Содержание
Введение…………………………………………………………………………3
1. Мировые судьи в Российской
Федерации…………………………………4
2. Полномочия и компетенция
мирового судьи……………………………...5
3. Требования, предъявляемые
к мировому судье…………………………..7
4. Порядок назначения
на должность и срок полномочий
мировых судей…………………………………………………………………..8
5. Прекращение, приостановление
полномочий мирового судьи
и замещение временно
отсутствующего мирового судьи…………………..9
Заключение………………………………………………………………………11
Список использованной литературы…………………………………………12
Введение
Мировая юстиция - институт
для России не новый. Еще в середине XIX
в. начали осуществляться меры по реформированию
судебной системы, итогом которых стали
принятые 20 ноября 1864 г. судебные уставы
Александра II. Утвержденные императором
уставы «О наказаниях, налагаемых мировыми
судьями» и «Об учреждении судебных установлений»
ввели в систему судов мировые суды, которые
должны способствовать водворению суда
«правого, скорого, милостивого и равного
для всех подданных».
Мировые судьи избирались на
три года уездными земскими собраниями.
Вышестоящей инстанцией для них был съезд
мировых судей, который разрешал дела
по жалобам и протестам по гражданским
и уголовным делам, подсудным мировым
судьям.
Разграничение компетенции
между общими и мировыми судами проводилось
с учетом размера наказания по уголовным
делам, характера и объема требований
по гражданским делам. Институт мировых
судей был упразднен 24 ноября 1917 г. Декретом
Совета народных комиссаров РСФСР «О суде».
Вопрос о воссозданий института
мировых судей обсуждался в процессе проведения
судебной реформы в 1992-1994 гг. и был решен
Федеральным конституционным законом
«О судебной системе Российской Федерации».
Устанавливалось, что мировые судьи входят
в единую судебную систему страны (ст.
4), считаются судами субъектов РФ, рассматривают
гражданские, административные и уголовные
дела (ст. 28), а непосредственной вышестоящей
судебной инстанцией для них являются
районные суды (ст. 21). Принципиальные установки
Федерального конституционного закона
были развиты и детализированы в Федеральном
законе от 17декабря 1998 г. № 188-ФЗ «О мировых
судьях в Российской Федерации», согласно
которому мировые судьи в Российской Федерации
считаются судами общей юрисдикции субъектов
РФ и входят в единую судебную систему
России.
1. Мировые судьи
в Российской Федерации
Мировые судьи в Российской
Федерации являются судьями общей юрисдикции
субъектов Российской Федерации и входят
в единую судебную систему Российской
Федерации. Полномочия, порядок деятельности
мировых судей и порядок создания должностей
мировых судей устанавливаются Конституцией
Российской Федерации, Федеральным конституционным
законом «О судебной системе Российской
Федерации», иными федеральными конституционными
законами, Федеральным законом «О мировых
судьях в Российской Федерации» и другими
федеральными законами, а порядок назначения
(избрания) и деятельности мировых судей
устанавливается также законами субъектов
Российской Федерации.
Мировые судьи осуществляют
правосудие именем Российской Федерации.
Порядок осуществления правосудия мировыми
судьями устанавливается федеральным
законом.
Вступившие в силу постановления
мировых судей, а также их законные распоряжения,
требования, поручения, вызовы и другие
обращения являются обязательными для
всех без исключения федеральных органов
государственной власти, органов государственной
власти субъектов Российской Федерации,
органов местного самоуправления, общественных
объединений, должностных лиц, других
физических и юридических лиц и подлежат
неукоснительному исполнению на всей
территории Российской Федерации.
На мировых судей и членов их
семей распространяются гарантии независимости
судей, их неприкосновенности, а также
материального обеспечения и социальной
защиты, установленные Законом Российской
Федерации «О статусе судей в Российской
Федерации» и иными федеральными законами.
2. Полномочия
и компетенция мирового судьи
Основным полномочием
мирового судьи является разбирательство
уголовных и гражданских дел, а также дел
об административных правонарушениях.
Мировой судья рассматривает
все дела единолично, принимая решения
по существу поставленных вопросов. Одновременно
мировые судьи наделяются полномочиями,
свойственными для всех иных представителей
судебной власти. К этим полномочиям, в
частности относятся:
- осуществление правосудия;
- контроль за законностью
и обоснованностью решений и действий
органов местного самоуправления, должностных
лиц;
- обеспечение исполнения
приговоров и иных судебных решений;
- участие в формировании
органов судейского сообщества.
Все полномочия мирового
судьи осуществляются в определенном
порядке, исходя из общих для всех судов
принципов, являющихся основными, исходными
началами, в соответствии с которыми строится
система органов судебной власти, а также
осуществляется их функционирование.
Федеральный конституционный
закон «О судебной системе Российской
Федерации» устанавливает общие рамки
компетенции мировых судей: мировые судьи
в пределах своей компетенции должны рассматривать
гражданские, административные и уголовные
дела в качестве суда первой инстанции.
Компетенция мирового
судьи при рассмотрении:
В компетенцию мирового
судьи входит рассмотрение уголовных
дел о преступлениях, за совершение которых
может быть назначено максимальное наказание,
не превышающее трех лет лишения свободы.
гражданских
дел: дела о выдаче судебного
приказа; дела о расторжении
брака, если между супругами отсутствует
спор о детях; дела о разделе между супругами совместно
нажитого имущества при цене иска, не превышающей
пятидесяти тысяч рублей; иные возникающие из
семейно-правовых отношений дела, за исключением
дел об оспаривании отцовства (материнства),
об установлении отцовства, о лишении
родительских прав, об ограничении родительских
прав, об усыновлении (удочерении) ребенка,
других дел по спорам о детях и дел о признании
брака недействительным; дела по имущественным
спорам, за исключением дел о наследовании
имущества и дел, возникающих из отношений
по созданию и использованию результатов
интеллектуальной деятельности, при цене
иска, не превышающей пятидесяти тысяч
рублей; дела об определении
порядка пользования имуществом.
Федеральными законами
к подсудности мировых судей могут быть
отнесены и другие дела.
При объединении нескольких
связанных между собой требований, изменении
предмета иска или предъявлении встречного
иска, если новые требования становятся
подсудными районному суду, а другие остаются
подсудными мировому судье, все требования
подлежат рассмотрению в районном суде.
В этом случае, если подсудность дела изменилась
в ходе его рассмотрения у мирового судьи,
мировой судья выносит определение о передаче
дела в районный суд и передает дело на
рассмотрение в районный суд.
Споры между мировым
судьей и районным судом о подсудности
не допускаются.
дел
об административных правонарушениях. Мировой судья
рассматривает дела об административных
правонарушениях предусмотренные КоАП
РФ в пределах компетенции установленной
главой 23 КоАП РФ.
Все эти дела мировой
судья рассматривает единолично. Судопроизводство
по уголовным, гражданским и административным
делам осуществляется мировым судьей
в порядке, установленном уголовно-процессуальным,
гражданским процессуальным, а также административно-процессуальным
законодательством.
Со стороны федерального
районного суда, который является непосредственно
вышестоящей инстанцией по отношению
к мировым судьям, действующим на территории
соответствующего судебного округа, должен
осуществляться судебный надзор за применением
мировыми судьями материального и процессуального
законов. Законом о мировых судьях установлено,
что до назначения (избрания) на должность
мировых судей дела, относящиеся к их компетенции,
рассматриваются районными судами.
3. Требования,
предъявляемые к мировому судье.
Согласно статье 5 Федерального
закона от 17.12.1998 № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской
Федерации», мировым судьям предъявляются
следующие требования:
Мировым судьей может быть гражданин
Российской Федерации, достигший возраста
25 лет, имеющий высшее юридическое образование,
стаж работы по юридической профессии
не менее пяти лет, не совершивший порочащих
его поступков, сдавший квалификационный
экзамен и получивший рекомендацию квалификационной
коллегии судей соответствующего субъекта
Российской Федерации.
От сдачи квалификационного
экзамена и представления рекомендации
квалификационной коллегии судей соответствующего
субъекта Российской Федерации освобождаются
лица, имеющие стаж работы в должности
судьи федерального суда не менее пяти
лет.
Мировой судья не вправе быть
депутатом представительных органов государственной
власти или органов местного самоуправления,
принадлежать к политическим партиям и движениям,
осуществлять предпринимательскую деятельность,
а также совмещать работу в должности мирового
судьи с другой оплачиваемой работой, кроме
преподавательской, научной и иной творческой
деятельности. При этом указанная деятельность
не может финансироваться исключительно
за счет средств иностранных государств,
международных и иностранных организаций,
иностранных граждан и лиц без гражданства,
если иное не предусмотрено международным
договором Российской Федерации или законодательством
Российской Федерации. Мировой судья не вправе
входить в состав органов управления, попечительских
или наблюдательных советов, иных органов
иностранных некоммерческих неправительственных
организаций и действующих на территории
Российской Федерации их структурных подразделений,
если иное не предусмотрено международным
договором Российской Федерации или законодательством
Российской Федерации.
4. Порядок назначения
на должность и срок полномочий мировых
судей
Мировые судьи назначаются
(избираются) на должность законодательным
(представительным) органом государственной
власти субъекта Российской Федерации
либо избираются на должность населением
соответствующего судебного участка в
порядке, установленном законом субъекта
Российской Федерации.
Не позднее чем за шесть месяцев
до истечения срока полномочий мирового
судьи, а в случае досрочного прекращения
полномочий мирового судьи - не позднее
чем через десять дней после дня открытия
вакансии мирового судьи объявляется
об открытии вакансии мирового судьи в
средствах массовой информации с указанием
времени и места приема заявлений от претендентов
на должность мирового судьи, а также времени
и места рассмотрения поступивших заявлений.
При этом срок полномочий вновь назначенного
(избранного) мирового судьи начинается
не ранее дня, следующего за днем прекращения
полномочий действующего мирового судьи.
Мировой судья назначается
(избирается) на должность на срок, установленный
законом соответствующего субъекта Российской
Федерации, но не более чем на пять лет.
По истечении указанного срока лицо, занимавшее
должность мирового судьи, вправе снова
выдвинуть свою кандидатуру для назначения
(избрания) на данную должность.
При повторном и последующих
назначениях (избраниях) на должность
мирового судьи мировой судья назначается
(избирается) на срок, устанавливаемый
законом соответствующего субъекта Российской
Федерации, но не менее чем на пять лет.
В случае, если в течение указанного срока
мировой судья достигнет предельного
возраста пребывания в должности судьи,
он назначается (избирается) на должность
мирового судьи на срок до достижения
им предельного возраста пребывания в
должности мирового судьи - 70 лет.
5. Прекращение, приостановление
полномочий мирового судьи и замещение
временно отсутствующего мирового судьи
Полномочия мирового судьи
прекращаются в случаях и порядке, которые
установлены Законом Российской Федерации
«О статусе судей в Российской Федерации»,
с учетом требований статьи 8 ФЗ «О мировых
судьях Российской Федерации».
Днем прекращения полномочий
мирового судьи является:
1) последний день месяца,
в котором истекает срок полномочий
мирового судьи;
2) последний день месяца,
в котором мировой судья достигает
предельного возраста пребывания
в должности мирового судьи;
3) следующий день после
дня вступления в силу решения
квалификационной коллегии судей
о досрочном прекращении полномочий
мирового судьи.
Полномочия мирового судьи
могут быть приостановлены решением квалификационной
коллегии судей субъекта Российской Федерации
в случаях и порядке, которые установлены
Законом Российской Федерации «О статусе
судей в Российской Федерации».
При прекращении или приостановлении
полномочий мирового судьи, а также в случае
временного отсутствия мирового судьи
(болезнь, отпуск и иные уважительные причины)
исполнение его обязанностей возлагается
на мирового судью другого судебного участка
того же судебного района постановлением
председателя соответствующего районного
суда. Если в данном судебном районе создана
одна должность мирового судьи, то при
прекращении или приостановлении полномочий
мирового судьи, а также в случае временного
отсутствия мирового судьи (болезнь, отпуск
и иные уважительные причины) исполнение
его обязанностей постановлением председателя
вышестоящего суда или его заместителя
возлагается на мирового судью, осуществляющего
свою деятельность в ближайшем судебном
районе.
Исполнение обязанностей мирового
судьи может быть возложено на судью, находящегося
в отставке, в порядке, предусмотренном
статьей 7.1 Закона Российской Федерации
«О статусе судей в Российской Федерации».
Мировой судья, находящийся
в отставке, может быть привлечен к исполнению
обязанностей мирового судьи независимо
от того, на каком судебном участке какого
судебного района соответствующего субъекта
Российской Федерации он исполнял обязанности
мирового судьи до почетного ухода или
почетного удаления с должности, а судья
федерального суда, находящийся в отставке,
- независимо от того, в суде какого уровня
на территории какого субъекта Российской
Федерации он осуществлял правосудие
в качестве судьи федерального суда.
Заключение
Сущность современных
мировых судей в России состоит в том,
что они являются должностными лицами,
носителями судебной власти, судьями судов
общей юрисдикции, судьями и судом субъекта
РФ, низшим звеном единой судебной системы,
наделяемым полномочиями в особом, более
демократичном порядке, имеющим специальную
ограниченную юрисдикцию.
Мировым судьям, как
и другим судам российской судебной системы,
свойственны сходные черты: единство в
процессуальной форме рассмотрения дел
(подсудность и т.д.), наличие общих принципов
(независимость судей, гласность процесса,
равноправие и состязательность сторон
и др.), единство судебных функций (они
созданы для выполнения единой функции
- осуществления правосудия, вправе пересматривать
свои решения в порядке вновь открывшихся
обстоятельств), финансирование из федерального
бюджета. Мировые судьи находятся в тесной
связи с иными элементами судебной системы,
имея общую природу.
Список использованной
литературы
1. ФЗ № 188 от 17.12.1998 года «О
мировых судьях в Российской Федерации»
(в редакции от 4 марта 2013 года);