Формы и методы работы правоохранительных органов с молодежью
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 11:26, курсовая работа
Краткое описание
Цель моей курсовой работы состоит в исследовании направлений, форм и методов работы с молодёжью в деятельности ОВД. Для выполнения данной цели я рассмотрю 2 главы, в первой дам описание основных направлений деятельности ОВД, во второй главе представлю описание с примерами активных и интерактивных методов, которые может использовать сотрудник правоохранительных органов в работе с молодежью. Выделю преимущества активных методов и требования к их применению. Сделаю акцент на метод анализа конкретных ситуаций, мозговой штурм, дискуссию и разработку социальных проектов.
Содержание
Введение 3 Глава 1. Основные направления деятельности органов внутренних дел Российской Федерации. 4 1.1. Административная деятельность. 4 1.2. Оперативно-розыскная деятельность. 7 1.3. Уголовно-процессуальная деятельность. 11 1.4. Предупредительная работа 12 Глава 2. Формы и методы работы правоохранительных органов с молодежью. 13 2.1.Активные методы. 13 2.1.1. Интерактивные методы. 14 2.1.1.1. Анализ конкретной ситуации. 15 2.1.1.2. Мозговой штурм. 17 2.1.1.3. Дискуссия. 20 2.1.1.4. Метод разыгрывания ролей. 25 Заключение 28 Список используемой литературы
В ходе итогового заседания
Координационного совета нами был проведен
мозговой штурм с участниками проекта.
На первом этапе была определена
проблема: в чем вы видите дальнейшее развитие
проекта. Поскольку группа включала в
себя более 20 человек. Она была разделена
на две подгруппы.
Второй этап проходил в каждой
группе отдельно. Первая подгруппа выделила
следующие возможные направления развития
проекта:
- «Духовно-нравственное
здоровье молодежи (привлечение
совета ветеранов, совета солдатских
матерей, воскресной школы, совета
старейшин/казаков, управляющего совета
ОУ».
Вторая подгруппа выделила
следующие направления:
- включение в план работы школы совместных
мероприятий с полицейскими (месячники
военно-патриотической работы, экскурсии
в ОВД, уроки мужества, встречи на «нейтральной
территории», например, спортзал и др.);
- создание координационного
совета: полиция, образование, соцзащита;
- проведение круглых столов
педагогов и полицейских на актуальные
темы;
- организация совместного
обучения педагогов и полицейских
(семинары, тренинги);
- организация совместных
рейдов («молодежь + полиция»: «моя улица»,
буклеты социальной направленности, социальная
реклама и пр.);
- проведение районных
интегрированных конкурсов-проектов
«Полиция + учащиеся».
На третьем этапе – эксперты
(ученые СГУ) провели оценку предложенных
идей, систематизировали их и подготовили
предложения для администрации Курского
района по дальнейшему развитию проектной
деятельности.
2.1.1.3. Дискуссия.
Также в ходе работы с молодежью
можно использовать различные виды дискуссий.
В переводе с латинского «discussio» - это исследование
или разбор.
Под понятием «дискуссия» понимается
коллективное обсуждение конкретной проблемы,
вопроса или сопоставление разных позиций,
информации, идей, мнений и предложений.
Во время дискуссии оппоненты
могут дополнять друг друга (диалог, создание
новой информации, генерирование идей),
либо противостоять друг другу (спор, защита
собственных позиций). Цель: содействовать
развитию критического мышления участников,
дать возможность определить собственную
позицию по проблемному вопросу, формировать
навыки аргументации и отстаивания своих
мыслей, углубить знания по обсуждаемой
проблеме. Алгоритм подготовки и проведения
дискуссии.
Шаг 1. Спланируйте дискуссию:
выберите тему для дискуссии.
Она должна быть сформулирована проблемно,
т.е. так, чтобы ее возможно было обсуждать
с противоположных позиций;
составьте список вопросов,
которые помогут вам направлять обсуждение
и поддерживать внимание группы к проблеме.
Шаг 2. Для того, чтобы дискуссия
была открытой, важно создать в группе
атмосферу доверия и взаимоуважения. Начните
с того, что обсудите с участниками правила
культуры участия в дискуссии.
Такие правила можно обобщить
в нескольких положениях:
выступления участников должны
осуществляться организовано (каждый
участник может выступать лишь с разрешения
ведущего, повторное выступление разрешается
только после определенного промежутка
времени, не допускаются негативные высказывания
участников в адрес друг друга), "переход
на личности", навешивание ярлыков,
употребление унизительных высказываний
и т.п.;
каждое выступление должно
быть подкреплено фактами;
во время обсуждения следует
предоставлять возможность высказаться
каждому участнику;
каждое высказывание должно
быть внимательно выслушано;
обязательным является соблюдение
определенного регламента.
Лучше, если от занятия останется
некоторое время, - его можно равномерно
распределить в конце дискуссии между
участниками. Кроме того, время необходимо
для коллективного обсуждения и подведения
итогов.
Шаг 3. Предложите участникам
начать обсуждение проблемы.
Шаг 4. Когда время дискуссии
исчерпано, и нужно завершить обсуждение,
спросите, например: „Не хочет ли кто-нибудь
еще что-то добавить в завершение?“
Шаг 5. Выделите достаточно времени
для заключительной части и попросите
самих участников подвести итоги по такой
схеме:
Каковы были наиболее убедительные
аргументы обеих сторон? Перечислите их.
Если во время обсуждения возникли
дополнительные вопросы, то где можно
получить соответствующую информацию?
В ходе дискуссии используются
различные вопросы: закрытые (истинность
или ложность суждения), открытые (выявление
новых свойств, качеств явления), открытые
делятся на: простые и сложные, вопросы-ситуации,
зеркальные, эстафетные и др.
В рамках дискуссии важно учитывать,
что существуют особенности восприятия
информации: зрительное восприятие –
75%, слуховое – 11%, прикосновение – 6%, запах
– 4%, вкус – 4%. По данным Падерборнского
института кибернетики: половина взрослых
людей не улавливают смысл произносимых
фраз, если они содержат более 13 слов; в
среднем человек запоминает 1/5 того, что
он слышит; 3/5 того, что он видит, если используется
визуальная информация, то 4/5; если задуманное
принять за 100%, то в словесную форму облекаются
только 90%, высказываются только 80%, выслушиваются
– 70%, понимается всего 60%, а в памяти остается
от 10 до 24%.Важной в работе полиции с молодежью,
как показывает опыт, является совместная
разработка социальных проектов. Основной
педагогический смысл этой технологии
– создание условий для социальных проб
личности. Именно социальное проектирование
позволяет молодому человеку решать основные
задачи социализации: формировать свою
Я - концепцию и мировоззрение; устанавливать
новые способы социального взаимодействия
с миром взрослых.
Социальный проект предполагает
деятельность: социально значимую, имеющую
социальный эффект; результатом которой
является создание реального (но не обязательно
вещественного) «продукта», имеющего для
подростка практическое значение и принципиально,
качественно нового в его личном опыте;
задуманную, продуманную и осуществленную
молодым человеком; в ходе которой юноша
вступает в конструктивное взаимодействие
с миром, с взрослой культурой, с социумом;
через которую, формируются социальные
навыки молодого человека.
Неотъемлемой составляющей
проектирования представляется межличностное
общение, что значимо для молодежи.
Обратимся к сущности понятия
«социальное проектирование». Деятельность
по созданию проекта называется проектированием.
А проект представляет собой описание
конкретной ситуации, которая должна быть
улучшена и конкретных методов и шагов
по ее реализации. Еще проект – это средство
управления деятельностью, наиболее приземленная,
конкретная и выполнимая форма для учреждения/организации.
Социальное проектирование
есть способ выражения идеи улучшения
окружающей среды языком конкретных целей,
задач, мер и действий по их достижению,
а также описание необходимых ресурсов
для практической реализации замысла
и конкретных сроков воплощения описываемой
цели.
Социальный проект – это модель
предлагаемых изменений в ближайшем социальном
окружении в виде:
а) словесного описания предполагаемых
действий по осуществлению указанных
изменений;
б) графического изображения
(чертежей, схем и т.д.);
в) числовых показателей и расчетов,
необходимых для осуществления планируемых
действий.
Социальный проект имеет жизненный
цикл, т.е. период времени с момента его
появления до окончания практической
реализации, который можно представить
в виде схемы «замысел - реализация - рефлексия». На стадии
замысла происходит определение темы
и целей проекта, его исходного положении,
подбор рабочей группы, планирование (определение
источников необходимой информации, способов
сбора и анализа информации, формы проекта,
установление процедур и критериев оценки
результатов, распределение обязанностей
между членами рабочей группы). Реализация
предполагает сбор и уточнение информации
посредством интервью, опросов, наблюдения,
эксперимента и др., выявление и обсуждение
альтернатив, возникших в ходе выполнения
проекта, последовательное выполнение
задач проекта. На стадии рефлексии происходит
анализ информации, формулирование выводов,
подготовка отчета о ходе выполнения проекта
с подобным анализом достигнутых результатов
(успехов и неудач).
Использование метода социального
проектирования в деятельности правоохранительных
органов с молодежью позволяет конструктивно
подойти к проблемам воспитания, профилактике
правонарушений, организации свободного
времени подростков и юношей, решает их
профориентационные задачи.
Приведем пример первого этапа
(замысел) разработки социальных проектов
совместно полицейскими и старшеклассниками
в ходе работы школы актива «Лидеры XXI
века». Участники разрабатывали проекты
на тему «Если бы я был полицейским, то
для молодежи я бы сделал…».
На первом этапе происходило
создание рабочих групп и обсуждение возможных
направлений сотрудничества правоохранительных
органов со старшеклассниками.
Первая команда предложила
следующие направления сотрудничества:
Направлял бы учащихся в военные
и юридические вузы.
Пропагандировал бы здоровый
образ жизни.
Организовывал бы волонтерские
группы.
Оказывал бы помощь детям сиротам,
родители которых погибли при исполнении
служебного долга.
Пропагандировал бы правила
дорожного движения.
Организовал бы патрулирование
станицы с участием полицейских и старшеклассников в дневное время.
Организовывал бы субботники
в местах: мемориалы, вечный огонь и пр.
Организовывал бы акции: «Нет
вредным привычкам» и др.
Вторая группа предложила следующие
направления:
Проводил бы классные часы по
правилам дорожного движения.
Привлекал бы родителей и педагогов
к воспитанию молодежи.
Проводил бы семинарские занятия
по изучению основ законодательных актов,
лекции с приведением конкретных примеров
(когда наступает ответственность за деяние,
что нужно делать, если ты видишь, как разбивают
стекло в машине, какие документы нужны
для того, чтобы дать покататься на мотоцикле другу и пр.).
Проводил бы конкурсы и соревнования
по знанию законов РФ.
Организовал бы совместное
участие взрослых и детей в патрулировании,
организовал бы общественный патруль.
2.1.1.4. Метод разыгрывания
ролей.
Метод разыгрывания ролей представляет
собой определенный вид деятельности,
направленный на активизацию личности.
Это образное обучение, каждый участник
является носителем определенного образа-роли,
который он демонстрирует перед другими
участниками. В основе разыгрывания ролей
лежит заранее подготовленная ситуация,
по которой необходимо не только представить
ситуацию, но и разыграть ее в лицах. При
разыгрывании ролей молодые люди: имитируют
различные ситуации, людей и их взаимодействие
в этих ситуациях.