Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 18:50, контрольная работа
Наличие и деятельность Конституционного Суда РФ в России предусмотрены предписанием ст.125 Конституции РФ. Назначение и правовое положение его закрепляются в ст.18 ФКЗ РФ «О судебной системе РФ» и специализированном ФКЗ РФ «О Конституционном Суде РФ».
В соответствии со ст.1 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» Конституционный Суд РФ является судебным органом конституционного контроля в РФ, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть в форме конституционного судопроизводства.
Конституционный Суд РФ входит в судебную систему России, через него реализуется судебная власть с узкоспециализированной направленностью – конституционный контроль.
1. Конституционный Суд Российской Федерации
1.1 Назначение и компетенция Конституционного Суда
Наличие и деятельность Конституционного Суда РФ в России предусмотрены предписанием ст.125 Конституции РФ. Назначение и правовое положение его закрепляются в ст.18 ФКЗ РФ «О судебной системе РФ» и специализированном ФКЗ РФ «О Конституционном Суде РФ».
В соответствии со ст.1 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» Конституционный Суд РФ является судебным органом конституционного контроля в РФ, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть в форме конституционного судопроизводства.
Конституционный Суд РФ входит в судебную систему России, через него реализуется судебная власть с узкоспециализированной направленностью – конституционный контроль. Конституционный контроль связан с полномочной правовой защитой конституционных основ построения государства и положения в нем человека и гражданина и призван устранять результаты неточностей, ошибок, злоупотреблений в работе законодательных и иных органов в случае несоответствия положений закона, нормативных актов, уставов и конституций субъектов РФ и т.д. Конституции РФ.
Компетенция Конституционного Суда РФ определяется ст.125 Конституции РФ и ст.3 и другими положениями ФКЗ РФ «О Конституционном Суде РФ».
Решения Конституционного Суда РФ обязательны на всей территории РФ для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений. Решение Конституционного Суда окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения.
Решение Конституционного Суда РФ действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.
Юридическая сила постановления Конституционного Суда РФ о признании акта неконституционным не может быть не преодолена повторным принятием этого же акта.
Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; признанные несоответствующими Конституции РФ, не вступившие в силу международные договоры РФ не подлежат введению в действие и применению. Решение судов и иных органов, основанные на актах, признанные неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленных федеральным законом случаях.
1.2 Состав и структура Конституционного Суда
Конституционный Суд Росси состоит из 19 судей и вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее трех четвертей от общего числа судей. Суд действует как в пленарных заседаниях, так и в заседаниях двух палат, включающих в себя соответственно десять или девять судей Конституционного Суда. Палаты являются полностью равноправным. Персональный состав палат определяется путем жеребьевки. Персональный состав палат не должен оставаться неизменным более чем три года подряд1
В состав Конституционного Суда РФ входят Председатель Конституционного Суда РФ, заместитель Председателя, судья – секретарь, судьи Конституционного Суда РФ, работники аппарата, секретариата и иных подразделений Конституционного Суда РФ.
Председатель, заместитель Председателя и судья – секретарь Конституционного Суда избираются из числа судей Конституционного Суда сроком на три года в пленарном заседании Конституционного Суда тайным голосованием большинством от общего числа. Председатель, заместитель председателя, судья – секретарь Конституционного Суда РФ по истечении срока их полномочий могут быть избраны на новый срок.
Большинство дел рассматривается на заседаниях палат. В заседаниях палат может рассматриваться любое дело, кроме отнесенных к исключительной компетенции пленарных заседаний. Очередность рассмотрения дел и решения о передаче дел на рассмотрение палат принимается пленарным заседанием.
Решение, принятое палатой, считается решением Конституционного Суда РФ. Палата может при необходимости дать разъяснение принятому ей решению. Если большинство палаты склоняется к решению, не соответствующему правовой позиции, выраженной в ранее принятых решениях Конституционного Суда, дело передается на рассмотрение в пленарном заседании.
Наиболее сложно структурно устроен Секретариат, в котором имеются отраслевые и функциональные подразделения. Например, управления отраслевой направленности: конституционных основ публичного права, конституционных основ частного права, конституционных основ трудового законодательства и социальной защиты. Конституционных основ уголовной юстиции.
Информирование специалистов и граждан о деятельности Конституционного Суда РФ, а также обсуждение специализированных и научных вопросов осуществляется через периодические издания Конституционного Суда РФ – журнал «Вестник Конституционного Суда РФ» и журнал «Конституционное правосудие». В регламенте Конституционного Суда РФ предусмотрено существование рабочих комиссий судей, Научно-консультативного совета и Пресс-службы.
2 Принципы и общие правила Конституционного Судопроизводства
Принципами конституционного судопроизводства являются как общие конституционные принципы осуществления правосудия в Российской Федерации, так и принципы непосредственно конституционного судопроизводства, сформулированные в гл. 4 Закона о Конституционном Суде. Рассмотрим эти принципы.
Независимость. Судьи Конституционного Суда независимы и руководствуются при осуществлении своих полномочий только Конституцией Российской Федерации и Законом о Конституционном Суде.
В своей деятельности судья выступает в личном качестве и не представляет каких бы то ни было государственных или общественных органов, политических партий и движений, государственных, общественных, иных предприятий, учреждений и организаций, должностных лиц, государственных и территориальных образований, наций, социальных групп2
Решения суда выражают соответствующую Конституции правовую позицию судей. Судьи принимают решения в условиях, исключающих постороннее воздействие на свободу их волеизъявления. Они не вправе запрашивать или получать от кого бы то ни было указания по вопросам, принятым к предварительному изучению или рассматриваемым судом. Судья Конституционного Суда Российской Федерации не может быть привлечен к какой-либо ответственности, в том числе по истечении срока его полномочий, за мнение, выраженное им при рассмотрении дела, если только вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена виновность данного судьи в преступном злоупотреблении своими полномочиями.
Судом коллегиально. Решение принимается только теми судьями, которые участвовали в рассмотрении дела в судебном заседании. Закон устанавливает, что в пленарных заседаниях Конституционный Суд правомочен принимать решения при наличии не менее двух третей от общего числа судей, а в заседаниях палаты - не менее трех четвертей ее состава. При определении кворума не принимаются в расчет судьи, отстраненные от участия в рассмотрении дела, и судьи, полномочия которых приостановлены.
Гласность. Рассмотрение дел в суде проводится открыто. Закон допускает проведение закрытых заседаний только в случаях, предусмотренных Законом о Конституционном Суде. Согласно ст. 55 Закона закрытые заседания проводятся, когда это необходимо для сохранения охраняемой законом тайны, обеспечения безопасности граждан, защиты общественной нравственности.
Решения, принятые как в открытых, так и в закрытых заседаниях, провозглашаются публично.
Устность разбирательства. Разбирательство в заседаниях Конституционного Суда Российской Федерации происходит только устно. В ходе рассмотрения дел в суде заслушиваются объяснения сторон, показания экспертов и свидетелей, оглашаются имеющиеся документы.
Производство в Конституционном Суде Российской Федерации ведется на русском языке. Всем участникам процесса, не владеющим русским языком, обеспечивается право давать объяснения на другом языке и пользоваться услугами переводчика.
Непрерывность судебного заседания. Заседания Конституционного Суда по каждому делу происходят непрерывно. До принятия решения по делу, рассматриваемому в пленарном заседании, или до отложения его слушания Конституционный Суд не может рассматривать в пленарном заседании другие дела. Это же правило действует и в отношении дел, рассматриваемых палатой. До принятия решения по делу, рассматриваемому в пленарном заседании, возможно рассмотрение других дел в заседаниях палат, а до принятия решения дел, рассматриваемых в палате, возможно рассмотрение других дел в пленарном заседании.
Состязательность и равноправие сторон как принцип означает, что стороны пользуются равными правами и возможностями по отстаиванию своей позиции на основе состязательности в заседаниях Конституционного Суда.
В Законе о Конституционном Суде установлены общие правила конституционного судопроизводства, которые регулируют вопросы: обращения в Конституционный Суд; предварительного рассмотрения обращений; общих процедурных правил рассмотрения дел в суде; принятия и содержания решений Конституционного Суда. Общими эти правила именуются потому, что содержащиеся в них предписания относятся ко всем категориям дел, рассматриваемых в Конституционном Суде.
Созыв пленарных заседаний осуществляется Председателем Конституционного суда, а заседаний палат – председательствующим в палате. В пленарных заседаниях и в заседания палат применяется единый порядок рассмотрения вопросов3
Рассмотрение каждого дела образует предмет особого заседания. Конституционный суд может соединить в одном производстве дела по обращениям, касающимся одного и того же предмета. Участниками процесса в Конституционном Суде являются стороны, их представители, свидетели, эксперты, переводчики. Сторонами в конституционном судопроизводстве являются: заявители – органы или лица, направившие обращение; органы или должностные лица, издавшие или подписавшие акт, конституционность которого подлежит проверке; государственные органы, компетенция которых оспаривается.
3. Решения Конституционного Суда: их виды и значение
Решения, принимаемые Конституционным Судом РФ, можно подразделить на два вида: итоговые решения и иные решения. К итоговым относятся те, в которых Суд формулирует свои выводы по результатам разбирательства конкретного дела. В них Суд подводит итог такого разбирательства и определяет юридические последствия. В иных решениях обычно констатируются какие-то обстоятельства и определяются последствия, имеющие отношение не содержанию рассматриваемого дела, а, как правило, к организации работы Суда в целом или проведению его заседаний, к обоснованию отказа в принятии конкретных обращений в Суд или к истолкованию принятых постановлений.
Итоговые решения выносятся по результатам разбирательства дел о соответствии Конституции РФ законов и других правовых актов, названных в ст.125 Конституции РФ, о разграничении компетенции упомянутых там же органов государственной власти, а также дел, возникших в связи с необходимостью толкования конституционных положений. Итоговые решения по этим вопросам оформляются документами, именуемыми постановлениями Конституционного Суда РФ.
В случаях, когда может потребоваться проверка соблюдения установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или ином тяжком преступлении, итоговое решение оформляется документом, которому дано другое название - заключение Конституционного Суда РФ.
Для принятия постановлений и заключений установлены свои правила. Приниматься такие итоговые решения должны в закрытых совещаниях, на которых вправе присутствовать только принимавшие участие в разбирательстве данного дела судьи. На совещание могут быть допущены лишь работники Конституционного Суда РФ, обеспечивающие протоколирование и нормальный ход совещания. Каждому судье при обсуждении того решения, которое должно быть принято, предоставляется возможность неограниченное количество раз и без лимитирования продолжительности выступления.
Голосование проводится открыто путем поименного опроса судей, который производится в алфавитном порядке фамилий судей, начиная с судьи, определяемого при каждом опросе по жребию. Во всех случаях председательствующий голосует последним. Судья не вправе воздерживаться при голосовании. Если он не согласен с принятым решением, то может воспользоваться данным ему правом письменно изложить свое особое мнение, и оно должно быть опубликовано вместе с принятым решением. В случае, когда судья в целом поддерживает решение, но не соглашается, скажем, с какими-то доводами в мотивированной части, ему тоже предоставлено право изложить письменно свое несогласие, и это несогласие должно быть опубликовано вместе с текстом решения.
Закон о Конституционном Суде установил жесткие требования к форме и содержанию решений, излагаемых в виде отдельных документов. Итоговое решение должно быть тщательно мотивированным и убедительным, с тем, чтобы в ходе его применения не возникло никаких неясностей, которые могли бы повлечь какие-то ошибки при исполнении.
Высокие требования и к итоговому решению, называемому заключением. Оно может быть постановлено в случае, когда в Конституционный Суд РФ поступит запрос о даче заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или ином тяжком преступлении. Такой запрос может исходить только от Государственной Думы, и к нему должны прилагаться протокол обсуждения данного вопроса на ее заседаниях, тексты всех связанных с этим документов и заключение Верховного Суда РФ.
Иные решения, выносятся в большинстве случаев по вопросам, связанным с организацией работы в Конституционном Суде РФ или обеспечением успешного проведения его заседаний. К числу таких вопросов можно отнести, например, вопросы об избрании Председателя Суда, его заместителя и судьи – секретаря, об утверждении в должности руководителей подразделений секретариата, об одобрении Регламента, о формировании палат, о принятии или об отказе в принятии к своему производству конкретных дел, о назначении судей-докладчиков, о приостановлении или прекращении полномочий судьи, о наложении штрафа на лиц, нарушающих установленный порядок4
Информация о работе Конституционный Суд Российской Федерации