Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2014 в 19:08, контрольная работа
Принципами уголовного процесса называются основные правовые положения (нормы общего и руководящего значения), определяющие построение всех его стадий, форм и институтов и обеспечивающие выполнение стоящих перед ним задач. Конституция РФ закрепила общеправовые принципы, которые, выражая природу и сущность демократического государства, содержат гарантии прав и свобод человека и гражданина. Эти принципы исходят из признания человека, его прав и свобод высшей ценностью.
Библиотека 5баллов.ru
Соглашение об использовании Материалы данного файла могут быть использованы без ограничений для написания собственных работ с целью последующей сдачи в учебных заведениях. Во всех остальных случаях полное или частичное воспроизведение, размножение или распространение материалов данного файла допускается только с письменного разрешения администрации проекта www.5ballov.ru. Ó РосБизнесКонсалтинг |
Контрольная работа
По Уголовно процессуальному праву на тему Принципы уголовного судопроизводства
Сдавался в Государственном Университете по Землеустройству кафедра правоведения
Преподавателю Сазонов в 2000 году оценка 5
Все вопросы по мылу kostya@mail.ru
Принципы уголовного процесса
Принципами уголовного процесса называются основные правовые положения (нормы общего и руководящего значения), определяющие построение всех его стадий, форм и институтов и обеспечивающие выполнение стоящих перед ним задач. Конституция РФ закрепила общеправовые принципы, которые, выражая природу и сущность демократического государства, содержат гарантии прав и свобод человека и гражданина. Эти принципы исходят из признания человека, его прав и свобод высшей ценностью.
Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (ст. 2 Конституции РФ). Принципы записаны в Конституции Российской Федерации, а часть - в отраслевом законодательстве - УПК и некоторых других законодательных актах. Все принципы неразрывно связаны между собой и образуют единую совокупность правовых начал, одинаково значимых для достижения целей уголовного процесса. Каждый из них определяет такую сторону судопроизводства, без которой невозможно правильное осуществление его задач. Большинство принципов закреплено в Конституции РФ, в отдельных статьях закона в виде особых правовых правил (ст. 22, 25, 48, 49 Конституции РФ). Конституционные принципы включены и в основные положения Уголовно-процессуального кодекса. Действующая Конституция провозгласила Россию демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления (ст. 1). Из этого положения вытекают другие конституционные установления: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина- обязанность государства» (ст. 2). Воплощение этих положений в жизнь означает, что государство и право существуют прежде всего и главным образом для человека, а последнее реально отражает потребности членов общества и защищает и оберегает их.
К системе конституционных принципов, есть основания отнести следующие принципы уголовного процесса: законности; публичности; осуществления правосудия только судом; независимости судей; всеобщего равенства перед законом и судом; неприкосновенности личности и жилища; охраны чести и достоинства личности; презумпции невиновности; обеспечения подозреваемому и обвиняемому права на защиту; всесторонности, полноты и объективности исследования обстоятельств дела; оценки доказательств по внутреннему убеждению; состязательности и равноправия сторон; гласности; непосредственности и устности судебного разбирательства; обеспечения пользования родным языком в ходе судопроизводства; свободы обжалования; участия граждан в уголовном судопроизводстве.
Указанные принципы уголовного процесса в полной мере действуют в стадии судебного разбирательства. На стадии предварительного следствия и дознания некоторые из них не действуют или действуют в ограниченных рамках.
Законность- универсальный, общеправовой принцип, который нашел свое нормативное воплощение в многочисленных статьях действующей Конституции Российской Федерации. Действующая Конституция содержит ряд норм, направленных на обеспечение действия принципа законности в уголовном судопроизводстве (ст. 19, 21, 22, 48-50, п. «о» ст. 71, ст. 120,123 и др.).
Реализуя свои исключительные полномочия как носителя судебной власти, суд осуществляет правосудие на основе закона и в соответствии с законом. Но суд не только сам должен строго соблюдать закон; он еще обязан обеспечить деятельность сторон в соответствии с предоставляемыми им правами и обязанностями.
Применительно к стадии предварительного расследования выполнение требований законности означает точное исполнение законов как субъектами, ответственными за ведение дела (следователем, лицом, производящим дознание, прокурором), так и другими участниками предварительного расследования (подозреваемыми, обвиняемыми, потерпевшими, гражданскими истцами, гражданскими ответчиками, их защитниками и представителями), а также субъектами, осуществляющими ведомственный контроль за соблюдением законов (начальник следственного отдела), прокурорский надзор (прокурор) и судебный контроль (суд).
Для следователей и органов дознания системы МВД России и других ведомств, соблюдение требований законности означает прежде всего обеспечение производства быстрого и полного раскрытия и расследования преступлений, проведение всех необходимых действий по собиранию и исследованию доказательств в строгом соответствии с законом.
Публичность как принцип уголовного процесса означает, что суд, судья, прокурор, следователь, орган дознания обязаны в пределах своей компетенции возбудить уголовное дело в каждом случае обнаружения признаков преступления и принять предусмотренные законом меры к установлению события преступления, лиц, виновных в совершении преступления, и к их наказанию (ст. 3 УПК). Хотя сущность указанного принципа сформулирована в ст. 3 УПК, исходную правовую базу действия указанного принципа можно обнаружить в Конституции Российской Федерации (ст. 2,15,17,18, 46).
Действуя во всех стадиях уголовного процесса, этот принцип получил нормативное выражение не только в ст. 3 УПК. В частности, применительно к досудебным этапам уголовного процесса, он находит воплощение в ст. 5-9, 21, 30, 58, 581, 89-101,108,109, 112, 122. 143 и др. При этом в приведенных и других статьях УПК выражено государственное начало как основа деятельности в сфере уголовного судопроизводства.
В зависимости от характера, форм и задач различных стадий уголовного процесса этот принцип проявляется по-разному. В стадии возбуждения уголовного дела принцип публичности проявляется в том, что компетентные государственные органы (прежде всего органы дознания и следователи) в силу своих обязанностей при наличии признаков преступления обязаны возбудить уголовное дело, не связывая свои действия с усмотрением пострадавшего и других заинтересованных лиц. В ходе расследования следователь и дознаватель обязаны инициативно осуществлять ход расследования; проводить необходимые следственные действия, не ожидая ходатайств об этом обвиняемого, потерпевшего, защитника, других участников уголовного процесса; стремиться к установлению истины по делу.
Независимо от воли участников процесса следователь решает также вопросы: привлечения лица в качестве обвиняемого (ст. 143, 144), признания лица потерпевшим (ст. 53, 136), проведения различных следственных действий и принятия решений.
Правосудие по уголовным, гражданским, административным делам в соответствии с Конституцией Российской Федерации может осуществлять только суд (ст. 118). Применительно к правосудию по уголовным делам Конституция устанавливает, что лицо может быть признано виновным лишь приговором суда (ст. 49). Статья 13 УПК, находящаяся в соответствии с приведенными положениями, указывает на то, что только суд в своем приговоре может признать лицо виновным в совершении преступления, а также подвергнуть его уголовному наказанию. Конституция не только четко определяет исключительные полномочия суда в осуществлении правосудия, но и устанавливает порядок назначения федеральных судов первого и второго звеньев Президентом Российской Федерации, а судей высшего звена по его представлению - Советом Федерации Российской Федерации (п. «е» ст. 83, п. «ж» ст. 102). Необходимо к тому же принять во внимание установление Конституцией РФ правила о несменяемости и неприкосновенности судей (ст. 121,122). Эти и другие положения свидетельствуют о том, что Конституция не только провозгласила самостоятельность судебной власти, но и, как никогда прежде, на высшем законодательном уровне предусмотрела правовые средства обеспечения независимости судей.
Суду предоставлены исключительные полномочия по осуществлению правосудия потому, что ни один другой государственный орган не обладает такими возможностями, как суд, для принятия решения на основе непосредственного, всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела в условиях гласного и устного судебного разбирательства при обеспечении состязательности и равноправия сторон. При осуществлении правосудия по уголовным делам судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону (ст. 120 Конституции). Приведенные положения показывают, почему суду и только суду закон предоставил право признавать лицо виновным и подвергать уголовному наказанию, т. е. осуществлять правосудие по уголовным делам.
Независимость судей- величайший принцип правосудия. Поэтому он получил отражение в законах о судах (ст. 5 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации»; ст. 6 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах»; ст. 5, 13 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»); в процессуальных кодексах (ст. 16 УПК, ст. 7 ГПК, ст. 5 АПК); в Законе РФ «О статусе судей Российской Федерации» (ст. 1, 9, 10). Особо необходимо отметить ст. 120 Конституции, в которой выражена суть принципа независимости судей: «Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону». Корректируя в связи с принятием Конституции РФ Закон о статусе судей, законодатель подчеркнул в ст. 1 (п. 4) этого Закона: «Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российский Федерации и закону. В своей деятельности по осуществлению правосудия они никому не подотчетны».
Значение данного принципа состоит в создании для судей таких условий осуществления их деятельности, при которых они могли бы рассматривать дела и принимать по ним решения на основе Конституции и других федеральных законов, руководствуясь исключительно своим внутренним убеждением. Такая обстановка может быть обеспечена, если суд огражден от какого-либо воздействия, давления на него со стороны. Только в этом случае может быть реальной самостоятельность судебной власти при осуществлении правосудия, на которую со всей определенностью указывает ст. 10 Конституции РФ. Независимость судей является непременным условием отправления правосудия. Независимость- это исключение любого воздействия на судей со стороны других лиц и организаций при рассмотрении судом конкретных дел.
Согласно ч. 1 ст. 19 Конституции РФ все равны перед законом и судом. В части второй указанной статьи приведенное положение раскрыто и конкретизировано. Его сущность состоит в том, что равенство прав и свобод человека и гражданина гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, других обстоятельств.
В такой интерпретации рассматриваемый общеправовой принцип в полной мере распространяется на правосудие и уголовное судопроизводство, действуя не только в судебном разбирательстве, но и на других стадиях уголовного процесса. Следовательно, равенство граждан распространяется на отношения гражданина не только с судом, но и с лицом, производящим дознание, следователем, прокурором. Процессуальное положение гражданина определяется не имущественными, социальными или иными факторами, а тем, субъектом каких прав он является: гражданского истца, потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого, защитника, свидетеля и т. п. Принцип равенства граждан перед законом и судом одновременно связан с положением о едином суде и единстве права. Положение о едином суде означает, что в государстве нет судов, предоставляющих привилегии определенным лицам либо основанных на дискриминации. Установленная Конституцией и Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» судебная система является единой: для всех граждан имеются одни и те же суды.
Положение о единстве права также представляет собой одно из требований подлинного демократизма. Оно означает единство законодательства, применение единой системы права в правосудии. Представляется вполне приемлемым понятие равенства перед законом, согласно которому равенство перед законом состоит в одинаковом применении положений закона ко всем гражданам. При этом имеется в виду наделение их не только соответствующими правами, но и обязанностями, с последующим возложением (при наличии оснований) ответственности. Установленное ст. 19 Конституции РФ положение о равенстве всех перед законом и судом базируется на рекомендациях, содержащихся в ст. 7 и 8 Всеобщей декларации прав человека. Статья 8 названной Декларации оказала влияние на формулировку не только ст. 19, но и ст. 46 Конституции РФ, гарантирующей каждому судебную защиту своих прав и свобод.
Неприкосновенность личности, являясь принципом уголовного процесса, базируется на положениях ст. 22 Конституции РФ.
Сформулированная в соответствии со ст. 9 Международного пакта о гражданских и политических правах и ст. 8 принятой 22 ноября 1991 г. в России Декларации прав и свобод человека и гражданина, ст. 22 Конституции Российской Федерации устанавливает:
1. Каждый имеет право за свободу и личную неприкосновенность.
2. Арест, заключение под стражу
допускаются только по
Неприкосновенность жилища. Статья 25 Конституции РФ четко формулирует не только смысл принципа неприкосновенности, но и условия отступления от него: «Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения». Для проникновения в жилище для производства других действий, не разрешенных федеральным законом, необходимо получить согласие проживающих в жилище лиц или разрешение суда.