Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 07:53, дипломная работа
Актуальность темы исследования. Исследования проблем предупреждения и пресечения участковым уполномоченным полиции административных правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, обладают постоянной актуальностью, поскольку непосредственно связаны с имеющимся уровнем развития человечества. Не подвергается сомнению то обстоятельство, что формирование нового поколения, воспитание его духовного, нравственного, культурного и физического развития должно быть главной целью любого цивилизованного общества, ибо без достойной смены, наделённой лучшими человеческими качествами, обладающей высокой нравственной культурой и правосознанием, не может быть и речи о прогрессивном построении правового государства.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1 СУЩНОСТЬ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ……………………………………………………...10
1.1 Понятие, правовое регулирование административной ответственности несовершеннолетних……………………………………………………………….10
1.2 Общая характеристика административных правонарушений, совершаемых несовершеннолетними……………………………………….…….19
1.3 Полномочия ОВД по исполнению законодательства РФ об административной ответственности несовершеннолетних……………………..25
ГЛАВА 2. КОМПЕТЕНЦИЯ УЧАСТКОВОГО УПОЛНОМОЧЕННОГО ПОЛИЦИИ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И ПРЕСЕЧЕНИЮ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
2.1 Задачи и функции участкового уполномоченного полиции по предупреждению и пресечению правонарушений несовершеннолетних……..38
2.2 Административно-юрисдикционные полномочия участковых уполномоченных полиции в отношении несовершеннолетних………………...45
2.3 Взаимодействие участкового уполномоченного полиции с другими службами и подразделениями ОВД по предупреждению и пресечению правонарушений, совершаемых несовершеннолетними…………………..…...56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………....65
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………….….69
Вообще, ответственность - это социальное явление. В каждом конкретном случае она определяется и реализуется с учётом социальных, исторических, экономических, идеологических и других объективных и субъективных условий, конкретной политической системы. Поэтому ответственность представляет собой особый вид социальной связи элементов общества и является одним из важнейших институтов организации общественной жизни. Ответственность как самостоятельное понятие получило отражение в лексике различных языков народов мира. Так, термин «ответственный» в европейских языках связывается не только с наказанием за последствия поведения субъекта, но и с обязанностью, обязательством, взятым на себя добровольно гражданином.
В русском языке понятие «
Существование юридической ответственности как следствия правонарушения - это один из немногих фактов, который признаётся практически всеми учеными. В научной литературе она получила название ретроспективной, так как характеризует ответственность за уже совершенное противоправное деяние, или негативной как противоположности позитивной, связанной с правомерным поведением. [2.25, С.8-9]
Что касается административного права, то данное понятие вошло в науку в 20 веке. В отечественном административном законодательстве понятие административной ответственности стало часто употребляемым только с середины 60-х годов.
К определению теоретического понятия административной ответственности существуют различные как по форме, так и по методам подходы, при этом в качестве обязательных для данного института выделяются неоднородные признаки.
А.П. Алёхин определяет административную
ответственность как вид
Таким образом, хотя имеются
разные определения, подчеркивающие те
или иные характерные черты данной
ответственности, полного и исчерпывающего
определения понятия
Думается, что с учетом
имеющихся мнений можно выделить
основные характерные черты
Во-первых, административная
ответственность урегулирована
большим количеством
Во-вторых, с юридической точки зрения основанием административной ответственности является состав административного правонарушения, то есть совокупность элементов, характеризующих общественную опасность поступка.[2.2, С.33]
В-третьих, по смыслу нормативных положений КРФ об АП субъектами административной ответственности являются физические и юридические лица, подлежащие административным наказаниям по перечню ст. 3.2 КРФ об АП
В-четвёртых, санкции (то есть меры юридической ответственности за правонарушения), предусмотренные за административные правонарушения, - административные наказания. Правоограничения, связанные с применением мер административной ответственности, менее суровы для лица.
В-пятых, административные наказания применяются весьма широким кругом уполномоченных органов и должностных лиц исполнительной власти, местного самоуправления, а также судами (судьями).
В-шестых, установленные
законодательством РФ административные
наказания назначаются
В-седьмых, процедура применения мер административной ответственности более оперативна, нежели, например, в уголовном процессе.
Таким образом, административную
ответственность можно
Применительно к предмету исследования важным представляется рассмотрение вопроса о физических лицах как субъектах административной ответственности. Так, в соответствии со ст. 2.3 КРФ об АП административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет. Однако ч. 2 ст. 2.3 КРФ об АП устанавливает, что лицо в возрасте от 16 до 18 лет, совершившее административное правонарушение, с учетом конкретных обстоятельств дела и данных о нем комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.
Вследствие имеющихся
особенностей административно-
Особенностью применения административно-принудительных мер к несовершеннолетним является то, что, с одной стороны, характер и сила их воздействия должны соизмеряться с потребностями административно-юрисдикционной защиты соответствующих общественных отношений, а с другой - поощрять процесс изменения поведения, помогая подростку почувствовать ответственность за свои поступки и понять, как они отражаются на других. Это обусловлено тем, что «поведение молодых людей, которое не соответствует общим социальным нормам и ценностям, во многих случаях связано с процессом их роста и, как правило, самопроизвольно изменяется по мере взросления».
Теперь необходимо остановиться
на определении понятия
Существующие в настоящее время негативные тенденции неэффективности административно-правовых санкций, применяемых в отношении несовершеннолетних правонарушителей, обусловлены, на наш взгляд, следующими факторами. Во-первых, отсутствует воспитательный эффект наказания за административное правонарушение. Объективно это вызвано тем, что воспитание не закреплено в законодательстве в качестве цели административной ответственности, а также нигде не отражена сформулированная шкала ценностей подростков в силу несформированности их взглядов и нестабильности общественных процессов. Во-вторых, исследование мер воздействия, применяемых в отношении несовершеннолетних правонарушителей, позволяет сделать неутешительный вывод о том, что из восьми видов административных наказаний, указанных в КоАП РФ, к несовершеннолетним, как правило, применяются только два (предупреждение и административный штраф), причем штраф выплачивается не самим подростком, а его родителями (законными представителями), тем самым частнопревентивная цель наказания не достигается; а другие меры воздействия носят преимущественно моральный характер, что также не способствует глубокому осознанию вины перед обществом за содеянное. По мнению сотрудников органов внутренних дел, меры воздействия на несовершеннолетних правонарушителей, предусмотренные действующим законодательством, в большинстве случаев неэффективны, либо эффективны, но не во всех случаях.
На основании вышеизложенного,
представляется, что административная
ответственность
Обоснованность существования
особого вида ответственности - административной
ответственности
1) нормативном, то есть системе норм, регулирующих ее;
2) фактическом, то есть
деянии конкретного субъекта, нарушающем
правовые предписания,
З) процессуальном, то есть акте компетентного субъекта о наложении конкретного наказания за конкретное административное правонарушение.[2.5, С.25]
Применительно к исследуемой категории субъектов следует отметить некоторые особенности их административно-правового статуса.
Определенный уровень развития приобретается с возрастом, малолетний же ребенок еще не осознает социальные ценности, а нередко не понимает и фактического значения своих действий, он не способен проследить развитие причинных связей между своими действиями и последующими явлениями. Только воспитательное воздействие взрослых, контакты со сверстниками, собственный жизненный опыт позволяют ребенку приобрести знания, необходимые для нормальной жизни в обществе.
Наступление административной ответственности возможно только для лиц, которые осознают фактический характер своих действий (бездействия) и понимают их социальное значение. В цивилизованных государствах при определении административной ответственности несовершеннолетних большое значение имеет применение принципа гуманизма. Это означает, что даже в тех случаях, когда несовершеннолетний сознает, что его поведение причиняет вред охраняемым общественным отношениям, и понимает, что он совершает административное правонарушение, привлечение к административной ответственности может не последовать, если совершенное правонарушение не представляет общественной опасности, малозначительно или имеются другие обстоятельства, при наличии которых вместо административного наказания применяются другие меры воздействия. Поэтому достижение определенного возраста - не единственное условие возможного привлечения несовершеннолетнего к административной ответственности. Необходимо также, чтобы совершенное деяние было осознаваемо несовершеннолетними как антиобщественное, противоправное, виновное, наказуемое административное правонарушение.
В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации на территории России действуют общепризнанные принципы и нормы международного права, направленные на предупреждение противоправного поведения детей и подростков. [1.1]
С учетом норм международного
права и общих принципов
Важным этапом стало принятие Указа Президента Российской Федерации «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [1.21]от 6 сентября 1993 года № 1338. Данный нормативный акт заложил основу для развития российского законодательства о профилактике правонарушений и защите прав несовершеннолетних и предусматривал создание государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Впоследствии общественные отношения в данной сфере стали регулировать правовые нормы, содержащиеся в Федеральных законах «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 года № 159-Ф3, «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ.
К правовым актам, содержащим нормы, регламентирующие применение мер административной ответственности к несовершеннолетним, относятся:
1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КРФ об АП) [1.22], который является основным федеральным нормативным правовым актом сводного характера (кодификационным актом) в административном праве и нормы которого распространяются как на физических, так и на юридических лиц, а также законы субъектов РФ об административных правонарушениях. Анализ действующих нормативно-правовых актов позволяет сделать вывод о том, что законодатель занимает однозначную позицию в оценке возраста и возможности привлечения лица, достигшего 16-летнего возраста, к ответственности за административные правонарушения. 2. Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ, в котором впервые с учетом международного опыта заложены новые подходы решения проблем борьбы с подростковой преступностью на государственном уровне. Существовавшая ранее система предупреждения преступности несовершеннолетних должна быть заменена на защитно-охранную, представленную комплексом мер медико-психологической, социально-психологической, социально-правовой, педагогической помощи и поддержки семье, детям и подросткам[1.23]. 3. Законом Российской Федерации «О полиции» от 2011. 4. Важным правовым документом в этой области является также Положение о комиссиях по делам несовершеннолетних. 5. Среди нормативных документов, составляющих основу деятельности полиции по предупреждению правонарушений несовершеннолетних, особого внимания заслуживает Наставление о порядке взаимодействия сотрудников подразделений криминальной полиции, отдела ООУУП и ПДН, следствия, дознания и дежурных частей органов внутренних дел по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав и законных интересов, утвержденное приказом МВД России от 13 мая 2003 года № 323. 6. Нормативную основу деятельности полиции, кроме перечисленных выше правовых актов, составляют Наставления и Инструкции, регламентирующие функциональные обязанности сотрудников отдельных подразделений и служб полиции. Так, Инструкция об организации работы участкового уполномоченного полиции, утвержденная приказом МВД РФ от 16 сентября 2002 года № 900, устанавливает обязанности участкового уполномоченного полиции по предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений, совершаемых, в том числе, и несовершеннолетними. 7. Особое место среди правовых актов занимает Инструкция по организации работы подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, утвержденная приказом МВД России № 569 от 26 мая 2000 г., а также Инструкция по организации работы центров временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел, утвержденная приказом МВД России № 215 от 2 апреля 2004 года.