Преступление и наказание по Русской Правде

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 20:32, контрольная работа

Краткое описание

Русская Правда, отличающаяся от других памятников 1-й половины 2-го периода чисто русским характером, хотя в ней и есть несколько статей не русского происхождения (из Судного Закона), но они переделаны на русский лад, свидетельствует о юридических верованиях, какими жило русское общество в то время; это главный источник, по которому мы изучаем древнерусское право - первый свод законов Руси, который включает в себя и обычное право, и право византийских источников, и законотворческую деятельность русских князей.
На различных этапах существования Российского государства понятию преступного уделялось пристальное внимание, актуально это и сегодня, поскольку в настоящее время понятие преступления является одним из ключевых категорий уголовного права. Действительно, без него невозможно дать ответ на то, какие деяния незаконны, какие преступные действия более опасны для общества, какие менее. На это понятие опирается законодатель, устанавливая санкции за различные виды преступлений

Содержание

Введение …………………………………………………… 3
Общая характеристика Русской Правды ……………... 5
Понятие и виды преступлений …………………….….. 7
Система наказаний ………………………………….…. 10
Заключение …………………………………………….….. 12
Библиографический список ……………………..……...... 13

Вложенные файлы: 1 файл

1 --- Контрольная по ИОГП.docx

— 65.60 Кб (Скачать файл)

 

Министерство  образования и науки РФ

федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Московская государственная  юридическая академия

имени О.Е. Кутафина»

 

 

 

 

Кафедра истории государства и права

 

 

______________________________

 

«Преступление и наказание по Русской Правде»

 

 

Контрольная работа

студентки   группы,   курса

Юридического  заочного института

заочной (ГВД) формы обучения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва

2013

 

Содержание

Введение   ……………………………………………………   3

    1. Общая характеристика Русской Правды   ……………...   5
    2. Понятие и виды преступлений  …………………….…..   7
    3. Система наказаний   ………………………………….….   10

Заключение  …………………………………………….…..  12

Библиографический список   ……………………..……......   13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Русская Правда, отличающаяся от других памятников 1-й половины 2-го периода чисто русским характером, хотя в ней и есть несколько статей не русского происхождения (из Судного Закона), но они переделаны на русский лад, свидетельствует о юридических верованиях, какими жило русское общество в то время; это главный источник, по которому мы изучаем древнерусское право - первый свод законов Руси, который включает в себя и обычное право, и право византийских источников, и законотворческую деятельность русских князей.

На различных этапах существования  Российского государства понятию  преступного уделялось пристальное  внимание, актуально это и сегодня, поскольку в настоящее время понятие преступления является одним из ключевых категорий уголовного права. Действительно, без него невозможно дать ответ на то, какие деяния незаконны, какие преступные действия более опасны для общества, какие менее. На это понятие опирается законодатель, устанавливая санкции за различные виды преступлений. И для получения объективных знаний по данному вопросу обратимся к первоисточникам древнерусского права.

Принято считать, что первая попытка определить преступное была сделана в Русской Правде (X в.), поэтому в данной работе мы рассмотрим нормы о преступлениях и наказаниях, содержащиеся в данном памятнике древнерусского права.

Целью работы является исследование таких категорий, как преступление и наказание на основе Русской Правды, для достижения которой рассмотрим понятие и виды преступлений и наказаний.

Освещение вопросов темы работы мы проведем на основе использования текста документов и исторической литературы.

Так, в ходе написания  работы были использованы документы из книг «Российское законодательство X – XX веков. Законодательство Древней Руси», «Отечественное законодательство XI – XX веков» Чистякова О. И. Эти сборники документов содержат полные тексты памятников права Древней Руси.

Существенное значение при написании работы имеет монография «История государства и права России» И. А. Исаева, которая содержит наиболее четкое и полное описание Русской Правды как древнейшего источника права.

Таким образом, детальное изучение литературы по истории отечественного государства и права позволит нам наиболее полным образом раскрыть виды преступлений и наказаний по Русской Правде.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Общая характеристика Русской Правды.

«Русской Правдой» называется ряд сборников, составленных частными лицами из княжеских уставов, обычного права и частью - византийских источников».1 Являясь наиболее крупным памятником древнерусского права, она была обнаружена во множестве списках и редакций. Многое здесь неясно, и процесс исследования этого рукописного памятника продолжается до сих пор.

По мнению историка Ключевского  «Русская Правда не была произведением  княжеской законодательной власти; но она не осталась и частным юридическим сборником, получила обязательное действие как законодательный свод в одной части русского общества: именно в той, на которую простиралась церковная юрисдикция по нецерковным делам, и в таком обязательном значении признаваема была самой княжеской властью… Русская Правда есть памятник собственно древнерусской кодификации, а не древнерусского законодательства. Это был судебник, назначенный для суда над церковными людьми по нецерковным делам. Ему предстояло черпать нормы из источников двоякого рода, церковных и нецерковных».2

Составлялась Русская Правда на протяжении длительного времени (в  ХI-ХII вв.), но отдельные ее статьи уходят в языческую старину. Впервые ее текст был обнаружен В. Н. Татищевым в 1738 г. До наших дней дошло более ста списков Русской Правды, которую традиционно представляют в трех основных редакциях: Краткой, Пространной и Сокращенной (обозначаются в литературе соответственно как КП, ПП и СП). Эти редакции создавались в разное время и поэтому помогают изучать социально-экономические и политические отношения раннефеодального государства в динамике. Древнейшей редакцией, подготовленной не позднее 1054 года, является Краткая Правда, которую И. А. Исаев в своем учебнике разделяет на Правду Ярослава (ст. 1-18), Правду Ярославичей (ст. 19-41), Покона Вирного (ст. 42) и Урока Мостников (ст. 43). Временем возникновения Правды Ярослава считают 10-30-е годы XI в., а Правды Ярославичей - 50-60-е годы XI в. Источником Правды Ярослава является обычное право, в то время как Правда Ярославичей, кроме норм обычного права, основывается на законодательстве и судебной практике князей. Пространная Правда, получившая широкое распространение на Руси в качестве сборника относительно развитого феодального права, возникла не ранее 1113 г. и связана с именем Владимира Мономаха. Она разделяется на Суд Ярослава (ст. 1-52) и Устав Владимира Мономаха (ст. 53-121). Источниками данной Правды были главным образом законодательство и судебная практика князей. Сокращенная редакция появилась в середине XV века из переработанной Пространной редакции.


Содержание Русской Правды дает представление о характере  и устройстве феодальной вотчины, о  жизни свободного и феодально-зависимого населения, о государственном строе  Древней Руси, суде, преступлениях и наказаниях, о наследовании, договорах и т. д. Для нас наибольший интерес представляют положения о преступлениях и наказаниях Древнерусского государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие и виды преступлений

      Уголовное  право как совокупность норм, представляющих собой обособившуюся  отрасль права, сформировалось  на стадии позднего феодализма  и продолжало развиваться в буржуазный период, поэтому для более раннего времени правильнее говорить об уголовном  законодательстве, в центре которого стоят две категории – преступление и наказание. В Х-ХV вв. такие понятия как: вина, соучастие, подготовка к совершению преступления, находились в зачаточном состоянии и на протяжении ХVI-ХVII вв. формировались постепенно. Лишь в Уложении 1649 г. они находят более или менее полное отражение.

В арабских источниках, летописях, договорах Руси с Византией имеется  достаточно сведений о караемых государством криминальных посягательствах в  IХ-Х вв. Речь идет о кражах, убийствах, побоях и т. д., но они не характеризуются какими-либо особыми терминами. Преступные действия в летописях именуются злыми делами. Главный элемент преступного действия - наказуемость. В качестве объекта нарушения могли выступать государственный закон, обычаи, религиозно-нравственные установления. В литературе принято считать, что первая попытка определить преступное сделана в Русской Правде, где нанесение какого-либо материального, физического или морального ущерба отдельному лицу или лицам именуется «обидой». Уголовное правонарушение не отграничивалось в законе от гражданско-правового.

Объектами преступления были личность и имущество. Объективная сторона преступления была ещё недостаточно выражена в нормах Русской Правды, известны лишь покушение на преступление (вынул меч, но не ударил – ст. 9 КП, ст. 24 ПП) и оконченное преступление (вынул меч и ударил – ст. 30 ПП). Русская Правда знает понятие соучастия (ст. 31, 40 КП, ст. 41-43 ПП), но еще не разделяет соучастников в преступлении (подстрекатель, исполнитель, укрыватель и т. д.). Уже существует представление о превышении пределов необходимой обороны (если вора убьют после его задержания (ст. 40 ПП), когда непосредственная опасность в его действиях уже отпала). К смягчающим обстоятельствам относилось состояние опьянения преступника, к отягчающим - корыстный умысел. Законодатель знал понятие рецидива, повторности преступления (в случае конокрадства).

В уголовном праве особенно ярко проявляется классовая природа  феодального права, открыто встающего  на защиту господствующего класса и  пренебрегающего интересами трудящихся. Так, субъектами преступления являлись феодалы, городские люди и феодально-зависимые крестьяне, холопы же таковыми не являлись, и за свои поступки иногда наказание было более жестким, нежели другим членам общества. Так, по ст. 65, раба, ударившего свободного мужа, можно было убить, а отсутствие имущества делало невозможным для них уплату денежных штрафов, поэтому за действия холопа отвечал хозяин, и наказание за совершение преступления было делом уже не государства, а феодала. Русская Правда еще не знает возрастного ограничения уголовной ответственности, понятия невменяемости.

Русская Правда различает  ответственность в зависимости  от субъективной стороны преступления. В ней нет различия между умыслом  и неосторожностью, но различают  прямой и косвенный умыслы. Это отмечается при ответственности за убийство: убийство в разбое карается высшей мерой наказания - потоком и разграблением, убийство же в «сваде» (драке) - только вирой.

 Четкого разграничения  мотивов преступления и понятия  виновности еще не существовало.

Русская Правда знает лишь два рода преступлений - против личности и имущественные. В ней нет ни государственных, ни должностных, ни иных родов, однако каждый из них включает в себя довольно разнообразные виды преступлений.

Из преступлений против личности наибольшее внимание уделялось убийству. Русская Правда различала два вида убийства: в ссоре (на пиру) (ст.6 ПП) и в разбое (ст. 7 ПП), за которое устанавливалось самое тяжкое наказание - поток и разграбление.

Другой вид преступления составляло причинение телесных повреждений: нанесение ран, отсечение руки, ноги, лишение глаза, нанесение побоев. Эти преступления влекли за собой уплату определенного штрафа князю и так называемого «урока» в пользу пострадавшего.

Среди преступлений против личности также следует отметить побои, оскорбление действием (вырывание бороды, усов, толкание), что влекло за собой большой штраф - 12 гривен (ст. 67 ПП).

Имущественные преступления по Русской Правде включали: разбой (неотличимый еще от грабежа), кражу («татьбу»), уничтожение чужого имущества, угон, повреждение межевых знаков, поджог, конокрадство (как особый вид кражи, ст. 13 КП, ст. 35 ПП), злостную неуплату долга и пр. Наиболее подробно регламентировалось понятие «татьба». Известны такие ее виды, как кража из закрытых помещений, конокрадство, кража холопа, сельскохозяйственных продуктов и пр. Закон допускал безнаказанное убийство вора, что толковалось как необходимая оборона (ст. 38 КП, 40 ПП).

О преступлениях против семейных отношений и нравственности, церкви и веры Русская Правда не упоминала. О них довольно подробно говорилось в княжеских церковных уставах. 

 

 

 

 

 

 

 

 

Система наказаний

Главными целями наказания  по «Русской правде» являлись возмездие и возмещение ущерба.

Система наказаний по Русской  правде довольно проста, а сами наказания сравнительно мягкие. В тот период прослеживалось несоответствие между различными видами преступления и назначаемыми мерами наказания. Одна и та же кара могла быть и за тяжкое убийство, и за неосторожное причинение смерти, и за оскорбление словом. Возмездие тогда осуществляла не судебная власть, а сам потерпевший или члены его рода, семьи, и мера наказания всегда зависела от чувства возмущения обиженного и его силы.

Смертная казнь не упоминается  в кодексе, хотя на практике она, несомненно, имела место. Это можно объяснить тем, что законодатель стремился устранить смертную казнь как продолжение кровной мести, и христианская церковь выступала против смертной казни в принципе.

Высшей мерой наказания, как уже отмечалось, был поток и разграбление, назначаемое в трех случаях: убийство в разбое, поджог и конокрадство. Наказание включало конфискацию имущества и выдачу преступника вместе с семьей «головой», т. е. в рабство.

Следующей по тяжести мерой наказания была вира - денежное взыскание за убийство в размере 40 гривен, она могла быть и двойной за убийство наиболее привилегированных лиц. В случаях, когда убийца не был обнаружен, штраф уплачивала община (вервь), на территории которой обнаружили труп убитого. Тогда это наказание называлось дикой (повальной) вирой. Следует заметить, что община в том случае платила за своего члена, если он ранее участвовал в вирных платежах за своих соседей. Интересен факт, что Русская Правда запрещала взыскивать дикие виры за неопознанных убитых и скелеты (ст. 19 ПП), вероятно, кое-кто из феодальных верхов был не против получить лишний уголовный штраф за случайно обнаруженное тело. Другие штрафы за убийство лиц низших слоев общества составляли от 5 до 12 гривен.

До второй половины XI в. в  качестве наказания за убийство применялась  кровная месть. В случае отсутствия мстителей или нежелания родственников мстить за убийство устанавливалось денежное взыскание. По причине дальнейшего обострения классовой борьбы, учитывая интересы феодалов, Правда Ярославичей отменила обычай кровной мести за убийство и ввела штрафы в зависимости от социального положения убитого.

Продажа - самый распространенный штраф размером от 3 до 12гривен, выплачивался в пользу князя за нанесение побоев, посягательства на собственность, оскорбления.

Виры и продажи, шедшие в пользу князя, сопровождались возмещением  ущерба потерпевшему или его семье. Вире сопутствовало головничество, размер которого нам неизвестен, продаже - урок.

Церковь, обладавшая широкой юрисдикцией, иногда применяла византийскую систему наказаний с широко распространенным членовредительством: ослеплением, урезанием носа, ушей и пр. Применяла церковь и денежные штрафы.

Русская Правда ничего не говорит  о лишении свободы. Тюрем в Древней Руси еще не было, применялось заточение в “проруб” (подвал) высокопоставленных лиц, князей, посадников, лиц княжеского окружения. Эта мера являлась временным ограничением свободы. Телесные наказания также применялись, но государство все же отдавало предпочтение штрафам, которые были ведущим и основным видом наказания по Русской Правде, применялись за все виды преступлений и служили источником существенного пополнения государственной казны.

Информация о работе Преступление и наказание по Русской Правде