Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 19:14, курсовая работа
Природа есть объективная реальность, которая изменяется вследствие сознательной деятельности человеческого общества. Научно-технический прогресс и усиление антропогенного давления на природную среду неизбежно приводят к обострению экологической ситуации: истощаются запасы природных ресурсов, загрязняется природная среда, утрачивается естественная связь между человеком и природой, ухудшается физическое и нравственное здоровье людей, обостряется
Введение
§1. Понятие экологических преступлений
1.1 Понятие и общая характеристика экологических преступлений
1.2 Виды экологических преступлений
1.3 Понятие, состояние, структура, динамика экологической преступности
§ 2. Социальная обусловленность экологических преступлений.
2.1 Особенности детерминации экологической преступности
2.2 Общественная опасность экологических преступлений
2.3 Ответственность за экологические преступления и их наказуемость
Заключение
Список использованной литературы
5По характеру и способу совершения экологические преступления можно разделить на:
Одни ученые предлагают, исходя из содержания гл. 26 УК, выделить преступления, посягающие на основы:
1) Целостности природы (ст. 246-248, 250-252, 254, 262 УК РФ);
2) Должной сохранности недр (ст. 253, 255 УК РФ);
3) Целостности животного и растительного мира (ст. 249, 256-261 УК РФ).
Другие ученые - сторонники трехчленной классификации. В зависимости от объекта уголовно-правовой защиты, его предметной экологической выраженности они выделяют преступления:
1) Нарушающие правила
экологически значимой
2) Посягающие на отдельные
элементы окружающей среды (
3) Посягающие на объекты
флоры и фауны как составную
часть окружающей среды,
В литературе времен действия уголовного кодекса 1960 г., когда экологические преступления как самостоятельная группа выделялись только в доктрине уголовного права, предлагались и иные классификации. Например, основу классификации составляли способ совершения преступления - путем загрязнения, повреждения, уничтожения, противоправного использования либо субъективные признаки - корыстные, вандалистские, должностные и пр.
6Представляется, что каждая из классификаций экологических преступлений, включенных законодателем в гл. 26 УК, имеет право на существование. Однако в отношении специальных экологических преступлений в силу их многообразия и различия предметов (компонентов) окружающей природной среды следует с учетом этого последнего признака провести дальнейшую классификацию, в соответствии с которой могут быть выделены следующие виды специальных экологических преступлений. Это посягательства:
(1) На водную и воздушную среду (ст. 250-252 УК РФ);
(2) На землю и ее недра (ст. 253-255 УК РФ);
(3) На животный мир – фауну (ч. 1 ст. 249, 256-259 УК РФ);
(4) На растительный мир – флору (ч. 2 ст. 249, 260, 261УК РФ).
Ответственность за преступные
посягательства на окружающую природную
среду предусмотрена уголовным
Так, в уголовном кодексе Испании имеются такие главы, как "о преступлениях против естественных ресурсов и окружающей среды" (гл. 3 разд. 16); "о преступлениях, связанных с охраной флоры и фауны" (гл. 4 того же раздела); "общие положения" (гл. 5), в которой дифференцировано наказание за преступления против окружающей среды в зависимости от причиненного ущерба и посткриминального поведения виновного.
В уголовный кодекс ФРГ разд. 29 "преступные деяния против окружающей среды" был включен в 1980 г. позднее, в 1994 г., была изменена редакция некоторых статей и криминализированы отдельные деяния, посягающие на окружающую среду. Однако некоторые параграфы о посягательстве на окружающую среду помещены законодателем в другие разделы. Например, браконьерство и браконьерский лов рыбы отнесены к корыстным преступным деяниям , видимо, на том основании, что охрана окружающей среды понимается законодателем как охрана среды обитания в первую очередь людей.
Одной из самых благополучных с экологической точки зрения стран мира являются Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ). Новый кодекс ОАЭ, целиком посвященный экологическим правонарушениям, состоит из 105 статей и подробно регламентирует виды наказаний за загрязнение воды, почвы, ущерб заповедникам, зеленым насаждениям и т.п. За особо тяжкое преступление против природы - загрязнение ядерными отходами - в этом кодексе предусмотрена возможность осуждения к смертной казни.
Много внимания уделяется охране окружающей среды в ряде других дальневосточных стран, например в Малайзии.
Развернутая система норм об ответственности за посягательства на окружающую среду разработана в Узбекистане, Кыргызстане, Таджикистане, Казахстане, Белоруссии. В уголовных кодексах этих стран в основном предусмотрена ответственность за посягательства на окружающую среду, аналогичные тем, которые установлены кодексом РФ.
Определив, какие из преступлений следует отнести к экологическим, можно сформулировать и понятие экологической преступности. Как известно, определений преступности в криминологической, правовой, социологической, философской литературе множество. С известной долей условности, присущей всякому определению, экологической преступностью следует считать негативное, отрицательное, сложное по характеру социально-правовое явление, складывающееся из совокупности экологических преступлений, совершенных в определенный период на определенной территории (регионе или в стране в целом), и подрывающее биологические основы существования человеческого общества.
7Экологические правонарушения и преступления относятся к категории наиболее распространенных. Так, по России только зарегистрированных нарушений правил охоты насчитывается до 70 тысяч в год. Нарушений правил занятия водными добывающими промыслами регистрируется ежегодно в два раза больше.
8На Нижней Волге, на Камчатке, Дальнем Востоке и в ряде других мест преступное занятие водными добывающими промыслами (ст. 253 УК) приняло промышленный размах.
Положение с выделением и распределением квот на вылов биоресурсов, охраной и использованием осетра на Каспии позволяет утверждать, что рыбная отрасль глубоко криминализирована, в ней действуют хорошо организованные преступные группировки.
9Прокурорскими проверками в 2000 году выявлены грубые отступления от соблюдения законодательства в деятельности как государственного комитета Российской Федерации по рыболовству, так и органов власти субъектов федерации, местного самоуправления, юридических лиц. Наиболее характерными нарушениями в области охраны морских биоресурсов являются вылов морепродуктов сверх установленных квот с одновременным занижением количества добытой продукции в судовых документах, ведение промысла без выделенных квот, в запрещенное время, недозволенными орудиями лова
10Общее количество правонарушений и преступлений, посягающих на водные биоресурсы, с 1998 по 2000 год выросло на 17% и составило 5502. Привлечен к ответственности 7121 человек (увеличение на 30%). При этом отмечается рост преступлений, совершенных группой лиц, а также вовлечение в процесс незаконной добычи должностных лиц рыбодобывающего флота.
11Несмотря на то, что в северо-западном и дальневосточном регионах добывается 70% всего улова России, эффективность работы контролирующих и правоохранительных органов по выявлению и пресечению правонарушений в сфере охраны рыбных запасов составляет 1,5% от объемов совершаемых правонарушений соответствующей направленности в целом по России. По данным специалистов, в портах Японии сдается ценных пород рыбы и морепродуктов в 7-10 раз больше выделенных квот, а неучтенный доход только от продажи крабов в Японию составляет 576 млн. долларов США в год. Сложившаяся к 2001 г. практика выделения и распределения квот на вылов продукции не учитывает интересы государства и не способствует пополнению государственного бюджета. Правоохранительными органами принимаются определенные меры по усилению борьбы с преступными посягательствами на рыбные запасы. Так, по выборочным данным, за 7 месяцев 2000 г. органами морской охраны ФПС России за нарушения действующего законодательства задержано 223 российских судна и 23 иностранных, изъято 3,4 тысячи тонн незаконно выловленной рыбной продукции, применены в административном порядке штрафные санкции к нарушителям на общую сумму 13,3 млн. руб. и 579,2 тыс. долларов США.
12Вместе с тем на местах не в полной мере соблюдаются требования совместного указания генеральной прокуратуры РФ, МВД России, госкомрыболовства России "Об усилении координации и взаимодействия в борьбе с посягательствами на рыбные запасы, о порядке формирования и передачи материалов о нарушениях правил охраны рыбных запасов и незаконной добычи водных животных и растений в правоохранительные органы" от 19 декабря 1996 г., не выполняются решения координационного совещания руководителей правоохранительных органов российской федерации от 18 февраля 1998 года.
13На состояние законности в данной сфере заметное влияние оказывает и несовершенство действующего законодательства, ведомственных нормативных актов. Должностные лица государственных органов вмешиваются в хозяйственную деятельность коммерческих организаций, не всегда обоснованно ограничивают их самостоятельность, зачастую распределяют квоты на вылов морепродуктов с нарушением действующего законодательства, издают приказы, противоречащие федеральным законам. Нуждается в качественном улучшении прокурорский надзор за исполнением законодательства в сфере охраны рыбных запасов. Надзорные мероприятия носят эпизодический, несистемный характер. Так, существенные недостатки выявлены генеральной прокуратурой РФ в деятельности прокуратур Чукотского и Корякского автономных округов, Архангельской, Камчатской, Сахалинской областей.
Десятками и сотнями тысяч исчисляется количество регистрируемых нарушений правил землепользования. Как указывалось, угрожающие масштабы приняло загрязнение природной среды.
14Тенденции к росту экологической преступности отмечались исследователями и в советский период действия УК РСФСР, например, в 1975-1985 гг., причем и в то время случаи осуждения за загрязнение природной среды были единичными. Есть несколько причин, вследствие которых уголовно-правовая борьба с загрязнением природной среды правоохранительными органами ведется неудовлетворительно:
- дела данной категории
достаточно сложны в
- отсутствует необходимый профессионализм у работников следственных органов;
- не обеспечены в должной
мере методическими
- 15статьи главы 26 "экологические преступления" УК РФ о загрязнении природной среды, как и ряд других, несовершенны, что затрудняет, а иногда и делает невозможным применение их на практике;
- загрязнение природной
среды промышленными предприяти
Социальная обусловленность экологических преступлений
2.1 Особенности
детерминации экологической
Состояние научной разработки проблемы, причин экологических правонарушений и преступлений неадекватно отражает резкое обострение экологических проблем в Российской Федерации и общественную опасность экологических правонарушений.
В эколого-правовой литературе
представлен богатый
Недостаточно разработаны гносеологические основы исследования причин экологических правонарушений.
Многие вопросы охраны природы не решаются годами и служат питательной почвой вседозволенности, безнаказанности, экологической преступности.
Пассивность государственных органов в решении экологических проблем имеет свои корни и нуждается в самостоятельном исследовании.
Нуждается в разработке само понятие причин экологических правонарушений, ибо в общей теории не достигнуто единства в определении этой категории.
В самой общей форме их можно определить как совокупность социальных явлений, порождающих экологические преступления и правонарушения.
Требует также самостоятельного исследования специфика действия причин отдельного преступления, которые анализируются в связи с изучением личности преступника, и механизма преступного поведения.