Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2014 в 01:25, реферат
Борьба с коррупцией является одной из самых главных проблем современного мира. Прежде всего, возникает необходимость определить, что понимается под термином «коррупция», так как в обществе, в научном мире и в практической сфере не существует однозначного понимания этого явления.
В Большом юридическом словаре коррупция понимается как "общественно опасное явление в сфере политики или государственного управления, выражающееся в умышленном использовании представителями власти своего служебного статуса для противоправного получения имущественных и неимущественных благ и преимуществ в любой форме, а равно подкуп этих лиц ».
1. Основные проблемы борьбы с коррупцией в России и в мире………3
2. Уголовно-правовая борьба с коррупцией на современных этапах……………………………………………………………………….8
3. Судебная практика…………………………………………………………
Список нормативно-правовых актов и литературы…………………………
Северо-Кавказский филиал
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Российская академия правосудия»
(г. Краснодар)
ФАКУЛЬТЕТ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ (ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ)
Кафедра уголовного права
РЕФЕРАТ
на тему
«Уголовно-правовая борьба с коррупцией в России и в мире на современных этапах»
Выполнила
Студентка 3 курса СПО
группы 3/12
заочной формы обучения
Парасоцкая К.А.
Научный руководитель:
______________________________
учёная степень, учёное звание, должность
______________________________
фамилия, и., о.
Дата предоставления работы
«____»__________________2014 г.
КРАСНОДАР 2014 г.
Содержание
Список нормативно-правовых актов и литературы…………………………
Борьба с коррупцией является одной из самых главных проблем современного мира. Прежде всего, возникает необходимость определить, что понимается под термином «коррупция», так как в обществе, в научном мире и в практической сфере не существует однозначного понимания этого явления.
В Большом юридическом словаре коррупция понимается как "общественно опасное явление в сфере политики или государственного управления, выражающееся в умышленном использовании представителями власти своего служебного статуса для противоправного получения имущественных и неимущественных благ и преимуществ в любой форме, а равно подкуп этих лиц1».
В большинстве случаев коррупция наносит прямой экономический ущерб личности, обществу и государству.
Кроме того, необходимо учитывать, что коррупция злоупотребляет управлением, общественной властью для получения выгоды в личных целях, в интересах третьих лиц или групп. Необходимо постоянно учитывать антиобщественный характер коррупционной деятельности.
Если перевести это в практическую область, то можно констатировать, что в основе коррупции лежит незаконная двусторонняя сделка (в коррупцию всегда вовлечены две стороны: тот, кто подкупает, и тот, кто, будучи подкуплен, действует вразрез со своим служебным долгом), в результате которой лицо, находящееся на государственной службе, нелегально "продает" физическим и юридическим лицам свои служебные полномочия или услуги, основанные на авторитете должности, власти и связанных с ней возможностей, а "покупатель" получает возможность использовать государственную структуру в своих целях: для обогащения, законодательного оформления привилегий, ухода от предусмотренной законом ответственности, общественного контроля и т.д.
Коррупцию необходимо различать в узком и широком смысле. Коррупция в узком смысле - явление, когда должностные лица намеренно пренебрегают своими обязанностями или действуют вопреки этим обязанностям ради определенного материального вознаграждения.
Наряду с коррупцией в узком смысле существуют взяточничество и самостоятельное чиновничье предпринимательство. Взяточничество отличается от коррупции тем, что чиновника подкупают не ради нарушения его обязанностей, а ради их исполнения. Взяточничество порождается неопределенностью обязанностей чиновника, дефицитом (часто искусственно созданным) административных и финансовых возможностей государства. Подкупающая сторона в данном случае выступает как "страдательная".
Говоря о коррупции как источнике многих существующих проблем необходимо отметить, что коррупция, ее масштабы, специфика и динамика - следствие общих политических, социальных и экономических проблем страны. Коррупция всегда активно развивается, когда страна находится в стадии модернизации. Россия сейчас переживает не просто модернизацию, а коренные преобразования, поэтому неудивительно, что Россия следует общим закономерностям развития, в том числе - негативным2.
Связь между коррупцией и порождающими ее проблемами двухсторонняя. С одной стороны, эти проблемы усугубляют коррупцию, а их решение может способствовать уменьшению коррумпированности. С другой стороны, масштабная коррупция консервирует и обостряет проблемы переходного периода, мешает их решению.
К общим проблемам, порождающим коррупцию, принято относить те, которые свойственны не только России в частности, но и большинству стран, находящихся на стадии модернизации в первую очередь - переживающих переходный период от централизованной экономики к рыночной экономике: трудности преодоления наследства тоталитарного периода, экономический упадок и политическая нестабильность, неразвитость и несовершенство российского законодательства, неэффективность институтов органов власти.
Судебный департамент при Верховном суде России обнародовал статистику по наказаниям коррупционеров. За год были осуждены 6 тысяч 14 человек по коррупционным статьям. 506 человек были приговорены в течение года к лишению свободы за коррупционные преступления. Из них каждый пятый либо уже вышел, либо готовится вот-вот выйти на волю: срок до года получил 101 коррупционер. Самые большие сроки — от 8 до 10 лет заключения — получили только 8 осужденных3. Основным же наказанием для взяточников (а это значительная часть подсудимых коррупционеров) стал кратный штраф, когда платить приходится в десятки раз больше того, что хотел взять. Приходится расплачиваться в крупном размере и тем, кто пытался дать взятку.
Главными причинами широкого распространения коррупции в России сегодня являются безответственная и неэффективная власть, неразвитость гражданского общества, неконкурентоспособность, сырьевая направленность и теневой характер экономики, несовершенство законодательства4.
Одной из причин масштабного развития коррупции в стране является также смена морально-духовных ценностей на личностном уровне, которая началась в 60-е годы ХХ века. Именно тогда зародились коррупционные механизмы общественных отношений современной России. Особенно большому надлому подверглась общественная мораль в 1990-е годы - в условиях беззакония государственной власти, на этапе радикальных рыночных реформ. Именно в этот период коррупционные отношения проникли во все сферы жизни российского общества.
Важной причиной, порождающей и стимулирующей коррупцию, является несовершенное законодательство. Препятствием в борьбе с коррупцией является то, что российское законодательство не обеспечивает открытости правотворческой деятельности. Процесс лоббирования принятия нормативных решений в представительных органах не урегулирован нормами права. Законы о законодательной деятельности и регламенты представительных органов не требуют обязательного проведения общественных слушаний по проектам бюджетов и отчетов об их исполнении. До сих пор Федеральное Собрание Российской Федерации не имеет законодательного обеспечения парламентских расследований. В связи с этим Государственная дума и Совет Федерации не в состоянии провести результативного расследования фактов коррупции в высших эшелонах власти или халатного отношения высших должностных лиц к коррупции в подчиненных им органах.
Сегодня практически нет ни одного органа государственной власти, коррупционные услуги которого не были бы востребованы бизнесом. В распределении российских рынков коррупционных услуг практически монопольно главенствует исполнительная власть. На ее долю приходится 98,97 % общего объема рынка коррупционных услуг (для сравнения судебная власть - 0,86% и законодательная власть - 0,17%). Причем наибольший коррупционный доход приносят эксклюзивные властные функции исполнительной власти, в частности, такие, как нефинансовая контрольная и надзорная деятельность - 34,6%, лицензирование - 34,2%, фискальное взимание налогов и налоговый контроль - 22,0%.
Кроме того, в обществе возрастает проблема с чиновниками, которые покинули государственную службу и работают в каких-либо корпорациях, оставляя за собой право по прежним связям проводить работу с действующими государственными и муниципальными служащими. Несомненно, что важность соблюдения общественных интересов, не должна служить запретом для покидающих государственный пост чиновников заниматься коммерческой деятельностью, однако существует опасность злоупотреблений на основе старых связей. Так в Великобритании в Министерстве обороны сложилась ситуация когда формирование коррупционных связей шло не только за счет взяток, но и за счет обещания последующего трудоустройства, после ухода в отставку. Такие обещания являются большим искушением для чиновника, имеющим перспективу получить достаточно низкую пенсию, и сохраняющий богатый опыт для дальнейшей работы с прежними поставщиками. Вместе с тем, для общества в целом полезно, что бы ценный опыт государственного чиновника, особенно высшего ранга, не потерялся и был применен и в других общественных или рыночных мероприятиях. Опасность такого перехода заключается в неурегулированности использования знаний.
Для достижения целей борьбы с коррупцией в России была создана необходимая правовая база, это: Федеральный закон от 25.12.2008 г. № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции ООН против коррупции от 31 октября 2003 года и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года и принятии Федерального закона «О противодействии коррупции»; Указ Президента РФ от 19 мая 2008 г. № 815 «О мерах по противодействию коррупции», в соответствии с которым был создан Совет при Президенте РФ по противодействию коррупции и др.
Как показывает анализ практики борьбы с коррупцией, деятельность органов исполнительной власти больше других органов власти подвержена коррупции, поскольку здесь сосредоточено оперативное управление материально-техническими, экономическими, финансовыми, кадровыми и иными ресурсами. Противодействие коррупции в надзорной деятельности имеет своего рода дуалистический характер, который заключается в том, что, административный надзор, являясь одним из действенных средств борьбы с коррупцией, одновременно и сам попадает в группу риска коррупционных проявлений5.
К началу третьего тысячелетия в общей структуре зарегистрированных в России преступлений удельный вес коррупционных деяний составлял около 3%. Вместе с тем, по оценкам специалистов, более 95% коррупционных деяний не регистрируются, не рассматриваются и не наказываются.
Серьезным сдерживающим фактором коррупционных деяний могло бы стать значительно более строгое наказание чиновников за взяточничество и другие коррупционные правонарушения. С этой целью несомненную пользу принесло бы законодательное ограничение применения широко распространенной до последнего времени меры наказания за этот вид преступлений в виде условных сроков заключения, а также введение такой жесткой меры наказания как конфискация имущества, причем не только самого коррупционера, но и членов его семьи. Наказание должно быть неизбежным, неотвратимым и соразмерным совершенному деянию.
В качестве неотложных мер для исключения коррупции в государственных органах власти Российской Федерации и органах местного самоуправления необходимо создание эффективной системы противодействия коррупции. Ее целью должно являться обеспечение функционирования механизма, позволяющего вырабатывать стратегию государства в данной области и реализовывать ее в конкретную скоординированную деятельность всех органов государственной власти и местного самоуправления.
Эти меры представляются следующими:
Также было бы эффективным предусмотреть реализацию мер по формированию общенациональной системы противодействия коррупции на основе консолидация усилий всех ветвей и институтов государственной власти, а также гражданского общества.
Важнейшим направлением деятельности в этом плане должно стать формирование антикоррупционной этики населения страны.
С этой целью, очевидно целесообразно:
Информация о работе Уголовно-правовая борьба с коррупцией в России и в мире на современных этапах