Уголовное право и судебный процесс Англии, Франции и Германии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 16:54, реферат

Краткое описание

Как следует из данной интерпретации, преступление отличается тремя признаками: а) общественная опасность; b) вредоносность; с) запрещенность законом, и d) наказуемость. Другим признаком преступления также является виновность совершающей стороны. Все эти признаки тесно взаимосвязаны друг с другом и вместе создают достаточно весомые критерии для различения преступлений. Наличие одного лишь признака не всегда влечет за собой преступность совершаемого деяния. Здесь следует отметить, что наиболее весомым с правовой точки зрения критерием преступности деяния является запрещенность законом. В то же время, закон не может запрещать деяния, которые не влекут за собой общественной опасности и не являются вредоносными.

Содержание

Введение.
1. Англия.
1.1 Правовая основа.
1.2 Классификация Преступлений.
1.3 Виды уголовных наказаний XVII-XIX в.
1.4 Принципы и формы организаций судебного процесса.
2. Франция.
2.1Правовое основа.
2.2Классификация преступлении.
2.3 Виды уголовных наказаний XVII-XIX.
2.4Принципы и формы организации судебного процесса.
3. Германия.
3.1Прававое основа.
3.2. Классификация преступление.
3.3Виды уголовных наказаний XVII-XIX в.
3.4 Принципы и формы организаций судебного процесса.
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

модуль по игпзс 1.doc

— 242.00 Кб (Скачать файл)

На формирование общего права значительно повлияли и работы авторитетных английских юристов, например Кока и Блэкстона.

Таким образом, общее  право Англии включило в себя прецеденты королевских судов, а также переработанные англосаксонские законы и правовые традиции нормандцев.

Английская революция XVII в., не изменив в корне систему  уголовной юстиции, тем не менее  провозгласила ряд принципиальных положений уголовного права в Хабеас корпус акт и Билле о правах.

XVII—XVIII вв. характеризуются  господством в уголовном праве  норм общего права и статутного  законодательства, носящих средневековый  архаический характер. Регламентация  одних и тех же преступлений в актах обеих систем носила противоречивый характер. Смертная казнь, по преимуществу квалифицированная (например, колесование, сожжение), была основным видом наказания. Ее дополняли публичные телесные наказания, каторжные работы, ссылка на галеры, заключение в тюрьму.

К некоторому упорядочению уголовного законодательства привело  движение за реформы в конце XVIII —  начале XIX в.

Лишь после 30-х  годов XIX в. уголовное законодательство подверглось серьезной переработке  и приобрело вид, который в  целом сохраняется до настоящего времени. При проведении реформы были законодательно закреплены многие нормы общего права, отменены устаревшие статуты и приняты консолидированные акты, предусматривающие ответственность за отдельные виды или группы преступлений (кражи, фальшивомонетничество, нарушения общественного порядка). Система наказаний также изменилась: в основном были отменены членовредительские и позорящие наказания, сокращена сфера применения смертной казни, отменена ссылка в колонии; основной мерой наказания стало лишение свободы в виде каторжных работ и тюремного заключения.

Попытки кодификации  уголовного законодательства предпринимались  в Англии неоднократно. В XIX в. наиболее известен проект Дж. Стифена (1877). С 60-х  годов нашего столетия над вопросами консолидации и кодификации (в том числе и уголовного законодательства) работает Правовая комиссия для Англии, а также специальные королевские комиссии и Комитет по пересмотру уголовного законодательства.

Последний проект, частично используя общепринятую терминологию, преодолевает непоследовательность и неопределенность действующего права. В проект включены различные современные предложения по реформе. Однако уголовное право все еще не кодифицировано.

В настоящее время  источниками уголовного права являются законодательные акты парламента (статуты) и общее право. Преобладающий источник — законодательство; оно регламентирует практически все институты Общей части (но не формы виновности и критерии невменяемости), а также содержит описание почти всех видов конкретных преступлений. Исключения редки: например, признаки простого и тяжкого убийства определены в нормах общего права (прецедентах), а наказание установлено парламентскими актами. Однако прецедент в английском уголовном праве все же играет значительную роль, во многом обусловленную историческими корнями. Каждый законодательный акт сопровождается большим количеством прецедентов, дающих необходимые для применения закона толкования и уточнения его норм. В целом в современном уголовном праве Англии прослеживается тенденция вытеснения прецедентного права статутным. Вновь принимаемые статуты регулируют те вопросы, которые ранее разрешались на основе прецедентов. Если статут и прецедент противоречат друг другу, применению подлежит статут.

Основными действующими законами, которые содержат преимущественно нормы Общей части уголовного права, являются: Закон об уголовном праве 1967 г., посвященный классификации преступлений; Закон об уголовном праве 1977 г. (с дополнениями и изменениями) по вопросам сговора; Закон об уголовно наказуемом покушении 1981 г.; Закон о компетенции уголовных судов 1973 г., рассматривающий вопросы назначения наказания (в том числе отсрочки приговора, пробации, условного освобождения, условной отсрочки исполнения наказания, а также особенности наказания молодых преступников и привычных преступников); Закон об исправлении правонарушителей 1974 г.; Закон об уголовной юстиции 1982 г., посвященный обращению с молодыми преступниками, и другие законы об уголовном правосудии.

Ответственность за конкретные преступления и их виды предусмотрена, например, в Законе об убийстве 1957 г., законах о половых преступлениях 1956, 1967, 1976, 1985 гг.; законах о краже 1968, 1978 гг., Законе о фальшивомонетничестве 1981 г., законах о наркомании 1971,1986 гг.

 

1.4  Принципы и формы организаций судебного процесса.

Литература по истории английского права настолько  обширна, что, как представляется, в  данной работе нет необходимости  отводить этой теме много места. В  то же время трудно судить о характере  и глубине современного процесса отказа от исторически сложившихся правовых традиций и институтов без хотя бы краткого их обзора. Обращаясь, например, к таким понятиям, как "суды общего права" и "суд справедливости", нельзя не объяснить, когда и в связи с чем они появились, так же как и само "общее право" и "право справедливости". Трудно судить об эволюции суда присяжных, не указав на историческое значение этого института. Равным образом требует исторического объяснения "живучесть" прецедентной системы в Англии наряду со все возрастающей законодательной активностью современного парламента, так же как ссылки на доктрину прецедента невозможны в отрыве от тех судов, в практике которых она складывалась. Наконец, не представляется возможным анализ недавней судебной реформы без описания дореформенных судебных учреждений.

Процесс образования  английской судебной системы, просуществовавшей  в ее основном виде до настоящего времени, наша и зарубежная историко-правовая и специальная литература относит  к периоду, последовавшему за нормандским завоеванием Англии в 1066 г.* Благодаря особенностям этого заво-

* См. по этому вопросу: Д.М.  Петрушевский. Очерки истории английского  государства и общества в средние  века. М., 1937; З.М. Черниловский. История  феодального государства и права.  М., 1959; P.O. Халфина. Договор в английском гражданском праве (исторический очерк). М., 1959; Э. Дженкс. Английское право. М., 1947; П. Арчер. Английская судебная система. М., 1959; Р. Уол-кер. Английская судебная система. М., 1980; А.Т. Carter. A History of English legal institutions. L, 1910; W. Holdsworth. The History of English law, v.l, v.ll. L. 1909-1910.Еваяия и экономическим и политическим предпосылкам, Англия незнала феодальной раздробленности в той степени, как это было в странах континента, и в ней рано установилась сильная центральная власть. Одним из методов укрепления этой власти королями нормандской династии была политика распространения по всей стране королевской юриспруденции. Уже в XII веке были учреждены центральные суды, просуществовавшие, во всяком случае по своему названию, и сохранившие целый ряд исторических традиций вплоть до конца XIX века, а некоторые — до нашего времени. Этими судами были: Суд королевской скамьи, Суд казначейства, Суд общих тяжб. Наиболее эффективную роль в процессе укрепления центральной власти сыграли "разъездные" суды, которые в результате судебной реформы Генриха II получили название "судов асси-зов". Судьи этих судов формировали и развивали английское "общее право". В округах, куда они приезжали вершить королевское правосудие, они, прежде всего, узнавали о местных обычаях, а возвращаясь в Вестминстер, суммировали и отбирали эти обычаи, чтобы вывести общие правила для единообразного рассмотрения дел в будущем. При этом они учитывали не только местные обычаи, но и правовые порядки, привезенные из Нормандии королевскими чиновниками, а также римское и каноническое право. Постепенно создаются общие принципы и правила, которые применяются королевскими судами в Вестминстере, а затем распространяются по всему королевству ас-сизкйми судьями. Тогда же складываются два важных правила. Во-первых, расследование по всем делам и искам осуществляется присяжными, которые на первых порах были и свидетелями и судьями по вопросу факта, а затем (в XV веке) превратились только в судей. Во-вторых, тот, кто хочет избежать судопроизводства в местном феодальном суде, может обратиться в королевскую канцелярию и купить приказ на право рассмотрения его дела "по общему праву" в одном из королевских судов. Приказы эти были "типовыми", так что с усложнением правоотношений появлялись все новые и новые типы приказов. Постепенно таких типов приказов или "форм исков" стало так много, что канцелярия перестала создавать новые приказы, ссылаясь на то, что те или иные иски не предусмотрены общим правом. Система приказов, дающих право на предъявление исков, официально существовала до 70-х годов XIX столетия, а неофициально — до настоящего времени. Когда общее право, благодаря системе приказов, стало зависеть от процессуальных формальностей, появился еще один центральный королевский суд, который судил не по общему праву, а по "праву справедливости". Этот суд начал постоянно функционировать в XIV веке под названием Суда канцлера. На почве рано возникшего в Англии капитализма появились такие правоотношения, которых не знало общее право, но которые получали разрешение в Суде канцлера. Постепенно сложились две устойчивые системы правовых норм; общего права и права справедливости. Обе эти системы руководствовались одним методом: методом обращения к прецедентам, хотя сама доктрина прецедента в ее современном виде появилась лишь в конце XIX века.

Таким образом, английская прецедентная система отнюдь не тождественна общему праву, как иногда полагают, смешивая эти два понятия. Однако вплоть до XIX века судьи не считали себя строго связанными прецедентами, хотя и руководствовались ими, и не сомневались в своей правотворческой роли. Своеобразное положение суда в механизме феодального государства Англии обусловило то обстоятельство, что даже наличие королевских статутов, а с конца ХШ века и парламентского законодательства, не связывало рук судьям. Начиная с XIV века, судьи довольно свободно интерпретируют статуты, создавая, таким образом, особый вид прецедентов. В XIV веке "родилась должность мирового судьи в ее современном смысле"*. Мировым судьям было поручено рассматривать дела на основании "Статутов о рабочих" (законодательство, которым согнанные с земли люди обязывались работать за нищенскую оплату), но постепенно их юрисдикция расширялась за счет дел о статутных преступлениях (включая караемые смертной казнью), некоторых гражданско-правовых вопросов и административных функций. Мировые судьи не были юристами и не получали плату за свой труд, что в принципе сохранилось и до наших дней. Для рассмотрения тяжких преступлений мировые судьи графств собирались на "сессии" 4 раза в год. Таким путем появился в XV веке суд "четвертных сессий", а также "малые сессии", на которых мировые судьи-в суммарном порядке рассматривали те дела, которые не подлежали рассмотрению четвертных сессий.

Начиная с XVI века мировым судьям стали передаваться функции по предварительному рассмотрению уголовных дел, т.е. те функции, которые возлагались на обвинительное жюри присяжных (так называемое большое жюри)**.

* Р. Уолкер. Английская судебная  система, М., 1980, с. 35.

** За счет расширения этих  полномочий мировых судей упало  значение большого жюри, которое  созывалось лишь в редких случаях,  пока не было окончательно  отменено в 1933 г.

 Лишь в  1792 г. в Лондоне появились должности  мировых судей, получающих плату  за свою работу (полицейские суды или "магистраты").

В Англии никогда  не было института государственного обвинения. Даже полиция выступала  в качестве частного лица, что отвечало требованиям установленного с самого начала состязательного процесса. Между  тем высшие суды общего права были наделены довольно важной функцией, которая также сохранена до наших дней: они могли издавать так называемые прерогативные приказы. Эти приказы предоставляли возможность приостановить исполнение решения любого суда, затребовать дело или обязать исполнить какие-либо действия. Именно в связи с этой прерогативой судов общего права (но не суда канцлера) и началась известная борьба судей общего права во главе с главным судьей суда королевской скамьи Э. Коком за ограничение королевского абсолютизма в период, предшествующий английской буржуазной революции.

Только после  промышленного переворота XVIII века экономически сильная промышленная буржуазия добивается ряда реформ, способствующих стабилизации буржуазного  права и юридическому закреплению посредством прецедентов и парламентских актов буржуазных интересов. Тогда же, в XIX веке, вырабатывается доктрина обязательности прецедентов. Однако она не могла бы появиться без официальной публикации "Судебных отчетов", начатой в 1863 г.* Кроме того, принцип обязательности прецедентов не мог быть реализован без установления определенной иерархии судов. В 1873—1876 гг. проводится первая радикальная судебная реформа. Эта реформа нашла свое осуществление в Законе 1873 г. о Верховном суде правосудия. Согласно этому закону вместо прежних центральных судов учреждается Апелляционный суд и Высокий суд, а апелляционные полномочия палаты лордов аннулируются. Высокий суд, в свою очередь, распадается на пять отделений: канцлерское, королевской скамьи, казначейства, общих тяжб И- отделение по семейным и морским делам. Но уже в 1876 г. восстанавливается апелляционная юрисдикция палаты лордов, а в 1880 г. три отделения Высокого суда, соответствовавшие трем старым судам общего права, сливаются в одно отделение королевской скамьи. Одновременно продолжают существовать суды ассизов, которые формируются из судей Высокого суда и являются его частью, а также низшие суды: четвертных

См.: Р. Уолкер, Указ, соч., с. 186. П

Сессий, мировые суды и суды графств, учрежденные в середине XIX века для рассмотрения одних только гражданских дел.

Таким образом, английские суды приобретают иерархическую  структуру, подразделяясь на высшие и низшие суды. Однако суды ассизов  и четвертных сессий занимают в некоторых  отношениях промежуточное положение. Основной особенностью как судов четвертных сессий, так и судов ассизов было то, что их юрисдикция ограничивалась определенной местностью. Это означало не только то, что эти суды разбирали правонарушения, совершенные в местности их юрисдикции, но и то, что работа этих судов была организована на местной основе, так что управление судами и их организация в разных районах были разные.

Наиболее серьезные  правонарушения разбирались на асси-зах  судом под председательством  судьи, исполняющего эти обязанности не в силу своей обычной судейской должности, а на основании королевских поручений. Среди лиц, названных в поручении, обычно было не менее двух судей Высокого суда и при этом почти неизменно судей отделения королевской скамьи, которые должны были проводить заседания в городе, где происходили ассизы, в течение всей сессии. Юрисдикция судов ассизов была эквивалентна юрисдикции Высокого суда, поскольку судья ассизов, приступая к осуществлению своих полномочий, олицетворял собою Высокий суд.

Все правонарушения, кроме самых серьезных, которые преследовались по обвинительным актам, разбирались судами четвертных сессий, которых было около 150. Четвертные сессии были двух видов: четвертные сессии графств и городские четвертные сессии. Это были суды, которые, как показывает их название, собирались не менее четырех раз в год. Суды четвертных сессий графств состояли из мировых судей графства почти всегда под председательством профессионального юриста. Городские четвертные сессии состояли из одного судьи-рекордера, который рассматривал дела единолично и назначался из барристеров со стажем работы не менее пяти лет. Суды четвертных сессий были одновременно гражданскими и уголовными, а также судами первой инстанции и апелляционными судами. В уголовную юрисдикцию входило рассмотрение всех правонарушений, в том числе и преследуемых по обвинительным актам, за исключением тех, котдрые по закону должны были разбираться судами ассизов. Они выносили приговоры лицам, которые направлялись в суды четвертных сессий судами суммарного производства для наложения наказаний и слушали апелляции на решения магистратских судов. Особое положение занимал также Центральный уголовный суд, образованный Законом о Центральном уголовном суде 1834 г. и общеизвестный под названием "Олд Бейли", по названию улицы в Лондоне, на которой он находится. Он был судом ассизов, который осуществлял уголовную юрисдикцию в районе Большого Лондона. Это был суд Высокого суда, и его юрисдикция распространялась на преступления, преследуемые по обвинительным актам, совершенным в районе Большого Лондона или в открытом море. Судьи этого суда состояли из лорда-канцлера, мэра Лондонского Сити, лорда главного судьи, судей отделения королевской скамьи, олдерменов Лондонского Сити, рекордера и его помощника и нескольких дополнительных судей с судейским стажем не менее десяти лет. Фактически участвовали в заседаниях только судьи королевской скамьи, рекордер и его помощник и дополнительные судьи.

 

2. Франция

2.1Правовое основа

Общая характеристика. Правовая система Ф. в своих основных чертах сформировалась в период Великой французской революции 1789-1794 гг. и в первые последовавшие за нею десятилетия, в особенности в годы правления Наполеона I в качестве первого консула, а затем императора (1799-1814). Важнейшими документами этой эпохи, предопределившими становление и дальнейшее развитие правовой системы Ф.. являются Декларация прав человека и гражданина 1789 года, ряд конституционных актов периода Революции и кодификация важнейших отраслей права - 5 кодексов, подготовленных под наблюдением. а иногда и при непосредственном участии Наполеона: Гражданский кодекс (ГК) 1804 г., Гражданский процессуальный кодекс (ГПК) 1806 г., Торговый кодекс 1807 г., Уголовно-процес-суальный кодекс (УПК) 1808 г. и Уголовный кодекс (УК) 1810 г.

Информация о работе Уголовное право и судебный процесс Англии, Франции и Германии