Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 09:56, реферат
Все религиозные учения заключают в себе систему моральных ценностей, которые имеют непреходящее общечеловеческое значение. Основа иудаистской религии – многотомные трактаты Талмуда – создавались в течение нескольких веков и впитали в себя многовековой опыт народа, его мудрость, а также историю и философию окрестных народов. Кроме разъяснения 613 заповедей и ритуала их беспрекословного выполнения, что являлось обязательным для каждого правоверного еврея, Талмуд содержит многочисленные дискуссии по различным вопросам права (Галаха), а также этические рассуждения, фольклор, исторические предания (Агада).
2. РОЛЬ РЕЛИГИИ
В ЖИЗНИ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА
Среди факторов,
которые определяли жизненность
еврейской общины, регулировали взаимоотношения,
первостепенное место занимает религия.
Все религиозные
учения заключают в себе систему
моральных ценностей, которые имеют
непреходящее общечеловеческое значение.
Основа иудаистской религии –
многотомные трактаты Талмуда –
создавались в течение
Этическое учение
Талмуда стало объектом многочисленных
философских исследований. До сих
пор продолжаются дискуссии о
влиянии философии Платона на
древнееврейских мудрецов, о влиянии
Талмуда на разработку этики Канта
и т.д. Другая, более конкретная задача
- вскрыть практическое значение талмудистской
этики, ее роль в повседневной жизни
еврейской общины, в повседневной
жизни людей. Это довольно широко
освещено в еврейской художественной
литературе, в творениях крупнейших
писателей XIX – XX вв.[14]
Необходимо иметь
в виду, что увесистые фолианты
Талмуда, написанные на малопонятном арамейском
языке, являлись достоянием не только
ученой религиозной элиты, но и довольно
широкого круга людей. Каждую субботу
собирались после богослужения в
синагоге члены общины, читали, обсуждали
главы Талмуда, спорили по возникающим
проблемам. Это была форма общения
и воспитания философского мышления.
Усвоение сложных текстов Талмуда
облегчалось наличием обширных комментариев,
а также формой их изложения в
виде дискуссий мудрецов, подкрепленных
притчами, сказками, историческими
примерами. Известные изречения
“начетничество и талмудизм” неверно
по существу. Многие известные мыслители,
вышедшие из еврейской среды, проходили
школу Талмуда. Герои Шолом-Алейхема
и других еврейских писателей
всегда рассуждают, к объяснению простого
события они приходят через множество
вопросов и ответов, сопоставлений
и примеров. Забитый нуждой местечковый
бедняк своеобразно их толкует и
предлагает свои решения. Бедная женщина
из тесной коммунальной квартиры, у
которой соседка украла из печи субботний
цимес, опровергает на своем печальном
опыте учение социализма. Известный герой
Шолом-Алейхема Тевье-молочник находит
в поучениях и цитатах из Талмуда объяснение
всем сложным ситуациям, с которыми он
сталкивается. Учение Талмуда его вдохновляет
и делает оптимистом вопреки всем горестям
и испытаниям.
Для дореволюционной
еврейской общины были характерны массовая
бедность и острые социальные противоречия.
Особое значение приобретала здесь
взаимная помощь. Среди 613 заповедей
чуть ли не первое место занимает “цдака”
– милостыня. Но слово "милостыня"
не исчерпывает это понятие и не точно
его передает. Милостыня - это подачка
имущего неимущему. А “цдака” – это справедливость,
доброе дело, святое дело. В канун субботы
и праздников проводился сбор пожертвований
для самых нуждающихся, чтобы все могли
достойно встретить праздник. Бедняки
давали еще более бедным. Характерным
являлось отсутствие морального унижения
от бедности, чувство равенства и достоинства
каждого, презрительное отношение к кичливости
и богачам. Основой таких стереотипов
являлось учение Священного писания, что
все мы от Адама, рассуждения Талмуда,
почему Бог создал одного человека, а также
известный афоризм, получивший в Талмуде
широкое толкование – “почему твоя кровь
краснее?”. У всех кровь одинаковая, все
произошли от одного предка и никто не
должен гордиться своим богатством или
общественным положением[15].
Приведенные изречения
Талмуда способствуют решению одной
из наиболее сложных проблем –
отношение еврейской общины к
нееврейскому окружающему населению.
По этому вопросу накопилось слишком
много предвзятых суждений и выводов.
Учение Талмуда, его этика построены
на равенстве всех людей и требуют
уважения к иноземцу, инородцу, ибо
напоминает каждому, что “пришельцами
мы были в стране египетской”, и
требует: “пришельца, сироту, вдову
не притесняйте”. Пришелец здесь на
первом месте. Еврейская община жила
своей духовной жизнью. Это вызывало
часто непонимание окружающего
христианского населения. Но в практической
жизни отношения между людьми
были нормальные и добрососедские,
хотя и бывали недоразумения, обычные
в отношениях между людьми. Враждебность
и неприязнь нагнеталась извне.
Большинство рядовых
Евреи пользуются
лунным календарем, обычный год состоит
из 12 месяцев по 29 и 30 дней: тишрей, хешван,
кислев, тевет, шват, адар, нисан, ияр, сиван,
тамуз, ав и элул.
Еврейский календарь
намного старше общепринятого сегодня
григорианского, и во многом отличается
от него. Еврейский календарь ведет свой
отсчет от сотворения мира, которое датируется
3761 годом до н.э. Календарь был установлен
Санелрином (Высшим еврейским религиозным
судом) приблизительно в 359 году до н.э.[17]
Согласно еврейской
традиции, новый день начинается не
в полночь, а с заходом солнца
и появлением первых звезд на небе,
поскольку в Торе сказано: «И был
вечер, и было утро: день один», то есть,
вечер предшествовал утру.
Еврейский календарь
можно считать лунно-солнечным, поскольку
он построен с учетом вращения и
Солнца и Луны вокруг Земли.
Луна делает
полный оборот вокруг Земли приблизительно
за 29 суток. Этот промежуток времени
мы принимаем за месяц. В каждом месяце
еврейского календаря содержится 29
или 30 дней. Момент, когда Луна после
полного исчезновения из вида, начинает
затем снова нарастать, называется
новолунием. Новолуние является началом
нового месяца – Рош-Ходеш. Первая ночь
еврейского месяца всегда начинается
с новолуния – появления новой Луны, причем
полнолуние всегда приходится на 15-й день
месяца. К концу месяца Луна заметно уменьшается,
пока совсем не перестает быть видна.
Если бы наш
год состоял из одних только лунных
месяцев, то месяцы постоянно «скользили»
бы по календарю и не совпадали
с определенными временами
Новый год –
Рош хашана – приходится на месяц тишрей,
поскольку евреи считают, что в этом месяце
Бог сотворил мир. В молитве, которую читают
на Рош хашана, говорится, что в этот день
на небе принимают решение о том, кто умрет
в этом году, кто родится, кто будет жить
в мире, а кто страдать.
Праздник Йом
Кипур – День искупления отделяют от Нового
года десять дней – десять дней раскаяния.
В это время
верующие занимаются благотворительностью,
поскольку поведение в дни
покаяния может повлиять на решение
Бога о дальнейшей судьбе человека.
В День искупления евреи обязаны
поститься 25 часов, причем запрещено
не только есть, но и пить. Молитвы, произносимые
на Йом Кипур, – самые длинные в году, служба
длится с утра до ночи с небольшими перерывами.
Главные темы праздника – темы жизни и
смерти, поскольку традиционно считается,
что в этот день Господь принимает окончательное
решение о судьбах людей.
Следующий праздник
еврейского календаря – Суккот –
также отмечается в месяц тишрей. Накануне
этого праздника евреи должны построить
шалаш – сукку, который служит напоминанием
о тех временах, когда их предки сорок
лет бродили по пустыне.
Один из самых
веселых праздников – Симхат Тора,
Радость Торы. В этот день завершается
ежегодный цикл чтения Пятикнижия и тут
же начинается новый, со стихов книги Бытия.
В начале праздника (а праздники начинаются
вечером) видные члены еврейской общины
обходят синагогу со свитками Торы в руках,
а верующие окружают их, танцуют и стараются
прикоснуться к свиткам.
Ханука, как и многие
другие еврейские праздники, связана с
событиями еврейской истории, а именно
с восстанием против сирийского царя Анти-оха
(в управлении которого находилась Иудея)
под предводительством Маккавеев во II
веке до н.э. Восставшим удалось захватить
Иерусалим, и они решили освятить, очистить
храм, оскверненный сирийским царем, по
приказу которого в храм внесли статую
Зевса и приносили в жертву свиней. Для
очистительного обряда было необходимо
оливковое масло, но в храме удалось найти
только один кувшин, которого хватило
бы на один день, а в соответствии с ритуалом
масло должно гореть восемь дней. Тогда
произошло чудо – масло горело все восемь
дней. Посвященный этому чуду праздник
также отмечается в течение восьми дней.
В первый день принято зажигать одну свечу,
во второй – две и т.д. до восьми свечей[19].
Праздник Пурим
не уступает Хануке в веселье, он также
ассоциируется с историей, на сей раз описанной
в библейской книге Есфири, повествующей
о счастливом избавлении евреев от истребления,
задуманного Аманом. В этот день в синагоге
читается свиток Есфири, а при упоминании
имени Амана верующие – и взрослые и дети
– начинают трещать трещотками, кроме
того, многие надевают карнавальные костюмы.
Празднование
Песаха – самого популярного еврейского
праздника – предписано в Торе, в книге
Исход. Песах связан с исходом евреев из
Египта, освобождением их от рабства. В
течение праздника, продолжающегося семь
дней, запрещено есть хлеб и другие квасные
изделия, вместо них едят мацу (опресноки).
Кульминацией Песаха является праздничная
трапеза – седер; его цель – напомнить
об истории освобождения, поэтому все
блюда на столе имеют символическое значение.
Например, горькая зелень (обычно хрен)
– марор – символизирует горечь рабства,
блюдо из орехов и яблок напоминает о глине,
из которой делались кирпичи для египетских
домов.
Через 50 дней после
Песаха наступает Шавуот – праздник, отмечаемый
в память важного для каждого еврея события
– дарования Торы. Вероятно, такой смысл
празднику был придан позднее (по свидетельству
Талмуда, в первый день праздника Бог дал
евреям Десять заповедей), а в Пятикнижии
Шавуот называется праздником окончания
сбора урожая.
Ко дню 9-го ава
(конец июля – середина августа) традиция
приурочивает самые печальные события
в еврейской истории. В этот день вавилонянами
был разрушен первый храм (586 г. до н.э.),
а римляне сожгли второй храм (70 г. н.э.),
в этот же день в 1290 году евреи были изгнаны
из Англии, а в 1492 году – из Испании. Девятого
ава соблюдается полный пост.
Шаббат – суббота. Заповедь соблюдать субботу содержится в Торе, но правила ее соблюдения там не даны. Виды работы, запрещенные в субботние дни, определялись мудрецами. Так, в Мишне перечислены 39 запретных занятий, вот некоторые из них: нельзя пахать, собирать урожай, печь, красить шерсть, строить и разрушать, забивать животных, шить. Субботний праздник начинается накануне вечером и заканчивается вечером в субботу зажиганием свечей (как правило, это делают женщины). В этот день проводится специальная церемония – хавдала (“отделение”), символизирующая отделение субботы от других дней. Сначала произносят благословение над вином, затем над благовониями и наконец благословляют огонь свечей. В настоящее время церемонию хавдалы соблюдают в основном ортодоксальные евреи[20].