Деятельность органов дознания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 17:41, отчет по практике

Краткое описание

Учебная практика является важнейшей формой подготовки студентов и составной частью учебного процесса. Она проводится в правоохранительных органах и учреждениях государственного управления. Практика имеет своей целью углубление и закрепление знаний, полученных в процессе теоретического обучения. В ходе учебной практики студенты приобретают необходимые навыки, умения и опыт для работы в правоохранительных органах, организациях и учреждениях.
Руководителем практики была Куркова Е. Г. Она разъяснила задание на учебную практику, а также дала индивидуальное задание, которое заключалось в ознакомлении с деятельностью отдела дознания и ознакомлением с основополагающими документами, регулирующими деятельность отдела дознания.

Содержание

Введение 3
1 Теоретико-методологические основы органов дознания 4
Понятие органов дознания 4
Цели и задачи, функции органов дознания 6
2 Виды дознания, их особенности 8
2.1 Перечень органов дознания 10
Заключение 11
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Волокитин С.В., УП., Юриспруденция.doc

— 157.00 Кб (Скачать файл)

Основные данные о работе

Версия шаблона

2.1

Филиал

Биробиджанский

Вид работы

Отчет по практике

Название дисциплины

Юриспруденция

Тема

Деятельность органов  дознания

Фамилия студента

Волокитин

Имя студента

Сергей

Отчество студента

Васильевич

№ контракта

1080012400101013

Ф.И.О. научного руководителя, степень, звание

Куркова Е.Г

Направление на практику


 

 

Содержание

Введение                                                                                                          3

1 Теоретико-методологические основы  органов дознания                           4

    1. Понятие органов дознания                                                                       4
    2. Цели и задачи, функции органов дознания                                             6

2 Виды дознания, их особенности                                                                  8

2.1 Перечень органов дознания                                                                    10

Заключение                                                                                                     11

Список использованных источников                                                            12

Приложения                                                                                                   13

Введение

Я, Волокитин Сергей Васильевич, студент 1 курса юридического факультета (группа 31041 – 202 - 01), проходил учебную (ознакомительную) практику с 30.09 2013 года по 13.10.2013 года в МО МВД России Биробиджанский.

Учебная практика является важнейшей формой подготовки студентов и составной частью учебного процесса. Она проводится в правоохранительных органах и учреждениях государственного управления. Практика имеет своей целью углубление и закрепление знаний, полученных в процессе теоретического обучения. В ходе учебной практики студенты приобретают необходимые навыки, умения и опыт для работы в правоохранительных органах, организациях и учреждениях.

Руководителем практики была Куркова Е. Г. Она разъяснила задание на учебную практику, а также дала индивидуальное задание, которое заключалось в ознакомлении с деятельностью отдела дознания и ознакомлением с основополагающими документами, регулирующими деятельность отдела дознания.

За  время прохождения практики я  был ознакомлен с деятельностью органов дознания, изучил делопроизводство, ознакомился с инструкциями, положениями, которые регулируют внутренний распорядок, структуру, порядок организации и полномочия органов дознания, а также с нормативно-правовыми актами, регламентирующими их сферу деятельности.

Основная часть

1 Теоретико-методологические основы органов дознания

1.1 Понятие органов дознания

Деятельность  государства и его органов  охватывает различные сферы жизни  общества. Решение проблем, связанных  с обеспечением нормального функционирования экономики, осуществление внешней политики, создание условий для развития культуры, науки и образования, поддержание обороноспособности страны, а также выполнение других важных функций – таково содержание этой многообразной и многоплановой деятельности.

Одно  из центральных мест в ней занимает выполнение задач по обеспечению  законности и правопорядка, защите прав и свобод человека и гражданина, охране прав и законных интересов  государственных и негосударственных  организаций, трудовых коллективов  и общественных объединений, борьбе с преступлениями и иными правонарушениями. Эти задачи – предмет заботы в первую очередь государства и его органов, о чем в той или иной форме говорится, к примеру, в ст. 2, 45, п. «в» ст. 71, п. «б» ст. 72, п. «е» ст. 114 Конституции РФ. В частности, в ст. 2 недвусмысленно сказано: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства». Эта же идея содержится в ч. 1 ст. 45 «Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется». Одним из органов обеспечения общественного порядка является дознание. Деятельность органов дознания носит публично-правовой характер. Преступление, являясь наиболее опасным видом правонарушений, причиняет личности, правам и свободам граждан, обществу, государству значительный вред. А это, в свою очередь, обязывает полномочные органы государства принять все предусмотренные законом меры по охране прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя Российской Федерации от преступных посягательств, а также предупреждение преступлений.

Предварительное расследование подразделяется на две формы - дознание и предварительное следствие. Между органами дознания и предварительного следствия имеются и сходство, и различия. Общие их черты заключаются в следующем: они выполняют одни и те же задачи применительно к различным видам уголовных преступлений; обязаны возбудить уголовное дело в пределах своей компетенции при наличии признаков преступления; осуществляют свою деятельность на основе единого уголовно-процессуального законодательства; соблюдают единую процессуальную форму в своей деятельности.

Основные  же различия заключаются в том, что  дознание и предварительное следствие  осуществляются разными органами. В  определенных случаях дознание предшествует предварительному следствию. Имеются  также некоторые различия в объеме процессуальных полномочий следователя и лица, производящего дознание, в сроках производства дознания и следствия и т.д.

Дознание  в той или иной форме по подавляющему большинству дел проводит полиция.

В своей деятельности полиция руководствуется  Конституцией Российской Федерации, Законом «О полиции», федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, конституциями, уставами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. В целом полиция является составной частью довольно обширной системы органов Министерства внутренних дел. В центральном аппарате этого Министерства (его структура частично утверждена Указом Президента РФ от 24 апреля 1998 г. № 433) имеется ряд подразделений (например, главные управления уголовного розыска, по экономическим преступлениям, по организованной преступности, по незаконному обороту наркотиков, обеспечения общественного порядка, Государственная инспекция безопасности дорожного движения), которые в совокупности и образуют вместе со своими местными службами то, что мы привыкли называть милицией. Ее низовыми звеньями, куда чаще всего идут со своими заботами граждане, являются отделы или отделения полиции.

Практически в каждом из таких отделов или  отделений либо ином территориальном органе основного звена имеются службы уголовного розыска, патрульно-постовая, дежурная часть и т.д.

В своей деятельности полиция подчиняется  Министерству внутренних дел РФ, министерствам  внутренних дел и управлениям  внутренних дел республик, краев и областей – субъектов Российской Федерации. Полиция общественной безопасности, кроме того, подчиняется еще соответствующим органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления.

1.2 Цели и задачи, функции органов дознания

Возбуждение уголовного дела, быстрое и полное раскрытие преступления, уголовное  преследование лиц, совершивших  преступление, обвинение их перед  судом, судебное рассмотрение и разрешение дела с тем, чтобы совершивший  преступление был осужден, подвергнут справедливому наказанию или, в соответствии с уголовным законом, освобожден от ответственности или наказания – все эти задачи реализуются в уголовном процессе.

Расследование уголовных дел расследование  уголовных дел часто называют предварительным расследованием. Обусловлено это тем, что оно приводит к предварительным выводам и предшествует разбирательству в суде уголовных дел. Предварительное расследование представляет собой деятельность особо уполномоченных государством органов по установлению события преступления, по розыску и изобличению виновного или виновных в совершении преступления, по возмещению причиненного преступлением ущерба и принятию мер по устранению причин совершенного преступления и предупреждению новых.

Для выполнения задач органы предварительного расследования наделяются законодателем специальными полномочиями, которые в основном перечислены в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации (далее – УПК РФ). Их деятельность состоит, прежде всего, в сборе доказательств виновности (или невиновности) лица в совершении преступления.

Если органами предварительного расследования  собраны доказательства виновности лица, то эти органы, изложив свои выводы в обвинительном заключении, направляют все материалы дела через  надзирающего над законностью расследования  прокурора в суд, который окончательно разрешает вопрос о виновности лица (лиц) в совершении преступления и назначает меру наказания.

Исходя из сказанного можно сделать  вывод, что роль предварительного расследования  весьма велика. От его оперативности, своевременности и объективности  во многом зависит законность, обоснованность и справедливость судебного приговора. Высококачественное и умело проведенное расследование дает суду возможность правильно разобраться в существе совершенного преступления, виновности или невиновности подсудимого, избрать справедливую меру наказания, а также решить все другие вопросы, связанные с постановлением приговора.

Кроме того, на органы дознания возлагается  принятие необходимых оперативно-розыскных  и иных предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством мер в целях обнаружения преступлений и лиц, их совершивших. Однако эта деятельность не является дознанием, а относится к самостоятельной функции. Ее выполнение возлагается только на те органы дознания, которые располагают оперативными службами.

2 Виды дознания, их особенности

Уголовно-процессуальное законодательство различает два вида дознания: дознание по уголовным делам, по которым предварительное  следствие обязательно, и дознание по делам, по которым предварительное  следствие не обязательно. В первом случае орган дознания возбуждает уголовное дело, проводит по нему неотложные следственные действия и в пятнадцатидневный срок, подлежащий продлению только с санкции прокурора, но не более чем на 10 суток . передает дело следователю, который осуществляет дальнейшее производство по делу. Во втором случае, когда предварительное следствие по делу необязательно, дознание в полном объеме выполняет функцию предварительного расследования.

Дознание по делам, по которым обязательно  производство предварительного следствия, начатое органом дознания, состоит из неотложных следственных действий по установлению и закреплению следов преступлений. К таким следственным действиям относятся: осмотр, обыск, выемка, задержание и допрос подозреваемых, освидетельствование, допрос потерпевших и свидетелей. О начале производства такого дознания немедленно уведомляется прокурор. Эта форма дознания ограничена 15-дневным сроком со дня возбуждения уголовного дела. До истечения такого срока дело направляется следователю. После такой передачи орган дознания вправе производить по делу следственные и розыскные действия только по поручению следователя. Однако если не обнаружено лицо, совершившее преступление, орган дознания принимает оперативно-розыскные меры для его установления и сообщает следователю о результатах.

Орган дознания не вправе приостановить  или прекратить дело, по которому предварительное  следствие обязательно, так как  его компетенция по делам данной категории исчерпывается производством  неотложных следственных действий и  вынесением постановления о направлении дела следователю. По делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно, орган дознания проводит расследование в полном объеме, заканчивая его составлением обвинительного заключения о прекращении производства по делу.

Дознание такого рода от следствия  отличают некоторые особенности, в  частности, сроки дознания, а также  то, что по окончании дознания его  материалы предъявляются для  ознакомления только обвиняемому, а  другие участники процесса лишь извещают об окончании дознания.

В ходе прохождения мною учебной  практики в отделе дознания Управления внутренних дел г. Биробиджан я имел возможность лично присутствовать при допросе потерпевшего, обвиняемого, свидетелей, убедиться в их эффективности и законности, изучить процедуру допроса. Все следственные действия протоколируются. Протокол следственного действия составляется в ходе следственного действия или непосредственно после его окончания.

Протокол – официальный документ, в котором фиксируются какие-либо фактические обстоятельства (процессуальные или следственные действия, судебное заседание).

Протокол может быть написан  от руки или изготовлен с помощью  технических средств.

В протоколе указываются:

1) место и дата производства следственного действия, время его начала и окончания с точностью до минуты;

2) должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол;

3) фамилия, имя и отчество каждого лица, участвовавшего в следственном действии, а в необходимых случаях его адрес и другие данные о его личности.

В протоколе описываются процессуальные действия в том порядке, в каком они производились, выявленные при их производстве существенные для данного уголовного дела обстоятельства, а также излагаются заявления лиц, участвовавших в следственном действии.

Протокол также должен содержать запись о разъяснении участникам следственных действий в соответствии с УПК РФ их прав, обязанностей, ответственности и порядка производства следственного действия, которая удостоверяется подписями участников следственных действий.

В случаях, предусмотренных ст. 177, 178, 181-183, частью пятой ст. 185, частью седьмой  ст. 186, ст. 193 и 194 УПК РФ следственные действия производятся с участием не менее двух понятых, которые вызываются для удостоверения факта производства следственного действия, его хода и результатов, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей ст. 170 УПК РФ.

Информация о работе Деятельность органов дознания