Правовые основы организации и деятельности прокуратуры в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 22:51, контрольная работа

Краткое описание

В соответствии со ст. 125 Конституции перед Генеральным прокурором Республики Беларусь и подчиненными ему прокурорами поставлена задача осуществления надзора за точным и единообразным исполнением законов, декретов, указов и иных нормативных правовых актов министерствами и другими подведомственными Совету Министров органами, предприятиями, организациями и учреждениями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами.

Содержание

1. Правовые основы организации и деятельности прокуратуры в Республике
Беларусь.............................................................................................................3
Список использованной литературы................................................................9

Вложенные файлы: 1 файл

Правовые основы организации и деятельности прокуратуры Республики Беларусь.docx

— 24.76 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

1. Правовые основы организации и деятельности прокуратуры в Республике

Беларусь.............................................................................................................3

Список использованной литературы................................................................9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОКУРАТУРЫ В РЕСПУБЛИКЕ

БЕЛАРУСЬ

 

В соответствии со ст. 125 Конституции перед Генеральным прокурором Республики Беларусь и подчиненными ему прокурорами поставлена задача осуществления надзора за точным и единообразным исполнением законов, декретов, указов и иных нормативных правовых актов министерствами и другими подведомственными Совету Министров органами, предприятиями, организациями и учреждениями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами. Прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов при расследовании преступлений, соответствием закону судебных решений по гражданским, уголовным делам и делам об административных правонарушениях, в случаях, предусмотренных законом, проводит предварительное следствие, поддерживает государственное обвинение в судах.

Эта задача, сформулированная в Конституции Республики Беларусь, охватывает в целом деятельность органов прокуратуры по основным ее направлениям. Реализуя свои полномочия по осуществлению надзора за точным и единообразным исполнением законов, органы прокуратуры (прокурор) следят за тем, чтобы все перечисленные органы государственной власти и управления, общественные формирования, организации, должностные лица и граждане действовали на основе законности, обеспечивали в соответствии с предоставленными им правами и возложенными на них обязанностями охрану правопорядка, интересов общества, прав и свобод граждан, соблюдение требований государственной и трудовой дисциплины.

Задачи органов прокуратуры по осуществлению надзора за точным и единообразным исполнением законов конкретизирует Закон о прокуратуре. В соответствии с этим Законом деятельность прокуратуры направлена на обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод граждан, а также охраняемых законом общественных и государственных интересов. В целях выполнения этих задач прокуратура осуществляет надзор за:

- точным и единообразным  исполнением законов, декретов, указов  и иных нормативных правовых  актов республиканскими органами  государственного управления и  иными государственными организациями, подчиненными Совету Министров Республики Беларусь, местными представительными, исполнительными и распорядительными органами, общественными объединениями, религиозными организациями и другими организациями, должностными лицами и иными гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями (далее - надзор за исполнением законодательства);

- исполнением законодательства  при осуществлении оперативно-розыскной деятельности;

- исполнением закона в  ходе досудебного производства, при производстве предварительного следствия и дознания;

- соответствием закону  судебных постановлений, а также  за соблюдением законодательства при их исполнении;

- соблюдением законодательства  при исполнении наказания и  иных мер уголовной ответственности, а также мер принудительного характера.

Прокуратура осуществляет расследование преступлений в случаях, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Республики Беларусь.

Прокуроры принимают участие в рассмотрении судами дел об административных правонарушениях, гражданских дел, хозяйственных (экономических) споров, поддерживают государственное обвинение по уголовным делам в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством.

Прокуратура координирует правоохранительную деятельность государственных органов по борьбе с преступностью, в том числе коррупцией, а также деятельность организаций, участвующих в борьбе с преступностью.

По своей сущности прокурорский надзор как специфический вид государственной деятельности един. Это единство обусловлено едиными для всей системы прокуратуры Республики Беларусь целями, единством системы прокуратуры, единством правовой базы деятельности прокуратуры. Однако в самом процессе прокурорского надзора имеются существенные различия. Эти различия в осуществлении единого прокурорского надзора порождены особенностями законодательства, за исполнением которого осуществляется надзор, и особенностями, различием субъектов, исполняющих это законодательство, и вследствие этого – различием в полномочиях прокуроров.

Задачи и направления деятельности прокуратуры можно классифицировать по четырем группам.

К первой группе относятся направления:

- общий надзор (надзор  за исполнением законов органами  государственного управления, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами);

- надзор за исполнением  законов органами, осуществляющими  дознание, предварительное следствие  и оперативно-розыскную деятельность;

- надзор за исполнением  законов при рассмотрении дел судами;

- надзор за соблюдением  законов в местах содержания  задержанных, в местах предварительного  заключения, при исполнении наказаний  и иных мер принудительного характера, назначаемых судом.

Ко второй группе относятся направления:

- борьба с нарушениями  законов, определяющих права, свободы  и охраняемые законом интересы личности;

- борьба с преступностью  и другими правонарушениями, расследование  преступлений, привлечение к уголовной  ответственности лиц, совершивших  преступления, обеспечение неотвратимости  ответственности за преступные  деяния (действия или бездействия).

К третьей группе относится следующее направление:

- разработка совместно  с другими государственными органами  мер по предупреждению преступлений  и иных правонарушений или  координация деятельности правоохранительных  органов по борьбе с преступностью и правонарушениями.

К четвертой группе относятся направления:

- участие в совершенствовании  законодательства и пропаганде законов;

- работа по повышению  уровня культуры граждан и  воспитанию у них законопослушания.

Важным элементом в деятельности органов прокуратуры являются принципы положенные в основу организации и деятельности прокуратуры. Под принципами понимаются основополагающие начала, определяющие сущность и предназначение прокурорской системы.

Принципы организации и деятельности прокуратуры могут быть классифицированы по различным основаниям.

В зависимости от уровня их можно подразделить на два вида:

1) конституционные;

2) отраслевые.

По предметной направленности:

1) общие (базовые);

2) индивидуальные (характерные  только для прокуратуры).

Основные принципы организации и деятельности закреплены в ст. 126 Конституции Республики Беларусь и ст. 5 Закона о прокуратуре:

– принцип единства прокурорской системы;

– ее централизация и как одно из проявлений – подчиненность нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Республики Беларусь. Ряд принципов имеют универсальный характер, так как на них базируется как организация построения системы органов прокуратуры, так и сама их деятельность. Некоторые же принципы носят характер специфический, будучи основанием либо организации построения системы органов прокуратуры, либо их деятельности[1,с.432].

Закрепленные в Законе о прокуратуре принципы организации и деятельности органов прокуратуры носят общеобязательный характер. Чтобы глубже понять назначение каждого из перечисленных выше принципов организации и деятельности прокуратуры, необходимо подробнее остановиться на содержании каждого из них.

Принципы единства и централизации органов прокуратуры

Принцип единства означает, что все территориальные и специализированные прокуратуры, действующие в Республике Беларусь, составляют единую систему. Поэтому создание и деятельность на ее территории органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры Республики Беларусь, не допускаются.

Принцип законности. Осуществление прокурорами полномочий в соответствии с Конституцией Республики Беларусь и другими законами

При выполнении своих полномочий по надзору за исполнением законов прокуратура действует на основе законности, в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, другими законами страны.

Принцип законности заключается в том, что вся деятельность прокуроров должна осуществляться на основе закона и в точном соответствии с ним, при строжайшем соблюдении всеми лицами, осуществляющими прокурорский надзор, правовых норм, регулирующих их деятельность и подлежащих применению в процессе осуществления прокурорского надзора.

 Принцип независимости  в деятельности прокуратуры

 

Принцип независимости органов прокуратуры состоит в том, что все свои функциональные решения и действия (по осуществлению надзора, расследованию преступлений и др.) каждый прокурор и следователь осуществляют только на основе закона, своего внутреннего убеждения и материалов проверок и расследований, проведенных в соответствии с требованиями полноты, всесторонности и объективности. Согласно ст. 8 Закона о прокуратуре прокурор при осуществлении своих полномочий независим. Какое-либо вмешательство в его деятельность недопустимо и влечет за собой установленную законодательными актами ответственность. Деятельность прокуратуры осуществляется на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим прокурорам, в том числе Генеральному прокурору Республики Беларусь. Прокурорские работники не могут быть членами политических партий и иных общественных объединений, преследующих политические цели.

Принцип равенства всех граждан перед законом

Согласно ст. 22 Конституции все равны перед законом и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов.

Прокурор принимает предусмотренные Законом о прокуратуре меры по пресечению нарушений законодательства от кого бы эти нарушения ни исходили, привлечению к ответственности лиц, их совершивших, восстановлению нарушенных прав и законных интересов граждан и юридических лиц.

Прокурор осуществляет надзор за соблюдением гарантированных государством прав и свобод граждан, закрепленных в Конституции Республики Беларусь, законодательных актах, и предусмотренных международными обязательствами Республики Беларусь, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, гражданства, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к политическим партиям и другим общественным объединениям, а также от иных обстоятельств.

Принцип взаимодействия органов прокуратуры с другими правоохранительными органами в деле укрепления законности и правопорядка

В условиях расширяющихся гласности и демократии органы прокуратуры, как и другие государственные органы, в том числе правоохранительные, не могут работать изолированно от общественности, ее органов, трудовых коллективов.

 

Практика подтверждает, что прокурор не сможет успешно выполнить возложенные на него обязанности по укреплению законности и правопорядка, если не будет координировать свою деятельность с местными органами государственной власти и управления, общественными объединениями и трудовыми коллективами, опираться на активную помощь граждан в деле укрепления законности и правопорядка.

Принцип гласности в деятельности органов прокуратуры

Принцип гласности в действующем Законе о прокуратуре закреплен следующим образом: прокурорский работник действует гласно и открыто в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства о защите прав и законных интересов граждан и организаций, а также законодательства о защите государственных секретов и иной охраняемой законом тайны. Не допускаются разглашение прокурорским работником сведений, относящихся к личной жизни гражданина, унижающих его честь и достоинство или способных причинить вред его правам, законным интересам или деловой репутации, а равно разглашение сведений, относящихся к деятельности организации, индивидуального предпринимателя, могущих причинить вред их правам, законным интересам или деловой репутации, если иное не предусмотрено законодательными актами. Гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель, или организация, полагающие, что решением (действиями) прокурора ущемлены их права или законные интересы, вправе обжаловать его (их) вышестоящему прокурору и (или) в суд.

Принцип обязательности исполнения требований прокурора

Требования прокурора, вытекающие из его полномочий и предъявленные в соответствии с законодательными актами, подлежат исполнению в установленный срок всеми организациями, должностными лицами и иными гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями. При этом информация, истребуемая прокурором, предоставляется безвозмездно[4,с.321].

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1 . Кеник А.А. Прокурорский  надзор/А.А. Кеник. – Минск: Амалфея, 2008 г. – 576 с.

2. Конституция  Республики Беларусь 1994 года (с изменениями  и дополнениями, принятыми на  республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск : Амалфея, 2005. – 48 с.

Информация о работе Правовые основы организации и деятельности прокуратуры в Республике Беларусь