Методика и тактика расследования хищений либо вымогательств оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июля 2013 в 20:39, реферат

Краткое описание

Актуальность проблем борьбы с хищениями огнестрельного оружия, взрывчатых веществ и взрывных устройств для органов внутренних дел обусловлена прежде всего тем, что даже при относительно небольших количественных показателях эти преступления, причиняющие сами по себе значительный ущерб государству, несут в себе одновременно большую потенциальную угрозу общественной безопасности.
Среди преступлений, перечисленных статьями 218 и 219 УК РФ наиболее опасным является хищение огнестрельного оружия, и взрывчатых веществ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. Глава 1. Основные понятия оружия, взрывчатых веществ, взрывных устройств.
2. Глава 2. Криминалистическая характеристика хищений либо вымогательств оружия, взрывчатых веществ и взрывных устройств.
3. Глава 3. Организация и общая тактика действий следователя по раскрытию хищений либо вымогательств оружия, взрывчатых веществ и взрывных устройств.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат Расследование хищений.doc

— 148.00 Кб (Скачать файл)

-место расположения  объекта по отношению к транспортным  коммуникациям и возможные пути  подхода преступников к объекту  и пути их отхода.

-способ проникновения  на объект.

-состояние режима  работы объекта; лица, имеющие  доступ к оружию, ВВ и ВУ; не было ли отклонений от обычного распорядка на момент хищения и если они были, то в связи с чем и кто знал об этом.

-наличие данных  о посещении объекта посторонними  лицами до совершения хищения,  особенности поведения этих лиц.

-совершались  ли ранее на данном объекте хищения или попытки их совершить, как и какие меры в связи с этим принимались.

-работают ли  на объекте где совершено хищение  лица, неблагополучные в социальном  отношении, судимые в прошлом,  проявляющие намерения завладеть  оружием.

Если хищение совершено путем вскрытия сейфа или технически защищенного хранилища, в дополнение к вышеперечисленному следователь устанавливает:

-способ проникновения  в хранилище.

-способ вскрытия  сейфа и применявшихся для  этого средств.

-сколько имелось  ключей от сейфа (хранилища), у кого они хранились, не было ли случаев их утери и изготовления новых,кому это поручалось.

-не существовала  ли практика оставления ключей  в нерабочее время в служебном  помещении, кто об этом знал.

-посещали ли  хранилище до хищения лица без особой на то необходимости, если да, то кто и когда.

-совершались  ли ранее кражи из сейфа  (хранилища), кем,когда и какие  меры по этому поводу принимались.

-другие обстоятельства, обусловленные конкретной обстановкой  на месте происшествия.

Наряду с  выяснением сведений об обстоятельствах преступления и лицах, его совершаю-щих, следователем выясняются особенности похищенного оружия, ВВ и ВУ.

-наименование.

-состояние и  внешний вид.

-индивидуализирующие  признаки: номер, маркировка, комплектность,  упаковка и пр.

-специфические  свойства, обуславливающие особенности  обращения с похищенным (особые  условия хранения, перевозки; побочное  воздействие на человека, животных  окружающую среду; необходимость  дополнительной сборки и технической  обработки).

Полученные  сведения о происшедшем, вместе с другой информацией используются для ориентирования других служб и подразделений, задействованных в раскрытии конкретного преступления:

- муниципальной  милиции и милиции общественной  безопасности;

- подразделений  уголовного розыска и по борьбе с организованной преступностью;

- транспортной  милиции и вневедомственной охраны;

- госавтоинспекции.

Кроме того, в  порядке взаимодействия оповещаются:

- командование  воинских частей, гарнизонов, военкоматы  и военные комендатуры;

- подразделения федеральной службы контрразведки;

- руководство  объектов с особым режимом  функционирования (хранилища ценностей,  банки и т.д.) на которые может  быть совершено вооруженное нападение;

- таможенные  органы;

- негосударственные  охранные структуры.

При неустановлении преступников на первоначальном этапе расследования, с целью организации последующей работы по раскрытию хищения оружия, ВВ и ВУ, руководством ОВД создается следственно-оперативная группа, в состав которой следует помимо следователей, оперативных работников включать представителей экспертно-криминалистической службы - специалистов в области баллистики и исследований ВВ и ВУ.

Поскольку расследование  хищения оружия, ВВ и ВУ требует  особенно четкого взаимодействия разнородных  инстанций, приказ о создании следственно-оперативной группы целесообразно согласовать с руководителями взаимодействующих подразделений, в первую очередь армейских служб федеральной контрразведки, борьбы с организованной преступностью.

Выделенные  для работы в группе сотрудники, завершают проверку сведений, полученных на первоначальном этапе расследования и разрабатывают план совместных мероприятий, в котором отдельно должны быть указаны исполнители каждого мероприятия, характер и время его проведения. Для повышения ответственности исполнителей,

план также  согласовывается с руководителями взаимодействующих инстанций.

На основе и  в развитие согласованного таким  образом плана следователь выдвигает  версии и обосновывает каждую из них  с сылками на установленные и  проверенные обстоятельства происшедшего.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Относительно  высокий уровень преступности, связанный  с хищением огнестрельного оружия, боеприпасов, ВВ и ВУ из воинских частей ВС РФ и иных воинских формирований, который наблюдается последние  десять лет, негативно влияет на криминогенную обстановку в стране. Похищенное оружие и боеприпасы используется криминальными структурами для совершения умышленных убийств, нападения на граждан и организации, террористических актов, применяется в «горячих точках». Хищения оружия несут потенциальную угрозу причинения серьезного имущественного вреда. Оружие становится предметом торговли и средством незаконного обогащения. Все это создает угрозу общественной безопасности, государственным устоям, имеет большой резонанс в обществе.

Путями повышения эффективности борьбы правоохранительных органов с указанным видом преступлений могут быть: изучение следственно-прокурорской практики, ее обобщение и теоретическая разработка частной методики применительно к особенностям расследования хищений огнестрельного оружия, боеприпасов, ВВ и ВУ из воинских частей ВС РФ и иных воинских формирований, с предприятий-изготовителей, силовых ведомств и различных охранных структур.

Подводя итоги  можно прийти к следующим выводам:

1. Уголовно-правовой  анализ показал, что существующее законодательство не в полной мере отражает специфику борьбы с этим видом преступлений и нуждается в изменении, в частности, полагали бы:

- статью 337 УК  РФ дополнить частью пятой,  изложив ее в следующей редакции: «Самовольное оставление части или места службы с оружием, вверенным по службе, - наказывается лишением свободы на срок от трех до восьми лет», а в примечании к этой статье, после слов «предусмотренные настоящей статьей» указать «за исключением деяния, предусмотренного частью пятой»; - в диспозицию ч. 3 ст. 226 УК РФ внести соответствующий квалифицирующий признак - «хищение в крупном размере». В качестве критерия, по которому его следует определять, предлагается руководствоваться разъяснением понятия «крупного размера», приведенном в п. 2 примечаний к ст. 158 УК РФ.

2. Учитывая выявленную  разницу в общественной опасности  и предмете преступного посягательства  между хищением оружия из воинских  частей и иных военизированных  формирований и из жилища граждан,  несмотря на то, что в обоих  случаях преступное деяние охватывается составом преступления, предусмотренным ст. 226 УК РФ, целесообразно расследовать хищения огнестрельного оружия у граждан по частным методикам расследования преступлений против собственности, а в остальных случаях - по методике расследования хищений оружия, боеприпасов, ВВ и ВУ, в том числе с использованием теоретических и методических рекомендаций, изложенных в настоящей работе.

3. Оборот огнестрельного  оружия, боеприпасов, ВВ и ВУ  в Вооруженных Силах РФ, несомненно, имеет только ему присущие особенности регулирования, которые необходимо знать и учитывать при производстве расследования преступлений данной категории, и что во многом он определяет методику расследования их хищений.

4. Различия в  понятии «криминалистической характеристики» в основном носят терминологический характер, а сама она представляет собой информационную систему криминалистически значимых и закономерно взаимосвязанных признаков, установленных в процессе обобщения следственной и судебной практики определенной категории преступлений и выражающихся в предмете посягательства, способе, механизме, условиях и обстановке совершения преступления, личности жертвы преступного деяния, личности преступника, целях и мотивах преступного поведения в соответствии с объективно действующими закономерностями.

Определяющими элементами криминалистической характеристики хищения огнестрельного оружия, боеприпасов, ВВ и ВУ из воинских частей являются особенности предмета преступления, режима его охраны и оборота; способы  хищений и особенности личности преступников и потерпевших, обстоятельства, способствовавшие совершению преступления.

5. На основе  проведенного анализа теоретических  положений классификации преступлений  на отдельные виды групп, принятые  в криминалистике, высказывается мнение, что хищение огнестрельного оружия, боеприпасов, ВВ и ВУ из воинских частей ВС РФ и иных воинских формирований имеет свою специфику и может быть признано как самостоятельный вид преступного посягательства по внутривидовой классификационной группе частных методик.

6. Особенностями  расследования уголовных дел  о хищении огнестрельного оружия, боеприпасов, ВВ и ВУ являются:

- предмет хищения;  порядок возбуждения уголовного  дела; охраняемый объект; учет, хранение  и оборот оружия и боеприпасов,  находящихся в оперативном управлении МО РФ и других ведомств, специфика и ведомственный характер нормативных актов, регулирующие их хранение и оборот; способ, обстановка, механизм хищения и следовая картина;

- особый статус  субъектов хищения и их связи  с иными лицами (не военнослужащими);

- повышенная  общественная опасность преступления, предопределяющая чрезвычайные  меры по его раскрытию, интенсивность  розыска оружия и боеприпасов,  а также особые формы взаимодействия  и совместной организации расследования  различными правоохранительными органами и ведомствами (военная прокуратура, ФСБ, МВД, командование воинских частей и др.);

- мотивы и  цели преступления; типичные последствия  преступных действий.

7. Указанные  особенности позволяют говорить  о том, что вопросы расследования хищений огнестрельного оружия, комплектующих к нему, боеприпасов, ВВ и ВУ из воинских частей ВС РФ и иных воинских формирований являются актуальными и проблемными, имеют ряд присущих им особенностей и, на наш взгляд, могут быть признаны как самостоятельный вид преступного посягательства по внутривидовой классификационной группе частных методик и нуждаются в разработке частной методики, знание и использование которой позволит успешно расследовать преступления данной категории.

8. Нами выделены  основные виды типовых ситуаций, характерные для рассматриваемого преступления. Классификация .ситуаций проведена по признакам очевидности и неочевидности преступления, способа совершения преступления (кражи, грабежа, разбоя), вида хранилища и места нахождения оружия и боеприпасов (склад, подразделение, караул, сейф, стрельбище, полигон и т.д.), связи оружия с военнослужащим (табельное, выданное для несения службы, оружие дезертира). В частности, к наиболее значимым типовым ситуациям отнесены случаи утраты, хищения оружия из складов РАВ или иных хранилищ, при его транспортировке, проведении погрузочно-разгрузочных работ, в результате пожара, урагана, землетрясения и других стихийных бедствий с разрушением складов, иных хранилищ, с участием военнослужащих и иных лиц, его незаконным владением и распоряжением и другие.

9. В связи  с предложенными типовыми ситуациями  и конкретными обстоятельствами  дела нами предложены типовые  общие и частные версии. Версии  построены с учетом места, времени,  способа совершения хищения, вида и количества оружия, его назначения и целевого использования в момент похищения.

10. В целях  повышения результативности первоначального  этапа расследования нами выделены  тактическая операция по получению  информации о преступном событии  и тактическая операция по установлению и розыску скрывшегося преступника и похищенного оружия. Рассмотрены вопросы организации и планирования расследования. Отмечена важная роль криминалистического прогнозирования.

11. Для повышения  и организации взаимодействия  всех участников расследования хищений огнестрельного оружия, боеприпасов, ВВ и ВУ полагаем целесообразным на уровне Генерального прокурора РФ, Директора ФСБ и Министра внутренних дел России принять решение о создании постоянно действующих следственно-оперативных групп на территории гарнизонов, горрайор-ганов внутренних дел и отделов ФСБ, в которые включать специалистов-криминалистов и оперативных сотрудников этих отделов, возложив координацию их работы на военного прокурора гарнизона.

12. Тактика допроса  подозреваемых построена с учетом предложенной нами классификации допрашиваемых и складывающихся следственных ситуаций. Обращено внимание на сочетание тактических приемов в тактических комбинациях как средство получения позитивной информации от допрашиваемого. Учтены при этом требования нового уголовно-процессуального законодательства в части обеспечения защиты прав и законных интересов подозреваемого.

13. Обязательное  участии в расследовании хищений  оружия и боеприпасов специалистов-криминалистов.  Помимо традиционных экспертиз предложено назначать и проводить судебные военно-уставные экспертизы, предметом которых является исследование вопросов о соответствии действий должностного лица уставным требованиям и существующим нормативным актам, регламентирующим порядок учета, хранения и оборота огнестрельного оружия, боеприпасов, ВВ и ВУ.

14. Для повышения  результативности поиска оружия, в случаях его хищений и  утрат, проводить на складах  хранения оружия и боеприпасов  ВС РФ плановые мероприятия  по инвентаризации находящегося  там вооружения, при возможности осуществить маркировку боеприпасов, ВВ и ВУ, произвести контрольные отстрелы стрелкового ручного огнестрельного оружия, закрепленного за личным составом. Полученные результаты по мере их накопления передавать в ГИЦ (федеральный уровень) и ИЦ (местный уровень) органов внутренних дел в целях идентификации и использования в криминалистических учетах.

Информация о работе Методика и тактика расследования хищений либо вымогательств оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств