Безусловно, что новый вид цели
наказания «восстановление социальной
справедливости» не дает полного представления
о замыслах законодателя, не имеет однозначного
понимания ни у ученых, ни у практиков
и требует глубокого научного обоснования.
В то же время с приведенными определениями
социальной справедливости вряд ли можно
согласится. Такие действия, как «восстановить»,
«компенсировать», можно с известной долей
условности отнести к средствам достижения
цели наказания, но не более того.
Осуждение от имени государства
в обвинительном приговоре суда к наказанию
заключает в себе сатисфакцию за причиненный
морально-психологический вред личности
и обществу.
Соразмерность преступления
и наказания как требование справедливости
по ст. 6 не ограничивается соответствием
деяния и наказания. Она предполагает
также соразмерность наказания личности
виновного смягчающим наказание обстоятельствам
(ч. 1 ст. 6, ч. 3 ст.60, ч.2 73 и другие).
Требования соразмерности наказания
преступлению не заканчивается индивидуализацией
наказания при его назначении судом. Оно
распространяется и на конструкцию санкций.
Поэтому в преступлениях, общественная
опасность личности которых допускает
вариативность, соответственно альтернативно
и с широкой «вилкой» размеров наказания
должны формулироваться и санкции. Например,
за участие в массовых беспорядках ч. 2
ст. 212 УК РФ предусматривает лишение свободы
от трех до восьми лет.
Такая «вилка» санкции позволяет
индивидуализировать наказание участников
таких беспорядков в соответствии с персонально
содеянным, а также учитывать случайность
или злостность общественной опасности
личности виновных. В это же направлении
сконструирована ч.3 ст. 212 УК РФ, выделяющая
тех участников массовых беспорядков,
которые ограничились призывами к беспорядкам.
Им грозит наказание в виде ограничения
свободы, ареста, либо лишения свободы
на срок до трех лет.
Обоснованны мнения о необходимости
создавать виды наказаний и санкций с
учетом типов личности виновных. Так, в
криминологии по устойчивости антиобщественной
направленности различают 5 типов личности:
случайный, неустойчивый, ситуативный
злостный и особо злостный. УК 1996 года
в отличии от УК 1960 года отказался от понятия
«особо опасный рецидивист». В следствии
этого признаки рецидивиста не участвовали
в конструкции составов преступлений
и санкций. Лишь в единичных случаях встречаются
нормы с повышенными наказаниями ранее
судимых за аналогичные либо родственные
преступления. Так, п. «г» ч. 3 ст. 163 УК грозит
лишением свободы на срок от семи до пятнадцати
лет с конфискацией имущества лицу, ранее
имевшему ряд судимостей за хищение либо
вымогательство.
Конструируя наказание в санкциях,
надлежит учитывать типовые социально-демографические,
социально-ролевые и социально-психологические
параметры личности. Суть социальной справедливости,
хотим мы этого или не хотим, заключается
в сравнительно максимальной соразмерности
наказания всем обстоятельствам совершенного
преступления.
Итак, цель наказания в виде
восстановления социальной справедливости
предполагает: а) оптимально возможное
возмещение, заглаживание посредством
наказания причиненного преступлением
вреда личности, обществу, государству;
б) соразмерность опасности наказания
опасности преступления, личности виновного,
смягчающим и отягчающим обстоятельствам;
в) запрет двойного наказания; г) недопущение
в качестве цели наказания причинения
физических страданий или унижения человеческого
достоинства.
Безусловно, что новый вид цели
наказания «восстановление социальной
справедливости» не дает полного представления
о замыслах законодателя, не имеет однозначного
понимания ни у ученых, ни у практиков
и требует глубокого научного обоснования.
В.И Зубков говорит о том, что вряд ли можно
согласиться с приведенными определениями
социальной справедливости. Такие действия
как «восстановить», «компенсировать»,
можно с известной долей условности отнести
к средствам достижения наказания но не
более того.
Возражая против «восстановительного»
признака социальной справедливости,
следует помнить, что справедливость предполагает
требование соответствия между его правами
и обязанностями, деянием и воздаянием,
трудом и вознаграждением за него, преступлением
и наказанием, заслугами людей и их общественным
признанием.
2.3 Исправление
осужденного
В качестве второй цели уголовного
наказания в законе называется исправление
осужденного, которое заключатся в принуждении
осужденного с помощью карательно-воспитательного
воздействия воздерживаться после отбытия
наказания от совершения новых преступлений.
Цель исправления осужденного также указана
в ч. 1 ст. 1 Уголовно-исполнительного кодекса
Российской Федерации.
В толковом словаре русского
языка Ожегова С.И. исправление – исправить,
значит, установить, в чем неисправность;
исправиться – освободиться от каких-нибудь
недостатков, измениться к лучшему.
Согласно толкованию Даля В.И.,
исправить, исправлять, значит, переправлять,
изменять, улучшая, переделывать на лучший
лад.
В Российском законодательстве
легальное определение исправления дается
в ст. 9 Уголовно-исполнительного кодекса:
«Исправление осужденных – это формирование
у них уважительного отношения к человеку,
обществу, труду, нормам, правилам и традициям
человеческого общежития и стимулирование
правопослушного поведения». Более того,
на развитии данного понятия (точнее исправительного
процесса) основано большинство норм уголовно
– исполнительного законодательства.
По-сути все средства исполнения уголовного
наказания, заложенные в нормах уголовно-исполнительного
права, направлены на достижение указанного
результата.
Цель исправления осуждённого
заключается в том, чтобы лицо, в отношении
которого применяется наказание, стало
добропорядочным членом общества, уважающим
его законы, реальная же задача которую
можно решить в ходе исправления заключается
в том, чтобы убедить и заставить осужденного
хотя бы под страхом наказания не нарушать
уголовный закон, т.е. не совершать в будущем
новых преступлений. Исправление осужденных
это генеральная линия законодательства
об исполнении уголовных наказаний (кроме
смертной казни), она вытекает также из
требований международных стандартов
обращения с осужденными и выступает непосредственной
задачей учреждений и органов, исполняющих
уголовное наказание и иные меры уголовно-правового
характера.
В Российском уголовном праве
определение исправлению как цели наказание
было дано в «Уложении о наказаниях уголовных
и исправительных» 1845 года, мера наказания
соизмерялась со степенью умысла, по Уложению
эта цель заключалась в том, что наказание
должно было вызвать «нравственное и религиозное
сознание из мертвенного усыпления». Наказание
при этом, сохраняя постоянный характер
принуждения, становилось насильственным
воспитанием.
«Тюрьма старого времени,
- писал С.В. Познышев, - не преследовала,
да и не могла преследовать ни каких исправительных
целей. Она должна была сохранять в своих
стенах преступника впредь до истребования
его властью, а иногда и всю жизнь.
миром…».
В XX столетие места заключения
вошли с качественно новой концепцией
об исполнении уголовных наказаний. «Явилось
убеждение, что наказание не достигает
своей цели, если преследует только возмездие
и не содержит в способах исполнения элементов
исправительных, возбуждающих в преступнике
желание достигнуть лучшей участи хорошим
поведением и отучающих его от праздности»,
к такому выводу пришли члены Комиссии
по тюремному преобразованию, определяя
основные цели наказания и содержание
тюремной реформы.
Это принципиальное положение
нашло свое правовое закрепление в Уставе
о содержащихся под стражей 1890 г. Перед
тюремными комитетами и отделениями в
качестве главной была поставлена задача
исправления нравственности заключенных.
В отношении задач исправительных арестантских
отделений было сказано, что начальникам
этих учреждений вменяется в обязанность
«стараться о нравственном исправлении
арестантов». Надзор за исполнением арестантами
«священных обязанностей веры», постоянный
контроль за их поведением и внушение
им надежды, что с нравственным исправлением
они будут постепенно получать облегчение
в части исполнения наказания – главнейшие,
согласно Уставу, средства воздействия
на арестантов.
Комитетам и отделениям Общества
Попечительного о тюрьмах вменялось содействовать
тюремной администрации в том, чтобы «заключение
вело к нравственному исправлению, а не
служило к ожесточению»; духовенство же
обязывалось подготавливать арестантов
«к перенесению заслуженного наказания
с христианскою покорностью и раскаянием».
На цель исправления обращается
внимание в постановлении Пленума Верховного
Суда от 11.07.1972 г. №5 «О практике применения
судами исправительных работ без лишения
свободы» - наказание в виде исправительных
работ имеет важное предупредительное
и воспитательное значение в отношении
лиц, совершивших менее опасные преступления,
исправление которых возможно без изоляции
их от общества; подчёркивается, что назначение
этого наказания является эффективным
средством исправления правонарушителей.
А в постановлении Пленума Верховного
Суда СССР от 19.10.1971 года «О судебной практике
условно-досрочного освобождения осуждённых
от наказания и замены не отбытой части
наказания более мягким» имеются указания
– в пункте 2 говориться, что «доказательством
исправления осуждённого служат примерное
поведение и честное отношение к труду,
а для несовершеннолетних – и к обучению».
Такие цели, как перевоспитание осужденного
в духе честного отношения к труду, точного
исполнения законов, уважения к правилам
общежития были закреплены в УК РСФСР
1960 года.
Как известно, в отличии от декларируемой
ранее в Исправительно-трудовом кодексе
РСФСР цели перевоспитание осужденных,
новый УИК РФ дает более точное понятие
желаемого от уголовного наказания результата
– исправление осужденных.
Новый УК 1996 года не связывает
цель исправления с перевоспитанием, т.к.
воспитание – это длительный процесс,
который длится всю жизнь и поэтому нереально
ожидать от осуждённого перевоспитания
за 3-5 лет, понятно, что в приведенной законом
формулировке отражались явно завышенные
требования к воспитательному воздействию
наказания, также очевидно, что применением
существующих мер исправительного воздействия
в принципе не возможно достичь такого
результата, так в 2000 г. в Росси удельный
вес лиц, ранее свершивших преступление,
составил 29,8%. Судебная статистика, научные
труды в области уголовно-исполнительного
права, а также опыт работы автора в уголовно-исполнительной
системе Минюстаголовно-исполнительной
и уголовно-исполнительного права, а также
опыт работы автора в системе енная власть,
ия, т.е. для винов показывает, что доля
ранее судимых (учитывая лиц с погашенной
судимостью) среди осужденных за последние
10 лет в среднем составляет около 35%. Пенитенциарный
рецидив составляет в среднем около 17%,
отбывающими наказание в виде лишения
свободы – 2,5%.
Лишению свободы, как инструменту
достижения цели исправления, следует
уделить особое внимание, по меткому утверждению
российского пенетенциариста Б.С. Утевского,
«колония, тюрьма – самое не благоприятное
место для воспитательной работы, да и
нельзя одновременно карать и воспитывать
людей. Действительно лица, которым назначается
наказание на срок менее трех лет лишения
свободы, обычно осуждаются за деяния
пусть формально и отнесенные к тяжким
преступлениям, но по существу эти деяния
серьезной опасности для общества не представляют.
Например, в городе - кража магнитофона
из квартиры, а в деревне тайное хищение
свиньи сбежавшей из хлева в коридор. Направлять
подобных «воришек» сразу в исправительную
колонию, пусть и на краткий срок, означает
разрушить целый комплекс социально-экономических
связей, на восстановление которого спустя
месяцы потребуются уже годы, да и средств
уйдет в несколько сот раз больше, чем
стоили эти «злополучные» для кого-то
магнитофон или поросенок, а цель исправление
осужденного скорее всего достигнута
не будет».
Таким образом, цель наказания
в виде исправления считается реализованной,
если осужденный перестает быть рецидивоопасным.
Уголовно-исполнительное исправление
выступает средством достижения данной
цели, важно, чтобы осужденный не совершал
новых преступлений, а по какой причине
– из-за боязни наказания или в силу внутренней
нравственной переоценки – не столь важно.
2.4 Предупреждение
совершения новых преступлений
Третьей целью наказания согласно
ч. 2 ст. 43 УК РФ является предупреждение
преступлений.
Ч. Беккариа в своих трудах говорил:
«цель наказания заключается только в
том, чтобы воспрепятствовать виновному
вновь нанести вред обществу и удержать
от совершения того же». Это положение
основоположника классической школы уголовного
права (криминологии) и сегодня является
по истине классическим. Оно нашло свое
закрепление в ч. 1 ст. 1 Уголовно-исполнительного
кодекса РФ. Но в Уголовном кодексе РФ
почему-то данное положение оказалось
нереализованным и соответствующая цель
не вошла в перечень целей наказания. Однако
в числе задач УК РФ предусмотрено «предупреждение
преступлений (ч.1 ст.2), т.е любых преступлений
которые могут быть совершены не только
повторно, но и впервые.
В теории уголовного права и
криминологии предупреждение подразделяется
на частное (специальное) и общее. Специальное
предупреждение заключается в предупреждении
совершения новых преступлений самим
осужденным, она по существу смыкается
уголовно-правовым исправлением. Это достигается,
во-первых, путем создания для осужденных
таких условий, которые исключали бы возможность
совершения ими новых преступлений в период
отбывания наказания.
Лишение свободы как наказание
больше располагает ресурсами частного
предупреждения, но эти ресурсы действуют
во время его отбывания. Наказания, не
связанные с лишением свободы, или виды
условного осуждения в той или иной мере
связаны с усилением социального контроля
над осужденными, и это обстоятельство
служит цели частного предупреждения.
Таким образом, не все заключается в том,
как прочувствует наказание осужденный.
Многое зависит и от внешних обстоятельств
его отбывания, и от того, как воздвигаются
«барьеры» на пути возможного совершения
новых преступлений осужденным.
Как показывает практика не
связанные с лишением свободы виды наказаний
общественное мнение жалует меньше, а
если говорить о России, то не любят их
и специалисты. Результат скепсиса правоприменителей
по поводу эффективности разных там штрафов
единовременных, их аналогов – «штрафов
в рассрочку», исправительными работами,
легко обнаружить в статистических данных.
Определенным показателем эффективности
достижения указанной цели (специального
предупреждения) может служить статистика
рецидива преступлений, т.е совершение
лицами, ранее судимыми. Удельный вес осужденных
вновь и ранее судимых в бывшем советском
союзе составлял: в 1987 г. -31,8%, в 1987 г. – 32,2%,
в 1988 г. – 37,0 %, 1989 г. – 38,1 %, в 1990 г. 36%.