Акты прокурорского реагирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 23:03, реферат

Краткое описание

2.Представление прокурора.
3.Постановление прокурора.
4.Предписания прокурора.
5.Официальный протест.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.doc

— 66.50 Кб (Скачать файл)

1.Протест.

2.Представление  прокурора.

3.Постановление  прокурора.

4.Предписания  прокурора.

5.Официальный  протест.

 

АКТЫ ПРОКУРОРСКОГО РЕАГИРОВАНИЯ В ПОРЯДКЕ ОБЩЕГО НАДЗОРА

 

2.1. Требования, предъявляемые к  актам прокурорского реагирования

 

Акт прокурорского реагирования можно определить как нормативно закреплённое средство реагирования прокурора на нарушение законов, используемое в предусмотренных законом формах в ходе реализации полномочий по выявлению нарушений закона, их причин и способствующих им условий. [9. C.207]

 

Общих требований, принятых в юридической  науке «Прокурорский надзор», существует пять:

 

1)   Они должны быть посвящены  актуальному, значительному событию,  относящемуся к нарушениям закона, что обуславливает процессуальную  необходимость вмешательства именно прокурора и принятия им соответствующего решения.

 

2)   Своевременность вынесения  актов прокурорского реагирования. [16. С.58] Хоть в законе и не  установлено срока давности для  опротестования прокурором незаконного  акта, прокурор обязан принять оперативные меры по устранению этого правонарушения. Только своевременно принесенный протест может дать положительный результат. [15. С.57]

 

3)   Выводы и предложения  прокурора, содержащиеся в его  правовых актах, должны быть  аргументированными, основываться на достоверных, проверенных фактах, а не на домыслах, слухах и мнениях. [17. С.58] Прокурору не следует предрешать те меры административного или дисциплинарного воздействия, которые руководитель может применить в отношении лица, допустившего нарушение закона. Руководитель это определит самостоятельно с учетом иных обстоятельств, в том числе и характеристики виновного

 

4)   Важно, в какую форму  облекаются акты прокурорского  надзора. Между содержанием и  формой протеста или представления  должно быть органическое единство: форма должна всегда соответствовать содержанию.

 

Практикой выработана определенная структура  и реквизиты каждого из документов прокурорского реагирования на нарушение  закона. [15. С.57]

 

5) Общее требование, предъявляемое  к актам, заключается в том, чтобы эти документы были юридически и стилистически грамотными. [17. С.58] Если протест или представление прокурора отвечают изложенным выше требованиям, они тем самым выполняют свое предназначение. [15. С.58]

 

 

 

2.2. Протест как акт  прокурорского реагирования

 

Протест – акт прокурорского  надзора, который приносят прокурор или его заместитель на противоречащие законодательству правовые акты и решения (действия) республиканских органов  государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Совету Министров Республики Беларусь, местных представительных, исполнительных и распорядительных органов, других организаций, должностных лиц и индивидуальных предпринимателей.

 

Протест прокурора как правовой документ должен отвечать определенным требованиям.

 

В протесте должны содержаться следующие  элементы:

 

– наименование опротестованного акта или действия;

 

– кем и когда этот акт издан;

 

– содержание опротестованного правового  акта;

 

– правовое обоснование незаконного  акта;

 

– указание на норму нарушенного закона;

 

– предложение прокурора об отмене или приведении в соответствие с  законом опротестованного акта;

 

– требование о привлечении к  ответственности должностных лиц, нарушивших закон;

 

– предложение о рассмотрении протеста в установленный законом 10-дневный срок и сообщение о результатах рассмотрения;

 

– должностное положение прокурора, принесшего протест, его классный чин;

 

– дата принесения протеста.

 

Протест приносится на противоречащий или несоответствующий закону правовой акт (отличие от представления), изданный органом государственной власти или управления, субъектами хозяйствования, а также на устные распоряжения должностных лиц.

 

Предметом опротестования может быть не только правовой акт, но и незаконное действие должностного лица.

 

Протест приносится в орган, издавший незаконный акт или в вышестоящий  орган. Это определяет прокурор автор  протеста в зависимости от конкретных обстоятельств. Если, по мнению прокурора  не требуется вмешательства вышестоящего органа или вышестоящего должностного лица, протест приносится в орган или должностному лицу, принявшему незаконный правовой акт. Если установленное прокурором нарушение закона носит распространенный характер в той или иной отрасли хозяйства, он, конечно, обязан направить протест в вышестоящий орган, чтобы последним были приняты необходимые меры по устранению имеющихся нарушений закона. В вышестоящий орган приносится протест и в тех случаях, когда нижестоящим органом был отклонен первоначальный протест прокурора.

 

В протесте прокурор излагает требование об отмене правового акта или приведение его в соответствие с законом, а также требование о прекращении незаконного действия должностных лиц, а также восстановление нарушенного права. Принесение протеста прокурором автоматически приостанавливает исполнение опротестованного акта. Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее, чем в 10-тидневный срок после его поступления. В исключительных случаях, там, где необходимо немедленное приостановление правового акта, могущего повлечь тяжкие последствия, прокурор может потребовать приостановление действия этого акта немедленно.

 

О результатах рассмотрения протеста в обязательном порядке уведомляют прокурора в письменной форме.

 

В силу распространенности нарушенного  закона прокурор вправе поставить вопрос о рассмотрении протеста на коллегии областного звена или министерства. О дне рассмотрения протеста сообщается прокурору, где прокурор вправе участвовать и аргументировать свой протест.

 

После того, как прокурор получит  сообщение об удовлетворении протеста, он не может считать законченной свою миссию. Через определенное время необходимо проверить фактическое исполнение требований, содержащихся в его протесте. [15. С.58,59]

 

Если по каким-либо причинам рассмотрение протеста задерживается, должностное лицо которому направлен этот протест, обязано сообщить прокурору о причинах такой задержки.

 

Однако во всех случаях не рассмотрения протеста в установленный срок прокурор должен потребовать объяснения от должностных  лиц, в обязанности которых входит рассмотрение протеста и принятие по нему соответствующих мер.

 

Когда же и это не даёт должного эффекта, прокурор обращается к вышестоящему должностному лицу, чтобы тот принял меры к рассмотрению протеста. Должностное  лицо обязано строго взыскать со своего подчинённого за несвоевременность рассмотрения протеста прокурора, ибо это то же нарушение закона. [17. С.60]

 

2.3. Представление как акт прокурорского реагирования

 

Представление по своей форме должно соответствовать определенным требованиям. Наименование акта "Представление в порядке общего надзора". В нем должны содержаться следующие элементы:

 

- материалы, послужившие основанием  для внесения представления (результаты  проверок, итоги расследования);

 

- наименование нарушенного закона  и наступившие последствия его нарушения;

 

- изложение причин и условий,  способствовавших допущенному нарушению;

 

- предлагаемые меры по предупреждению  нарушений закона и устранению  причин и условий, способствовавших  им;

 

- указание на конкретных должностных  лиц, виновных в данных нарушениях;

 

- предложение прокурора о привлечении  их к ответственности;

 

- требование о безотлагательном  рассмотрении представления и  принятии не позднее, чем в  месячный срок необходимых мер  по устранению нарушений закона  и сообщения прокурору об этом;

 

- должностное положение и классный  чин прокурора;

 

- дата внесения представления;

 

- подпись автора представления.

 

В отличие от протеста, который  вносится на противоречащий закону правовой акт,

 

Представление - это правовой акт  прокурорского надзора об устранении нарушений закона, причин этих нарушений и способствовавших им условий. Представление приносится в государственный орган или должностному лицу, полномочному устранить допущенные нарушения закона и которые обязаны создать условия, обеспечивающие в будущем неуклонное исполнение закона. Представление подлежит рассмотрению в течение 1-го месяца с момента его поступления. [15. С.60,61] В этот же срок должны быть устранены все нарушения закона, которые изложены в представлении. Более того, в представлении прокурор вправе ставить вопрос об отмене конкретных правовых актов, а также о привлечении определённых лиц к дисциплинарной, материальной или административной ответственности. Представление должно быть направлено в тот орган или должностному лицу, которые правомочны принимать соответствующие решения. [16. С.221]

 

Целесообразно, чтобы в предоставлении прокурор не только указал на принятые меры, но и на пути устранения нарушения  закона. В вышестоящие государственные  органы или вышестоящим должностным лицам представления направляются в тех случаях, когда нарушения носят распространенный характер или когда представление прокурора было отклонено либо по нему было принято неправильное решение.

 

 

Из рассмотренных выше особенностей протеста и представления можно сделать вывод, что оба документа имеют схожие черты, но все-таки имеются и отличия:

 

1)   по цели примененных  документов - представление направлено  на устранение причин и условий  правонарушений, а протест – вносится  на устранение самих правонарушений;

 

2)   протест направлен на  единичные нарушения, а представление  - на неоднократные нарушения;

 

3)   по содержанию протест  констатация нарушения, а представление  - общая характеристика нарушений  на основе документов (ему предшествует  проверка);

 

4)   протест – требование  немедленного восстановления закона (у организации, учреждения выбора  нет, она обязана выполнить  требование, привести акт в соответствие  закону в 10-тидневный срок), а  при представлении предоставляется  месячный срок, кроме того, имеются предложения прокурора о путях устранения причин правонарушений.[15. С.63,64]

 

 

2.5. Предписание как  акт прокурорского реагирования

 

Следующим видом актов прокурорского  реагирования является предписание.

 

Предписание - форма прокурорского  реагирования, которая является наиболее быстрой и императивной в деле устранения нарушенного закона. Предписание выносится в случаях, когда нарушение закона носит явный характер и может причинить вред правам и интересам государств, предприятий, организаций и граждан, если не будет незамедлительно устранено. Предписание выносится в письменной форме и вручается тому должностному лицу, чьих действий или бездействий оно касается. В предписании содержатся указания на норму нарушенного закона, а также предложения о мерах по восстановлению законности. Предписание подлежит неуклонному исполнению, о чем сообщается прокурору. При несогласии с требованием, содержащимся в нем, оно может быть обжаловано вышестоящему прокурору, решение которого является окончательным.

 

В предписании должны содержаться:

 

·     фамилия, имя, отчество, должностное положение лица, которому направляется предписание;

 

·     наименование акта - "Предписание  об устранении нарушений закона";

 

·     место и дата его  вынесения;

 

·     источник информации о  нарушенном законе (проверка в порядке общего надзора, жалоба, материала обобщения и т.д.);

 

·     изложение обстоятельств  правонарушения, когда и кем они допущены, какие конкретно правовые нормы нарушены;

 

·     указание на возможные  последствия, к которым может привести продолжение нарушения закона;

 

·     предложения о совершении конкретных действий, которые необходимо совершить в целях пресечения нарушений закона и недопущения  причинения вреда;

 

·           требование о немедленном исполнении предписания  и сообщении об этом прокурору;

 

·     должность, классный чин  и подпись прокурора;

 

·     разъяснение лицу, которому направлено предписание, о содержании предписания. Его праве на обжалование  вышестоящему прокурору;

 

·     должность, фамилия, инициалы лица, получившего предписания, дата и время получения.

 

Вынесению предписаний должны предшествовать глубокие проверки сигналов о допущенных нарушениях закона. В необходимых  случаях к таким проверкам  прокуроры привлекают специалистов из различных областей. Когда требуется определить ответственность или причастность должностного лица к установленному нарушению закона, прокурор получает от него объяснение.

 

Вынесение прокурором предписаний  об устранении нарушений закона не освобождает лиц, виновных в противоправных действиях или бездействиях, от уголовной, административной или дисциплинарной ответственности, а также от обязанности возместить материальный ущерб, причиненный противоправным действием.

 

О вынесенном предписании прокурор в необходимых случаях может  довести до сведения вышестоящих органов, трудовых коллективных или общественных организаций. В этих случаях направляются копии предписаний или соответствующие письма. При этом прокуроры используют и средства массовой информации.

 

Как было сказано выше, должностные лица вправе обжаловать предписание вышестоящему прокурору. При поступлении жалобы должностного лица все материалы, касающиеся предписания, немедленно направляются в вышестоящую прокуратуру. Решение по жалобе принимается в установленный законом 10-дневный срок. Решение полномочен принять прокурор вышестоящей прокуратуры или один из его заместителей. По поступлении жалобы от должностного лица, в отношении действий которого вынесено предписание, вышестоящий прокурор вправе приостановить исполнение предписания до принятия окончательного решения. Он обязан в 10-дневный срок либо подтвердить законность и обоснованность предписания, либо отозвать его, сообщив об этом соответствующему органу или должностному лицу.

Информация о работе Акты прокурорского реагирования