Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 22:33, реферат
Конституция Российской Федерации предусматривает три вида государственной власти: законодательную, исполнительную и судебную, устанавливая, что органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны (ст. 10 Конституции). Статья 11 Конституции предоставляет право осуществления государственной власти Президенту Российской Федерации. Федеральному собранию Российской Федерации, Правительству Российской Федерации и судам Российской Федерации.
Закон также требует, чтобы на должность судьи назначались лица, не совершившие порочащих поступков, сдавшие квалификационный экзамен и получившие рекомендацию квалификационной коллегии судей. При этом судьей вышестоящего суда может быть гражданин РФ, достигший 30 лет, а судьей Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ - достигший 35 лет и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее десяти лет. Для судей Конституционного Суда РФ установлены более высокие требования: возраст не менее 40 лет и стаж работы по юридической профессии не менее пятнадцати лет.
Для выражения интересов судей как носителей судебной власти ими образуются органы судейского сообщества. К их числу относятся: а) Всероссийский съезд судей, который на период между съездами избирает совет судей Российской Федерации, б) Собрания судей Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда, в) съезды (конференции) судей субъектов РФ, военных округов, групп войск и флота, которые на период между съездами избирают советы судей. Органы судейского сообщества обсуждают вопросы судебной практики и совершенствования законодательства, рассматривают актуальные проблемы работы судов и др. Эти органы никаким образом не вмешиваются в судебную деятельность. 8
Порядок назначения судей. Конституция РФ устанавливает (ст. 128), что судьи Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ. Что же касается других федеральных судов (судов общей юрисдикции и арбитражных судов), то судьи назначаются Президентом РФ в порядке, установленном федеральным законом.
Для назначения судей, в том числе судей военных судов, необходимо представление соответственно Председателей Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ. Отсюда вытекает, что субъекты РФ и органы местного самоуправления лишены права своей властью назначать судей федеральных судов, однако закон требует, чтобы назначение согласовывалось с законодательными (представительными) органами соответствующих субъектов РФ. Таким образом, весь огромный судейский корпус страны (всего насчитывается около 15 тысяч судей судов общей юрисдикции) назначается властью главы государства. Только мировые судьи, а также судьи, председатели и заместители председателей конституционных (уставных) судов субъектов РФ назначаются (избираются) на должность в порядке, установленном законами субъектов РФ.
Отсюда единые требования для отбора на должность судьи. Отбор осуществляется на конкурсной основе и любой гражданин, соответствующий требованиям Конституции РФ, вправе быть допущенным к сдаче квалификационного экзамена. Экзамен принимается комиссией, состоящей при органе юстиции. Президент РФ назначает кандидатов на должности судей только при наличии положительного заключения квалификационной коллегии судей. Судья, впервые назначенный на должность, приносит присягу, текст которой установлен законом.
В решении вопросов назначения судей важную роль играют квалификационные коллегии, которые (отдельно для общих, военных и арбитражных судов) избираются съездами и собраниями судей. Квалификационные коллегии рассматривают вопросы отбора кандидатов, приостановления или прекращения полномочий судьи, прекращения отставки судьи, обеспечения неприкосновенности судьи, проведения аттестации судьи и присвоения ему квалификационного класса. В этих целях созданы Высшая квалификационная коллегия судей и квалификационные коллегии судей Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, а также судей других судов. Положение об организации и деятельности этих коллегий утверждается Государственной Думой Федерального Собрания РФ. (В настоящее время действует Положение, утвержденное Верховным Советом РФ от 13 мая 1993 г.).
Независимость.
Важнейшим конституционным
Пониманию того,
в каких случаях суду надлежит
непосредственно применять
Власть судов конкретизируется и усиливается указанием Конституции РФ (ч. 2 ст. 120) на то, что, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, суд принимает решение в соответствии с законом. Эта норма подчеркивает господство закона над всеми другими правовыми актами: указами Президента РФ постановлениями Правительства РФ, актами субъектов РФ, приказами министерств и ведомств, актами органов местного самоуправления, актами общественных объединений и т. д. Следовательно, нормативные указы Президента РФ как главы государства подлежат применению судами при разрешении конкретных судебных дел, если они не противоречат Конституции РФ и федеральным законам. Суд выступает как главный механизм господства закона, его право обеспечивать это господство есть одновременно обязанность контролировать правоприменение и охранять свойственную правовому государству фундаментальную иерархию источников права.
Закон закрепляет систему гарантий независимости судьи. Эта независимость обеспечивается:
Несменяемость. Статья 121 Конституции РФ устанавливает, что судьи несменяемы. Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом. Он не подлежит переводу на другую должность или в другой суд без его согласия, даже если речь идет о переводе в выше- стоящий суд. Несменяемость в отличие от выборности судей создает прочную судебную систему, в которой судья не дол- жен беспокоиться за свое переизбрание, а следовательно, в гораздо большей степени чувствует себя независимым.
Приостановление полномочий судьи не может осуществляться произвольно. Для этого требуется решение квалификационной коллегии судей при наличии одного из указанных в Законе оснований, которые носят характер конкретных фактов и не оставляют места субъективной оценке деятельности судьи. Этими основаниями являются:
1) признание судьи безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу;
2) согласие квалификационной
коллегии судей на привлечение
судьи к уголовной
3) участие судьи
в предвыборной кампании в
качестве кандидата в состав
органа законодательной (
4) избрание судьи
в состав одного из
Полномочия судьи могут быть возобновлены решением той же квалификационной коллегии судей, которая приостановила его полномочия.
Прекращение полномочий судьи возможно только на установленных законом основаниях, а именно-письменного заявления об отставке, по состоянию здоровья, в связи с переходом на другую работу, истечения срока полномочий, прекращения гражданства РФ, увольнения судьи военного суда с военной службы. Его полномочия прекращаются также в случаях:
Полномочия судьи прекращаются решением квалификационной коллегии судей.
Закон предусматривает также возможность отставки судьи, которая представляет собой почетный уход или почетное удаление судьи с должности. В этом случае за ним сохраняется звание судьи, гарантии личной неприкосновенности и принадлежность к судейскому сообществу, а также предоставляется ежемесячное пожизненное содержание и ряд льгот.
Неприкосновенность. Судьи неприкосновенны. Судья не может быть привлечен к уголовной ответственности иначе как в порядке, определяемом федеральным законом (ст. 122 Конституции РФ). Неприкосновенность судьи распространяется также на его жилище и служебное помещение, используемые им транспорт и средства связи, его корреспонденцию, принадлежащие ему имущество и документы. Нарушение этих прав судьи возможно только в связи с производством по уголовному делу в отношении судьи. 9
Неприкосновенность - существенная гарантия независимости судьи, дающая ему возможность спокойно выполнять свои обязанности, несмотря на угрозы, шантаж и даже попытки посягательства на жизнь со стороны преступного мира. Это одновременно и гарантия от бюрократического администрирования со стороны государственных органов, вышестоящих судов. В этих целях запрещено привлекать судей к административной и дисциплинарной ответственности. Его нельзя привлечь к какой-либо ответственности за выраженное им при осуществлении правосудия мнение и принятое решение, если вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена его виновность в преступном злоупотреблении.
Судья не может быть в каком бы то ни было случае задержан, а равно принудительно доставлен в тот или иной государственный орган в порядке производства по делам об административных правонарушениях. Судья, задержанный по подозрению в совершении преступления, задержанный или доставленный в орган внутренних дел, другой государственный орган в порядке производства по делам об административных правонарушениях, по установлении его личности должен быть немедленно освобожден.
Конституция РФ особо выделяет гарантии неприкосновенности судей от необоснованного привлечения к уголовной ответственности. Привлечь судью к уголовной ответственности можно не иначе как в порядке, определяемом Федеральным законом. Уголовное дело в отношении судьи может быть возбуждено только Генеральным прокурором РФ при наличии на то согласия соответствующей квалификационной коллегии судей. Заключение судьи под стражу допускается не иначе как с согласия квалификационной коллегии и с санкции Генерального прокурора РФ либо по решению суда. Уголовное дело в отношении судьи по его требованию, заявленному до начала судебного разбирательства, должно быть рассмотрено только Верховным Судом РФ.
Все это вовсе не превращает судей в некую секту "неприкасаемых". Как и другие граждане, они несут уголовную и гражданскую ответственность за правонарушения. Но специфика судейского труда, авторитет судебной власти требуют повышенных гарантий защиты прав, этой категории государственных служащих.
Перечень дел, в отношении которых Верховный Суд РФ является высшим судебным органом, выглядит не очень определенно. Упомянуты общеизвестные категории гражданских, уголовных и административных дел, но не раскрыто содержание "иных дел", что должно быть истолковано как возможность в будущем расширить подсудность судов общей юрисдикции.
Сомнению часто
подвергается право Верховного Суда
РФ давать разъяснения по вопросам
судебной практики, в котором многие
также видят опасность для
независимости нижестоящих
Верховный Суд РФ может также выступать в качестве суда первой инстанции по определенной категории дел. Например, судья, против которого возбуждено-уголовное дело, имеет право просить, чтобы оно было рассмотрено Верховным Судом в первой инстанции; этим Судом рассматриваются жалобы на решения квалификационных коллегий об отрешении судьи от должности, на ненормативные акты Президента РФ, Федерального собрания. Правительства и др. Верховный Суд обладает правом законодательной инициативы, он наделен полномочием рассматривать жалобы граждан, связанные с нарушениями избирательных прав (по выборам Президента РФ и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания). 10
Количественный состав Верховного Суда РФ был установлен Постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 16 марта 1992 г. (с поправкой). В штатную численность членов Суда входят 100 судей, Председатель, первый заместитель и пять заместителей Председателя, Председатель, заместитель Председателя и 6 судей военной коллегии Верховного Суда РФ. Заместители председателя и другие судьи Верховного Суда РФ назначаются Советом Федерации Федерального Собрания по представлению Президента РФ, основанному на представлении Председателя Верховного Суда РФ.
Столь широкий количественный состав Верховного Суда РФ объясняется большим объемом его работы, что отражает соответствующую широкую деятельность судов общей юрисдикции. В 1995 г. ими было рассмотрено более 2,5 млн. гражданских дел, 2 млн. административных дел, осуждено более 1 млн. человек. Особенно быстро растет объем работы судов по гражданским делам. Штат судей судов общей юрисдикции составляет 15 тыс. судей (фактически работает только 13 тысяч). Верховный Суд РФ действует в составе: