Уголовно-правовой запрет торговли людьми и использования рабского труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2014 в 16:10, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы. Несмотря на то, что рабство как социальный институт упразднено более двухсот лет назад, практика современной действительности возродила его как криминальный способ извлечения сверхдоходов. Если за четыре столетия работорговлей число её жертв не превысило 12 миллионов, то за последние 30 лет в условиях запрещения рабства и торговли людьми только в Азии было продано около 30 миллионов женщин и детей1.
Вопреки противодействию мирового сообщества торговле людьми и использованию рабского труда эти виды криминального обогащения обнаруживают устойчивую тенденцию к расширению

Вложенные файлы: 1 файл

Игнатова Ю .С..doc

— 180.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность  темы. Несмотря на то, что рабство как социальный институт упразднено более двухсот лет назад, практика современной действительности возродила его как криминальный способ извлечения сверхдоходов. Если за четыре  столетия работорговлей число её жертв не превысило 12 миллионов, то за последние 30 лет в условиях запрещения рабства и торговли людьми только в Азии было продано около 30 миллионов женщин и детей1.

Вопреки противодействию  мирового сообщества торговле людьми и использованию рабского труда  эти виды криминального обогащения обнаруживают устойчивую тенденцию  к расширению. По данным исследований ЮНИСЕФ торговля людьми и использование рабского труда по доходности почти сравнялись с незаконным оборотом наркотиков. Также по данным международных организаций известно, что ежегодная мировая прибыль от торговли людьми, преимущественно секс-рабами, достигает 7 млрд. долларов, а ежегодно из разных стран вывозится с этой целью до 700 тысяч женщин.

Похищение людей, торговля ими и использование  рабского труда в последние десятилетия  получили широкое распространение  в России. До принятия Федерального закона от 8 декабря 2003 г. № 162-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации» в РФ вообще не было установлено уголовной ответственности за эти деяния. Упомянутым законом Уголовный кодекс Российской Федерации был дополнен статьями 127.1  («Торговля людьми») и 127.2 («Использование рабского труда»). К сожалению, эффективность применения этих норм очень низкая. Поэтому необходима дальнейшая теоретическая разработка проблем борьбы с торговлей людьми и использованием рабского труда.

Степень научной разработанности проблемы. Проблемы ответственности за торговлю людьми исследовались в работах  М.Ю. Буряк «Торговля людьми и борьба с ней», Л.В. Иногамовой-Хегай «Международное уголовное право», И.И. Лукашука и А.В. Наумова «Международное уголовное право»; К.А. Волкова «Противодействие торговле людьми как направление современной уголовной политики»; А.А. Жанкина «Торговля людьми и использование рабского труда: проблемы квалификации и соотношение со смежными составами преступлений»; Л.Д. Ерохиной «Два лика транснациональной организованной преступности: терроризм и торговля людьми»; Е.В. Садкова «Правовые основы в сфере противодействия торговле людьми»; С.В. Громов «Торговля людьми и использование рабского труда».

Вопросы уголовной ответственности за использование рабского труда рассматривались в журнальных статьях Л.Ю. Егорова «Международные акты и российское законодательство о запрете рабства и работорговли», Л.Л. Кругликова «Обращение в рабство, работорговля и уголовный закон», Т.В. Матвеевой « Рабство в 21веке»; А.А. Жинкин «Рабство и работорговля в основных международных документах»; В.С. Овчинского «21 век против мафии».

Обзор работ, в  которых затрагивались вопросы  уголовной ответственности за торговлю людьми и использование рабского труда, позволяют сделать вывод, что проблема ответственности за названные преступления ещё далеко не исчерпана и нуждается в дальнейших научных исследованиях.

Объект  и предмет исследования. Объектом исследования являются закономерности существования торговли людьми и использование рабского труда как специфических социально-негативных явлений действительности на современном этапе развития Российской Федерации и механизмы противодействия этим явлениям.

Предметом исследования являются международно-правовые акты, отечественное и зарубежное законодательство, запрещающие торговлю людьми, доклады международных организаций и властных структур отдельных стран, юридическая и иная литература, касающаяся борьбы с торговлей людьми, данные уголовной статистики.

Цель работы: изучить уголовно-правовой запрет торговли людьми и использования рабского труда.

Задачи:

1. Рассмотреть  систему международных правовых  актов о борьбе с торговлей  людьми и рабством;

2. Проанализировать  влияние норм международного  права по борьбе с торговлей людьми и рабством;

3. Изучить уголовную ответственность за торговлю людьми;

4. Рассмотреть  характеристику использования рабского  труда как преступления.

 

Структура курсовой работы. Данная исследовательская работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения и списка использованной литературы.

 

Глава 1. МЕЖДУНАРОДНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О ЗАПРЕТЕ РАБОТОРГОВЛИ И РАБСКОГО ТРУДА

1.1 Система международных правовых актов о борьбе с торговлей людьми и рабством

 

Тенденции транснациональности и интернационализации преступности обусловливают необходимость изучения зарубежного законодательного и практического опыта профилактики и предупреждения правонарушений. Данный анализ имеет большое значение для разработки соответствующих мероприятий по совершенствованию деятельности всех субъектов профилактики правонарушений в Российской Федерации.

Анализ современного состояния и структуры транснациональной  организованной преступности свидетельствует  о том, что отдельные виды её преступной деятельности развиваются довольно  активно. Особое место в иерархии подобной деятельности занимает осуществление торговли людьми, которая в настоящее время превратилось в выгодный бизнес, и составляет основной источник дохода транснациональных организованных преступных групп.

Впервые вопрос о торговле рабами был поставлен  на рвссмотрение Венского конгресса (1815 г.), который принял Декларацию о  запрещении торговли людьми и их перевозку, но эти действия не были объявлены  преступными. Реализуя данное решение  Англия, Россия, Франция и Пруссия в 1841 г. заключили договор, согласно которому запрещалась перевозка в Америку негров-рабов, а торговля рабами приравнивалась к пиратству, которое в то время уже было уголовно наказуемым.2

На слушании в Конгрессе по проблемам торговли людьми, состоявшемся в Вашингтоне 28 июля 1999 года было сказано, что ежегодно в мире незаконно вывозятся из одного государства в другое более одного миллиона человек, только в 1997 году были незаконно перевезены из Восточной Европы и СНГ в Европу, Азию, Северную Америку 175000 женщин3. Точно такие же данные приводит и начальник НЦБ Интерпола в России В.С. Овчинский. По его подсчетам, преступные транснациональные сообщества каждый год незаконно вывозят более миллиона нелегальных мигрантов, а доход от такой преступной деятельности превышает 3,5 млрд. долларов США4. На сегодняшний день денежный оборот от продажи людей увеличился практически в 4 раза. Эксперты Центра ООН по предотвращению международных преступлений установили, что мировой оборот от торговли людьми с каждым годом все увеличивается, сейчас он достиг 12 млрд. долларов5.

Приведенные статистические данные со всей очевидностью свидетельствует  о том, что в настоящее время  происходит неуклонный рост объемов  работорговли, незаконного вывоза женщин и детей из родных стран за границу для использования в целях сексуальной эксплуатации, принудительного труда, что угрожает безопасности не только отдельных государств, но и всего мирового сообщества. Абсолютно прав Н.И. Матузов, когда пишет, что «права человека внетерриториальны и вненациональны, их признание, соблюдение и защита не являются только внутренним делом того или иного государства»6. Именно поэтому мировое сообщество, объединяя усилия, ищет способы противодействия рассматриваемому виду преступности. С этой целью в течении двадцатого столетия под руководством Организации Объединенных Наций, Совета Европы и других международных организаций разработаны и приняты конвенции, соглашения, руководящие принципы и рекомендации, направленные на реализацию полноценной охраны свободы личности. С этого момента права человека становятся предметом не только национального, но и международного правового регулирования, то есть предметом совмещенной регламентации.

Законодательство  о противодействии торговле людьми представлено рядом международных конвенций и деклараций, направленных на объединение усилий всех государств на борьбу с торговлей людьми, рабством и его проявлениями. В фокусе таких документов были в первую очередь женщины и дети, которые часто становятся объектами насилия и торговли людьми, в том числе с целью сексуальной эксплуатации.

Важным шагом  в преодолении рабства и работорговли как социального явления стала  Брюссельская конференция 1890 года, согласно Генеральному акту которой договаривающиеся государства принимали на себя обязательство принять законы, устанавливающие уголовное наказание за насильственное обращение в рабство, то есть признать это деяние преступным по национальному законодательству. Следует подчеркнуть, что упомянутый международно-правовой акт преследовал цель противодействие лишь работорговле, но не ликвидации самого рабства как такового.7 И только Сен-Жерменский договор (1919г.), отменив Генеральный акт брюссельской конференции провозгласил, что договаривающиеся стороны должны приложить все силы, чтобы полностью ликвидировать рабство и работорговлю. 8

С начала XIX века принято несколько международных правовых актов по данной проблеме, в том числе, Конвенция 1904г. «О торговле белыми рабынями», послужившее основой для разработки Международной конвенции о пресечении торговли женщинами (1910г.) и Конвенция ООН 1949г. «О борьбе с торговлей людьми и эксплуатацией проституции третьими лицами» (СССР присоединился к последней Конвенции в 1953г. с известной оговоркой, что в Советском Союзе устранены социальные условия, порождающие проституцию, но он поддерживает усилия мирового сообщества по борьбе с данными преступлениями)9. Россией ратифицированы также Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1979г.)10; Конвенция о правах ребенка (1989)11; Конвенция относительно рабства (1926г. с изменениями 1953г.)12, которая стала универсальным международно-правовым актом, направленная на борьбу с рабством и работорговлей; Дополнительная Конвенция об упразднении рабства, работорговли и институтов и обычаев, сходных с рабством (1956г.)13; Большим шагом в борьбе с рабством явился Международный пакт о гражданских и политических правах  (1966г.)14; Конвенция МОТ № 29 относительно принудительного или обязательного труда (1930г.)15; Конвенция МОТ № 105 об упразднении принудительного труда (1957г.)16; Конвенция МОТ № 182 о запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда (1999г.)17, которые оказывают огромное влияние на развитие внутригосударственного законодательства. Для государств-участников международно-правовых актов, после выполнения соответствующих процедур, содержащиеся в них положения, становятся обязательными. В буквальном понимании может сложиться мнение, что речь идет о создании в международном праве единой системы преступлений, связанных с торговлей людьми, обязательной для имплементации всеми государствами. Безусловно, это не так. Концептуальная целостность рассматриваемой структуры норм в каждом государстве заключается в том, что все они опираются на определенные исходные категории, составляющие некий базовый набор нормативных положений, которые и образуют международное законодательство.

Принцип преимущественного  значения норм международного права  получил четкое выражение ещё  в статье 27 Венской конвенции  о праве международных договоров (от 23.03.69)18, согласно которой участник договора не может ссылаться на положения своего внутреннего права в качестве оправдания для невыполнения им договора19.

Серьезное внимание проблеме борьбы с торговлей людьми было уделено Конвенцией ООН против транснациональной организованной преступности (15.12.2000 г.) и принятым одновременно с ней Протоколом о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми.20

Таким образом, несмотря на пока еще малую эффективность  законодательства, касающегося проблемы торговли людьми, существующего в большинстве стран мира, активная работа по его переработке и разработке, а также повышение внимания к этой проблеме со стороны межгосударственных, государственных и негосударственных организаций позволяют рассчитывать на положительные перспективы противодействия всей совокупности правонарушений, связанных с торговлей людьми, в том числе и на ранних стадиях приготовления и покушения на преступление.

1.2. Влияние норм международного права по борьбе с торговлей людьми на уголовное законодательство зарубежных стран.

 

В результате выполнения требований международно-правовых актов  их нормы оказали существенное воздействие  на построение составов преступлений, связанных с торговлей людьми, во внутригосударственном законодательстве. В связи с эти представляется полезным провести сравнительный анализ уголовных кодексов зарубежных государств на предмет регламентации в них ответственности за преступления, связанные с торговлей людьми.

Уголовный кодекс Азербайджанской республики (вступил в силу с 1 января 2000 года.) не предусматривает ответственность за торговлю людьми, однако устанавливает её за торговлю несовершеннолетними (ст. 173, глава 22 «Преступления против несовершеннолетних и семейных отношений»)21.

Особого внимания заслуживает, на наш взгляд, норма  об ответственности за рабство, в  которой рабство определяется как  «полное или частичное осуществление  в отношении человека правомочий, присущих праву собственности».22 Квалифицированный состав преступления образует совершение данного деяния в отношении несовершеннолетнего или с целью перемещения лица в иностранное государство, особо квалифицированный – действия, образующие работорговлю, то есть содержание лица с целью превращения в невольника или использования в качестве невольника, его продажи или обмена, распоряжения им, а также любое деяние, связанное с работорговлей или перевозкой невольников, а равно рабство на сексуальной основе или посягательство на половую свободу на основе рабства.

Информация о работе Уголовно-правовой запрет торговли людьми и использования рабского труда