Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2014 в 23:20, реферат
Целью представленной курсовой работы является исследование непосредственно процедуры производства обыска и выемки, специфики каждого из них.
Во исполнение указанной цели поставлены следующие задачи: определить понятия обыска и выемки; рассмотреть основания обыска и выемки; рассмотреть познавательную сущность обыска и его место в системе следственных действий; раскрыть сущность и правовую природу личного обыска его особенности.
Введение
Глава 1. Наложение ареста на почтово-телеграфные отправления. Их осмотр и выемка.
§1. Процессуальные основания наложения ареста на почтово-телеграфные отправления.
§2. Процессуальный порядок осмотра и выемки почтово-телеграфных отправлений.
Глава 2. Криминалистические аспекты наложения ареста на почтово-телеграфные отправления.
§1. Тактические приемы, используемые при наложении ареста на почтово-телеграфные отправления.
§2. Тактические приемы, используемые при осмотре и выемке почтово-телеграфных отправлений.
Заключение
Список используемой литературы
Если в результате осмотра корреспонденции следователь приходит к выводу о том, что не следует производить выемку, то он ограничивается тем, что указывает в протоколе осмотра, какая именно корреспонденция была осмотрена и что установлено осмотром, а также фиксирует полностью или частично текст осмотренной корреспонденции. При этом он может снять копию письменной корреспонденции.
Вскрытие корреспонденции должно осуществляться таким образом, чтобы на ней и на ее упаковке не оставались следы данной операции.
Арест на почтово-телеграфные отправления отменяется следователем с обязательным уведомлением об этом суда, принявшего решение о наложении ареста, и прокурора, когда отпадает необходимость в этой мере, но не позднее окончания предварительного расследования по данному уголовному делу (ч. 6 ст. 185 УПК).
§2. Тактические приемы, используемые при осмотре и выемке почтово-телеграфных отправлений.
При наличии достаточных оснований полагать, что предметы, документы или сведения,
имеющие значение для уголовного дела, могут содержаться в бандеролях, посылках или других
почтово-телеграфных отправлениях либо в телеграммах или радиограммах, на них может быть
наложен арест (ст. 185 УПК РФ). В учреждениях связи такой арест, осмотр и выемка арестованных
отправлений производятся на основании судебного решения, принимаемого в порядке,
установленном ст. 165 УПК РФ. В ходатайстве следователя о наложении ареста на почтово-
телеграфные отправления и производстве их осмотра и выемки указываются:
- фамилия, имя, отчество и адрес лица, почтово-телеграфные оправления которого должны
задерживаться;
- основания наложения ареста, производства осмотра и выемки;
- виды
почтово-телеграфных
- наименование
учреждения связи, на которое
возлагается обязанность
соответствующие почтово-телеграфные отправления.
Арест может быть наложен на входящие и исходящие отправления не только обвиняемого
или подозреваемого, но и любого другого лица, если они имеют значение для дела. В случае
принятия судом решения о наложении ареста на почтово-телеграфные отправления его копия
направляется в соответствующее учреждение связи, которому поручается задерживать почтово-
телеграфные отправления и незамедлительно уведомлять об этом следователя. Получив
сообщение органа связи о задержании отправлений, указанных в постановлении, следователь
прибывает для их осмотра с целью определения значения для дела содержащихся в
отправлениях сведений и необходимости их изъятия. Если по тактическим соображениям
целесообразно, чтобы лицо не знало о наложении ареста на его отправление, подлинник
корреспонденции не изымается, а копируется, фотографируется либо из него делается выписка в
протокол осмотра. В этих случаях следователь дает указание о доставлении подлинника
корреспонденции адресату.
Осмотр и выемка почтово-телеграфных отправлений производятся в присутствии понятых из
числа работников почтово-телеграфного учреждения. Это обеспечивает сохранение в тайне
содержания корреспонденции и факта наложения на нее ареста. В необходимых случаях для
участия в производстве выемки почтово-телеграфных отправлений вызывается соответствующий
специалист, а также переводчик. В каждом случае осмотра почтово-телеграфных отправлений
составляется протокол, в котором указывается, кем и что было подвергнуто осмотру, скопировано,
отправлено адресату или задержано и изъято.
Наложение ареста на почтово-телеграфные отправления носит длящийся характер. Но в
любом случае эта мера ограничена сроками расследования. Если необходимость в ее применении
отпадает до истечения сроков расследования, следователь своим постановлением может
отменить наложение ареста в любое время с обязательным уведомлением об этом суда,
принявшего решение о наложении ареста, и прокурора.
Наряду со следственным действием, о котором идет речь, действующее законодательство
(п. 9 ч. 1 ст. 6 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности") предусматривает
контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений в качестве оперативно-
розыскного мероприятия, результаты которого, будучи представлены в уголовное дело, тоже
после соответствующей проверки по правилам УПК РФ могут быть использованы в уголовно-
процессуальном доказывании. Так же как и следственное действие, предусмотренное ст. 185 УПК
РФ, названное оперативно-розыскное мероприятие проводится в целях получения сведений о
преступлении и лицах, совершивших его негласно, скрытно (иначе оно не имеет смысла), и только
на основании судебного решения. Если орган, осуществляющий оперативно-розыскную
деятельность, решил представить в уголовное дело копию соответствующей корреспонденции,
протокол ее осмотра и сама копия, например письма, в принципе могут служить производным
доказательством (иной документ - ст. 84 УПК РФ).
Столь существенное сходство оперативно-розыскного мероприятия и следственного
действия требует объяснения, какой смысл имеет одновременное существование их обоих.
Главное заключается в том, что проведение оперативно-розыскного мероприятия (в отличие от
производства следственного действия) не связано временными рамками предварительного
расследования, оно может проводиться и до возбуждения уголовного дела, а полученные
результаты наряду с другими сведениями могут быть положены в основание для принятия
решения о возбуждении такого дела и планирования работы на начальном этапе его
расследования. Не следует упускать из виду и того, что следственное действие в виде наложения
ареста на почтово-телеграфную корреспонденцию предусматривалось и в УПК РСФСР 1960г.,
действие которого приходится на период нашей истории, когда о негласных оперативно-розыскных
мероприятиях, да еще и связанных с негласным техническим проникновением конституционных
прав, свобод и личных тайн, законодательство вообще умалчивало. Возникшее теперь
оперативно-следственное дублирование добывания информации, по сути дела, одинаковым
способом может быть результатом перекосов, образовавшихся в соотношении юстиции и сыска в
годы советской власти. Законодатель, по всей видимости, недостаточно учитывает природу
контроля за почтово-телеграфными отправлениями, который является типичным
разведывательным мероприятием. Он осуществляется тайно, длительное время, причем -на
определенном отрезке -вообще без участия правоохранительного органа, отслеживание
исходящей и (или) входящей корреспонденции служащими учреждения связи может быть как
результативным, так и безрезультативным. Эти "засадно-наблюдательные" черты не отвечают
природе юстиционной деятельности вообще и природе следственных действий в частности.
Заключение
Арест, осмотр и изъятие почтово-телеграфных отправлений — это эффективное средство раскрытия преступлений, позволяющее в негласном порядке выявить намерения подозреваемых и обвиняемых (планирование новых преступлений, сокрытие следов и т.д.), определить круг соучастников преступлений, получить информацию о местонахождении вещественных доказательств, трупа, установить каналы сбыта похищенного и другие обстоятельства, подлежащие доказыванию. Однако негласный характер этих действий не превращает их в оперативно-розыскное мероприятие, предусмотренное п. 9 ст. 6 Закона об ОРД (контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений), т.к. 1) познавательную деятельность осуществляет не оперативный орган, а сам следователь; 2) эта деятельность детально урегулирована процессуальным законом.
Рассматриваемое
действие представляет собой комплекс
трех процессуальных действий: 1) ареста
почтово-телеграфных отправлений, 2) их
осмотра и 3) выемки. Первое из них — не
следственное, а организационно-
К почтово-телеграфным отправлениям относятся те их виды, в которых могут содержаться сведения и предметы, интересующие следствие. Таковы письма, почтовые открытки, телеграммы, телефонограммы, радиограммы, денежные переводы, посылки, бандероли. Пейджинговые и радиотелефонные сообщения контролируются в ином порядке, предусмотренном ст. 186 УПК. Аресту подлежат как исходящие от лица, так и поступающие к нему почтово-телеграфные отправления.
Закон не определяет, почтово-телеграфные отправления каких лиц подлежат аресту, осмотру и выемке. В первую очередь, это подозреваемые и обвиняемые. Но контроль отправлений может осуществляться и в отношении свидетелей, потерпевших и иных лиц, если имеются данные о том, что они обмениваются информацией, имеющей значение для раскрытия преступления. Однако представляется недопустимым контроль за перепиской между защитником и подзащитным, т.к. он представлял бы собой неправомерное нарушение профессиональной тайны адвоката.
Осмотру и выемке предшествует арест отправлений, т.е. прекращение их дальнейшего движения ввиду задержания в учреждениях связи. Поскольку арест и последующие осмотр и выемка отправлений представляют собой существенное ограничение права граждан на тайну переписки, иных сообщений и, согласно Конституции РФ, допускаются на основании судебного решения (ч. 2 ст. 23 Конституции РФ), закон четко определяет порядок получения следователем разрешения суда. Как и в других случаях, сопряженных с ограничением конституционных прав граждан, следователь возбуждает об этом мотивированное ходатайство перед судом, облеченное в форму постановления, согласованного с прокурором. В нем указываются: а) данные о лице, почтово-телеграфные отправления которого должны задерживаться, и его адрес; б) основания ареста, осмотра и выемки отправлений, т.е. имеющиеся в деле доказательства, указывающие на то, что отправитель может сообщить своему адресату сведения или переслать предметы, имеющие значение для дела; в) виды отправлений, подлежащие аресту; г) наименование учреждения связи, на которое возлагается обязанность задерживать соответствующее отправление. Ходатайство рассматривается судьей с соблюдением обычной процедуры, предусмотренной законом (ч. 1-4 ст. 165 УПК). Решение судьи облекается в форму постановления, содержащего разрешение на арест, последующий осмотр и выемку отправлений; копия постановления направляется судьей непосредственно либо через следователя в учреждение связи. Этим на учреждение связи возлагается обязанность задерживать почтово-телеграфные отправления и незамедлительно уведомлять следователя о их поступлении. Арест действует на протяжении срока предварительного расследования, но не позднее дня его окончания. В этот момент следователь обязан отменить арест, с обязательным уведомлением об этом суда и прокурора. Отмена ареста возможна и раньше, если в процессе расследования в нем отпала необходимость.
Получив уведомление об аресте отправлений, следователь прибывает в учреждение связи и производит осмотр отправления. Для этого не требуются обычные фактические основания осмотра, достаточно постановления судьи. При осмотре отправления соблюдается характерная для осмотра процедура. Но есть и особенность: понятыми могут быть только работники данного почтово-телеграфного учреждения. Для перевода текста письменного сообщения, выполненного на языке, которым следователь и понятые не владеют, может быть приглашен переводчик. В осмотре может участвовать и специалист (например, сотрудник оперативно-технического подразделения для выявления и фиксации отпечатков пальцев). Независимо от того, обнаружена ли осмотром по- чтово-телеграфного отправления относящаяся к делу информация или нет, о результатах осмотра составляется протокол, в котором помимо обычных данных, требуемых ст. 166 УПК, отражаются вид почтово-телеграфного отправления, подвергнутого осмотру, сведения, содержащиеся в нем (в т.ч. содержимое бандероли и посылок, имеющее значение для дела), а также кем и кому оно направлено. Если выявленные при осмотре сведения не имеют отношения к делу или если следователь ограничивается осмотром отправления и снятием с него копии (например, когда по тактическим соображениям целесообразно направить отправление адресату), следователь принимает меры к тому, чтобы оно продолжило движение в неповрежденном виде. Об этом делается соответствующая отметка в протоколе осмотра. В том же случае, когда отправление содержит значимую для дела информацию, причем доказательственную ценность имеет и оригинал отправления (подлинное письмо, телеграмма и т.д.), следователь производит его выемку с соблюдением правил ее проведения. Выемка, оставаясь самостоятельным следственным действием, производится при этом вслед за осмотром, являясь как бы его продолжением, т.к. фактические основания выемки, т.е. сведения о наличии искомой информации, содержатся в протоколе осмотра. При подобных обстоятельствах нет необходимости в составлении отдельного протокола выемки: об осмотре и выемке составляется единый протокол, отражающий как результат осмотра, так и факт изъятия конкретного почтово-телеграфного отправления. Последнее и станет доказательством после приобщения его к делу постановлением следователя. Доказательственная информация, полученная в результате осмотра и выемки отправлений, может иметь различную форму. Это знаковое (текстовое) сообщение, передаваемое адресату (например, содержащее инструкцию о его ожидаемом поведении), и выступающие «иными документами» переводы денежных сумм, указывающие на характер отношений отправителя с адресатом (тоже «иной документ»), предметы, пересылаемые по почте (нейтральные, а также связанные с возможной преступной деятельностью — наркотики, оружие), которые могут быть признаны вещественными доказательствами. Все они будут иметь доказательственное значение лишь вместе с протоколом осмотра и выемкой отправлений, удостоверяющими, какие именно материалы содержались в почтово-телеграфных отправлениях.