Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 21:40, курсовая работа
Цель курсовой работы рассмотреть уголовно-правовые меры противодействия экстремистской деятельности.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
раскрыть понятие и сущность экстремистской деятельности;
дать характеристику различным видам экстремизма;
охарактеризовать преступления, связанные с осуществлением экстремистской деятельности;
изучить криминологическую обстановку в РФ, связанную с преступлениями экстремистской направленности;
исследовать уголовно-правовые меры противодействия проявлениям экстремизма.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..2
ГЛАВА 1. Экстремизм: понятие, сущность, классификация……………….….6
1.1 Понятие и сущность экстремистской деятельности……………………..…6
1.2 Виды современного экстремизма………………………………………..…10
ГЛАВА 2. Преступления, связанные с осуществлением экстремистской деятельности, их классификация……………….………………………...….....17
2.1 Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности…17
2.1 Организация экстремистского сообщества………………………………18
2.3 Организация деятельности экстремистской организации……………...…21
ГЛАВА 3. Уголовно-правовые меры противодействия экстремизму……..…24
3.1 Криминологическая и уголовно-правовая характеристика экстремизма в РФ…………………………………………………………………………………24
3.2 Меры противодействия проявлениям экстремизма в России………….....29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….36
Глоссарий………………………………………………………………….……39
Список сокращений……………………………………………………….……41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………42
Основными принципами, на основании которых осуществляется противодействие проявлениям экстремизма, являются:
Противодействие экстремистской деятельности осуществляется по следующим основным направлениям:
Эффективность противодействия экстремизму во многом зависит и от качества координации деятельности правоохранительных органов. Координация должна быть более жёсткой по процедурам выработки и выполнения согласованных решений. Этот процесс должен сопровождаться чётким распределением ролей, использованием сил и средств, форм и методов работы, адекватных складывающимся угрозам и тенденциям их развития. Продуманная координация должна минимизировать экстремистскую преступность.
В Российской Федерации отсутствует системное профилактическое воздействие со стороны всех органов, задействованных в противодействии экстремизму, в предупреждении вовлечения молодежи в совершении преступлений террористического и экстремистского характера. Как правило, подобные беседы и встречи осуществляются органами прокуратуры, отделами образования на местах, МВД, причем в основном в школах, реже - в средних специальных учебных заведениях и совсем редко - в вузах, на работе и иных местах, где проводит время молодежь.
Кроме воспитательной и разъяснительной работы большим потенциалом антиэкстремистской пропаганды обладает обнародование основных результатов деятельности в сфере противодействия экстремизму. В этой связи представляется целесообразным издание специального открытого доклада правоохранительных органов о мерах по борьбе с экстремизмом и терроризмом в России. Подобная практика существует в некоторых зарубежных странах.21
С учетом остроты проблемы
государством сегодня принимается
целенаправленный комплекс мер по предотвращению
дальнейшего распространения
Департамент по противодействию экстремизму Министерства внутренних дел Российской Федерации (ДПЭ МВД России) - самостоятельное структурное подразделение центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации, осуществляющее в пределах предоставленных полномочий выработку и реализацию государственной политики, нормативное правовое регулирование в сфере противодействия экстремистской деятельности, а также выполняющее иные функции в соответствии с нормативными правовыми актами МВД России. Основным направлением его деятельности определено пресечение и раскрытие преступлений, совершаемых по мотивам национальной, расовой и религиозной ненависти.
Основными задачами ДПЭ МВД России являются:
Сотрудники департамента принимают участие в работе по раскрытию наиболее резонансных преступлений последнего времени, в том числе взрыва «Невского экспресса», убийств священника Даниила Сысоева и антифашиста Ивана Хуторского. Кроме того, они проводят активную работу по документированию преступной деятельности участников ячеек международных экстремистских организаций.
Но только силами и полномочиями государственных органов ситуацию с экстремистскими проявлениями не переломить. Поэтому чрезвычайно важно конструктивное взаимодействие с институтами гражданского общества. Департамент на постоянной основе проводит консультации с представителями различных общественных и правозащитных организаций. Министром внутренних дел утверждена ведомственная программа по противодействию экстремизму на 2010-2012 годы, в которой вопросам взаимодействия с институтами гражданского общества уделено значительное внимание.23
Противодействие экстремизму в современный период требует от органов государственной власти всех уровней принятия решительных, эффективных мер и согласованных действий, направленных на профилактику, предупреждение и пресечение его проявлений в любых формах. Эта работа носит долгосрочный характер. Причем многие ученые считают действующую нормативно-правовую базу противодействия экстремизму в России достаточной для осуществления соответствующей правоприменительной деятельности. Однако представляется, что это не совсем так.
Нормы Уголовного кодекса Российской Федерации, устанавливающие ответственность за экстремизм, работают не вполне эффективно. И это обусловлено не только отсутствием на то желания правоприменителя, но и тем, что данные нормы, включая их санкции, нуждаются в существенной корректировке. Так, в России за пропаганду и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики предусмотрены, в отличие от многих западных стран, весьма либеральные административные меры (ст. 20.3. Кодекса РФ об административных правонарушениях). Кроме того, как свидетельствует правоприменительная практика, достаточно часто виновные в преступлениях, предусмотренных ст. 280, 282, 2821 и 2822 УК РФ, уходят от ответственности по двум основаниям: недостижения возраста уголовной ответственности и истечения срока давности уголовного преследования.
К сожалению, неэффективность деятельности государственных органов в борьбе против экстремизма чревато катастрофическими последствиями, прежде всего, для самого государства.24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Экстремизм - это форма радикального отрицания существующих общественных норм и правил в государстве со стороны отдельных лиц или групп. Его причины лежат в социальной дезориентации части граждан, их недостаточном образовании, кризисном состоянии общества, слабых институтах общественного контроля и неэффективной правовой системе. Некоторые формы экстремизма имеют исторические корни, что никак не служит его оправданию.
Экстремизм – острая проблема современности. Он все чаще проявляется в политической, экономической, социальной, религиозной и других сферах общественной жизни. В многообразии причин его обострения выделяются как общие, обусловленные социальными, экономическими, политическими факторами, так и специфические, связанные с конкретными условиями существования социальных групп.25
Экстремизм, как прямая угроза конституционному строю, за достаточно короткий срок превратился в одну из главных проблем современной России. Его проявления достаточно разнообразны – от возбуждения гражданской ненависти или вражды до функционирования многочисленных незаконных вооруженных формирований, ставящих перед собой цели изменения конституционного строя Российской Федерации и нарушения ее территориальной целостности.
Современный российский экстремизм, составными элементами которого выступают нетерпимость, ксенофобия, национализм и фашизм, отрицая этническое и религиозное многообразие, составляющее важнейший фактор исторического развития России, угрожает безопасности общества (безопасному сосуществованию наций и социальных групп) и государства, нарушает права человека, препятствует достижению гражданского согласия, подрывает устои демократического и правового государства. Поскольку экстремизм все более отчетливо проявляется противоправными деяниями, он представляет особую опасность для личности, ведет к попранию прав и свобод человека, дестабилизирует жизнь общества.
Спектр наносимого экстремистской преступностью вреда социуму чрезвычайно широк. Его проявления варьируются от психологического и материального ущерба обществу и государству до лишения жизни конкретных индивидов. Последствия преступных проявлений экстремизма могут проявляться как сразу после совершения соответствующих деяний, так и иметь долгосрочные перспективы.
На современном этапе исследование сущности, видов и форм проявления экстремизма имеет большое значение для деятельности органов государственной власти, особенно правоохранительных органов, по противодействию ему. Существующие реалии в сфере экстремистской преступности требуют жестких мер по пресечению экстремистских действий антигосударственной направленности и привлечению лиц, причастных к их совершению, к уголовной ответственности по всей строгости закона. Противодействие на государственном уровне, в частности, деятельности экстремистских организаций, исповедующих фашизм, расизм и шовинизм, должно быть признано одним из важнейших направлений профилактики экстремизма в России.
Для того, чтобы задача борьбы против экстремизма была успешно решена, необходим целый ряд комплексных мер, предусматривающих проведение эффективной социальной политики, формирование продуманной системы политического воспитания граждан, особенно молодежи, создание социально направленной правовой системы.
Необходимость проведения подобной политики в России совершенно очевидна, так как сегодня существуют угрозы насилия, как со стороны власти, так и со стороны населения.
Глоссарий
№ п/п |
Понятие |
Определение |
1 |
Законность |
неукоснительное исполнение законов и соответствующих им правовых актов всеми органами государства, должностными и иными лицами |
2 |
Нацизм |
название идеологии и практики гитлеровского режима в Германии в 1933—1945 гг. Сутью нацизма являются тоталитарные террористические методы власти, а также официальная градация всех наций по степени их «полноценности» |
3 |
Оппозиция |
противодействие, сопротивление, противопоставление своих взглядов, своей политики какой-либо др. политике, др. взглядам |
4 |
Радикализм |
(от лат. radix — корень) — термин, обозначающий политические идеи и действия, нацеленные на коренное (радикальное) изменение существующих социальных и политических институтов. Для радикализма характерно стремление к быстрому темпу перемен, оправдание силовых методов достижения поставленных целей |
5 |
Сепаратизм |
(фр. separatisme, от лат. separatus - отдельный), стремление к отделению, обособлению; движение за отделение части государства и создание нового государственного образования или за предоставление части страны автономии |
6 |
Терроризм |
один из вариантов тактики
политической борьбы, связанный с
применением идеологически |
7 |
Толерантность |
терпимость к чужому образу жизни, поведению, чужим обычаям, чувствам, верованиям, мнениям, идеям |
8 |
Уголовная ответственность |
все меры уголовно-правового воздействия, применяемые к лицу, совершившему преступление |
9 |
Экстремизм |
(лат. extremus — крайний) — означает приверженность крайним, преимущественно насильственным средствам достижения целей. В политике экстремизм проявляется в стремлении подорвать стабильность существующих общественных структур и политических институтов |
10 |
Экстремистская организация |
общественное или религиозное объединение либо иная организация, в отношении которых по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности |
Информация о работе Уголовно-правовые меры противодействия экстремистской деятельности