Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 12:14, реферат
Целью настоящей работы является исследование оперативных подразделений органов внутренних дел Российской Федерации.
Для реализации указанной цели необходимо решить следующие задачи:
1) определить задачи и функции оперативных подразделений ОВД;
2) проанализировать структуру оперативных подразделений ОВД;
3) охарактеризовать права и обязанности оперативных подразделений ОВД.
обеспечение безопасности участников уголовного судопроизводства в соответствии с федеральными законами;
розыск лиц, без вести пропавших;
содействие
международным
Должностные лица
органов, осуществляющих ОРД, решают ее
задачи и выполняют функции
Все сотрудники оперативных аппаратов одновременно являются и сотрудниками органов, осуществляющих ОРД. В этой связи они обладают властными полномочиями, присущими должностным лицам этих ведомств.
В соответствии со ст. 3 Закона об ОРД оперативно-розыскная деятельность основывается на конституционных принципах законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а также на принципах конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств. Наличие последних двух принципов оперативно-розыскной деятельности специально уполномоченных государственных органов объективно предопределяется необходимостью противодействия организованной, замаскированной преступности. Правоохранительная деятельность должна быть адекватной защитой от преступной деятельности, как правило, тайной, скрытой от государства и общества. Следует особо подчеркнуть, что ни одна страна в мире, независимо от общественно-экономической формации и политического режима, не отказалась от негласных форм и методов борьбы с преступностью, включая использование конфиденциального содействия граждан.
Деятельность правоохранительных органов – субъектов ОРД по борьбе с преступностью – осуществляется в пяти основных формах:
Свою деятельность субъекты ОРД могут осуществлять как гласно, так и негласно.
Под гласным проведением мероприятий следует понимать действия субъектов ОРД без сокрытия самого факта каких-либо действий, а также лиц, их осуществляющих.
Негласное же проведение мероприятий субъектами ОРД, наоборот, предполагает сокрытие от окружающих как факта проведения мероприятий, так и лиц, участвующих в их осуществлении.
Итак, органы, осуществляющие ОРД, в т.ч. оперативные подразделения ОВД, занимают одно из главенствующих мест среди субъектов, на которых возложена задача осуществления борьбы с таким социальным злом, каким является преступность. Их деятельность осуществляется в пяти основных формах: административно-правовой; уголовно-правовой; уголовно-процессуальной; оперативно-розыскной; уголовно-исполнительной.
2. Структура оперативных подразделений ОВД
Оперативные подразделения органов, осуществляющих ОРД, – это организационно обособленные управленческие единицы, которым в правовых предписаниях оперативно-розыскного законодательства, а также в нормативных актах органов, осуществляющих ОРД, определены задачи, компетенция, объем полномочий по осуществлению ОРМ и иных правовых действий.
Перечень оперативных
подразделений системы МВД
1. Подразделения уголовного
2. Подразделения экономической
безопасности и
3. Подразделения собственной
4. Подразделения по
5. Подразделения по борьбе с
преступными посягательствами
6. Подразделения по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите (Управление по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите, МВД России; центры, оперативно-розыскные части, группы по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите в территориальных органах МВД России).
Все вышеназванные подразделения могут осуществлять ОРД в полном объеме, установленном Законом об ОРД.
7. Подразделения по обеспечению взаимодействия с правоохранительными органами иностранных государств – членов Международной организации уголовной полиции – Интерпола и Генеральным секретариатом Интерпола (Национальное центральное бюро Интерпола МВД России и его отделы, отделения, группы в территориальных органах МВД России). Эти подразделения уполномочены на проведение по запросам международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств ОРМ: опрос, наведение справок, отождествление личности.
8. Оперативно-поисковые
9. Подразделения специальных
10. Подразделения оперативно-
11. Подразделения организации
оперативно-розыскной
12. Оперативно-сыскные подразделения (отделы, отделения, группы в территориальных органах МВД России) – в полном объеме, установленном Законом об ОРД.
13. Межрегиональные оперативно-
14. Подразделения специального назначения (центры специального назначения сил оперативного реагирования, отряды специального назначения полиции территориальных органов МВД России). Уполномочены на проведение ОРМ: опрос, наведение справок, наблюдение, отожествление личности, обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств; использование конфиденциального содействия граждан.
В подразделениях для осуществления ОРД назначаются ответственные сотрудники.
В системе МВД России к контролю за ОРД допускаются руководители органов внутренних дел, уполномоченные на осуществление ОРД, а также главные инспекторы МВД России и главные инспекторы инспекций территориальных органов МВД России на региональном уровне.
3. Компетенция оперативных подразделений ОВД
Компетенция – сумма предоставленных законом полномочий. Полномочия же определяются как совокупность прав и обязанностей.
Обязанностями оперативно-розыскного органа является круг возложенных законодателем на них безусловных для выполнения действий, необходимых для достижения целей ОРД и решения ее задач. Обязанности органов, осуществляющих ОРД, определены ст. 14 Закона об ОРД. Это следующие обязанности:
1. Принимать в пределах
своих полномочий все
2. Исполнять в пределах
своих полномочий поручения в
письменной форме органа
3. Выполнять на основе и в порядке, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, запросы соответствующих международных правоохранительных организаций, правоохранительных органов и специальных служб иностранных государств.
4. Информировать другие органы, осуществляющие ОРД на территории Российской Федерации, о ставших им известными фактах противоправной деятельности, относящихся к компетенции этих органов, и оказывать этим органам необходимую помощь.
5. Соблюдать правила конспирации при осуществлении ОРД.
6. Содействовать обеспечению
в порядке, установленном
Выше приведены наиболее общие группы обязанностей органов, осуществляющих ОРД. Их конкретизация и детализация даются в специальных федеральных законах и ведомственных нормативных актах, регулирующих деятельность этих служб.
Высшей ценностью государства является человек, его права и свободы, а обязанностью государства – их признание, соблюдение и защита. В этой связи защита конституционных прав и свобод человека и гражданина при осуществлении ОРД должна являться непременным условием для органов, её осуществляющих. Гарантией этого являются ведомственный и судебный контроль, а также прокурорский надзор за данными органами.
Вместе с тем защита конституционных прав и свобод предполагает взаимную ответственность государства и гражданина. Поэтому в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, обеспечения обороны страны и безопасности государства Закон об ОРД предполагает ограничение прав и свобод человека и гражданина.
Обязанность органов, осуществляющих ОРД, по выполнению поручений субъектов, обладающих процессуальными полномочиями, корреспондируется с правом органов дознания, следователя и суда давать субъектам ОРД отдельные поручения о проведении ОРМ, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством.
Органы, осуществляющие ОРД, могут исполнять поручения, указания, решения либо определения следователя или суда только в пределах своих полномочий. Указанные документы должны подаваться инициатором только в письменной форме и иметь соответствующее содержание. И только в этом случае, согласно УПК РФ, они обязательны к исполнению. В законе не определены форма и содержание поручения. Однако сложившаяся практика позволяет сказать, что в данном документе должны быть отражены адресат субъекта ОРД, основания направления поручения, круг решаемых вопросов и сроки его выполнения.
Орган дознания, следователь или суд вправе давать поручения и указания только по тем уголовным делам, которые находятся в их производстве. При этом в настоящих документах не должны определяться тактические аспекты проведения ОРМ. Выбор способов и тактических приемов решения поставленных задач является прерогативой оперативных аппаратов органов, осуществляющих ОРД.