Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 21:04, доклад
Прокуратура Российской Федерации является важным государственным институтом, способствующим утверждению правовых начал в жизни общества. Ее деятельность направлена на обеспечение единого правового пространства и верховенства закона, укрепление законности, защиту прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересов общества и государства.
Прокуратура была учреждена Указом Петра I от 12 января 1722 г. задачей котороq являлась борьба с бюрократизмом, противостоящим царской власти, и осуществление контроля за государственным аппаратом. Это было важно и для укрепления целостности и единства империи. В соответствии с указом учреждалась должность Генерала-Прокурора, Обер-прокурора и прокуроры в Коллегиях.
Концепция развития прокуратуры
Прокуратура Российской Федерации является важным государственным институтом, способствующим утверждению правовых начал в жизни общества. Ее деятельность направлена на обеспечение единого правового пространства и верховенства закона, укрепление законности, защиту прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересов общества и государства.
Прокуратура была учреждена Указом Петра I от 12 января 1722 г. задачей котороq являлась борьба с бюрократизмом, противостоящим царской власти, и осуществление контроля за государственным аппаратом. Это было важно и для укрепления целостности и единства империи. В соответствии с указом учреждалась должность Генерала-Прокурора, Обер-прокурора и прокуроры в Коллегиях.
Первым генерал-прокурором
был Павел Ягужинский, который уполномачивался
быть “оком государевым», представителем
высшей власти.
Последующими указами задачи прокурора конкретизируются и уточняются. Указом от 18 января 1722 г. были введены должности прокуроров при надворных судах, а 27 апреля 1722 г. издан Указ “О должности Генерал-прокурора, в котором определялись должностные обязанности и полномочия прокурора. В частности, генерал прокурор должен был осуществлять надзор за Сенатом.
Таким образом, прокуратура изначально учреждена как орган надзора за соблюдением законности, интересов высшей власти и государства.
В дальнейшем роль прокуратуры несколько меняется, ее значение снижается. Однако в XIX в., в царствование Александра I, при создании министерств происходит слияние прокуратуры и министерства юстиции. Генерал-прокурор, он же министр юстиции, получает широкие права по управлению судебной системой.
После судебной реформы 1864 г., проведенной в царствование Александра II, сфера прокурорского надзора была ограничена поддержанием в суде обвинения по уголовным делам, осуществлением надзора за следствием и органами полиции. Роль прокуратуры как органа надзора за законностью (общий надзор) несколько снижается, что вызвало неоднозначную реакцию практиков и ученых, например, Кони, которые полагали, что такое развитие для России неприемлемо
После свержения царского самодержавия и победы Октябрьской революции прокуратура была упразднена, но
28 мая 1922 г. Декретом ВЦИК была создана
прокуратура РСФСР, а
затем прокуратуры были созданы и в других
республиках Союза (1924 г.), а в 1933 г. - прокуратура СССР.
Следует отметить, что органы прокуратуры
более 60-ти лет действовали без специального закона
о прокуратуре на основании республиканских, а затем союзных положений
о прокурорском надзоре. Вместе с тем их устройство и полномочия
были довольно четко отражены в Конституциях СССР 1936 и 1977 гг.
Прокуратура строилась
на
принципах единства, централизации и независимости.
На нее возлагался
высший надзор за исполнением законности
в государстве. Прокуроры
осуществляли надзор за соблюдением законности
при издании и
реализации правовых актов, за соблюдением
прав граждан, надзор за
органами следствия, дознания, за соблюдением
законности в местах
лишения свободы, участвовали в рассмотрении
дел в судах, осуществляя
надзор за законностью судебных постановлений.
в 1979 г. – был приня первый Закон “О прокуратуре
СССР, который действовал
до ликвидации Советского Союза (1991 г.).
После ликвидации Союза ССР
и провозглашения государственной
независимости Российской Федерации в
начале 1992 г. был принят Закон
“О прокуратуре Российской Федерации,
который восстановил российскую
прокуратуру, учрежденную Петром I в 1722
г. С этой даты, в
соответствии с Указом Президента РФ,
и ведет свою историю
прокуратура.
После известных событий октября 1993 г.
органы прокуратуры
работали на основании Закона “О прокуратуре
РФ 1992 г. и Указа
Президента РФ от 20 октября 1993 г. “О деятельности
прокуратуры в
период поэтапной конституционной реформы
в Российской Федерации.
Этим Указом на прокуратуру были возложены
обязанности по
осуществлению надзора за соблюдением
законности и координации
деятельности правоохранительных органов
по борьбе с преступностью.
Конституция Российской Федерации 1993
г. закрепила положение органов
прокуратуры как единой централизованной
системы, полномочия, порядок
организации и деятельности которой определяются
Федеральным законом.
Вопрос о реформировании прокуратуры был
поставлен впервые 24 октября 1991 г. Верховным
Советом РСФСР,
одобрившим Концепцию судебной реформы,
в которой бралась под
сомнение целесообразность сохранения
прокурорского надзора и всех
функций прокуратуры кроме поддержания
обвинения в суде.
В соответствии с Концепцией судебной реформы 1991 года предполагалось провести следующие преобразования отрасли общего надзора:
1.запретить производство прокурорских проверок помимо поступивших сигналов о правонарушениях и вне рамок вопросов, затронутых в жалобе, заявлении или сообщении, кроме случаев, когда требуется защита неопределенного круга лиц и определенного круга лиц, которые в силу возраста, здоровья, недееспособности самостоятельно не могут защищать свои права = «безгласный» интерес;
2. основания вмешательства
прокурора: предположение о
3.вмешательство
прокурора должно
4. ликвидация следующих форм прокурорского реагирования: предостережения о недопустимости нарушения закона и обязательные предписания
5. протест прокурора – предупреждение о возможном обращении в суд, в исключительных случаях сохранить приостанавливающую силу протеста прокурора.
Сохранить за прокурором
- возбудив уголовное дело, передавать его следователю для производства предварительного следствия;
- знакомиться с материалами органов дознания и уголовным делом, находящимся в производстве следователя, со всеми имеющимися протоколами и иными процессуальными актами;
- давать указания органу
- присутствовать при
- по узкой, строго определенного категории уголовных дел
(уголовное преследование следователей и прокуроров, других сотрудников правоохранительных органов) принимать на себя расследование в полном объеме, выполняя при этом все обязанности и пользуясь всеми правами следователя;
- обосновывать перед судом необходимость производства следственных действий, требующих судебной санкции;
- испрашивать согласие суда на передачу дела другому следователю или другому органу (территориальному, специализированному) предварительного следствия;
- заслушивать обвиняемого перед
составлением обвинительного
- составлять обвинительный акт, равносильный документу о предании обвиняемого суду.
В соответствии с концепцией,
предполагалось передать суду функции
прокуратуры по надзору за органами следствия и по охране и защите
прав граждан, но в концепции судебной
реформы 1991 года положения, касающиеся
прокуратуры не учитывали реалии российской действительности, потому что в современных
условиях суды не могут взять
на себя эти функции, не могут взять их
на себя и органы
исполнительной власти. Именно прокуратура
способна
и подготовлена для работы по обеспечению
законности и осуществлению
координации деятельности правоохранительных
органов по борьбе с
преступностью.
В итоге Ф.З. О прокуратуре 1992 года закрепил следующие положения: в ст.1 данного Ф.З. было закреплено понятие прокурорского надзора, прокуратура осуществляет общий надзор, надзор за исполнением законов органами, осуществляющие ОРД, дознание и предварительное следствие, за исполнением законов органами при исполнении ими наказаний, за исполнением законов органами военного управления, воинскими частями и учреждениями, прокуроры участвуют в рассмотрении дел судами.
Концепция развития органов прокуратуры 1994 года естественным образом во многом исчерпала себя принятием в 1995 г. новой редакции Закона о прокуратуре РФ.
Была изменена ст.1 Ф.З. о Прокуратуре РФ: в которой понятие прокурорского надзора заменено понятием прокуратура;
Были добавлены:
Надзор за соблюдение прав и свобод человека и гражданина;
Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.
Ф.З. от 10.02.1999 N 31-ФЗ, « О внесении изменений и дополнений в Ф.З. о прокуратуре РФ» законодательно закреплен надзор за исполнением законов судебными приставами.
Изменения, внесенные Федеральным законом от 05.06.2007 № 87-ФЗ в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации», отделили прокурорский надзор от руководства следствием. (т.е. в рамках прокуратуры был создан СК РФ при прокуратуре РФ)
Ф.З. от 28.12.2010 N 404-ФЗ «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СВЯЗИ С СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ» Следственный комитет выделился из прокуратуры РФ.
Концепция развития прокуратуры на современном этапе
По мнению Капинус и др. ученых Предметным содержанием концепции могли бы стать:
определение конституционного положения прокуратуры в системе разделения и взаимодействия властей;
приведение действующего конституционного и отраслевого законодательства в соответствие с требованиями единства, централизации и независимости органов прокуратуры, не допускающими возможности вмешательства в ее надзорную деятельность;
определение места прокурорской службы в системе государственной службы и выработка научно-обоснованной стратегии кадрового обеспечения органов прокуратуры;
формирование современного подхода к определению сущности форм взаимодействия прокуратуры с иными органами государственной власти и местного самоуправления, с институтами гражданского общества, а также с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации;
дальнейшее совершенствование всех видов и направлений прокурорского надзора, в том числе развитие прежних и обоснование новых функций прокуратуры;
совокупность мер
участие в создании и функционировании системы юридического просвещения в рамках правовоспитательной функции прокуратуры.