Уголовная юрисдикция государства. Иммунитеты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 17:42, доклад

Краткое описание

Юрисдикция в современном понимании означает правомочие решать и формулировать в конкретном случае то, что имеет силу согласно праву. Юрисдикция является одним из аспектов суверенитета и означает судебную, законодательную и исполнительную компетенцию. Понятие «юрисдикция» используется в литературе, законодательстве и международной практике при определении сферы действия закона.

Вложенные файлы: 1 файл

Угол юрисдик гос иммунитеты.docx

— 40.84 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

ДОКЛАД

на тему:

«Уголовная юрисдикция государства. Иммунитеты»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2012г. 

Юрисдикция в современном  понимании означает правомочие решать и формулировать в конкретном случае то, что имеет силу согласно праву. Юрисдикция является одним из аспектов суверенитета и означает судебную, законодательную и исполнительную компетенцию. Понятие «юрисдикция» используется в литературе, законодательстве и международной практике при определении сферы действия закона.

Уголовная юрисдикция - власть государства издавать нормы уголовного права и обеспечивать их применение.

По действию в пространстве выделяют:

  • экстерриториальная юрисдикция – состоит в распространении правовых норм государства на деяния, совершенные вне пределов этого государства: на территории иностранного государства, в открытом водном или воздушном пространстве, в космосе.
  • территориальная юрисдикция – распространение государственной власти на всех лиц, находящихся на его территории. Распространяется на лиц независимо от их гражданства. Все лица обязаны соблюдать законы этого государства и подчинятся предписаниям его государственных органов и уполномоченных должностных лиц.

Вопросы уголовной юрисдикции решаются законодательством государства  в соответствии с международным  правом. Общее правило состоит  в том, что государство осуществляет полную юрисдикцию в пределах своей  территории и ограниченную в пределах специальной экономической зоны моря и континентального шельфа, а  также в отношении своих граждан  за рубежом.

В сфере экстерриториальной юрисдикции действует три принципа:

  • принцип гражданства (персональный) – состоит в распространении уголовной юрисдикции государства на деяния граждан РФ, постоянно проживающих в РФ лиц без гражданства, совершившие вне пределов Российской Федерации преступление против интересов, охраняемых УК РФ, если в отношении этих лиц по данному преступлению не имеется решения суда иностранного государства.

В соответствии с международным  уголовным правом принцип гражданства  может действовать при наличии двойной преступности (двойной криминальности) деяния: признании совершенного деяния преступлением как по закону государства места его совершения, так и по закону государства, гражданином которого является лицо, совершившее это деяние. Понятие и признаки преступления могут и не совпадать по уголовному законодательству государств места совершения преступления и гражданства лица. Различия могут быть и в наименовании, и в признаках состава преступления и т.п. Но, такие различия не являются основанием для признания отсутствия двойной преступности деяния. Указанный принцип существует в России с 1996 года, а в таких странах как Япония, Республика Корея вообще отсутствует.

Предусмотренный в ч. 1 ст. 12 УК принцип двойной криминальности в то же время делает невозможным  привлечение к уголовной ответственности  по УК РФ за ряд преступлений должностных  лиц, государственных служащих, граждан  РФ. Например, должностное лицо РФ за получение взятки в Польше по УК РФ привлечь нельзя, поскольку УК Польши не предусматривает получение взятки должностным лицом иностранного государства преступлением по своему УК.

  • Реальный принцип (безопасности) – заключается в том, что иностранцы и лица без гражданства, не проживающие постоянно в Российской Федерации, совершившее преступление вне пределов РФ, подлежат уголовной ответственности по УК РФ в случаях, если преступление направлено против интересов РФ, если они не были осуждены в иностранном государстве и привлекаются к уголовной ответственности на территории РФ (ч. 3 ст. 12 УК РФ). Под преступлениями направленными против интересов РФ, понимаются любые преступления, совершенные против российских граждан, организаций и Российской Федерации. Например, посягательства гл. 29 УК РФ «Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства».

В соответствии с УК Российской Федерации реальный принцип распространяется только на деяния иностранцев и лиц  без гражданства, постоянно не проживающих  в Российской Федерации. Из сферы  действия реального принципа исключены  граждане Российской Федерации и  лица без гражданства, постоянно  проживающие в Российской Федерации. Такое решение вопроса о реальном принципе представляется не совсем удачным. За государственную измену, совершенную  на территории Украины, российского  гражданина к уголовной ответственности  привлечь нельзя. Реальный принцип  в таком случае неприемлем. Отсутствуют  основания для привлечения по УК РФ российского гражданина и в  соответствии с принципом гражданства  из-за отсутствия двойной криминальности деяния, так как государственная  измена российского гражданина не признается преступлением по УК Украины.

  • Универсальный принцип - состоит в том, что иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в Российской Федерации, совершившие преступление вне ее пределов, подлежат уголовной ответственности по УК РФ в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации, если они не были осуждены в иностранном государстве и привлекаются к уголовной ответственности на территории Российской Федерации (ч. 3 ст. 12 УК РФ). Универсальный принцип пользуется абсолютным приоритетом перед другими принципами действия закона в пространстве.

Особенностью универсального принципа является то, что в соответствии с ним определяются преступность и наказуемость наиболее опасных  международных преступлений и преступлений международного характера по национальному  законодательству государства места  привлечения лица к ответственности  независимо от его государственной  принадлежности и территории, где  было совершено преступление, если иное не предусмотрено международно-правовыми документами.

Международные преступления и преступления международного характера  предусмотрены многочисленными  международными конвенциями по борьбе с преступностью, участником которых  является Российская Федерация. К этим преступлениям относятся геноцид, серьезные нарушения Женевских  Конвенций, агрессия, терроризм, захват заложников, незаконный оборот наркотических  средств и психотропных веществ, изготовление или сбыт поддельных денег  или ценных бумаг и др.

В Российской Федерации территориальный принцип действия уголовного закона означает распространение его обязательной силы на территорию РФ, независимо от государственной принадлежности лица, совершившего преступление на этой территории. Данный принцип отражает суверенитет государства на уголовное преследование любых лиц, совершивших преступление на его территории.

Согласно ч. 1 ст. 11 УК РФ, все  лица, совершившие преступления на территории России, подлежат ответственности  по УК РФ. К ним относятся граждане РФ, иностранные граждане, а также  лица без гражданства. Территорией РФ, согласно закону «О Государственной границе Российской Федерации» является пространство в пределах ее государственной границы, которой является линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, устанавливающая пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) РФ.

Уголовная юрисдикция согласно ч. 2 ст. 11 УК распространяется на лиц, совершивших преступления, в пределах территориального моря или воздушного пространства РФ. К территориальному морю относятся прибережные морские воды шириной 12 морских миль, отсчитываемых от линии наибольшего отлива, как на материки, так и на островах, принадлежащих РФ. По внешней линии территориальных вод проходит государственная граница. За ее пределами начинаются нейтральные воды не принадлежащие ни одному государству. Под воздушным пространством понимают пространство над ее сухопутной и водной территорией, в том числе над территориальными водами РФ.

На основании сложившейся  международной практики устанавливается, что действие УК распространяется также на лиц, совершивших преступления на континентальном шельфе, а также в исключительной экономической зоне РФ. Континентальный шельф включает в себя морское дно и недра подводных районов, расположенные за пределами территориальных вод на всем протяжении естественного продолжения подводной окраины материков, которая прилегает к берегам суши и имеет общее с ней геологическое строение. Исключительная экономическая зона РФ означает примыкающее к территориальному морю морское пространство, внешняя граница которого находится на удалении 200 морских миль от исходной линии, от которой отмеряется ширина территориального моря.

Согласно общепризнанным принципам и нормам международного права в ч. 3 ст. 11 УК РФ установлено  правило, в соответствии с которым  лицо, совершившее преступление на судне, приписанном к порту РФ, находящемся в открытом водном или воздушном пространстве вне пределов Российской Федерации, подлежит уголовной ответственности по УК РФ, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации. В соответствии с УК РФ уголовную ответственность несет также лицо, совершившее преступление на военном корабле или военном воздушном судне Российской Федерации независимо от места их нахождения.

Преступление считается  совершенным на территории РФ, если на территории РФ были совершены действия (бездействие) и наступили общественно  опасные последствия; или если на территории РФ были совершены действия (бездействие), а общественно опасные  последствия наступили за ее пределами; или если действия (бездействие) были совершены за пределами РФ, а общественно  опасные последствия наступили  на территории РФ.

При совершении преступления соучастниками – организатором, подстрекателем, пособником, исполнителем, находящимися на территории разных государств, местом совершения преступления каждым соучастником является территория того государства, где соучастник осуществил свою преступную роль в совместном совершении соответствующего преступления. Основанием ответственности каждого  соучастника является конкретное выполненное  им деяние.

 

Из территориального принципа действия уголовно – правовой нормы  в пространстве имеется исключение в виде привилегий и иммунитетов  отдельных лиц. Вопрос об уголовной ответственности дипломатических представителей иностранных государств и иных граждан, которые пользуются иммунитетом, в случае совершения этими лицами преступления на территории Российской Федерации разрешается в соответствии с нормами международного права. Лица, обладающие привилегиями и иммунитетами, обязаны соблюдать законы государства места пребывания, однако не подлежат привлечению к уголовной ответственности за их нарушение либо подлежат ответственности в ограниченном объеме.

В соответствии с нормами  международного права можно выделить такие виды иммунитетов от уголовной  юрисдикции:

    • Дипломатический иммунитет или дипломатическая неприкосновенность.

Правовой базой является Венская конвенция о дипломатических  сношениях 1961 г. Дипломатический иммунитет  и личная неприкосновенность предоставляются  в целях создания условий для  нормального выполнения возложенных на дипломатические представительства функции.

Лицо, имеющее право на дипломатический иммунитет, пользуется им с момента вступления его на территорию государства пребывания при следовании для занятия своего поста или, в случае нахождения на этой территории, с того момента, когда о его назначении сообщается Министерству иностранных дел. Прекращается в тот момент, когда оно оставляет страну, или по истечении разумного срока для того, чтобы это сделать (ст. 39).

Территория дипломатических  и консульских представительств не является территорией представляемого государства. Эта территория остается в пределах государства пребывания независимо от того, в собственности аккредитующего государства либо на правах аренды находятся помещения, занимаемые дипломатической миссией. Вместе тем на здания, транспорт, самих дипломатических работников не распространяется уголовно-правовая юрисдикция государства пребывания.

Помещения дипломатического представительства как служебные, так и жилые неприкосновенны. Власти государства пребывания не могут  вступать в эти помещения иначе, как с согласия главы представительства. Помещения представительства, предметы обстановки и другое находящееся  в них имущество, средства передвижения пользуются иммунитетом от обыска, реквизиции, ареста и исполнительных действий (ст. 22). На транспорт дипломатических работников также распространяется неприкосновенность. В случае, нарушений например дорожно-транспортных правил, дипломат пользуется личной неприкосновенностью. Вместе с тем сотрудники правоохранительных служб вправе остановить машину с дипломатическими номерами и сообщить дипломату о факте нарушения.

Дипломатический курьер обладает личной неприкосновенностью и не подлежит аресту или задержанию в какой бы то ни было форме (ст. 27).

Личность дипломатического агента неприкосновенна. Его нельзя арестовать или задержать в какой  бы то ни было форме (ст. 29). Но, в международной  практике существует правило, согласно которому свободу действий дипломатического агента временно можно ограничить в случаях, когда при нем нет соответствующих документов, подтверждающих дипломатический статус, до выяснения его личности, либо должностное лицо государства пребывания действовало невинно, останавливая дипломатического работника.

Дипломатический агент пользуется иммунитетом от уголовной юрисдикции государства пребывания (ст. 31). В  случае совершения преступления дипломатическим  работником его нельзя ни задержать, ни привлечь к уголовной ответственности  по закону государства пребывания. Обычно такое лицо объявляют «нежелательным лицом» (persona non grata) и высылают из государства. Государство пребывания может обратится с просьбой к аккредитующему государству отказаться от иммунитета своего дипломатического работника. Статья 32 Венской Конвенции о дипломатических сношениях 1961 г., устанавливает, что «от иммунитета от юрисдикции дипломатических агентов и лиц, пользующихся иммунитетом согласно статье 37, может отказаться аккредитующее государство».

Информация о работе Уголовная юрисдикция государства. Иммунитеты