Характеристика контрабанды сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых веществ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2015 в 18:43, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность борьбы с преступностью была ярко выражена во все времена существования государства. Особенно данное направление деятельности государства актуально сегодня. Что связано как с распространенностью данного негативного явления, так и тем фактом, что оно в последнее время претерпело существенные изменения, в том числе и перешагнуло за границы государства. Международная преступность, транснациональный характер которой наносит вред не только общественным отношениям внутри государства, но и международным политическим, экономическим отношениям, сегодня является проблемой всего международного сообщества и борьба с ней выходит на первый план для консолидации усилий как государственной власти так и правоохранительных органов.

Содержание

Глава 1. Социально-правовая и криминалистическая характеристика контрабанды сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых веществ по статье 226.1
1.1. Общественная опасность контрабанды сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых и т.д. веществ по статье 226.1 УК РФ
1.2. Криминалистическая характеристика преступного деяния запрещенного статьей 226.1 УК РФ
Глава2. Юридическая характеристика контрабанды сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых веществ по статье 226.1
2.1. Юридическая характеристика объективных признаков. Объект, объективная сторона
2.2. Юридическая характеристика субъективных признаков. Субъект, субъективная сторона
Заключение
Библиографический список

Вложенные файлы: 1 файл

УК курсач.docx

— 61.07 Кб (Скачать файл)

Предметом преступления являются: а) сильнодействующие, ядовитые, отравляющие, взрывчатые, радиоактивные вещества; б) радиационные источники; в) ядерные материалы; г) огнестрельное оружие, его основные части (ствол, затвор, барабан, рамка, ствольная коробка); д) взрывные устройства; е) боеприпасы; д) оружие массового поражения, средства его доставки; ж) иное вооружение; з) иная военная техника; и) материалы и оборудование, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники; к) стратегически важные товары и ресурсы или культурные ценности в крупном размере; л) либо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, занесенным в красную книгу; м) охраняемые международными договорами их частей и производными.

Диспозиция ст. 226.1 УК РФ является бланкетной. Это значит, что для правильного понимания такого признака объективной стороны как «незаконное перемещение через таможенную границу стратегически важных товаров и ресурсов» необходимо обратиться к нормативно-правовым актам административного и таможенного права, которые регулируют отношения по внешнеэкономической деятельности.

Бланкетная диспозиция ст. 226.1 УК РФ, состоящая, в том числе, из указанного положения Постановления Правительства РФ от 24 октября 2013 г. № 946, исключает из объективной стороны преступления ряд ранее наказуемых деяний, то есть, является законом, частично устраняющим преступность деяния, и в соответствии с ч. 1 ст. 10 УК РФ имеет обратную силу. Новый порядок таможенного декларирования вывоза лесоматериалов для целей квалификации содеянного по ст. 226.1 УК РФ распространяется на действия лиц, совершивших соответствующие деяния до вступления этого порядка в силу, то есть декриминализирует деяния, выразившиеся в указанных формах недостоверного декларирования: неправильное заполнение тех граф деклараций, где указываются сведения: о производителе товара – арендаторе лесного участка; о документах, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений лицензии; о льготной ставке вывозной таможенной пошлины, а также предоставление в таможенный орган документов, подтверждающих право на льготы по уплате таможенных платежей (лицензии). Это значит, что уголовные дела, возбужденные по ст. 226.1 УК РФ в старой редакции бланкетной диспозиции (до 05.11.2013 г.), подлежат прекращению.

Размер перемещаемых через таможенную границу предметов контрабанды, перечисленных в комментируемой статье (за исключением стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей) не является обязательным признаком этого состава преступления. Согласно примечанию комментируемой статьи перечень стратегически важных товаров и ресурсов утверждается Правительством РФ ; крупным размером указанных предметов и культурных ценностей признается их стоимость, превышающая 1 млн. руб.

При решении вопроса о наличии в действиях лица признаков состава преступления, предусмотренного комментируемой статьей, необходимо устанавливать принадлежность незаконно перемещенных предметов к перечисленным в этой статье предметам контрабанды. При этом необходимо учитывать положения правовых актов, определяющих перечни средств, веществ, предметов, перемещение которых через таможенную границу находится под государственным контролем. Если для решения вопроса о том, являются ли предметы контрабанды огнестрельным оружием, взрывными устройствами, боеприпасами, оружием массового поражения, средствами его доставки, иным вооружением и т.д., требуются специальные познания, то по делу необходимо проведение экспертизы.

Культурными ценностями, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС или Государственную границу РФ с государствами — членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, являются движимые предметы художественного, исторического и археологического достояния народов РФ, указанные в Законе РФ от 15.04.1993 N 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей» (в ред. от 06.12.2011) , включая культурные ценности, не подлежащие вывозу из Российской Федерации, перечень которых установлен ст. 9 этого Закона.

При рассмотрении дел о контрабанде культурных ценностей судам надлежит учитывать, что основанием для пропуска указанных ценностей через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС или Государственную границу РФ с государствами — членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС является свидетельство, выданное на основании решения федерального органа, который уполномочен осуществлять государственный контроль за ввозом и вывозом (в том числе временным) культурных ценностей. Вопрос о принадлежности товаров или иных предметов, незаконно перемещенных через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС или Государственную границу РФ с государствами — членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, к категории культурных ценностей должен разрешаться судом с учетом заключения экспертов и в соответствии с федеральным законодательством в области охраны объектов культурного наследия и контроля за вывозом из Российской Федерации и ввозом на ее территорию культурных ценностей.

Суду также следует принимать во внимание, что заявленные к вывозу, временному вывозу, а также возвращенные после временного вывоза культурные ценности подлежат обязательной экспертизе, которая должна проводиться специалистами музеев, архивов, библиотек, реставрационных и научно-исследовательских организаций и иными специалистами, уполномоченными на осуществление этой деятельности в соответствии с Положением о проведении экспертизы и контроля за вывозом культурных ценностей, утвержденным Постановлением Правительства РФ 

Объективная сторона преступления заключается в незаконном перемещении через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС либо Государственную границу РФ с государствами — членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС указанных предметов контрабанды. Незаконное перемещение названных в статье предметов через таможенную границу заключается в их перемещении через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС или Государственную границу РФ с государствами — членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС вне установленных мест или в неустановленное время работы таможенных органов в этих местах, либо с сокрытием от таможенного контроля, либо с недостоверным декларированием или недекларированием предметов, либо с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о предметах, и (или) с использованием поддельных либо относящихся к другим предметам средств идентификации. В соответствии со ст. 2 ТК ТС единую таможенную территорию Таможенного союза составляют территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, а также находящиеся за пределами территорий государств — членов Таможенного союза искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых государства — члены Таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией. Пределы таможенной территории Таможенного союза являются таможенной границей Таможенного союза. В соответствии с международными договорами государств — членов Таможенного союза таможенной границей могут являться пределы отдельных территорий, находящихся на территориях государств — членов Таможенного союза.

 

2.2. Юридическая  характеристика субъективных признаков. Субъект, субъективная сторона

С субъективной стороны рассматриваемое преступление характеризуется прямым умыслом. Субъектом преступления может быть вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

Под должностным лицом в п. «а» ч. 2 комментируемой статьи следует понимать должностных лиц таможенных органов РФ, а также других должностных лиц, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющих функции представителя власти либо выполняющих организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ. К указанным лицам, в частности, относятся должностные лица, обладающие правом находиться в зонах таможенного и пограничного контроля, осуществлять надзор за перемещением грузов; должностные лица, освобожденные на основании ТК ТС от определенных форм таможенного контроля и использующие свое служебное положение для совершения контрабанды.

Руководители коммерческих или иных организаций независимо от формы собственности и иные лица, выполняющие управленческие функции в таких организациях (например, в организации, являющейся таможенным перевозчиком или таможенным брокером), виновные в совершении контрабанды, не подлежат ответственности по п. «а» ч. 2 комментируемой статьи.

Контрабанда, совершенная должностным лицом с использованием своего служебного положения, не требует дополнительной квалификации по ст. 285 УК. Действия организаторов, подстрекателей и пособников контрабанды, совершенной должностным лицом с использованием своего служебного положения, квалифицируются по соответствующей части ст. 33 УК и п. «а» ч. 2 комментируемой статьи. Если, не будучи исполнителем контрабанды, должностное лицо участвует в совершении контрабанды иными лицами, его действия (бездействие) подлежат квалификации по соответствующим частям ст. ст. 33 и 226 УК (в зависимости от вида соучастия и наличия квалифицирующих признаков), а также по соответствующим статьям гл. 30 УК, если содеянное содержит все признаки состава какого-либо преступления, предусмотренного этой главой.

 

Заключение

Таким образом, уголовно-правовая норма о контрабанде сконструирована как описательная, так как признаки этого деяния даны в уголовном законе. Данное замечание носит принципиальный характер, поскольку в юридической литературе чаще всего встречается утверждение, что норма, устанавливающая уголовную ответственность за контрабанду, является бланкетной. Следствием такого утверждения является то, что все понятия, использованные в норме о контрабанде, раскрываются со ссылкой только на таможенный кодекс Российской Федерации. При этом игнорируется редакция самой уголовно-правовой нормы и соотношение юридической силы бланкетности других отраслей права.

Объективная сторона контрабанды характеризуется действием – перемещение через таможенную границу предметов контрабанды, местом – таможенная граница и способом перемещения – один или несколько: помимо таможенного контроля; с сокрытием от таможенного контроля; с обманным использованием документов; с обманным использованием средств таможенной идентификации; с недекларированием; недостоверным декларированием.

Как пишет Н.Ф. Кузнецова: «Приоритетно базовым в таких случаях выступает УК РФ. Гражданское, административное, налоговое, таможенное законодательство выполняет роль легальных толкований отдельных элементов состава преступления, чаще всего предметов (оружия, сильнодействующих средств, ядов и пр.), способов совершения деяния и др.

Составообразующие элементы, прежде всего общественно опасные последствия и форма вины, субъект преступления, определяются исключительно УК РФ».

В уголовно-правовой норме «перемещение» включает в себя фактическое пересечение таможенной границы Российской Федерации и нарушение норм таможенного законодательства, которые в ней перечислены.

Существующее минимальное судебное усмотрение между назначением реального и условного лишения свободы представляется малоэффективным и не согласуется с необходимостью индивидуализации уголовного наказания. Назначаемое по основной массе дел условное лишение свободы нередко оказывается формальностью и функций по исправлению осужденного не выполняет. Оставшись на свободе, условно осужденный часто продолжает свою преступную деятельность, будучи втянутым в нее связями и деньгами.

Такое положение вещей приводит к тому, что административно-правовые санкции в форме огромных штрафов с безальтернативной конфискацией перевозимых предметов производят больший предупредительный эффект, нежели аналогичные уголовно-правовые санкции, по смыслу своему призванные быть более суровыми. После введения в действие других, не связанных с лишением свободы видов наказаний - ареста, ограничения свободы предлагается вернуться к вопросу о включении и их в число санкций ст. 226.1.

 

Библиографический список

Нормативные правовые акты:

1. Конституция РФ (принята  всенародным голосованием 12.12.1993 г.) (с учетом поправок, внесенных  Законами РФ о поправках к  Конституции РФ от 5 апреля 2013 г. N 1-ФКЗ)

2. Уголовный кодекс Российской  Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (в ред. от 8 марта 2015 г. N 45-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954; Собрание законодательства РФ. 2008. № 15.

3. Уголовно-процессуальный  кодекс РФ от 18 декабря 2001 года  № 177-ФЗ (в ред. от 8 марта 2015 г. N 36-ФЗ)

4. Таможенный кодекс Таможенного союза от 28.05.2003 года № 61-ФЗ// (в ред. от 24 июля 2009 г. N 207-ФЗ)

5. Кодекс Российской Федерации  об административных правонарушениях  от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (в ред. от  8 марта 2015 г. N 35-ФЗ)

6. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 8 января 1997 года N 1-ФЗ (в ред. от 5 мая 2014 г. N 96-ФЗ)

7. Постановление Правительства от 13 сентября 2012г. № 923 «Об утверждении перечня стратегически важных товаров и ресурсов для целей ст.226.1 Уголовного кодекса Российской Федерации» (в ред. от ред. от 16.12.2014)

8.Постановление  правительства от 15 августа 2005 г. №517 «О порядке получения разрешения комиссии по экспортному контролю Российской Федерации на осуществление внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), которые могут быть использованы иностранным государством или иностранным лицом в целях создания оружия массового поражения и средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо приобретаются в интересах организаций или физических лиц, причастных к террористической деятельности» ( в ред. от 23.10.2014)

Информация о работе Характеристика контрабанды сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых веществ