МЕТОДИКА
ПРОВЕДЕНИЯ ОПРОСА ЛИЦ ЗАДЕРЖАННЫХ ЗА
НАРУШЕНИЕ ПОГРАНИЧНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Слово
"опрос" означает "расспросить,
спросить, выведать, выпросить, разузнать,
выяснить что-нибудь, получить сведения".
В энциклопедическом словаре опрос трактуется
как метод сбора первичной информации
об объективных и (или) субъективных факторах
со слов опрашиваемого. Хочется отметить,
что вопросы проведения опроса на данный
момент конкретно не нашли своего отражение
не в одном нормативно-правовом акте. Разработка
методики проведения опроса лиц задержанных
за нарушение пограничного законодательства,
алгоритм опроса с конкретной категорией
лиц, разработка примерного перечня вопросов
задаваемых нарушителю пограничного законодательства
– являются основными задачами данной
работы. Что в свою очередь позволит в
дальнейшем применять данные методы на
практике и будет являться своего рода
“шпаргалкой” для сотрудника Органов
Пограничной Службы (далее - ОПС) Республики
Беларусь.
На
мой взгляд, опрос – это основанный
на законе и подзаконных нормативных правовых
актах сбор оперативно-розыскной информации
путем непосредственного межличностного
речевого общения с источниками, достоверно
или предположительно осведомленными
о лицах, фактах и обстоятельствах, имеющих
значение для выявления, предупреждения,
пресечения, раскрытия правонарушений
(преступлений), активного поиска нарушителей
пограничного законодательства и решения
других задач, стоящих перед ОПС Республики
Беларусь. Исходя из определения опроса,
полагаю, что можно выделить его сущностные
признаки: субъекты и объекты опроса, целевую
направленность; характер и содержание
получаемой первичной информации; тактику
опроса.
Объекты
опроса - это лица - носители значимой
информации, необходимой для успешного
решения задач возложенных на ОПС Республики
Беларусь. Субъектами же опроса являются
все военнослужащие и гражданский персонал
ОПС Республики Беларусь.
На
мой взгляд, немаловажное значение для
подготовки, определения методики проведения
опроса, а при возбуждении уголовного
дела – допроса, будет иметь классификация
опрашиваемых лиц, которую можно разделить
на следующие основные группы:
- лица, задержанные
с поличным на месте совершения правонарушений
(преступления);
- лица, причастные
(склонные) к криминальной деятельности
в сфере пограничной безопасности;
- лица, потенциально
обладающие криминалистически значимой
информацией, которые добровольно заявили
или сообщили о совершенном или готовящемся
правонарушении (преступлении);
- должностные
лица предприятий, организаций, учреждений;
субъекты предпринимательской деятельности
(юридические и физические лица), которые
полностью или частично контролируются
организованной преступной группой (далее
- ОПГ) или были созданы ими на преступные
доходы;
- коррумпированные
должностные лица властно-управленческих
органов, обеспечивающие формирование,
функционирование ОПГ и оказывающие противодействие
ОПС Республики Беларусь при выявлении,
предупреждении, пресечении, раскрытии
правонарушений (преступлений);
- очевидцы;
лица, пострадавшие от криминальной деятельности
ОПГ.
В
юридической литературе существует
мнение, что при проведении доследственной
проверки заявлений, сообщений, иной информации
о правонарушениях (преступлениях)
вопросы тактики вообще не имеют значения
и что для получения объяснений достаточно
вызвать и задать вопросы опрашиваемому.
С данной позицией согласиться нельзя.
Во-первых, правильный выбор тактических
приемов при проведении опроса позволит
получить первичную информацию правдивой
и полной. Во-вторых, установление психологического
контакта с опрашиваемым, правильный выбор
тактических приемов, умелое использование
имеющихся данных играют часто решающую
роль в выявлении признаков преступления.
Результативность
и эффективность любого доследственного
действия по проверке заявления, сообщения,
иной информации об нарушении пограничного
законодательства, зависит от общей подготовки
лица назначенного для проведения опроса.
Я считаю, что важной составной частью
профессиональной подготовки является
психологическая подготовка сотрудников
оперативных подразделений, включающая
в себя выработку у них таких личностных
качеств, как общительность, наблюдательность,
умение быстро реагировать на изменение
оперативно-тактической ситуации, психологическая
устойчивость, умение противостоять противодействию
опрашиваемых и др.
К
элементам опроса следует относить:
определение задач и предмета
опроса, круга опрашиваемых лиц; ознакомление
с имеющимися данными о личности
опрашиваемого; прогнозирование противодействия
со стороны определенной группы опрашиваемых;
определение места, времени и обстановки
опроса; предварительная разработка тактических
приемов с учетом криминалистической
классификации опрашиваемых и примерного
перечня вопросов, очередности их постановки;
возможность применения технических средств
документирования опроса.
При
проведении опроса выпускниками ГУО
“ИПС РБ” и другими должностными лицами
ОПС Республики Беларусь предлагаю пользоваться
следующими рекомендациями:
- Лицо, производящее
опрос (далее - ЛПО) должно лично опрашивать
задержанных лиц для получения криминалистически
значимой информации о месте, времени,
способе совершения преступления (правонарушения),
его субъектном составе и других обстоятельств,
имеющих значение для решения вопроса
о возбуждении уголовного дела. Если было
задержано несколько лиц, подозреваемых
в организованной преступной деятельности,
то их необходимо опрашивать одновременно.
После опроса он должен ознакомиться с
показаниями опрашиваемых и в случае необходимости
задать им вопросы: либо контрольные, либо
уточняющие, либо дополняющие. Полагаю,
что при проведении опроса недопустимо
задавать опрашиваемому наводящие вопросы;
- Если опрос
лиц, располагающих в силу определенных
обстоятельств информацией, имеющей значение
для возбуждения уголовного дела, проводился
оперативным работником в ходе оперативно-розыскной
деятельности, то с учетом сложившейся
ситуации целесообразно провести повторный
опрос после ознакомления с материалами
первичного опроса;
- ЛПО должно
готовиться к проведению опроса и составлять
развернутый план опроса лиц, которые
являются потенциальными обладателями
информации о способах подготовки, совершения
и сокрытия следов криминальной деятельности,
их криминальных, в том числе коррумпированных,
связях и другой имеющей значение для
выявления признаков нарушения пограничного
законодательства;
- ЛПО необходимо
для установления психологического контакта
предварительно изучить личность опрашиваемого
и правильно выбрать тактические приемы
опроса;
- Опрос целесообразно
начинать не с основных, а с второстепенных,
"контактных (разминочных)", вопросов,
в том числе тех, которые затрагивают жизненно
важные, доминирующие потребности индивида
и отвечать на которые ему не только несложно,
но и интересно;
- ЛПО при подготовке
к сложному опросу, когда прогнозируется
открытое или тайное противодействие
будущего собеседника, может планировать
использование следующих тактических
приемов: легендирование цели опроса;
постепенное подведение опрашиваемого
через выясняемые второстепенные вопросы
к цели опроса; создание во время опроса
эмоциональной напряженности путем ознакомления
объекта опроса с имеющимися на него компрометирующими
материалами; последующая развязка напряженности
с помощью отвлекающих вопросов; внезапные
вопросы; прямая постановка вопросов,
относящихся к предмету выяснения; последовательная
демонстрация следователем осведомленности
о личности, поведении, образе жизни опрашиваемого;
использование методов психологического
воздействия и иных приемов убеждения,
внушения и их разновидностей. В указанной
ситуации определенную помощь в подготовке
к опросу может оказать психолог;
- ЛПО не предупреждает
опрашиваемого об ответственности за
отказ от дачи показаний и за дачу ложных
показаний. Однако при необходимости разъясняет
ему общественный долг правдиво изложить
все, что он знает об определенных событиях,
обстоятельствах и фактах.
- Если субъект
опроса не желает давать объяснения об
известных ему фактах нарушения пограничного
законодательства, то ЛПО, установив психологический
контакт с опрашиваемым, должен попытаться
убедить его в неправильности занятой
им позиции и стимулировать желание опрашиваемого
сообщить интересующую ЛПО информацию.
Он должен напомнить опрашиваемому о возможных
негативных последствиях сокрытия информации
криминального характера;
- ЛПО перед
началом опроса разъясняет опрашиваемому
его право не давать пояснений в отношении
себя, членов своей семьи, близких родственников,
в соответствии с требованиями Конституции
Республики Беларусь;
- ЛПО после
свободного рассказа опрашиваемого об
известных ему обстоятельствах нарушения
пограничного законодательства по мере
необходимости задает вопросы, имеющие
значение для установления события преступления
(правонарушения);
- ЛПО при опросе
должностных лиц управленческих, контрольно-надзорных
органов, коммерческих банков, предприятий,
организаций по обстоятельствам и событиям,
ставшим им известными в связи с работой,
служебной деятельностью, должен учитывать,
что известные им данные уже изложены
в имеющихся документах (актах, справках),
которые ими подписаны. В данной ситуации
он проводит опрос в случаях необходимости,
т.е. если возникают сомнения в правильности,
достоверности определенных сведений
или имеются противоречия в представленных
ими документах;
- ЛПО результаты
опроса оформляет в виде протокола опроса
или письменных объяснений. Он может быть
написан собственноручно опрашиваемым
или ЛПО со слов опрашиваемого. В объяснении
указываются данные о личности, месте
работы и жительства опрашиваемого.
Указанные
тактические рекомендации проведения
опроса при проверке заявлений, сообщений,
иной информации об экономических преступлениях,
совершаемых ОПГ, можно отнести к типичным,
но не исчерпывающим