Особенности производства по уголовным делам в отношении отдельных лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 15:17, контрольная работа

Краткое описание

Одним из приоритетных направлений развития правовой системы России на современном этапе является возведение в ранг высшей социальной ценности прав, свобод и законных интересов человека. В связи с этим в российском законодательстве новое развитие получили отдельные правовые институты, гарантирующие права личности. В уголовном судопроизводстве к числу таких институтов относится совокупность правовых норм, определяющих исключительное право не подчиняться некоторым общим положениям закона, предоставленное для отдельной категории лиц.

Содержание

Введение.

1. Общие правила производства в отношении отдельных категорий лиц.

2. Порядок производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц.

Заключение.
Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

контроша.doc

— 700.50 Кб (Скачать файл)
  1. Решение о возбуждении уголовного дела в отношении прокурора либо о привлечении его в качестве обвиняемого, если уголовное дело было возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения преступления, принимается вышестоящим прокурором с согласия судьи районного суда по месту совершения деяния, содержащего признаки преступления (п. 10 ч. 1 ст. 448 УПК). При возникновении вопросов, связанных с установлением места совершения деяния, необходимо ориентироваться на общие правила, определяющие территориальную подсудность. В частности, если преступление было начато в месте, на которое распространяется юрисдикция одного суда, а окончено в месте, на которое распространяется юрисдикция другого суда, то данное уголовное дело подсудно суду по месту окончания преступления. Если преступления совершены в разных местах, то уголовное дело рассматривается судом, юрисдикция которого распространяется на то место, где совершено большинство расследованных по данному уголовному делу преступлений или совершено наиболее тяжкое из них (ст. 32 УПК). Кроме того, необходимо помнить и о возможности территориальной подсудности уголовных дел (ст. 35 УПК).
  2. Прокурор, задержанный по подозрению в совершении преступления в порядке, установленном ст. 91, 92 УПК, за исключением случаев задержания на месте преступления, должен быть освобожден немедленно после установления его личности (ст. 449 УПК).

Особенности производства по уголовным делам в отношении депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Решение о возбуждении в отношении  такого должностного лица уголовного дела либо о привлечении его в  качестве обвиняемого, если уголовное дело было возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения преступления, принимается прокурором субъекта Российской Федерации на основании заключения коллегии, состоящей из трех судей Верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа (п. 9 ч. 1 ст. 448 УПК). Законодатель не включил депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации в перечень задержанных по подозрению в совершении преступления лиц, подлежащих немедленному освобождению после установления личности (ст. 449 УПК).

Особенности производства по уголовным делам  в отношении Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий (экс-президента).

  1. Решение о возбуждении уголовного дела в отношении этого лица либо о привлечении его в качестве обвиняемого, если уголовное дело было возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения преступления, принимается Генеральным прокурором Российской Федерации (п. 8 ч. 1 ст. 448 УПК).

Особенности производства по уголовным делам  в отношении судьи Конституционного суда Российской Федерации, судьи Верховного суда Российской Федерации, Высшего  арбитражного суда Российской Федерации, верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа, федерального арбитражного суда, окружного (флотского) военного суда, в отношении иных судей, а также присяжных и арбитражных заседателей в период осуществления ими правосудия.

Решение о возбуждении уголовного дела в  отношении судьи либо о привлечении  его в качестве обвиняемого, если уголовное дело было возбуждено в  отношении других лиц или по факту совершения преступления, принимается Генеральным прокурором Российской Федерации на основании судебного заключения (коллегии из трёх судей соответствующего суда) о наличии в действиях судьи признаков преступления и с согласия соответствующего судебного органа или квалификационной коллегии судей (п. 3, 4, 5 ч. 1 ст. 448 УПК). Аналогичным образом должен решаться вопрос о возбуждении уголовного дела или привлечении к уголовной ответственности присяжного или арбитражного заседателя в период осуществления ими правосудия в судах соответствующего уровня.

Особенности производства по уголовным делам  в отношении члена Совета Федерации  и депутата Государственной Думы.

  1. Решение о возбуждении уголовного дела в отношении названных лиц либо о привлечении их в качестве обвиняемого, если уголовное дело было возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения преступления, принимается Генеральным прокурором Российской Федерации на основании заключения коллегии, состоящей из трех судей Верховного суда Российской Федерации, о наличии в действиях члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы признаков преступления и с согласия соответственно Совета Федерации или Государственной Думы (п. 1 ч. 1 ст. 448 УПК).
  2. Согласно ст. 449 УПК член Совета Федерации и депутат Государственной Думы, задержанные по подозрению в совершении преступления в порядке, установленном ст. ст. 91, 92 УПК, за исключением случаев задержания на месте преступления, должны быть освобождены немедленно после установления их личности.
  3. Судебное решение об избрании в отношении члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы в качестве меры пресечения заключения под стражу или о производстве обыска исполняется с согласия соответственно Совета Федерации или Государственной Думы (ч. 3 ст. 450 УПК).
  4. При рассмотрении вопроса о даче согласия на возбуждение уголовного дела в отношении члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы либо на привлечение его в качестве обвиняемого, если уголовное дело было возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения преступления, Совет Федерации или Государственная Дума соответственно, установив, что производство указанных процессуальных действий обусловлено высказанным им мнением или выраженной им позицией при голосовании в Совете Федерации или Государственной Думе соответственно или связанно с другими законными действиями, соответствующими статусу члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы, отказывает в даче согласия на лишение данного лица неприкосновенности. Такой отказ является обстоятельством, исключающим производство по делу в отношении члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы (ч. 4 ст. 448 УПК РФ).
  5. Уголовное дело в отношении члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы по его ходатайству, заявленному до начала судебного разбирательства, рассматривается Верховным судом Российской Федерации (ст. 452 УПК).

Заключение

 

В главе 52 УПК законодателем впервые  предпринята попытка упорядочить  процедуру привлечения к уголовной  ответственности отдельных категорий  лиц, обладающих иммунитетами. С учетом ряда обстоятельств данный труд был не из легких. Возможно, этим объясняется наличие некоторых шероховатостей в применении законодательной техники, определенная доля непоследовательности правового регулирования, неоднозначность нормативных предписаний. При отсутствии практики применения закона не просто формулировать и рекомендации, могущие оказать помощь в осуществлении производства по делу. К тому же очень часто поднимается вопрос о соблюдении конституционных принципов, в частности принципа равенства всех перед законом и судом. Многие считают, что наделение отдельной категории лиц иммунитетом и применение в отношении них особого порядка уголовного производства является ущемлением прав остальных граждан. Бесспорно одно – закон принят, и он должен исполняться.

 

 

Список литературы

 

1.Конституция Российской Федерации.

2.Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18.12.2001 N 174-ФЗ (в ред. Федерального закона от 01.06.2005 N 54-ФЗ).

                 3.Карасев М.Н. О государственно-правовой ответственности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации // Журнал российского права. – 2000. – №7.

4.Кибальник А. Иммунитеты как основание освобождения от уголовной ответственности // Российская юстиция. – 2000. – №8.

5.Малько А.В. Правовые иммунитеты // Правоведение. – 2000. – №6.

6.Морозова Л.А. Проблема правовой ответственности государства, его органов и служащих // Гос-во и право. – 2000. – №3, 4.

7.Шургина Е.С. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления // Российский юридический журнал. – 2001. – №1.

8.http://www.jurist-education.ru/kurs-lektsiy-ugolovniy-protsess/osobennosti-proizvodstva-po-ugolovnim-delam-v-otnoshenii-otdelnich-kategoriy-lits


Информация о работе Особенности производства по уголовным делам в отношении отдельных лиц