Уголовно-исполнительная система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2015 в 21:57, курсовая работа

Краткое описание

Объектом изучения в настоящей работе является уголовно-исполнительная система Минестерства юстиции Российской Федерации.
Цель курсовой работы – всесторонне изучить уголовно-исполнительную систему.
Задачи работы следующие:
– рассмотреть понятие и историю зарождения уголовно-исполнительной системы;
– изучить структуру, задачи и принципы деятельности уголовно-исполнительной системы;
– перечислить учреждения и органы, исполняющие уголовные наказания;
– рассмотреть Федеральную службу исполнения наказаний (ФСИН) как федеральный орган исполнительной власти;

Вложенные файлы: 1 файл

Уголовно-исполнительная система Минюста России, её составые части и компетенция по исполнению наказаний.docx

— 69.42 Кб (Скачать файл)

Основные задачи Программы следующие:

- реконструкция  и строительство следственных  изоляторов с условиями содержания  подследственных в соответствии  с законодательством РФ;

- реконструкция  и строительство исправительных  учреждений с условиями содержания  осужденных в соответствии с  законодательством РФ;

- строительство 25-ти следственных изоляторов  с условиями содержания подследственных  в соответствии с международными  стандартами и ряд других.

 

2.2 Современное состояние уголовно-исполнительной  системы Российской Федерации.

По данным Федеральной службы исполнения наказаний России, по состоянию на 1 января 2013 г. в учреждениях УИС находились на содержании 820,3 тыс. человек (- 46,1 тыс. человек к началу года), в том числе:

- в 754 исправительных  колониях отбывали наказание 695,5 тыс. человек (- 29,7 тыс. человек);

- в 160 колониях-поселениях отбывали наказание 48,3 тыс. человек (- 3,3 тыс. человек);

- в 5 исправительных колониях для осужденных к пожизненному лишению свободы отбывало наказание 1741 человек (+ 15 человек);

- в 229 следственных  изоляторах и 166 помещениях, функционирующих  в режиме следственных изоляторов, при колониях содержалось 119,0 тыс. человек (- 12,5 тыс. человек);

- в 8 тюрьмах отбывало наказание 2,1 тыс. человек (- 1012 человек);

- в 63 воспитательных колониях для несовершеннолетних 4,2 тыс. человек (- 1,8 тыс. человек)11.

В учреждениях отбывают наказание 66,5 тыс. женщин (- 3,1 тыс. человек), в том числе 55,6 тыс. осужденных, содержащихся в исправительных колониях, и 10,8 тыс. чел., в отношении которых избрана мера пресечения заключение под стражу, при женских колониях имеется 13 домов ребенка, в которых проживает 964 ребенка.

Медицинское обслуживание осужденных и подследственных снабжают 134 больницы различного профиля, а также медицинские части или здравпункты в каждом учреждении, 58 лечебных исправительных учреждений для больных туберкулезом, 9 лечебных исправительных учреждений для больных наркоманией.

В состав УИС также относят 2468 уголовно-исполнительных инспекций, в них состоят на учете 491,8 тыс. человек, осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы12.

Для обеспечения трудовой занятости осужденных организован производственный комплекс, в который входят 182 федеральных государственных унитарных предприятия, 552 центра трудовой адаптации осужденных, 48 лечебно-производственных и 45 учебно-производственных трудовых мастерских.

Общеобразовательное обучение осужденных сформировано в 320 вечерних общеобразовательных школах и 547 учебно-консультационном пункте, 338 профессиональных училищах. В целях обеспечения свободы совести и вероисповедания осужденных создано и осуществляют свою деятельность 524 храма и 706 молитвенных комнат. Руководство осуществляют территориальные органы уголовно-исполнительной системы и федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных.

Федеральная служба исполнения наказаний России создана на основании Указа Президента России «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний» от 13.10.2004 г. № 1314. Она является федеральным органом исполнительной власти. Осуществляет правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, которые находятся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания.13

Штатная численность персонала уголовно-исполнительной системы - 346,5 тыс. человек. Специальные звания сотрудников уголовно-исполнительной системы имеют 253 тыс. человек (кроме того переменный состав – 7,2 тыс. человек).

Медицинское обслуживание личного состава уголовно-исполнительной системы исполняют 55 учреждений здравоохранения, в том числе 33 центра медицинской и социальной реабилитации, 15 больниц, 5 военно-врачебных комиссий и 3 санатория.

Профессиональную подготовку и повышение квалификации личного состава, научно-исследовательское обеспечение уголовно-исполнительной системы осуществляют 8 учреждений высшего профессионального образования с 7 филиалами, в том числе Академия права и управления, 74 учебных центра и пункта, институт повышения квалификации и 2 научно-исследовательских института с 3 филиалами.

Принимаемые меры, в том числе ежегодное увеличение объемов бюджетных ассигнований, которые выделяются на содержание уголовно-исполнительной системы, позволили добиться определенных позитивных результатов в развитии уголовно-исполнительной системы, улучшить условия содержания осужденных и лиц, содержащихся под стражей, в том числе их размещение, питание, вещевое и медицинское обеспечение.

Улучшается нормативная правовая база деятельности уголовно-исполнительной системы, практика назначения наказаний и избрания меры пресечения в виде содержания под стражей, введены новые виды наказаний, альтернативные лишению свободы.

Несмотря на сокращение в течение последних 5 лет уровня преступности в стране, к 2012 году численность осужденных к лишению свободы увеличилась более чем на 114,5 тыс. человек, или на 18,2 %.

Общее количество лиц, находящихся под стражей, остается довольно высоким, а в отдельных регионах их число значимо превосходит количество мест в следственных изоляторах. По объективным причинам темпы строительства и реконструкции исправительных учреждений и следственных изоляторов не соответствуют динамике роста численности осужденных и лиц, содержащихся под стражей. Вследствие этого в ряде учреждений установленные лимиты превышены на 20 - 40 процентов.

Переполнение учреждений ведет к общему ухудшению условий содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, нарушению предусмотренных законом прав и интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей, увеличивает нагрузку на работников уголовно-исполнительной системы, создает конфликтные ситуации.

За последние несколько лет количество осужденных за тяжкие и особо тяжкие преступления возросло вдвое и достигло к 2012 году 80 % общей численности осужденных к лишению свободы. Больше 25% осужденных приговорены к долговременным срокам лишения свободы, почти половина отбывает наказание второй раз и более. Это приводит к повышению удельного веса социально деградировавших граждан.

По статистике, более 80% осужденных при поступлении в учреждения уголовно-исполнительной системы не имели профессиональных и трудовых навыков либо утратили их. Примерно 50 тыс. осужденных нуждаются в получении обязательного основного общего образования.

На 1 января 2013 г. более 90 процентов (около 800 тыс.) осужденных и лиц, которые содержатся в следственных изоляторах, состояло на диспансерном учете по поводу различных заболеваний: 433,8 тыс. - больны социально значимыми заболеваниями, в том числе 71,45 тыс. - психическими расстройствами, 40,76 тыс. - активным туберкулезом, 54,97 тыс. - ВИЧ-инфекцией, 42,48 тыс. - вирусным гепатитом, 62,05 тыс. - наркоманией, 26,32 тыс. - алкоголизмом. Более 24 тысяч осужденных - инвалиды.

В связи с этим сильно возросла нагрузка на работников уголовно-исполнительной системы, участились случаи угроз в их адрес, связанные со служебной деятельностью, и нападений на них.

Проблема противодействия криминальным структурам требует решения целого комплекса вопросов, которые связаны с организацией надлежащего взаимодействия правоохранительных органов по устранению внешних и внутренних факторов, которые создают угрозу нормальному функционированию исправительных учреждений, т. е. угроз со стороны находящихся на свободе криминальных авторитетов и угроз внутри учреждения, которые исходят от лидеров группировок осужденных отрицательной направленности.

Служба в уголовно-исполнительной системе не считается престижной среди населения страны. Заработная плата в уголовно-исполнительной системе меньше среднего дохода населения. Несоответствие денежного довольствия объему, сложности и характеру работы является главным мотивом увольнения работников уголовно-исполнительной системы и снижения требовательности к персоналу.

Несмотря на основные изменения, произошедшие в стране в последние годы, уголовно-исполнительная система во многом оставила черты старой пенитенциарной системы. Данная система не учитывает сегодняшнее состояние экономики, интеграцию России в международное правовое поле, международные стандарты обращения с заключенными и развитие гражданского общества.

Показанные обстоятельства определили необходимость подготовки Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года.

уголовный исполнительный система наказание

2.3 Направления совершенствования  уголовно-исполнительной системы  на современном этапе.

Концепция развития уголовно – исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года14 была принята в 2010 г.

В рамках реализации уголовно-исполнительной политики в нашей стране предполагаются:

- поиск новых форм и методов исправительного воздействия на осужденных, организационных правил социальной работы с осужденными. Закрепление в уголовно-исполнительном законодательстве России форм социальной, психолого-педагогической работы с осужденными как основного средства их исправления;

- дополнение имеющейся системы поощрений другими стимулами к правомерному поведению осужденных и активной ресоциализации;

- существенные различия содержания осужденных в зависимости от характера и степени общественной опасности совершенных ими преступлений, поведения во время отбывания наказания, преступного опыта (раздельное содержание впервые осужденных к лишению свободы и ранее отбывавших наказание в виде лишения свободы, расширение оснований направления в колонию-поселение, с одной стороны, и перевода на тюремный режим, с другой);

- закрепление новых форм надзора за поведением осужденных в законодательстве с использованием электронного мониторинга глобальных навигационных систем ГЛОНАСС и GPS;

- применение электронных средств контроля по месту жительства подозреваемого, обвиняемого в совершении преступлений как альтернативы содержания под стражей;

- удобное размещение мест отбывания наказания на территории России, в том числе для сохранения социально полезных связей осужденных, доступности места отбывания наказания для родственников, за исключением случаев, требующих изоляции членов организованного преступного сообщества, а также в целях обеспечения безопасности самого осужденного.

Реформирование системы учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, предполагает:

- разработку основанных на стандартах Европейских тюремных (пенитенциарных) правил моделей тюрьмы и колонии-поселения с учетом требований безопасности общества и персонала уголовно-исполнительных инспекций, а также реализации целей исправления осужденных;

- разработку технической документации, финансово-экономического обоснования, архитектурных проектов тюремных зданий, отвечающих требованиям европейских стандартов;

- изменение видов исправительных учреждений для содержания осужденных в местах лишения свободы с фактическим прекращением их коллективного содержания, являющегося хорошей средой для подпитывания криминальной субкультуры, постоянного пребывания осужденных в состоянии стресса, обусловленного необходимостью лавирования между правилами содержания осужденных, требованиями администрации и основной массы осужденных;

- раздельное содержание осужденных к лишению свободы, способных к ресоциализации с учетом тяжести и общественной опасности совершенных ими преступлений, сведений об их личности, поведения в местах лишения свободы, отношения к совершенному преступлению, с одной стороны, и осужденных, совершивших особо тяжкие преступления, прочно усвоивших и распространяющих криминальную субкультуру, с другой;

- замену существующей системы исправительных учреждений на два главных вида учреждений – тюрьмы и колонии-поселения, с одновременным сохранением учреждений, созданных для выполнения специальных лечебно-исправительных и лечебно-профилактических. Преобразование воспитательных колоний для несовершеннолетних в воспитательные центры для лиц, совершивших преступление в несовершеннолетнем возрасте.

В уголовно-исполнительной системе планируется создание с предварительным внесением изменений в уголовное и уголовно-исполнительное законодательство России таких видов учреждений, как:

а) СИЗО – для содержания:

- лиц, в отношении которых судом избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, до вступления в силу приговоров суда;

- осужденных к лишению свободы, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию;

- осужденных, следующих транзитом;

б) колонии-поселения с обычным наблюдением – для содержания:

- лиц, совершивших преступления по неосторожности и ранее не отбывавших наказание за тяжкие и особо тяжкие преступления против личности, против общественной безопасности, разбойные нападения, преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности;

Информация о работе Уголовно-исполнительная система