Условия проведения оперативно-розыскных мероприятий, их виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2014 в 11:00, курсовая работа

Краткое описание

Под условиями проведения оперативно – розыскных мероприятий понимаются установленные в оперативно - розыскной деятельности правила, которыми следует руководствоваться, требования, из которых следует исходить при проведении ОРМ. В ст. 8 ФЗ об ОРД условия рассматриваются и в качестве обстоятельств, обстановки, в которых происходит или от которых зависит порядок проведения ОРМ.

Содержание

1. Введение 3
2. Условия проведения оперативно-розыскных мероприятий,
их виды 4
3. Общие условия проведения всех
оперативно-розыскных мероприятий 5-9
4. Условия, содержащие исключения из общих правил
проведения оперативно-розыскных мероприятий 10-17
5. Заключение 18-19
6. Список сокращений 20
7. Список используемой литературы 21

Вложенные файлы: 1 файл

13тема.doc

— 99.00 Кб (Скачать файл)

     Рассмотрим первое условие. Судебное решение выносится в форме постановления судьи. Постановление — это формализованный вывод (решение) судьи об итогах рассмотрения обращения (ходатайства) оперативного подразделения в суд для получения разрешения на проведение конкретного ОРМ, влекущего ограничение того или иного конституционного права человека и гражданина на частную жизнь. Согласно ч. 4 ст. 9 ФЗ об ОРД по результатам рассмотрения оперативно-служебных материалов судья разрешает проведение ОРМ либо отказывает в его проведении.

     При любом решении (как положительном, так и отрицательном) судья обязан вынести мотивированное постановление. Мотивированность постановления должна объяснить, почему судья принял конкретное решение, почему использовал (не использовал) те или иные аргументы, т.е. постановление должно содержать объяснения и доводы в обоснование позиции, занятой судьей. Судья не вправе ограничиться, допустим, резолюцией (как разрешающей, так и запрещающей) на представленном ему оперативным подразделением постановлении.

      В постановлении судьи, которое может быть составлено в произвольной форме, тем не менее, должно быть указано: какое конкретно ОРМ просит разрешить соответствующий ОРО; какие материалы представлены; можно ли на их основе сделать вывод о наличии условий, предусмотренных ст. 7 и 8 ФЗ об ОРД, и др.

    Постановление, заверенное печатью, выдается инициатору проведения ОРМ одновременно с возвращением представленных им материалов (под инициатором проведения ОРМ следует понимать уполномоченного на то представителя ОРО, ходатайствовавшего перед судом об ограничении конституционного права гражданина). В обязательном порядке возвращается подлинник постановления и все без исключения, полученные из ОРО оперативно-служебные документы. В случае необходимости с постановления могут быть сняты копии (их количество определяется фактической потребностью), которые регистрируются и хранятся по правилам секретного

делопроизводства.

     Постановление в обязательном порядке подлежит заверению печатью, т.е. на его тексте (как правило, в месте подписи судьи) должен быть проставлен ясно видимый оттиск гербовой печати суда, который санкционировал проведение ОРМ.

     Кроме того, важное значение для практики имеет указание законодателя на срок действия вынесенного судьей постановления. «Этот срок исчисляется в сутках со дня его вынесения и не может превышать 6 месяцев, если иное не указано в самом постановлении»1. При этом течение срока не прерывается.

     Срок действия вынесенного судьей постановления — срок, в течение которого в соответствии с ФЗ об ОРД оперативное подразделение полномочно     осуществлять        конкретное     ОРМ,     ограничивающее

____________________________________________________________

1. ФЗ «об ОРД» ч. 5 ст. 9

конституционное право гражданина. ФЗ об ОРД предусмотрено исчисление такого срока, как в сутках, так и месяцами.

      Прежде всего, срок действия вынесенного судьей постановления исчисляется в сутках со дня его вынесения. В данном случае не принимаются в расчет те час и день, в который было вынесено судьей постановление с разрешением ограничения конституционного права гражданина. Срок действия постановления истекает в 12 ч ночи последних суток. Течение срока исполнения ОРМ не зависит ни от организации проведения конкретного ОРМ, ни от уголовно-процессуального срока производства по уголовному делу. Это означает, что срок действия вынесенного судьей постановления не может быть прерван (приостановлен, продлен) в связи с отсрочкой, приостановлением или прекращением осуществления разрешенного ОРМ или окончанием срока производства по уголовному делу (за исключением прекращения дела за отсутствием события или состава преступления). Кроме того, срок действия вынесенного судьей постановления не может превышать шести месяцев, если иное не указано в самом постановлении. В данном случае срок истекает в соответствующее число месяца, а если этот месяц не имеет соответствующего числа, то в последние сутки этого месяца (например, при вынесении постановления 31 августа сроком на 6 месяцев этот срок истечет 28 февраля).

     Законодатель допускает возможность превышения срока более чем 6 месяцев при условии непосредственного указания на то в самом постановлении. Как правило, ограничение конституционного права гражданина на более длительный, чем обычно, срок происходит при расследовании длящихся преступлений, а также с учетом иных обстоятельств, характерных для конкретной оперативно-розыскной ситуации.

Причем в данном случае верхний предел срока действия вынесенного судьей постановления в ФЗ об ОРД не установлен.

     Второе условие, которое ограничивает осуществление конкретных ОРМ, — наличие определенной информации.

Проведение ОРМ, которые ограничивают конституционные права человека и гражданина, допускается при наличии информации о:

- признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, по которому производство предварительного следствия обязательно; 

  - лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, по которому производство предварительного следствия обязательно; 

- событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности России.

     Под признаками подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния следует понимать признаки неоконченного (на стадиях приготовления или покушения) или оконченного состава конкретного преступления, изложенного в соответствующей статье          Особенной части УК. 

     Фраза законодателя «Производство предварительного следствия обязательно» означает, что для получения санкции необходимо иметь информацию по определенному кругу преступлений.

     Предварительное следствие — основная форма предварительного расследования. Согласно ч. 2 ст. 150 УПК производство предварительного следствия обязательно по всем уголовным делам, за исключением уголовных дел, по которым производится дознание.

     Кроме того, согласно ч. 1 ст. 434 УПК производство предварительного следствия обязательно по уголовным делам в отношении лиц, указанных в ч. 1 ст. 433 УПК: совершивших запрещенное уголовным законом деяние в состоянии невменяемости;  у которых после совершения преступления наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение

наказания или его исполнение. 

     Под событием, которое создает угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ, понимается естественное, природное явление, протекающее помимо воли людей (наводнение, землетрясение и пр.), а под действием — общественно опасное, волевое и активное поведение человека.

     Вторая группа — это условия «экстренного характера». В ФЗ об ОРД указаны три таких комплексных условия ( ч. 3, 4 и 8 ст. 8). Рассмотрим первое из них.

     В случаях, которые не терпят отлагательства и могут привести к совершению тяжкого преступления, а также при наличии данных о событиях и действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности России, на основании мотивированного постановления одного из руководителей органа, осуществляющего ОРД, допускается проведение ОРМ, предусмотренных ч. 2 ст. 8, с обязательным уведомлением суда (судьи) в течение 24 ч. В течение 48 ч с момента начала проведения ОРМ орган, его осуществляющий, обязан получить судебное решение о проведении такого ОРМ либо прекратить его проведение (ч. 3).

      Это комплексное условие направлено на эффективную защиту охраняемых объектов в случаях, которые не терпят отлагательства.

    Различают два вида таких случаев:

- которые могут привести к совершению тяжкого преступления;

- которые создают угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности России.

     Тяжкими преступлениями признаются умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное уголовным законом, не превышает 10 лет лишения свободы ( ч. 4 ст. 15 УК). Особо тяжкими признаются умышленные деяния, за совершение которых уголовным законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше 10 лет или более строгое наказание ( ч. 5 ст. 15 УК).

     Проведение соответствующих ОРМ, связанных с немедленным реагированием на получение информации, свидетельствующей о

реальности вероятного совершения тяжкого преступления, допустимо на основе данных, полученных как в процессе таких мероприятий, так и в результате принятия других мер, включая оперативно-розыскные, направленных на предупреждение, выявление и пресечение тяжких преступлений.

      Общими условиями осуществления ОРМ в случаях, которые не терпят отлагательства ,являются:

1) наличие мотивированного постановления  одного из руководителей ОРО. В этом постановлении обязательно  излагаются мотивы, требующие срочности и безотлагательности проведения соответствующего ОРМ (например, реальность угрозы убийства человека);

2)обязательное уведомление суда (судьи) в течение 24 ч. Способы уведомления  судьи (суда) о неотложном проведении  ОРМ в ФЗ об ОРД не оговорены. Практически это допустимо как устно, так и письменно, в сообщении по телефону или иным образом, 

3)обязанность ОРО получить судебное  решение о допустимости его  проведения в течение 48 ч с  момента начала; 

4)обязанность ОРО прекратить  его проведение по истечении 48 ч с момента начала при отсутствии судебного решения о допустимости его проведения (как в случае не уведомления судьи соответствующим образом, так и при отрицательном решении судьи в случае запроса у него санкции). 

     Дополнительным условием для осуществления ОРМ в ситуациях, которые создают угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ, выступает обязательность наличия данных о событиях и действиях, создающих такую угрозу.

      Второе из рассматриваемых комплексных условий изложено в ч. 4 ст. 8 ФЗ об ОРД.

     В случае возникновения угрозы жизни, здоровью, собственности отдельных лиц по их заявлению или с их согласия в письменной форме разрешается прослушивание переговоров, ведущихся с их телефонов, на основании постановления, утвержденного руководителем ОРО, с обязательным уведомлением соответствующего суда (судьи) в течение 48 ч (ч. 4).

      Это группа правил «экстренного характера», которые направлены на защиту конституционных прав граждан на жизнь, здоровье, собственность, а также на неприкосновенность частной жизни.

     Третье из комплексных условий предусмотрено в ч. 8 ст. 8 ФЗ об ОРД. В ней изложены правила проведения ОРМ, обеспечивающих безопасность ОРО.

     ОРМ, обеспечивающие безопасность ОРО, проводятся в соответствии с ФЗ об ОРД и исключительно в пределах полномочий указанных органов, установленных соответствующими законодательными актами. По основаниям, предусмотренным п. 5 ч. 2 ст. 7 ФЗ об ОРД, разрешается осуществлять действия, указанные в п. 8—11 ч. 1 ст. 6, без судебного решения при наличии согласия гражданина в письменной форме (ч. 8).

     Подчеркнем, что в рассматриваемом случае не требуется получения разрешения судьи на проведение отдельных ОРМ, ограничивающих конституционные права граждан. Это обусловлено получением согласия лица на ограничение какого-либо его права. Однако эти ОРМ допустимо проводить только в целях обеспечения безопасности ОРО. Следовательно, для осуществления ОРМ в иных целях (например, для обеспечения безопасности некоторых защищаемых лиц согласно нормам Закона о государственной защите) требуется получение санкции судьи. Кроме того, в ч. 5 ст. 8 ФЗ об ОРД изложено предписание, о специальном условии осуществления так называемых острых ОРМ.

      «Проверочная закупка или контролируемая поставка предметов, веществ и продукции, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен, а также оперативный эксперимент или оперативное внедрение должностных лиц ОРО, а равно лиц, оказывающих им содействие, проводятся на основании постановления, утвержденного руководителем ОРО (ч. 5).

     Эти ОРМ могут проводиться исключительно на основании постановления, утвержденного руководителем ОРО. Такое постановление есть документально оформленное решение соответствующего руководителя.

Как правило, в постановлении указывается: занимаемая должность лица, вынесшего постановление о проведении ОРМ; существо полученной информации; состав преступления, признаки которого усматриваются в добытых сведениях о лице, факте или событии (требуется ссылка на соответствующую статью УК); когда и где планируется провести внедрение, эксперимент или контролируемую поставку. Постановление утверждается начальником ОРО. Согласования с судом или уведомления прокурора ФЗ об ОРД не требует. Перечни органов, руководители которых имеют право утверждать такого рода постановления, определяются актами соответствующего ОРО»1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

_____________________________________________________________

1. Теория оперативно – розыскной  деятельности. Учебник/ Под ред. К.К.Горяинова, В.С. Овчинского, Г.К. Синилова. Стр. 303

Информация о работе Условия проведения оперативно-розыскных мероприятий, их виды