенных Наций от 14 декабря 1990 года, касающихся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы, указано: наказание лишения свободы несовершеннолетним должно рассматриваться как самое последнее воздействующее мероприятие с минимальным сроком. На самом деле в Монголии наказание лишения свободы назначается очень распространённо.
Ознакомимся с фактами. В период 2005-2007 гг. судами первой инстанции г.Улан-Батора рассмотрены 6.067 дел, осуждены 8.642 лиц, из них 10.6 процента или 920 лиц составляли несовершеннолетние. Из 920 несовершеннолетних 836 были осуждены лишением свободы, из них 178 отбыли наказание в тюрьме для несовершеннолетних, 588 несовершеннолетних суд отсрочил исполнение обвинительного приговора суда о лишении свободы на срок от 6 месяцев до 2-х лет, 70 осужденных условно-досрочно освобождены от уголовной ответственности под надзоры, 37 несовершеннолетних арестованы, 32-м назначены наказанием принудительной работы, 15 детей оштрафованы, для 25 детей, совершивших преступление небольшой и средней тяжести впервые, вышло решение суда освободить без наказания с применением принудительных мер воспитательного характера под надзором родителей и лиц, их заменяющих, либо под надзор педагогического коллектива , а также близких родственников с 6 месяцев до 1 года.[6]
Политика уголовной ответственности несовершеннолетним, совершившим преступление, должна направляться не на то, чтобы обострить чувство преступника, отделяя их от общества, коллектива, друзей и семьи, а на то, чтобы путём всесторонней помощи возвращении на правильный путь, применяя другие меры ответственности за совершаемые деяния.
В связи с этим, нужно выявить другие формы наказания с определенной целью кроме лишения свободы. В частности,
Требование устранения причиненного ущерба путем ответственности за дела, заниматься общественно-полезной работой, работать вместе с ровесниками, которые могут оказать положительные влияния.
Устранение причиненного ущерба путем занятия общественно-полезной работой дает возможность детям-подросткам из неспособных, несостоятельных семей не подаваться на состояние, неспособное на оплату устранения ущерба, на состояние дискриминации по состоятельности, что способствует к улучшению чувства ответственности детей перед обществом.
При назначении наказания суд всесторонне учитывает признаки общественной опасности преступления, степень и личную характеристику лица, совершившего преступление, обстоятельства совершения преступления, признаки, причиненного ущерба, размер ущерба, обстоятельства смягчающие, отягчающие ответственность.
Наряду с этими, нужно учитывать некоторые другие особенности, которые являются очень важными, но не предусмотрены в нашем Уголовном Кодексе. Нужны рассмотреть и официально заложить в Уголовный Кодекс меры воздействия несовершеннолетним, совершившим преступление с учётом условия его жизни и воспитания, уровень психического развития, иные особенности личности (возраст, пол, занятие до совершения преступления, школа и т.д.), а также влияние на него старших по возрасту лиц.[7]
В пункте 17.1 “Минимальных стандартных правил Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила)” в связи с проведением процесса суда несовершеннолетних указано: “Меры воздействия всегда должны быть соизмеримы не только с обстоятельствами и тяжестью правонарушения, но и с положением и потребностями несовершеннолетнего, а также с потребностями общества”. Но в Особенной части Уголовного Кодекса нашей страны санкция наказания давно перестала удовлетворять требованиям международного стандарта. В этой связи существующее в настоящее время положение санкции Уголовного Кодекса Монголии от 2002 года, судебная практика требует непременного пересмотра уголовного законодательства, классификации преступления, которые должны соответствовать международным стандартам.
Согласно Уголовному Кодексу, пункт освобождения несовершеннолетних от отбывания наказания под надзором дан одинаково с совершеннолетними без различия. В Уголовном Кодексе сформулировано, что: “С учетом общественно опасного характера, степени совершенного преступления, личного характера лица, совершившего преступление, которому впервые назначено наказание в виде лишения свободы за преступление средней тяжести, обстоятельств совершения преступления и в случае возмещения причиненного вреда, устранения ущерба, и если суд придет к выводу о возможности исправления осужденного без отбывания наказания, то суд может заменить наказание в виде лишения свободы, на условное осуждение с испытательным сроком от одного до пяти лет”.[8] Если рассмотреть данную формулировку, здесь узаконен только случай совершения лицом впервые преступления средней тяжести, что на наш взгляд является недостаточным. Многие юристы поддерживают мнения об освобождении несовершеннолетних от отбывания наказания в определенных условиях вне зависимости от категории преступления.[9]