Характеристика понятия диверсия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2014 в 19:20, реферат

Краткое описание

Определение диверсии не является новым для отечественной уголовно-правовой науки. Классическое определение диверсии в военной науке – это способ нанесения поражения противнику без вступления с ним в непосредственный огневой контакт. Методы и приемы диверсионной войны широко использовались во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. партизанскими отрядами на оккупированных территориях.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовик.docx

— 65.26 Кб (Скачать файл)

Особым, недавно появившимся видом диверсий являются диверсии в отношении компьютеров и компьютерных сетей. Распространение Интернета открыло массу возможностей, как в сфере пропаганды, так и непосредственно в сфере вооруженной борьбы. Способы совершения компьютерных преступлений целесообразно подразделять на три группы: способы непосредственного доступа к компьютерной информации; способы удаленного доступа к компьютерной информации; способы распространения технических носителей информации, содержащих вредоносные программы для персонального компьютера. Деление диверсии на формы, (как и любая другая классификация) носит в известной степени условный характер поэтому следует отметить, что главной целью акта диверсии по действующему законодательству является умышленное поражение того или иного элемента экономической безопасности или обороноспособности государства. Однако, можно предположить что цели диверсий не ограничиваются указанными в законе объектами. Многие диверсии направлены не только на подрыв экономики и обороноспособности страны, но и на разжигание национальной и религиозной вражды и другие опасные цели. Диверсионная деятельность может быть направлены на нарушение территориальной целостности государства и дестабилизацию политической обстановки. Многочисленные признаки этого явления наблюдаются в настоящее время на территории Чеченской Республики.

Таким образом, диверсия может иметь длящиеся во времени цели и включать в себя не только единичные, но и массовые, неоднократные, систематические акции. В связи с вышеизложенным мы полагаем, что статья 281 УК РФ нуждается в существенной корректировке и дополнениях. В частности в законе следует уточнить виды и формы диверсии, разграничить диверсии по масштабам и последствиям, определить границы материального ущерба, причиненного диверсионной деятельностью, как отдельных лиц, так и организаций, меры ответственности за ущерб от диверсий в любой форме; включить в закон и раскрыть такие понятия, касающиеся объективной и субъективной стороны данного преступления, как «диверсионная операция», «диверсионная деятельность», «диверсионная война», «агент влияния», «агентурная сеть», «диверсионная группа», «финансирование диверсионной деятельности». Следует ввести в закон специальные нормы, предусматривающие повышенную ответственность государственных служащих-организаторов, пособников, подстрекателей и исполнителей диверсионных операций. Кроме того, необходима ясность в классификации разнообразных средств, используемых диверсантами: взрывные устройства, оружие, информация, компьютерные вирусы, поджоги и другие, а также способов диверсионной деятельности.

 

 

 

2.ОТЛИЧИЕ ДИВЕРСИИ ОТ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОГО АКТА

2.1.Понятие террористического акта

 

Разработка понятия террористического акта – одна из самых сложных проблем мировой науки и практики борьбы с преступностью. По подсчетам разных авторов существует от 100 до 200 понятий террористического акта, ни одно из которых не признано классическим.

Включение в Уголовный кодекс Российской Федерации специального состава преступления – террористический акт – представляет собой значительный шаг вперед в деле более эффективного использования уголовного закона в борьбе с террористической деятельностью34.

До 27.07.2006г. ст. 205 Уголовного Кодекса Российской Федерации предусматривала ответственность за терроризм – совершение взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, если эти действия совершены в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения либо оказания воздействия на принятие решений органами власти, а также угроза совершения указанных действий тех же целях. Понятие же террористического акта раскрывалось в ст. 277 Уголовного Кодекса Российской Федерации – посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, совершенное в целях прекращения его государственной или иной политической деятельности, либо из мести за такую деятельность.

Основные принципы противодействия терроризму, правовые организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним определял и определяет по настоящее время Федеральный Закон от 06.03.2006г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму». Он также содержит понятие терроризма - идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий5.

Таким образом, понятие терроризма в Уголовном Кодексе Российской Федерации и в ФЗ «О противодействии терроризму» не были идентичными. Уголовный Кодекс Российской Федерации более широко раскрывал понятие терроризма.

Однако, несмотря на название ст. 205 Уголовного Кодекса Российской Федерации, она ни в коей мере не отражала весь спектр преступлений террористического характера. В данной статье речь должна была идти не о «терроризме», а о конкретных действиях, направленных на достижение указанных в ней целях. С точки зрения уголовного права, ответственность должна была наступать не за «терроризм», а за конкретные противоправные действия, предусмотренные соответствующей статьей Уголовного Кодекса Российской Федерации6.

К тому же, формулировка в данной статье цели терроризма – оказание воздействия на принятие решений органами власти также нуждалась в уточнении, так как печальная статистика актов терроризма в нашей стране свидетельствовала, что виновные лица, совершая преступные действия, пытались воздействовать и на другие адресаты, например международные организации по правам человека, различные иностранные фонды и т.п.

Все это подвигло законодателя на изменение содержания Федерального Закона «О противодействии терроризму» и ст. 205 Уголовного Кодекса Российской Федерации посредством принятия Федерального Закона от 27.07.2006г. № 153-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального Закона «О ратификации Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма» и Федерального Закона «О противодействии терроризму».

Вышеуказанный закон изменил не только название ст. 205 Уголовного Кодекса РФ (террористический акт), но и ее уголовно-правовое содержание, а также изменил п. 3 ФЗ «О противодействии терроризму», добавив определение террористического акта - совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях воздействия на принятие решения органами власти или международными организациями, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях.

В настоящее время признаками террористического акта являются:

1) совершение  общеопасных деяний или угроза  таковыми, что порождает общую опасность;

2) публичный  характер исполнения с претензией  на широкую огласку;

3) преднамеренное  создание обстановки страха, напряженности  на социальном уровне, направленное  на устрашение населения или  какой-то его части;

4) применение  общеопасного насилия в отношении  одних лиц (невинных жертв) или  имущества в целях склонения  к определенному поведению других  лиц.

Таким образом, понятие «террористический акт» можно рассматривать на двух уровнях, на каждом из которых он охарактеризован с различной полнотой:

  1. На международном уровне рассматриваемое понятие дается в Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом (2001г.), где он определен как:

а) какое-либо деяние, признаваемое преступлением в одном из договоров, перечисленных в Приложении к данной Конвенции, и как оно определено в этом договоре. Речь идет о следующих договорах: 1) Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов (Гаага, 16 декабря 1970г.); 2) Конвенции о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации (Монреаль, 23 сентября 1971г.); 3) Конвенции о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов (принята Генеральной Ассамблеей ООН 14 декабря 1973г.); 4) Международной Конвенции о борьбе с захватом заложников (принята Генеральной Ассамблеей ООН 17 декабря 1979г.); 5) Конвенции о физической защите ядерного материала (Вена, 3 марта 1980г.); 6) Протоколе о борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих международную гражданскую авиацию, дополняющем Конвенцию о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации (Монреаль, 24 февраля 1988г.); 7) Конвенции о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства (Рим, 10 марта 1988г.); 8) Протоколе о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности стационарных платформ, расположенных на континентальном шельфе (Рим, 10 марта 1988г.); 9) Международной Конвенции о борьбе с бомбовым терроризмом (принята Генеральной Ассамблеей ООН 15 декабря 1997г.); 10) Международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма (принята Генеральной Ассамблеей ООН 9 декабря 1999г.);

б) любое другое деяние, направленное на то, чтобы вызвать смерть какого-либо гражданского лица или любого другого лица, не принимающего активного участия в военных действиях в ситуации вооруженного конфликта, или причинить ему тяжкое телесное повреждение, а также нанести значительный ущерб какому-либо материальному объекту, равно как организация, планирование такого деяния, пособничество его совершению, подстрекательство к нему, когда цель такого деяния в силу его характера или контекста заключается в том, чтобы запугать население, нарушить общественную безопасность или заставить органы власти либо международную организацию совершить какое-либо действие или воздержаться от его совершения, и преследуемые в уголовном порядке в соответствии с национальным законодательством сторон.

2. На  уровне национального и уголовного  законодательства Российской Федерации  – Федеральный Закон «О противодействии  терроризму» и ст. 205 Уголовного  Кодекса РФ рассматривают понятие  террористического акта - совершение  взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих  опасность гибели человека, причинения  значительного имущественного ущерба, либо наступление иных тяжких  последствий, в целях воздействия  на принятие решения органами  государственной власти или международными  организациями, а также угроза  совершения указанных действий  в тех же целях7. Террористический акт в свою очередь, является составной частью более широкой категории – преступлений с признаками (элементами) терроризирования, суть которых состоит в понуждении к совершению каких-либо действий или отказу от них путем устрашения, преступлений, в которых одно действие (бездействие), направленное на устрашение, имеет вспомогательное значение по отношению к основному действию – понуждению к выполнению требований, выступая способом основного действия8. Среди одноуровневых с террористическим актом деяний, как международного характера, так и внутригосударственного значения, наиболее часто имеют схожесть с ним по тем или иным отдельным признакам такие, как диверсия, действия, направленные на насильственное изменение либо свержение конституционного строя или на захват государственной власти и т.д., которые нередко в литературе рассматриваются как проявления террористического акта, что вряд ли правильно, так как все те деяния имеют отличительные черты самостоятельных преступлений9.

По ряду объективных признаков террористических актов обнаруживает много сходства с диверсией. Основные различия, как представляется, заключаются в следующем: во-первых, если диверсия, объективно выражается лишь в совершении взрывов, поджогов и иных общеопасных действий, то террористических актов подобными действиями не исчерпывается и включает в себя также угрозу таковыми, а если рассматривать террористический акт как явление в самом широком смысле, то сюда можно включить и иные насильственные действия и угрозу их совершением; во-вторых, если при совершении диверсии действия виновных направлены на самопричинение того или иного вреда (разрушение или повреждение предприятий, зданий, сооружений, объектов жизнеобеспечения населения, массовые отравления и т.д.), то при совершении террористическом акте – воздействие на принятие решения органами власти или международными организациями; в-третьих, диверсанты действуют тайно и не афишируют свою деятельность, тогда как террористы обычно действуют открыто, демонстративно, с предъявлением своих требований и амбиций.

С террористическим актом нередко путают и действия, направленные на насильственное изменение либо свержение конституционного строя или захват государственной власти. От акта терроризма следует отличать также совершение общеопасных действий на почве хулиганских побуждений. Основное отличие здесь можно усмотреть по мотивации и целям преступного посягательства.

По внешним признакам террористический акт может иметь общие черты с умышленным убийством, совершенным способом, опасным для жизни многих лиц. Данный вид умышленного убийства имеет место тогда, когда для лишения жизни потерпевшего виновный избирает такой способ, который создаёт реальную опасность для жизни других лиц. Реальная опасность для жизни лиц создается и при акте терроризма, который в качестве структурного элемента может включать в себя и совершение действий, ведущих к гибели людей в результате общеопасного способа насильственного акта, однако при террористическом акте лишение жизни одного или нескольких человек каким бы то ни было способом не составляет целевую направленность действий виновного, тогда как при умышленном убийстве общеопасным способом лишение жизни потерпевшего есть тот основной результат, к которому стремится виновный, избрав столь опасный способ совершения убийства10.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2.Уголовно-правовая характеристика  террористического акта

 

  Текст ст. 205 УК РФ:

1. Совершение взрыва, поджога или  иных действий, устрашающих население  и создающих опасность гибели  человека, причинения значительного  имущественного ущерба либо наступления  иных тяжких последствий, в целях  воздействия на принятие решения  органами власти или международными  организациями, а также угроза  совершения указанных действий  в тех же целях - наказываются лишением свободы на срок от восьми до двенадцати лет.

(часть первая в ред. Федерального  закона от 27.07.2006 N 153-ФЗ)

2. Те же деяния, совершенные:

а) группой лиц по предварительному сговору;

б) утратил силу. - Федеральный закон от 08.12.2003 N 162-ФЗ;

в) с применением огнестрельного оружия, -

наказываются лишением свободы на срок от десяти до двадцати лет. (в ред. Федерального закона от 21.07.2004 N 74-ФЗ)

3. Деяния, предусмотренные частями  первой или второй настоящей  статьи, если они совершены организованной  группой либо повлекли по неосторожности  смерть человека или иные тяжкие  последствия, а равно сопряжены  с посягательством на объекты  использования атомной энергии  либо с использованием ядерных  материалов, радиоактивных веществ  или источников радиоактивного  излучения либо ядовитых, отравляющих, токсичных, опасных химических или  биологических веществ, - (в ред. Федеральных  законов от 09.02.1999 N 26-ФЗ, от 27.07.2006 N 153-ФЗ) наказываются лишением свободы на срок от пятнадцати до двадцати лет или пожизненным лишением свободы. (в ред. Федерального закона от 21.07.2004 N 74-ФЗ)

Информация о работе Характеристика понятия диверсия