Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 11:50, реферат
Организация судопроизводства должна быть результативной и эффективной, с тем чтобы обеспечивать справедливое, надлежащее и оперативное рассмотрение уголовных дел. Во многих системах судебные работники участвуют в руководстве текущей деятельностью судов, однако известно, что чрезмерная административная нагрузка на судебных работников приводит к снижению эффективности их деятельности. В ряде систем принимать решения по оперативным вопросам работы судов уполномочены руководители аппарата суда. Освобождая судебных работников от чрезмерной административной нагрузки, следует определить границы, нарушение которых приведет к утрате независимости судебных органов.
Введение
Данный инструмент служит руководством при оценке эффективности организации работы судов и
их функционирования
с уделением особого внимания
обеспечению доступа
Функционирующая судебная система является неотъемлемой частью функционирующей системы
уголовного правосудия.
Организация судопроизводства должна
быть результативной и эффективной,
с тем чтобы обеспечивать справедливое,
надлежащее и оперативное рассмотрение
уголовных дел. Во многих системах судебные
работники участвуют в
В силу того что суды являются одновременно хранилищами информации, целостность которой
должна постоянно
поддерживаться, в управлении работой
суда наряду с работниками канцелярии
суда могут участвовать сотрудники
секретариата (иногда именуемые судебными
секретарями), особенно если речь идет
о функциях информационного обеспечения.
Ведение протоколов, расшифровка
стенограмм, опубликование судебных
решений, а также сохранность
доказательств – все это
Организация работы с делами тесно связана с управлением работой судов; порядок рассмотрения
дела, от первой инстанции до принятия по нему решения, включая использование
дифференцированных стратегий работы с делами, может сократить отсрочки, с которыми часто
ассоциируется уголовное правосудие. Эффективная организация работы с делами способствует
надлежащему и оперативному принятию решений по уголовным делам благодаря использованию ограниченных ресурсов только в тех случаях, когда они наиболее необходимы, на самых ранних этапах процесса.
Реформа организации работы с делами важна также и в силу того, что она способствует большей
прозрачности процессов, особенно при условии ее координации с эффективным управлением
информацией. Кроме
того, происходящее в последнее время
развитие судебных процедур привело
к большому числу нововведений в
сфере организации работы с делами
и информацией. Принцип, лежащий
в основе наиболее эффективных систем
работы с делами – автоматизированных
и ручных, – заключается в том,
что результативность и прозрачность
являются средством обеспечения
судебной системы, которая функционирует
в соответствии с международными
нормами и стандартами и
Структура и порядок функционирования судебной системы определяют степень доступа
общественности к системе правосудия. Если, например, система устроена таким образом, что все
уголовные дела, независимо от их сложности, должны рассматриваться судом низшей инстанции,
который перегружен делами и не располагает достаточными ресурсами и службами, негативные
последствия для качества правосудия могут быть столь значительными, что граждане просто
перестанут сообщать о совершении преступлений. Однако надлежащая структура юрисдикции
судов – то есть распределение между ними подсудности дел, а также выделение адекватных ресурсов для обеспечения справедливого, своевременного и эффективного рассмотрения дел, – это лишь часть налаженной судебной системы.
Многое можно предпринять для того, чтобы суды стали более удобными для обращения в них
граждан, а система правосудия – более доступной. Суд, в котором к гражданам, будь то участники
процесса, свидетели, потерпевшие или обвиняемые, относятся доброжелательно, который уважает достоинство каждого из них, предоставляет точную информацию в удобной форме, своевременно и не чиня препятствий, таким образом, чтобы эта информация была и понятной и пригодной для использования, формирует уверенность в том уровне справедливости, на который граждане могут рассчитывать в залах судебных заседаний. В условиях возрастания числа судебных систем ценную помощь лицам, для которых официальный язык судопроизводства не является родным, оказывает владеющий двумя и более языками персонал и устные переводчики, а также публикация многих обязательных форм и руководств на нескольких языках.
Во многих странах
в судах или при информационно-
осуществляются проекты предоставления помощи, предназначенные для лиц, относящихся к
уязвимым группам
населения. В этой сфере проекты,
предусматривающие
государства с неправительственными организациями (НПО), могут быть – и часто являются –
успешными. Например, правозащитные НПО или местные ассоциации юристов могут оказывать
юридические консультации или помощь жертвам насилия в семье, нуждающимся в защите от
насильников, или предоставлять помощь малоимущим лицам по вопросам семейного права, таким как опека, усыновление и удочерение, развод. Суды, которые оказывают востребованные услуги, например помощь потерпевшим/свидетелям и их защита, также укрепляют уверенность в
верховенстве права.
И наконец, процессы организации работы судов, а также сотрудники судов должны неизменно
характеризоваться неподкупностью и справедливостью. Проявление предубежденности,
пристрастности или коррупции в судебной системе препятствует правосудию и подрывает
верховенство права. Это касается всех судебных работников и всех процедур – от составления
графика слушаний (кто и на основе каких критериев может ускорить рассмотрение дела) до порядка распределения дел между судьями и осуществления рассмотрения и вынесения решения. Системы уголовного судопроизводства, обеспечивающие отправление правосудия в соответствии с принципом верховенства права, отражают как объективность процесса, так и неизменную честность сотрудников, осуществляющих руководство этим процессом.
Кроме выявления и понимания сильных и слабых сторон исследуемой системы, эксперт должен быть в состоянии определить возможности для реформы и развития. Техническая помощь в сфере
организации судопроизводства
в контексте широких
деятельность, направленную на совершенствование следующих мер:
информационных технологий судебными службами;
судопроизводства;
обращающихся в суд лиц, которые относятся к уязвимым группам населения;
делами;
действенной и эффективной организации работы и практической поддержки работников
судебных органов;
Свободный доступ к правосудию
Свободный доступ к правосудию, провозглашенный в статье 20 Конституции Республики Молдова является одним из основных прав человека и «идеалом истинного правосудия». Одновременно, это право является гарантией реализации других конституционных прав и свобод человека.
В контексте Конвенции о защите прав человека и основных свобод, право на справедливое судебное разбирательство пользуется общими и специальными гарантиями: справедливое публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, публичность процесса и соблюдение презумпции невиновности, право на защиту.
Право на справедливое слушание является гарантией справедливого судебного разбирательства. Требование справедливости закреплено в статье 6 Конвенции и его значение неоспоримо. Среди основополагающих принципов справедливости, наиболее существенными являются состязательность, полное равенство сторон (равенство исходных условий), присутствие сторон на слушаниях.
В докладах о соблюдении
прав человека в Республике Молдова
парламентские адвокаты неоднократно
отмечали актуальные вопросы, связанные
с обеспечением права свободного
доступа к правосудию, в том
числе затягивание рассмотрения
дел, нарушение судебными
Анализ жалоб, поступивших в Центр по Правам Человека в 2009 году, позволил выявить другие аспекты реализации права на справедливое судебное разбирательство.
Статья 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод предусматривает право каждого на разбирательство дела в разумный срок. Европейский Суд по Правам Человека отметил, что эта гарантия призвана обеспечить защиту сторон процесса от чрезмерной длительности судебного разбирательства. Это положение «подчеркивает крайнюю важность этого требования для надлежащего отправления правосудия».
Хотя национальное законодательство не предусматривает конкретные сроки рассмотрения дел судебными инстанциями, заявители часто обращаются к парламентским адвокатам по поводу несоблюдения разумных сроков при осуществлении уголовного судопроизводства и рассмотрении гражданских дел.
Следует отметить актуальность проблемы разрешения дел в разумные сроки. Длительные сроки рассмотрения дел признаны одним из недостатков судебной системы Республики Молдова. Согласно результатам мониторинга судебных заседаний, проведенного в рамках Программы ОБСЕ по мониторингу судебных процессов в Республике Молдова, затягивание и необоснованное отложение разбирательства дел являются скорее всего нормой, чем исключением из правил. Среди причин отложения разбирательства дел можно назвать неудовлетворительную организацию судебных процессов, менеджмент судебных инстанций и человеческих ресурсов.
В адрес парламентских
адвокатов неоднократно поступали
обращения граждан на нарушение
судебными инстанциями
На рекомендацию парламентских адвокатов принять необходимые меры по дальнейшему предотвращению подобных нарушений, Высший Совет Магистратуры в своем Постановлении № 440/20 от 04.12.2008 отметил причины сложившегося положения дел (неудовлетворительная организационная деятельность некоторых судебных инстанций, большой объем работы переводчиков, низкая оплата труда) и указал председателям судебных инстанций на необходимость принятия мер для обеспечения перевода процессуальных актов согласно требованиям закона. Тем не менее, число обращений в Центр по Правам Человека по этим вопросам не сократилось.
Парламентские
адвокаты считают, что
Отдельным аспектом проблемы является неявка свидетелей, однако преувеличивается когда утверждается, что затягивание судебного разбирательства обусловлено, в первую очередь, этим фактором. Существуют вопросы процессуального характера, которые предусматривают обязательство сторон представлять доказательства. Хотя это обязательство возложено на стороны, судебная инстанция вызывает свидетелей и в случае неявки, может наложить штраф и распорядиться об их принудительном приводе.
Осуществление привода в судебную инстанцию лиц, уклоняющихся от явки, возложено на судебную полицию, созданную в 2006 году после внесения изменений в Закон о судоустройстве № 514 от 06.07.1995.
Согласно положениям статьи 50 Закона о судоустройстве, судебные инстанции располагают судебной полицией, предоставленной в их ведение Министерством Юстиции. Эта статья вводится в действие после создания надлежащих условий, но не позднее 1 января 2012 года. Между тем, для обеспечения функциональной независимости от других подразделений Министерства Внутренних Дел, служба судебной полиции функционирует в качестве подразделения, подчиненного непосредственно министерству.
Информация о работе Доступ к правосудию в уголовном процессе